ЭССЕ
Тема: «Сохранение родного языка и культуры моего народа»
Чтобы научить ребёнка чему – то новому, воспитать в нём хорошие качества, воспитатель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… — всё это имеет для ребёнка большое значение».
Воспитатель – моя профессия. Кем быть? Рано или поздно этот вопрос встаёт перед каждым выпускником школы. Мне тоже пришлось ответить на него после окончания Овгортской школы. Произошло это без мучительных сомнений. Перед моими глазами был пример моих учителей родной школы. И я стала воспитателем. И, пожалуй, не было ни одного дня, чтобы я пожалела о своём выборе. И сейчас, по истечении многих лет различной педагогической деятельности, я точно могу сказать: мой выбор был неслучайным.
Я работаю воспитателем интерната семейного типа. Было много разных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, и чувство гордости за успехи моих воспитанников, боль и разочарование при неудачах, но никогда я не испытывала чувство скуки и ненужности. Когда уверенность, твой труд и успехи детей окрыляют, хочется творить ещё. Жизнь не бывает без трудностей, преодоление их тобой и является главным в жизни.
В своей работе я применяю личностно – ориентированный подход. Работу провожу через знакомство с культурой, обычаями, традициями народа, населяющего наш регион: коми и ханты. Не все дети владеют своим родным языком, но понимают его. В семьях общаются на русском языке: так удобнее. Изучение родного языка, знание культуры своего народа в значительной мере обусловлено сознанием существенных утрат национальных корней, культуры и ценностей нашего народа.
Если мы, педагоги совместно с семьёй не сумеем привить любовь к своему народу, к своему языку, традициям, то язык и культура нашего народа растворятся среди других культур. И в связи с этой проблемой встаёт вопрос: как сохранить родной язык, культуру и любовь к родному краю?
Мне не чужда эта проблема.
Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной ...
... сохранения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к истории и культуре народов России. В современной педагогической практике возникают "русские национальные школы". Их ... русской национальной школы в российском образовании и недостаточностью ее историко-педагогической и научно-теоретической разработки. Научная проблема. Какова сущность идеи русской национальной школы ...
Поиск решения практически привёл к необходимости обратиться к краеведческой работе, позволяющей практически разрешить противоречия и создающей все условия для развития интереса воспитанников к изучению культуры, истории языка.
Краеведение – важный фактор нравственного, эстетического воспитания. Оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Сбором фольклорного материала я начала заниматься давно. Результатом явилась моя дипломная работа «Антротопонимия коми – ижемцев как источник культурно исторического и духовного наследия коми народа Шурышкарского района». Окружным Центром национальных культур выпущен сборник собирателей фольклора, где использован собранный мной материал по официальным и неофициальным именам коми народа Шурышкарского района.
Объём, содержание и формы работы зависят от возраста, кругозора, уровня знаний и умений детей. Объектами являются природа, историческое прошлое народа, культура, искусство.
Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка – представителя нового поколения практически невозможно заставить что – то сделать, если его не заинтересуешь. Необходимо выбрать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществлять. В своей работе я использую проектную деятельность, которая способствует развитию компетенций учащихся: исследовательских, социально – личностных, коммуникативных, организаторских. Мои воспитанники активно дискутиру ют, выдвигают гипотезы, учатся видеть проблемы, находить их решение, принимают участие в конкурсах различных уровней, изготовляют поделки из природного и бросового материала. В работе с детьми мне помогает знание коми и ханты языков, обрядов и обычаев этих народов. Вмести с детьми находим сходства и различия обрядов, обычаев, слов и их значений. Семь воспитанников приняли участие во втором Всероссийском конкурсе Индиго «Культура моего народа», «Семейный фотоальбом», где заняли 2 и 7 места. Детям были вручены дипломы в г. Минске «Много народа – страна одна»; выставке, посвящённой празднованию Шурышкарского района; фестиваля детского экранного творчества «Кинорадуга» в фотоконкурсе «Мы – сибиряки!» (диплом лауреата за работу «Ас хорам нэ – обские красавицы»; «Талант с колыбели» и др. Работая с детьми в интернате, воспитатель должен быть общительным, весёлым, энергичным, компетентным человеком и главное уважать как своё мнение, так и мнение своих воспитанников. Ведь воспитанники всё быстро впитывают, как губка. Воспитатель должен научить детей всему тому, что пригодится детям в жизни, показать то, что знает сам и умеет сам. Для меня одним из главных в работе с детьми является артистизм. Занятия становятся ярче, живее, интереснее, если мимика и пантонимика воспитателя показывают, что он сам заинтересован образовательном процессе. Каждое занятие нужно начинать с улыбки!
Исследовательская работа «Русский язык на рубеже XX — XXI ...
... век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком ... затронули не только народ, но и язык. Под влиянием происходящего русский язык ... «андеграундной» языческой культуре, существовавшей параллельно с ... работа. В ней рассматриваются изменения в социальном и коммуникативном статусе разных подсистем русского национального языка. 1. Русский язык ...
И откинув личные проблемы, каждый день с улыбкой я прихожу в интернат, чтобы вместе с воспитанниками познать себя, окружающий мир, добро и зло, а так же учиться преданности, искренности, честности, любви.
Моя педагогическая философия
«Можно быть сытым и одетым, но если народ перестаёт создавать свой собственный быт, культуру, он не сможет считать себя полноценным…». Народ жив до тех пор, пока он сохраняет свой язык и культуру. Не зная языка, культуры, не зная истории своего народа, человек становится духовно бедным. Чтобы с нами такого не случилось, подрастающее поколение должны знать свой родной язык, своё происхождение, историю своего общественности на необходимость широкой , его обычаи и культуру. Обучая детей родному языку, нельзя забывать и о том, что дети должны знать культуру и других народов нашей страны, быть толерантным по отношению к я, населяющих наш регион, много общего и в языке, и в культуре. Традиции народов Севера, проживающих в ЯНАО, являются частью общечеловеческой культуры народов России, основы которых должны быть усвоены последующими поколениями. Воспитание детей на традициях народной педагогики помогают сохранять и развивать язык, культуру, обычаи, традиции своего народа. Проблема языка как основного культурного кода и главного средства общения людей никого не оставляет равнодушным. В настоящее время в условиях относительной демократии сложились гораздо более благоприятные возможности для развития языка и национальной культуры.
В своей работе я столкнулась с таким противоречиями: между необходимостью знания истории и культуры своего народа, малым количеством необходимой литературы, методических пособий, разработок.
необходимо:
*привлечь внимание широкой общественности на необходимость сохранения, активного изучения, возрождения и всесторонней пропаганды традиционной народной культуры;
*объединение усилий всех учреждений, организаций, отдельных лиц, занимающих изучением, сохранением и популиризации культурных традиций;
*выявление наиболее интересного и перспективного опыта деятельности учреждений культуры по изучению народной культуры;
*использование основных форм традиционной культуры в проведении современных ритуалов, праздников, коллективного досуга.
Язык каждого народа – есть выражение его мыслей и чувств, в языке отражается исторический, религиозный, общественный и нравственный быт.