Это утверждение звучит не только гимном человеку, но и предупреждением ему, наставлением беречь бесценный дар, хранить его в душе своей, чтобы не утратить способностей к созиданию и совершенствованию, к познанию и творчеству, чтобы не обездолить родную землю.
Как видно из всего, сказанного выше, авторы сборника отдают дань серьезным проблемам, волнующим умы наших современником, увлеченно и глубоко размышляют о Добре и Зле.
Но, как говорит Е. Парнов, «Для фантастики характерна игра компоцентами мира, она постоянно варьирует эти компоненты, а потом с любопытством смотрит, что из всего этого получится».
И авторы настоящего сборника иногда позволяют себе порезвиться, пошутить. Возможно, даже слишком смело порезвиться и слишком бойко пошутить.
Что ж, в принципе, это никому не запрещено.
Только вот кто скажет, сколько тяжести скрывается за этой резвостью и сколько глубокой грусти — за беспечной с виду шуткой?
Хотя, возможно, именно в ответе на этот вопрос содержится Самая Главная Истина: наши фантасты неизменно стоят на высоких гражданских и гуманистических позициях, и их пытливые, смелые взгляды направлены в грядущее, которое видится (или страстно желается) им светлым и мирным, потому что только тогда возможно будет осуществить самые смелые свершения, воплотить самые пылкие мечтания…
Замыслить, воплотить и — идти дальше!
«Мы дети твои…» Замыслить, воплотить и — идти дальше. Вослед за мечтой. Вдогонку за фантазией.
Кто не согласен с этим?
Согласны все.
Однако многие (даже — как ни странно!- некоторые фантасты) не довольны тем, что зачастую местом действия фантастических произведений являются звездолеты, одинокие маяки во Вселенной, чужие (обжитые или только что открытые) планеты. Нет, говорят они’; все это ложь, ненужная выдумка, натяжка! Все это ни к чему, потому что уводит нас от наших насущных проблем. А ведь и у нас, на нашей старушке Земле, есть множество нерешенных еще вопросов. Более того: она хранит тайны, которые мы вряд ли скоро разгадаем. Хотя надо бы.
И в первую очередь! А раз так — зачем нам пока что космос? Займемся домашними делами. Ограничимся домашней фантастикой. Еще ведь не известно, что мы сумеем открыть, не выходя из дома!
Что сказать на это? Конечно, наш дом — прежде всего. Но ограничиться только им? Жить в четырех стенах и не пытаться узнать, что за ними?
Сборник преподавателей и студентов ко Дню рождения К.Д.Ушинского
... педагогической теории закладывает основы народного воспитания. К. Д. Ушинский устанавливает критерии и требования к «народному учителю». В статье «О пользе педагогической литературы» ... — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других. Если вы ... из областей педагогической науки можно проследить огромное влияние К.Д. Ушинского. Редактор сборника Т.Л.Федина Технический ...
Что это? Леность ума? Нежелание усложнять жизнь? Или реальный взгляд на вещи?
Однако в действительности каждый из нас, становясь из ребенка взрослым, высовывает нос из дома, хочет он того или нет,- так положено, так предначертано, этого не избежать. Высовывает и — оглядывается с интересом. И принюхивается. А чем это там пахнет с севера? или с юга?
И не знаем мы еще к тому времени, что спрятано в бабушкиных сундуках, в отцовском письменном столе, в ящичках материного туалетного столика. А ведь, возможно, кроме неинтересных (для нас!) писем, безделушек и какого-то ветхого тряпья, там хранятся сокровища ума, искусства, добродетели.
Нет, мы этого не знаем. Но… до поры, до времени.
Вылезши в свет, оглядевшись вокруг, кое-что поняв и осознав, мы, уже более зрелыми, опытными и чуткими возвратимся к родительскому очагу. И тогда откроется перед нами многое из того, о чем мы и подозревать не могли, и любовь наша к отчему дому вспыхнет с новой силой…
И не важно — что такое наш дом: здание за номером таким-то на улице такой-то или планета, вселенского имени которой мы не знаем, но привычно называем — Земля. Ибо те сокровища и тайны, которые хранит наш дом, которые хранит наша планета, неразрывно связаны с сокровищами и тайнами Большого Мира, теряющегося в бесконечности. И только понятие этой глубинной изначальной связи и общности всего сущего может дать нам и величие духа, и возможность максимального проникновения в смысл бытия. Мы не имеем права забывать о своем родстве со всей Вселенной, так как мы — ее порождение.
Да, поэт сказал: «Мы дети Галактики, но самое главное — мы дети твои, дорогая Земля!» Только очень важно, как это понимать — Земля!
Быть может, лишь тогда, когда мы по-настоящему ощущаем себя детьми нашей родной Земли — малой крупицы мироздания, для нас особый смысл приобретают слова: замыслить, осуществить и — идти дальше!
Говорят мыслители:
К. Саймак: «Вся история человечества — погоня за невозможным».
Плиний Старший: «Как много дел считалось невозможными, пока они не были осуществлены».
Гораций: «Нет ничего невозможного для людей».
К. Э. Циолковский: «Невозможное сегодня станет возможным завтра».
К. А. Тимирязев: «Никто так не ошибается в своих предсказаниях, как пророки ограниченности человеческого знания».
Дж. К. Кендрю: «Развитие науки — революционный, диалектический процесс».
Д. И. Менделеев: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно».
М. Фарадей: «Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией».
М. Горький: «Нет фантазии, которую воля и разум людей не могли бы превратить в действительность».
В. И. Ленин: «Фантазия есть качество величайшей ценности…» «…нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Без мечты человек превращается в животное. Мечты двигают прогресс». «…первая потребность человеческого воображения»
Возможности применения творческих средств социальной реабилитации ...
... предполагается также воспитание и адаптация детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть метода заключается в лечебном воздействии посредством художественного творчества, которое позволяет человеку выразить свои ... ее применения в реабилитационных центрах, что связано с ориентацией ее методов на потенциал мыслей, чувств, самоисцеление, стремление к гармонии, присущее творчеству каждый человек. ...
Итак, представляем на суд читателей новый сборник произведений фантастов Латвии. В первом сборнике участвовало девять авторов: в нынешнем — девятнадцать. Есть среди них и опытные писатели, есть и дебютанты. Сколько авторов дадут свои произведения для третьей книги, которая постепенно уже складывается? Конечно, количество — не самый главный показатель.
Качество — да! Но о качестве судить читателям.
И тем не менее — количество…
Это — показатель спроса.
Это — показатель интереса.
Это, наконец, показатель любви, пристрастия писателей и читателей к вызывавшему — и вызывающему до сих пор!- многочисленные споры жанру.
Это — показатель неиссякаемого желания утолить жажду необычного, таинственного, сказочного, о чем тоскует человек в наш сугубо технический век.
Это — показатель тяги к фантастике как провозвестнице нового.
А «Стремление к новому,- как сказал Стендаль,- есть первая потребность человеческого воображения».
В.Семенова