Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ЭССЕ
по социологии
Кино как социальный институт
Выполнил:
Алексанов А.Л.
Какой из факторов окружающей среды в социологическом смысле сегодня оказывает наибольшее влияние на человеческое общество на обыденном, обыденно бессознательном уровне?
На том самом уровне, который, в общем, и определяет направление поведения человека, определяет его реакции на самые простые жизненные ситуации, его принципы, его идеалы? Откуда сегодня мальчишки берут своих героев, а девушки — принцев? Что является отдушиной для престарелых бабушек, утомленных жизнью домохозяек, романтиков, технократов, любителей острых ощущений, т. е., всех, всех, всех.
Много раньше, на заре человеческой истории, это были мифы и сказания, позже — религия, позже — книги. Именно из этих источников герои прошлого черпали свои силы, именно посредством них формировали свои принципы диктаторы. Сегодня место этих источников информации занял другой — кино и телевидение.
С экрана телевизора проповедники ведут свои проповеди, на этом голубом экране герои совершают свои подвиги, а женщины — любят…
Именно телевидение и кино сегодня оказывают, пожалуй, превалирующее влияние на общество. Кино и телевидение — это, прежде всего, источник информации.
Какую же информацию черпает индивид с голубого экрана? Для ответа на это вопрос стоит поделить общество на несколько групп:
1. Дети;
2. Взрослые;
3. Престарелые.
Для каждой из этих групп выделим ту информацию, которая может формировать, впоследствии, поведение индивида в обществе.
Дети:
- а) формирование представление о мире и царящих в нем законов;
- б) формирование образа хорошего и плохого;
- в) формирование норм поведения.
Взрослые:
- а) получение информации о мире вообще (программы новостей);
- б) на подсознательном уровне — тоже самое, что и у детей — формирование представления о должном;
- в) формирование взглядов и отношения на различные политические, социальные и любые иные процессы, протекающие в обществе.
Престарелые:
1. “отдушина” от становящегося все более непонятным и “чужим” мира; кинематограф общество социальный
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
... на телевидении, в которых для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые эффекты, часто агрессивную звуковую среду. Синтез искусств сегодня можно наблюдать в архитектуре музеев, театров, ... синтез искусств в формировании атмосферы музея искусства или музея боевой славы. Соотношение искусств, участвующих в синтезе, ...
2. новости;
3. информация об изменениях “должного” (а чем сегодня живут молодые?).
Иными словами, всю определяющую информацию о мире современный человек черпает из телевидения и кино.
Телевидение — источник значимой информации о событиях, процессах в обществе, кино — источник значимой информации о нормах морали, отношениях между людьми.
Таким образом, телевидение и кино становятся удобным политическим инструментом, который в опытных руках превращается в разрушительное орудие, которым можно как привносить добро в мир, так и сеять зло. Учитывая то, что в политике, бизнесе и управлении государством принято брать в расчет не то, что служит во благо ограниченному числу индивидов (как раз тем, кто делает бизнес, проводит свою политику и управляет государством), на сегодняшний день в лице телевидения и кино мы, скорее всего, имеем разрушительное орудие управления. Разберем факторы, поддающееся управлению посредством кино и телевидения. Причем телевидения мы будем принимать более как совокупность телепередач за определенный период времени, имеющих длящийся характер. Кино — как отдельный кинофильм, несущий в себе большую смысловую и чувственно-эмоциональную нагрузку, имеющий законченный характер.
С помощью телевидения можно влиять на:
- а) общую информированность населения о процессах, протекающих как в одной данной стране, так и за рубежом;
- б) толкование этих процессов;
- в) информированность о мире вообще.
С помощью кино можно влиять на:
- а) развитие и формирование представлений о “должном” (нравственности, морали, долге и т. д.);
- б) развитие общей линии поведения в определенных ситуациях;
- в) формирование личностных особенностей индивида.
Закономерно возникает вопрос: почему столь много внимания в этой работе уделяется именно таким факторам, как телевидение и кино? К этому просто вынуждает сложившаяся ситуация.
Кино и телевидение стали основными орудиями правящих групп для формирования общественного мнения, направления социальных процессов в нужное русло.
Кино и телевидение — пока лишь слабо управляемый социологический фактор. И если вовремя не поставить под строжайший контроль использование этого фактора — последствия могут быть необратимыми. Их мы будем ощущать в обществе ежедневно.
Это и детские психозы и повышающийся уровень насилия, и понижающийся общий моральный уровень. Причем здесь вредит как излишняя не информированность, так и ее чрезмерность!