Эссе на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ»
Работа «Экзистенциализм — это гуманизм» вышла в 1946 г., это текст лекции, прочитанной Сартром. Она была написана с целью обобщить и изложить в более доступной форме основные тезисы, предложенной им атеистическо-экзистенциальной теории. Эта теория – антропоцентрична, и с ее помощью он стремится найти оправдание человеческого бытия в условиях отрицающей Бога действительности 20х-30х годов XX века. Она также отражает послевоенное состояние умов, когда пошатнулась вера в рационализм, величие человеческого разума.
Текст состоит из последовательного изложения обвинений в адрес экзистенциализма и оправданий его автором. Он подробно поясняет основные термины и тезисы своей интерпретации этой теории, приводит множество примеров. Основополагающим тезисом своего философского учения Сартр провозглашает формулу «Существование предшествует сущности» и расшифровывает ее следующим образом: «Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется <…> Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.
Приняв принцип субъективности за постулат, философ стремится извлечь все возможные следствия из этого принципа. Прежде всего, он делает важный вывод о том, что «нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал», человек представляется Сартру существом, которое само проецирует себя в будущее, то есть обладает всей полнотой свободы выбирать себя и несет такую же полную ответственность за свою сущность. Получив свободу выбирать себя, человек в то же время получает свободу выбирать все человечество, ибо по Сартру «То, что мы выбираем,- всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. <…> Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы предполагать, так как распространяется на все человечество». То есть, основным выводом из принципа субъективности является признание за каждым человеком свободы самостоятельно выбирать себя и «выбирать человека вообще».
Сартр не только формирует основные постулаты экзистенциализма, но и изображает человека, следующего в своей жизни тем самым постулатам. Такой человек неизбежно платит за свою свободу не только огромной ответственностью, но и “негативными «ощущениями»”, которым сам Сартр придает онтологический характер.
Версии происхождения человека. Основные теории происхождения человека
... считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ученые. ... то исследовать этот процесс вполне реально. Сегодня на данный вопрос стараются ответить основные теории происхождения человека, однако 100-процентную гарантию правильности своих суждений ни одна из них ...
Таким образом, Ж.-П. Сартр осветил важнейшую проблему человека – проблему оправдания бытия в условиях богоутраты — и предложил свой выход из нее. Опираясь на формулу «Существование предшествует сущности» (принцип субъективности экзистенциализма), он наделяет человека абсолютной свободой выбирать себя, свой жизненный путь, свою собственную систему моральных ценностей, но также наделяет его и абсолютной ответственностью за свои действия.
Кроме того, в своей статье экзистенциалист перечисляет три основных онтологических ощущения и называет их условно «тревога» (иначе — «ответственность»), «заброшенность» (иначе – «осознание богоутраты») и «отчаяние» (то есть, необходимость каждого рассчитывать только на себя).
Несмотря на то, что на первый взгляд может показаться, будто философия экзистенциализма фактически обязывает человека бездействовать, «погрузиться в квиетизм отчаяния», на самом деле только теория Сартра, по его же словам, «единственная теория, придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект».