Ученицы по рассказу В. Шаламова «Воскрешение лиственницы»

Эссе

Воскрешение лиственницы (по В. Шаламову)

Произведение В. Шаламова «Воскрешение лиственницы», на мой взгляд, представляет из себя эссе и относится к лирике. Попробую доказать это через анализ текста.

Почему я отношу произведение к лирике? Прежде всего, потому, что в нём очень сильно выражена авторская позиция, взгляд В. Шаламова на объект изображения – лиственницу, привезённую в Москву с Колымы. Сам В. Шаламов значительную часть своей жизни провёл в колымских лагерях, и для него жизнь на Дальнем Севере – не вымысел, а суровая реальность, отнявшая у писателя годы жизни и изменившая само отношение к ней.

Автор в поисках «своей чувствительности», разглядывая «этот странный подарок» — ветку лиственницы, — не просто описывает её: для него ветка – символ жизни, вечной, непобедимой. Давайте присмотримся к эпитетам, которыми наградил ветку автор: «иссушенная, продутая ветрами самолётов, мятая, изломанная в почтовом вагоне», «исковерканная ветрами, вертящаяся вслед за солнцем»…

Ветка лиственницы, привезённая с Колымы в московскую квартиру, вызывает у автора одновременно чувство уважения и восторга. Он говорит о её силе, жизненной стойкости: «В ветке разбужены иные, тайные силы». Писатель утверждает, что «лиственницы серьёзней цветов», подчёркивая в очередной раз особую жизненную миссию этой на вид обыкновенной ветки. Так человек, прошедший ад сталинских лагерей, относится к ветке лиственницы как к живому существу, спутнику нелёгкой жизни в неволе, молчаливому свидетелю человеческих страданий и смертей…

Не случайно В. Шаламов пишет: «Даже эта память о мёртвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы».

Интерес вызывает и авторский приём сопоставления судьбы ветки (для автора она живое существо!) с судьбой Натальи Шереметевой-Долгоруковой. Писатель проводит параллель между двумя историческими эпохами, с горечью утверждая при этом, что «извечный русский сюжет» повторяется: и эпоха Петра Первого ничем не отличается от «мук тридцать седьмого года», «с доносами, грубым произволом начальников, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца, доносивших друг на друга, предававших друг друга…»

9 стр., 4466 слов

Проза жизни и поэзия

... неизмеримо сложнее, выше и глубже. По воскрешении моем, как непрерывное самопишущее перо, двигались на индикаторе духовной моей жизни в тетрадку, в ... поэзии, как это делал Белинский, — и что считается несчастьем русской поэзии, Белинский подходил к стихам, как к прозе. Можно к стихам подходить и ... забое Колымы или в воркутинской шахте. Когда-то я делил весь мир на «да» и «нет», на героев и подлецов. ...

Главный образ произведения В. Шаламова – лиственница. Образ метафоричен: это и Наталья Шереметева-Долгорукова, и тысячи ни в чём не повинных женщин, замученных в колымских лагерях. Но лиственница – это и символ жизни. Автор неоднократно подчёркивает «серьёзную» силу лиственницы, её притягательную близость, порождённую многолетним колымским пленом. Описывая неистребимую, вечную силу лиственницы, В. Шаламов прибегает к олицетворениям: «понимает это и лиственница», «ветка собирает все силы – физические и духовные», она «пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое».

И всё же, несмотря на то, что «лиственница – дерево концлагерей», В. Шаламов отмечает, что жизнь продолжается: «человек и его жена удочерили девочку – заключённую девочку умершей в больнице матери». «Послать …ветку в Москву» означает для писателя «помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжёлый груз…»

Произведение В. Шаламова пронизано скорбью по ушедшим без времени миллионам обычных людей, и в то же время оно провозглашает веру в возможность воскрешения к новой жизни. Человечество должно осознать свои ошибки, чтобы не повторить их больше. Ветка лиственницы – символ перемен в сознании людей, надежды на новое завтра, где будут царить гуманизм и добро…

Автора волнуют проблемы отношений человека и власти, он осуждает образ жизни, при котором царят ложь, предательство, злоба. Надо хранить память о мёртвых, считает В. Шаламов, иначе страшное может повториться: «войны, революции, Хиросима, и концлагеря…»

Финальной фразой о том, что «люди Москвы… будут вдыхать её запах – не как память о прошлом, но как живую жизнь» писатель провозглашает веру в МУДРОСТЬ ЖИЗНИ, надежду на ВОСКРЕШЕНИЕ ЛЮДЕЙ, на перемены в сознании, на рождение новых жизненных устоев, при которых люди начнут жить по законам ДОБРА.

Авторский замысел помогают раскрыть ключевые слова-образы произведения – это, прежде всего, образ ветки лиственницы – живого существа, дарящего веру в новую жизнь. Это и образ времени, породившего уродливые отношения между людьми, а также образ Колымы с «миллионами трупов», хранящимися «в вечной мерзлоте», с цветами, которые не пахнут, с птицами, которые «не поют»…

Один поэт сказал: «Времена не выбирают – в них живут и умирают». В. Шаламов, к сожалению, рано ушедший из жизни, до конца дней сохранивший совесть и честь, оставил нам бесценное наследие, жемчужиной которого является и это эссе – «Ветка лиственницы», которое кричит: «Любите ЧЕЛОВЕКА!»