Жулдыз Жаркенова в эссеистической форме рассматривает то, как раскрывается столь сложная тема в фильме Александра Карпова «Сказ о матери» и рассказе Габита Мусрепова «Аклима».
«Никто не забыт. Ничто не забыто» – лозунг, клятва тем, кто пал во имя Родины во время Великой Отечественной войны. Неизменно, художники, рефлексируя на эти трагические события, стремились выразить свою боль в картинах, стихах, прозе, музыке, кино. Для многих из них Мать – была источником всего живого, началом начал. Именно она негласно является символом Мира. Война (слово также женского рода) − её неизменный главный враг. Мать и Война в искусстве – вечные антиподы, как жизнь и смерть, белое и черное.
Главный кинообраз казахской матери воплощен на экране актрисой Аминой Умурзаковой в фильме 1963 года «Сказ о матери». Режиссер картины не понаслышке знал, что такое война. Александр Яковлевич сам был участником Великой Отечественной. Центральным образ матери стал и в творчестве писателя, драматурга, общественного деятеля Габита Мусрепов. Из восьми его новелл три были посвящены матерям, вынесшим на своих плечах бремя отечественной войны: «Мужественная мать», «Месть матери» и «Аклима» (1943 год).
Что объединяет литературное и кинематографическое произведения?
Сюжетная канва этих двух произведений строится на письмах сыновей с фронта. «Родина-мать зовет!», − мелькают в фильме мотивирующие плакаты. Храбрые юноши уходят на фронт воевать, тогда как их матерям остается ждать и надеяться, что сыновья вернутся живыми и невредимыми. И каждая ждет письма. В фильме главная героиня Толганай немногословна, все её чувства точно выражает взгляд. Это взгляд тысяч матерей. Мать у Карпова – обобщенное название для всех женщин, которые ждали с войны мужей, детей, отцов, занимались работой в тылу, поддерживали друг друга и проживали каждый день с надеждой.
«В те дни люди быстро сближались друг с другом. Бывало, что одна ночь роднила их на всю жизнь»
Исследование женской идентичности в фильме «Письма мёртвого человека» Айтматова
Фильм Айтматова «Письма мёртвого человека» исследует тему войны и ее влияние на жизнь обычных людей, особенно на женщин и их идентичность. В центре сюжета – история матери Толганай и ее борьбы за жизнь и достоинство в военное время. Разнося письма и извещения о погибших, она находит силы их подписывать и развозить, поддерживая хоть какую-то связь с своим сыном Асаном, оставшимся на фронте.
Сочинение до войны я был маленьким
... И маленькая все время плакала и плакала , хотела есть. Моя бабушка сейчас молится каждый день и желает , чтобы не было войны и голода .Это самое страшное<p> Сочинение на тему « Дети войны» ... за нашу счастливую жизнь. Сочинение на тему « Дети войны» Магизов Ильфир ученик 7 класса Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война . Поколение к которому принадлежу я, знает о войне , к ...
Идентичность женщин в условиях войны
На примере матери-героини показано, как женский образ меняется в условиях войны. Неспособность читать письма не помешала Толганай стать почтальоном и выполнять свои обязанности с достоинством и героизмом. Фильм подчеркивает, что женщины, как и мужчины, оставляют след в истории своего народа, несмотря на то, что их вклад в войну кажется незначительным.
Импакт войны на личность
Повествование Аминой Умурзаковой отображает глубокий эмоциональный и общественный импакт войны на личность, ее чувства и животные потребности. Мать, отвергнутая жестью войны и самой жизнью, остается верной себе и своим идеалам. Она сконцентрирована на том, что нужно делать в этой жизни в Совместном домовладении Хорванского Равнолетия.
Толганай как идеал
Выделяя Толганай как идеал женщин в эпоху войны, фильм утверждает ее право быть замысловатой, сильной и способной рискнуть в защите своих идеалов. Показывая ее пример, Айтматов учит нас признавать женскую идентичность.
Разрушение и восстановление идентичности
Одновременно фильм описывает процесс разрушения и восстановления идентичности во время войны. Герои фильма сталкиваются с самыми разнообразными вызовами и испытаниями, которые приводят к дестабилизации и трудностям относительно точки зрения идентичности.
Заключение
Таким образом, фильм «Письма мёртвого человека» Айтматова отображает сложную картину влияния войны на развитие женской идентичности в период конфликта. Толганай – это символ женской силы и героизма, который подчеркивает значимость женщин в истории страны, делает актуальной тему сохранения статуса личности в непростых и трагических условиях войны.
Тема надежды матери на возвращение своего сына из войны является одной из главных тем, которую можно наблюдать как в картинах, так и в литературе. В финале одной из картин главной героиней Толганай, вместе со всеми жителями аула, с нетерпением ожидает возвращения солдата. Она надеется, что это будет ее сын Асан, который вернется живым и невредимым. В ее глазах можно увидеть смешение чувств: любовь к сыну, страх за него и облегчение, когда она узнает, что он жив.
Тема надежды также является центральной в рассказе «Аклима». Главная героиня, Аклима, уже два года назад получила извещение о гибели своего сына Касыма, но все-таки сохраняет надежду на его жизнь. Когда она слушает новое письмо, пришедшее с фронта, она живет каждым словом этого письма, каждой интонацией в голосе своей соседки Нурилы. Ее глаза отражают все ее чувства и мысли: теплоту любви к сыну, страх за него и облегчение, когда она узнает, что он жив. Она жаждет жизни своего сына и не хочет, чтобы он стал жертвой войны, как старшее поколение во время гражданской войны и молодое поколение на Отечественной войне.
В фильме и новелле также присутствуют образы мальчишек, которые играют в войну, не понимая всей суровости реальности. Женщина-мать против войны и не хочет, чтобы ее дети стали участниками этого ужаса. Она хочет, чтобы третье поколение осталось в стороне от войны и не испытывало все те тяготы, которые выпали на ее долю.
Анализ письма матери раскольникову
... Письмо матери Родиону Раскольникову в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Письмо матери Раскольникова Сочинение на тему «письмо от Родиона Раскольникова к матери» как бы он объяснил свой поступок Письмо матери Родиону Раскольникову ... Ее характер таков, что она в состоянии написать сыну только такое письмо. Последовать запретам матери означает не выполнить ее истинных желаний. Если же ...
Однако, когда женщины читают письмо, они оказываются в том бою, они осознают страшную правду. В письме говорится о солдате, который потерял ноги, но не потерял желание жить. Однако, письмо адресовано другой матери, а не Аклиме, и это не письмо от ее сына Касыма, а от Сапара. Мать Сапара уже умерла два года назад, и Сапар ждет от нее ответа. Только Аклима и Нурила знают, что ответного письма не будет. Сердце матери Аклимы тронулось, она понимает, что никогда не сможет обнять своего сына, услышать его голос.
Аклима принимает страшную правду и решает написать Сапару письмо от лица его матери. Она начинает осознавать, что ее сын Касым не вернется. Это решение не просто для нее, но она понимает, что это единственное, что она может сделать.
В заключение рассказа можно заметить сходство с финалом фильма. Как и Толганай, Аклима с нетерпением ждет возвращения солдата:
«Каждый самолет, пролетавший над ее домом, заставлял сильнее биться материнское сердце. Может быть, это он летит – ее сын, солдат, ее Сапар?».
Толганай принимает к себе осиротевшего мальчика Сережу, а Аклима – осиротевшего солдата Сапара. Материнская душа необъятна…
Работа посвящается 100-летию Амины Умурзаковой (08.03.1919), дню рождения Габита Мусрепова (22.03.1902) и всем Матерям, воспитавшим храбрых сыновей.