Воскрешение лиственницы (по В. Шаламову)
Произведение В. Шаламова «Воскрешение лиственницы», на мой взгляд, представляет из себя эссе и относится к лирике. Попробую доказать это через анализ текста.
Почему я отношу произведение к лирике? Прежде всего, потому, что в нём очень сильно выражена авторская позиция, взгляд В. Шаламова на объект изображения – лиственницу, привезённую в Москву с Колымы. Сам В. Шаламов значительную часть своей жизни провёл в колымских лагерях, и для него жизнь на Дальнем Севере – не вымысел, а суровая реальность, отнявшая у писателя годы жизни и изменившая само отношение к ней.
Автор в поисках «своей чувствительности», разглядывая «этот странный подарок» — ветку лиственницы, — не просто описывает её: для него ветка – символ жизни, вечной, непобедимой. Давайте присмотримся к эпитетам, которыми наградил ветку автор: «иссушенная, продутая ветрами самолётов, мятая, изломанная в почтовом вагоне», «исковерканная ветрами, вертящаяся вслед за солнцем»…
Ветка лиственницы, привезённая с Колымы в московскую квартиру, вызывает у автора одновременно чувство уважения и восторга. Он говорит о её силе, жизненной стойкости: «В ветке разбужены иные, тайные силы». Писатель утверждает, что «лиственницы серьёзней цветов», подчёркивая в очередной раз особую жизненную миссию этой на вид обыкновенной ветки. Так человек, прошедший ад сталинских лагерей, относится к ветке лиственницы как к живому существу, спутнику нелёгкой жизни в неволе, молчаливому свидетелю человеческих страданий и смертей…
Не случайно В. Шаламов пишет: «Даже эта память о мёртвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы».
Интерес вызывает и авторский приём сопоставления судьбы ветки (для автора она живое существо!) с судьбой Натальи Шереметевой-Долгоруковой. Писатель проводит параллель между двумя историческими эпохами, с горечью утверждая при этом, что «извечный русский сюжет» повторяется: и эпоха Петра Первого ничем не отличается от «мук тридцать седьмого года», «с доносами, грубым произволом начальников, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца, доносивших друг на друга, предававших друг друга…»
Проза жизни и поэзия
... неизмеримо сложнее, выше и глубже. По воскрешении моем, как непрерывное самопишущее перо, двигались на индикаторе духовной моей жизни в тетрадку, в ... поэзии, как это делал Белинский, — и что считается несчастьем русской поэзии, Белинский подходил к стихам, как к прозе. Можно к стихам подходить и ... забое Колымы или в воркутинской шахте. Когда-то я делил весь мир на «да» и «нет», на героев и подлецов. ...
Главный образ произведения В. Шаламова – лиственница. Образ метафоричен: это и Наталья Шереметева-Долгорукова, и тысячи ни в чём не повинных женщин, замученных в колымских лагерях. Но лиственница – это и символ жизни. Автор неоднократно подчёркивает «серьёзную» силу лиственницы, её притягательную близость, порождённую многолетним колымским пленом. Описывая неистребимую, вечную силу лиственницы, В. Шаламов прибегает к олицетворениям: «понимает это и лиственница», «ветка собирает все силы – физические и духовные», она «пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое».
И всё же, несмотря на то, что «лиственница – дерево концлагерей», В. Шаламов отмечает, что жизнь продолжается: «человек и его жена удочерили девочку – заключённую девочку умершей в больнице матери». «Послать …ветку в Москву» означает для писателя «помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжёлый груз…»
Произведение В. Шаламова пронизано скорбью по ушедшим без времени миллионам обычных людей, и в то же время оно провозглашает веру в возможность воскрешения к новой жизни. Человечество должно осознать свои ошибки, чтобы не повторить их больше. Ветка лиственницы – символ перемен в сознании людей, надежды на новое завтра, где будут царить гуманизм и добро…
Автора волнуют проблемы отношений человека и власти, он осуждает образ жизни, при котором царят ложь, предательство, злоба. Надо хранить память о мёртвых, считает В. Шаламов, иначе страшное может повториться: «войны, революции, Хиросима, и концлагеря…»
Финальной фразой о том, что «люди Москвы… будут вдыхать её запах – не как память о прошлом, но как живую жизнь» писатель провозглашает веру в МУДРОСТЬ ЖИЗНИ, надежду на ВОСКРЕШЕНИЕ ЛЮДЕЙ, на перемены в сознании, на рождение новых жизненных устоев, при которых люди начнут жить по законам ДОБРА.
Авторский замысел помогают раскрыть ключевые слова-образы произведения – это, прежде всего, образ ветки лиственницы – живого существа, дарящего веру в новую жизнь. Это и образ времени, породившего уродливые отношения между людьми, а также образ Колымы с «миллионами трупов», хранящимися «в вечной мерзлоте», с цветами, которые не пахнут, с птицами, которые «не поют»…
Один поэт сказал: «Времена не выбирают – в них живут и умирают». В. Шаламов, к сожалению, рано ушедший из жизни, до конца дней сохранивший совесть и честь, оставил нам бесценное наследие, жемчужиной которого является и это эссе – «Ветка лиственницы», которое кричит: «Любите ЧЕЛОВЕКА!»