По истории «О Дне народного единства»

Эссе

ЭССЕ по истории

о «ДНЕ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Федотов Максим

ученик 11 класса

Руководитель – учитель истории Толубаева Вера Николаевна

МКОУ Терновская СОШ №2 Терновского района, Воронежской области

«Гражданин может стяжать высшую похвалу и честь

тем, что, не щадя ни имущества, ни крови ради

своего Отечества, был готов умереть за него».

Еврипид

«Истинно велики и благородны те, чье сердце

бьется для всех».

Ромен Роллан

4 ноября 2005 года Россия впервые отметила государственный праздник – День народного единства. Идею учреждения этого праздника предложил Межрелигиозный совет России.

За новый выходной день также выступил депутатский корпус фракции «Единая Россия» и Московский Патриархат. В декабре этого же года большинство депутатов Госдумы проголосовали за внесение изменений в статью Трудового кодекса РФ, касающегося государственного праздничного календаря. Так у россиян появился новый «красный» день в календаре.

Прошли годы, но население страны не сразу восприняло эту дату и не начало относится к ней как к большому празднику. Не было ни одного случая, чтобы праздник сразу же после его введения находил отклик в душе целого народа, за исключением, разве что, 9 Мая. На все нужно время. Ведь есть такие даты, которые по тем или иным причинам так и не стали национальными праздниками. Какое же будущее у этого праздника? Примет ли его наш народ? Тем более, что он был учрежден взамен «идеологически устаревшего» дня Октябрьской социалистической революции, который, тем не менее, многие в нашей стране помнят и чтут. Я сама, как говорится, «родом из Советского Союза» и для меня этот праздник значимым является и по сегодняшний день.

Однако, я считаю, что у нового государственного праздника в будущем есть все шансы стать поистине общенародным, общенациональным. Для этого нужно просто понять и осмыслить его содержание.

Из чего же складывается содержание этого праздника? Я бы выделила три основных момента.

Прежде всего, надо вспомнить, какое памятное событие в нашей истории произошло в этот день.

А в этот день, 4 ноября 1612 года, воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов.

18 стр., 8641 слов

Один день из жизни крестьянина по истории

... на столе очень редко, как правило, только по праздникам. Прием пищи Дневной рацион крестьянина состоял из завтрака с полдником, обедом ... ели только нашу российскую репку, народная сказка о которой стала ... У каждого общинника было право работать на земле только несколько дней в году. ... прошлым своего народа. Не зная историю, мы никогда не сможем ... питались тем, что росло на поле и грядках за их домом. По ...

По сути дела, 4 ноября для нашей истории столь же важная дата, как День Победы, только не заслужено забытая, хотя ситуация в 1612 году была гораздо опаснее, чем во вторую мировую. Ведь Гитлер не сел в кресло Сталина, а тогда Москва пала под натиском интервенции и в стране вообще не существовало власти. Положение Московского государства было отчаянным. Бояре пригласили на русский престол сына польского короля – королевича Владислава. В Москву были введены польские войска. Шведы, ставшие открытыми врагами Москвы после избрания Владислава в цари, захватили Новгород и Финское побережье. Таким образом, перед Россией встала реальная угроза потери национальной независимости. В этой ситуации в провинции начинается национально-освободительное движение. Для освобождения страны было собрано народное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Взвалив на себя эту нелегкую ношу – бремя спасения Отечества, нижегородский купец Кузьма Минин и воевода, князь Дмитрий Пожарский для многих поколений россиян стали символом народного патриотизма, которые так необходимы нам и сегодня.

Вторым важным фактором, способным объединить россиян вокруг данного праздника, является роль православной церкви в организации отпора врагу.

В те тревожные дни города, ожидавшие обыкновенно указаний из Москвы, теперь не знали, что делать и откуда ждать помощи и совета. Отчаяние русских людей было полное. Оплакивая свое погибающее царство, они просили Бога, чтобы он сохранил хотя бы остаток народа русского от зол, смуты и от насилия врагов. Казалось, всему пришел конец. В эти ужасные дни раздались голоса мужественных представителей духовенства. Центром сопротивления на оккупированной врагом территории стал Троице-Сергиев монастырь. Окружая Москву, захватчики наткнулись на обитель, защищенную каменными стенами. Они пытались взять ее, но братия монастыря и стрельцы отбили приступы неприятеля. Монастырь не сдался и подал собою пример твердости и героизма. Власти монастыря считали своим долгом нравственно действовать на народ, побуждая его соединяться против врага. В монастыре составляли красноречивые грамоты, в которых монахи призывали всех русских людей на подвиг за веру и отечество, и рассылали их по всей земле. К тому же призывал и патриарх Гермоген, живший в осажденном Кремле под стражею и угнетаемый поляками и изменниками за нежелание служить польскому королю. Сохранилась одна такая грамота, посланная к нижегородцам.

Итак, в дни общего уныния и растерянности, духовенство подняло свой голос и громко звало к борьбе за Родину. Города, разобщенные друг от друга и лишенные всякого иного руководства, кроме увещаний духовных отцов, вступили в отношения между собой, посылали друг другу разные вести. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил. Почин взяли, наконец-то, нижегородцы. С избранием Кузьмы Минина земским старостой Нижний Новгород превратился в центр формирования народного ополчения.

12 стр., 5643 слов

Храмы-памятники Москвы

... данном Василием III после возвращения Смоленска под власть Москвы обете поставить храм на месте состоявшегося когда-то прощания москвичей ... один за другим небольшие деревянные храмы, посвященные тем святым и православным праздникам, на дни которых пришлись военные ... линии московских великих князей ( Дома Калитовичей.) Наконец, третий, и самый знаменитый, храм как бы совместил в себе архитектурные ...

В «Книге о чудесах преподобного Сергия» Симона Азарьина описывается явление чудотворца Сергия Кузьме Минину. Будучи человеком религиозным, он увидел в своем избрании «начало Божия промысла». Сразу же стал агитировать нижегородцев о «собрании ратных людей на очищение государства». Было собрано ополчение. К нему присоединились казанские полки, которые принесли с собой список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери и вручили его князю Дмитрию Пожарскому. Накануне сражения за Китай-город и Кремль православное русское воинство тря дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости. В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Радостную весть удалось передать русскому войску. На следующий день, воодушевленные видением, русские войска взяли штурмом Китай-город, а через два дня вошли в Кремль. В честь этого события было установлено празднование Казанской иконы 22 октября (по старому стилю) 4 ноября (по новому стилю), которое с 1648 года стало всероссийским. Так, в страшный для Руси период смутного времени, Казанский образ стал покровителем всей русской державы.

Я думаю, что присвоение дню 4 ноября статуса государственного праздника с благодарностью будет воспринято всеми православными христианами, которые и без того эту дату чтили.

И, наконец, о третьей составляющей нового для нас праздника. Заключается она, на мой взгляд, в следующем. В последние годы просвещенные и горячо любящие свое отечество россияне прилагают немало усилий к тому, чтобы сложилось у нас, наконец, гражданское общество, которое наряду с государственными институтами власти, активно включалось в решение политических, экономических и других важных вопросов. Но продвижение в этом направлении у нас идет довольно медленно. Между тем ярким примером превосходного действия гражданского общества в нашем государстве является период смутного времени. Именно тогда, в пору безвластия, под руководством неграмотного, но «рассудительного и справедливого» земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского было создано своеобразное правительство «Совет всея земли». Оно, помимо чисто военных забот, занималось решением повседневных государственных вопросов – сбором информации о положении на местах и платежеспособности населения, назначением воевод, рассмотрением жалоб и челобитий. По сути дела «Совет всея земли» держал в своих руках рычаг управления всеми делами (как военными, так и гражданскими).

Известный историк С.Ф.Платонов, автор книги «Очерки по истории смуты в Московском государстве 16-17 веков», оценивая «превосходную организацию дела, неторопливую, осмотрительную политику» Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, называл создание нижегородского ополчения самым ярким моментом русской земской самодеятельности.

Гражданский подвиг К.Минина высоко оценили не только соотечественники, но и иностранцы. Голландец Элиас Геркман, посетивший Москву при царе Михаиле Федоровиче Романове, писал: «Если бы это случилось в какой-либо другой стране или в наших Нидерландах, то я убежден, что Кузьма Минин слышал бы, как поют эти стихи поэта Еврипида: «Гражданин может стяжать высшую похвалу и честь тем, что не щадя ни имущества, ни крови ради своего Отечества, был готов умереть за него». Глубоко символично, что памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы скульптора И.Т. Мартоса стал первым скульптурным монументом, установленным в Москве (1818 г.).

24 стр., 11682 слов

История официально-делового стиля и жанры деловой речи

... устной спонтанной деловой диалогической речи. История формирования официально-делового стиля. - Деловые документы появились ... характерным чертам делового стиля. Это высокая терминологичность, преобладание сочинения над ... документом считается "Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына ... возникла необходимость реформы канцелярского стиля, что стало осмысляться как задача государственной ...

На пьедестале памятника – надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Имена двух национальных героев России навечно остались связанными воедино в памяти народа. Их гражданский подвиг имеет непреходящее значение и для сегодняшнего поколения, и для наших потомков.