Жизнь подражает искусству

Эссе

В жизни есть только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.

(с) Оскар Уайльд

Трагедия Оскара Уайльда пошла по первому сценарию.

Он был эстетом до глубины души, был влюблен в красоту. Он признавал искусство ради искусства.

Сын известного ирландского хирурга и поэтессы, Уайльд родился 16 октября 1854 в Дублине и был с детства не по наслышке знаком с античной литературой, а чуть позже увлекся и романтизмом. И если в первом его привлекала гармония и спокойствие, то во втором — бури страстей и яркие индивидуальности авторов.

«На древнегреческом портале античного мира было начертано: познай самого себя. На портале современного мира будет начертано: будь самим собой.»*

Уайльд учился в Тринити-Коллежде в Дублине, где изучал античную историю и культуру, а затем в коллежде Магдалины в Оксфорде. Он мог бы стать прекрасным теоретиком литературы, но не стал им, он писал прекрасные стихи, но мы его помним за пьесы и «Портрет Дориана Грея», из российских читателей мало кто знает его эссе, очень тонкие и остроумные, письма тоже читали единицы…

После университет Уайльд живет в Лондоне, где становится завсегдатаем светских тусовок и человеком, совершившим мини-революцию в моде.

«Только слова придают реальность явлениям.»

Оскар Уайльд едет в Америку, где читает курсы лекций и всегда собирает полные аудитории, чуть ли не половину которых составляют люди, пришедшие посмотреть на чудаковатого эстета. Однако Уайльду удалось покорить Америку, и через год он возвращается в Англию, затем едет в Париж, где знакомится с известными писателями и с легкостью завоевывает их симпатию. Красноречие, чувство юмора Уайльда позволяют ему легко сходиться с людьми.

«Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества — уже трагедия.»

Вернувшись из Франции, Уайльд влюбляется, так, по крайней мере, утверждали многие. Писатель женится на Констанс Ллойд, а после рождения двоих сыновей создает свои прекрасные сказки. Уайльда знают и хотят видеть у себя все, он погружается в творчество, с легкостью, достойной уважения, отбрасывая критику.

«Общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль.»

В 1890 году выходит в свет «Портрет Дориана Грея», который приносит писателю еще большую известность. Многие обвиняют роман в безнравственности, на что Уайльд заявляет, что искусство не зависит от морали.

4 стр., 1776 слов

Рюмина Дарья ::: по произведению Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

... книга другого автора. А сам Уайльд в письме отмечал: "Книги, которая отравила или сделала верхом совершенства Дориана Грея не существует; это только моя фантазия". ... отражаются на его лице, все его грехи. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то. ... Искусство не может быть нравственным или безнравственным, главное в мире - красота, Искусство не должно приносить пользу. Это движение ...

В 1891 он выпускает сборник «Замыслы», где и излагает свое мнение об искусствеи красоте, фактически провозгласив их своими божествами и единственным, что имеет ценность.

Далее следуют пьесы «Соломея» (1891), запрещенная в Англии, «Веер леди Уиндермир»(1892), «Идеальный муж»(1895) и «Как важно быть серьезным»(1895)…

Блеск и слава окружают писателя, газеты называют его «лучшим из современных драматургов»…но не только это…

«Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, — это попросту доказательство бессилия.»

Уайльд никогда не считал себя бессильным и с 1891 года Уайльд начинает общаться с молодым Альфредом Дугласом и вскоре влюбляется в него. Он отдаляется от семьи, все реже навещает жену и детей. Через какое-то время связь становится все более очевидной, и отец Дугласа, с которым у юноши были ужасные отношения, подает на писателя в суд.

Уайльд защищается остроумно и блестяще, доказывая, что их отношения чисты и не имеют сексуального характера, но все бесполезно.

«Общество часто прощает преступника. Но не мечтателя.»

Уайльд приговорен к двум годам тюрьмы и исправительных работ. Взлетевший так высоко, он пал на пике славы. Большинство друзей отворачиваются от него, включая и Дугласа, затем умирает горячо любимая мать, жена эмигрирует во Францию, сменив фамилию себе и детям.

«Единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения.»

И здесть происходит самое страшное. Идеальный и прекрасный мир Уайльда, где всем правит красота слова и тела, сталкивается с реальностью и, не выдержав, разлетается на осколки цветного стекла. Писатель сломался. В тюрьме он пишет «Epistola: In Carcere et Vinculis» (лат. «Послание: в тюрьме и оковах»), а позже его ближайший друг Роберт Росс переименовал её в «De Profundis» (лат. «Из глубины»; так начинается 129-й Псалом в Синодальном переводе Библии), полную боли и горечи, лишенную надежды на возвращение вдохновения. Убеждения жреца красоты оказываются слишком хрупкими, чтобы не пострадать в тюрьме, но слишком глубоко вросшими, чтобы покинуть писателя

«У каждого святого есть прошлое, у каждого же грешника есть будущее».

Будущее Уайльда не было долгим и уж точно не было счастливым. После выхода из тюрьмы писатель переезжает во Францию, где под псевдонимом публикует «Балладу Редингской тюрьмы» (1898).

Это был последний и наивысший поэтический взлет его литературного дарования.

«Я умираю, как жил, — не по средствам.»

Уайльд умирает 30 ноября 1900 года во Франции от менингита, незадолго до смерти, вновь сойдясь с Дугласом.

31 стр., 15080 слов

Искусство скорее покрывало чем зеркало

... Уайльд говорит, что искусство "нельзя судить внешним мерилом сходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало". ... абсолютно все стороны жизни в метких, отточенных ... эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам. Отрицание социальной функции искусства, приземлённости, правдоподобия, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли своё отражение в сказках Уайльда, ...

***

«Большинство людей терпят банкротство потому, что вкладывают слишком крупный капитал в прозу жизни. Разориться на поэзии по крайней мере почетно.»

Это причина, по которой я люблю Оскара Уайльда. И причина по которой я люблю поэтов-романтиков, поэтов «чистого искусства» и декадентов. Потому что искусство и красота должны иметь своих певцов, пусть даже те сгорят, как мотыльки, летящие на свет.

«Единственное, чего не видит художник, — это очевидное. Единственное, что видят другие, — это очевидное.»

Он смотрел так глубоко, что не видел того, что на поверхности, оценивая общества и выделяя из него себя, он не учел, что правила устанавливает общество. Его жизнь была идеальной трагедией, потрясающе вписывающейся в законы жанра.

Противостояние героя и общества заканчивается гибелью героя. И так было всегда. А скорее всего и будет.

Но «Жизнь коротка, искусство бесконечно»,

Будут жить его строчки, наполненные красками, и слова, наполненные музыкой, будут жить его пьесы, наполненные иронией, и сказки, наполненные волшебством.

«Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни.»

И, возможно, Жизнь когда-нибудь создаст мир Оскара Уайльда.

Время на это еще есть… ведь Искусство бесконечно.

* Все цитаты, использованные в эссе, авторства Оскара Уайльда.

Читателей произведения за все время — 307, полученных рецензий — 0.