План и структура по обществознанию

Эссе

14.03.2020

Какого плана придерживаться при написании эссе, как построить правильную структуру и многое-многое другое СУПЕР полезное для вас — на этой странице!

РЕКОМЕНДУЕМ:

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2020 ГОДУ , Кратко о структуре эссе 2020

1. Если есть определенный блок, то обращаемся сразу к нему. НО! Бывает в вашем любимом блоке крайне «узкая» «плохая» цитата, значит надо искать цитату из другого блока обществознания.

2. Выбираем цитату.

3. Соотносим цитату и блок из курса обществознания, он указан рядом с цитатой! Сразу начинаем мыслить категориями этого блока (социология, политология, экономика и т.д.)

4. Составляем на черновике список терминов, которые необходимо отразить в эссе. НО только те, что совпадают с темой эссе!

5. Если не можем составить список терминов (хотя бы 3 термина), значит, выбираем другую цитату, которую сможем раскрыть.

6. Выписываем цитату на черновик и подчеркиваем КЛЮЧЕВЫЕ слова, на основе которых выстраиваем КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ, затронутые автором.

ЭТО ПЕРВЫЙ АБЗАЦ ЭССЕ – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ, если за него 0, то за все эссе 0!

7. Выводим из ключевых идей теоретические суждения (2 точно), сопровождая их терминами из списка.

ЭТО ВТОРОЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • Необходимо уточнить…
  • Исследователи понимают…
  • Выделяют следующие типы…
  • Классификация основана на….

8. К каждому теоретическому суждению подбираем иллюстрирующий пример. Разные источники! История, литература, социальный опыт, книги, фильмы.

Примеры не должны быть однотипными и абстрактными. Должны четко отражать теоретические суждения. Вы должны показать, почему именно этот факт вы используете как иллюстрирующий аргумент!

ЭТО ТРЕТИЙ АБЗАЦ ЭССЕ – ПРАКТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

  • В качестве примера…
  • Во-первых (если говорим, во-первых, значит должно быть, во-вторых; если говорим с одной стороны – то и с другой стороны!)
  • Опыт …иллюстрирует

9. В выводе необходимо сформулировать, показать чем/почему важны идеи, затронутые автором в цитате (идем снизу вверх по эссе)

АБЗАЦ – КОНЦОВКА

  • Важность развития….
  • Таким образом,
  • Следовательно…

10. Фраза-лозунг, как логическое завершение творческой мысли.

Эссе это вариант творческой работы:

  • Я надеюсь,
  • Я считаю важным,
  • Я считаю необходимым…
  • Это позволит усовершенствовать…
  • Создаст предпосылки улучшения…

Приводим конкретный ПОДРОБНЫЙ план как писать эссе на егэ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

План написания эссе

  1. Цитата.
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Прокомментируем каждый пункт нашего плана для эссе.

Дополнительные ссылки:

Как писать эссе по обществознанию в 2020 году — вебинар

1. Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • четко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более четкой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях глобализации общественных отношений.
  • …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства.
  • …обострения глобальных проблем современности.
  • …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений.
  • …развития международной интеграции.
  • …современной рыночной экономики.
  • …развития и преодоления мирового экономического кризиса.
  • …жесткой дифференциации общества.
  • …открытой социальной структуры современного общества.
  • …формирования правового государства.
  • …преодоления духовного, нравственного кризиса.
  • …диалога культур.
  • …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Данная проблема является актуальной в условиях глобализации общественных отношений, формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства, обострения глобальных проблем современности, особого противоречивого характера научных открытий и изобретений, развития международной интеграции, современной рыночной экономики, развития и преодоления мирового экономического кризиса, жесткой дифференциации общества, открытой социальной структуры современного общества, формирования правового государства, преодоления духовного, нравственного кризиса, диалога культур, а также необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

3. Формулировка основной мысли высказывания

Смысл данного высказывания состоит в том, что необходимо периодически возвращаться к проблеме на протяжении всего процесса написания эссе, чтобы верно раскрыть ее содержание и избежать ухода от смысла высказывания.

4. Определение своей позиции к высказыванию

Я согласен с автором в том, что необходимо периодически возвращаться к проблеме на протяжении всего процесса написания эссе, чтобы верно раскрыть ее содержание и избежать ухода от смысла высказывания.

5-6. Аргументация собственного мнения

Для обоснования своего мнения по данной проблеме, необходимо использовать аргументы, основанные на теоретическом уровне. Это может включать термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения ученых и мыслителей.

2. Эмпирический уровень —

  1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
  2. обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Структура написания мини-сочинения

Мини-сочинение – это эссе, которое ставится на ЕГЭ с 2019 года. Сейчас эссе можно написать на три темы: «Человек и природа», «Технический прогресс» и «Культура».

Каждое мини-сочинение состоит из введения, основной части и заключения.

1. Введение

Во введении нужно ознакомить читателя с темой, сформулировать задачу, которая будет решаться в работе. Введение должно заинтересовать читателя и показать, что тема, которую вы выбрали, актуальна.

2. Основная часть

Основная часть мини-сочинения состоит из двух-трех пунктов заранее заданных тестом. Внутри каждого пункта нужно изложить свои аргументы, причины и примеры. Не собирайтесь переписывать учебник – это не увенчается успехом. Вы должны показать свои мысли, понимание проблемы и умение переносить теоретические знания на реальную жизнь, преодолевать трудности. Всегда стараться использовать даословия и по-возможности не использовать очень уж разговорную речь, снижающую грамотность речи.

3. Заключение

Заключение должно быть логическим завершением ваших рассуждений. В нем нужно подвести итог, сделать обобщение. Желательно также дать рекомендации или предположения о том, как решать проблемы, связанные с данной темой.

4. Критерии оценивания

Тема и соответствие её требованиям; характер глагола; контекст; развитие и оформление абзацев, лексика и грамматика; логичность аргументов и их связь с темой работ.

Самые популярные ошибки при написании эссе

  • Самая печальная ситуация — план отсутствует вовсе. Человек испугался его писать, растерялся, тупо не успел переписать с черновика. Черновик не проверяется ни на одном экзамене ЕГЭ, все в курсе? Ни апелляция, ни слёзы эту ситуацию не меняют.
  • Неверно выделены «обязательные» пункты. Да, с нововведениями стало страшнее, но все же стоит попытаться. Например, для раскрытия темы «Политические партии» «обязательными» пунктами на экзамене были взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация / типы политических партий. Плохо дело. А ты знаешь, какие пункты для этой темы обязательны?
  • В плане меньше 3 пунктов или ни один из пунктов не раскрыт в подпунктах. «Не знаешь правил — не получишь баллы». Учи критерии.
  • Планы по устаревшим шаблонам никому не нужны, это потеря времени и баллов. Не нужно писать первый пункт вопросом: «Что такое рынок?» — эта формулировка давно устарела.
  • Не нужно пытаться «выделиться» или «показать особенный взгляд на мир». Это не кастинг, это просто одно из заданий ЕГЭ.
  • Орфографические ошибки никого не волнуют , но если ты не можешь сформулировать мысль, баллы снизят
  • План написан не по теме или не раскрывает тему «по существу».

Требуется цельность мини-сочинения с логически правильным представлением данных в соответствии со структурой мини-сочинения, умением связать абзацы, корректным использованием языковых средств и корректным написанием слов для получения высокого балла на ЕГЭ.