Студента «Романтизм в музыке»

Эссе

Эссе

«Романтизм»

2 курс ОТМ, Юргина А.О.

преподаватель, Давлетова Р.Р.

Однажды я услышала такое мнение: «Исполнять произведения композиторов-романтиков гораздо легче, чем сочинения композиторов-классиков». Так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопросы необходимо понимать суть таких художественных стилей и направлений в культуре как «Романтизм» и «Классицизм», и их особенности в музыкальном искусстве. Основное внимание далее я уделю Романтизму, при этом сравнивая и проводя параллель с Классицизмом.

Романтизм (франц. romantisme)

Понятие «Романтизм» произошло от эпитета «романтический»:

  • до 18-го века он указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романском языке (т.е. на языке классической древности).

    Это были поэмы и романы о рыцарях;

  • в конце 18-го века романтизм воспринимается как авантюрное, занимательное, старинное, самобытно народное, далекое, наивное, фантастическое, духовное, возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее;

  • в начале 19-го века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного Классицизму и Просвещению.

Сравним основные идейные установки Романтизма и Классицизма в искусстве:

Принцип рационализма, разум главенствует.

1. Отстранение героев от действительности по причине недовольства ею. Мир – идея автора (возможно нереальный).

2. Пирамидальная концепция. Есть вершина пирамиды, которой все подчинено. Человек лишь звено в пирамиде мироздания.

2. Интерес к необычным личностям и высшим страстям. Герои сильные отчаянные натуры (часто бунтари).

3. Человек это функция, важны его внешние деяния.

3. Природа противостоит цивилизации (заточению свободы).

События нередко происходят на фоне экзотических пейзажей, сельской местности.

4. Однолинейность характеров, одна доминирующая черта (смелость или трусость, благородство или коварность)

4. Эмоциональный, приподнятый тон. Преобладание лирического начала.

5. Произведения построены по правилам строгости и логичности. Используется принцип трех единств: время (действие не больше суток), место (в одном месте), действие (один конфликт).

14 стр., 6800 слов

Дипломный по музыкальной литературе «Фортепианный цикл в ...

... фортепианный цикл в творчестве зарубежных композиторов романтиков XIX века. - предмет исследования – тематика, принцип цикличности, жанровые особенности фортепианных циклов композиторов-романтиков Шумана, Листа, Шопена, Мендельсона ... и лирики в романтизме. XIX век – век торжества фортепианной "литературы". Романтизм можно назвать эрой рояля. Концертный пианизм в эпоху романтизма проявляется в новом ...

5. Замысловатая сюжетная схема: парадоксальные ходы, захватывающие тайны, непредвиденные развязки.

6. Иерархия жанров. Высшие жанры: трагедия и ода (о выдающихся деятелях, грандиозных событиях, монархах и т.д.) Низкие жанры: комедия басня (жизнь заурядных людей)

6. Разнообразие жанров: романтическая драма, роман, элегия, возвышенная поэма и пр.

Подводя итоги сравнения можно сделать вывод, что для романтиков разочаровывающим был общий процесс рационализации жизни, ее подчинение «разуму» и бездушному практицизму. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Кроме того, духовная сила и красота человека, творческое начало противопоставлялось филистерству: посредственному, ничтожному, погрязшему в тщеславии, суетности, мелочном расчете.

в литературе.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/chto-rasskazala-mne-muzyika-kompozitorov-romantikov/

«Буря и натиск»

в Германии

Романтизм коснулся всех сфер искусства в 19-ом столетии, в том числе и живописи , где его развитие протекало в острой полемике с приверженцами Классицизма. Романтики-живописцы укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». Борьба против застывших классицистских норм длилась почти пол столетия, и была подчеркнута патетикой, нервной возбужденностью, тяготением к экзотическим мотивам и игре воображения (Теодор Жарико, Ф. Гойя, Карл Брюллов, Ульям Тернер, Эжен Делакруа и др.)

В наибольшей мере Романтизм проявил себя в музыке и как новое музыкальное течение определился в 1820-е годы. Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитее к середине 19-го столетия, то жизнь музыкального романтизма гораздо продолжительнее, а в России даже затрагивает творчество композиторов начала 20-го века.

Основной проблемой Романтизма как музыкального течения выдвигается проблема личности в ее конфликте с окружающим миром, внимание к чувствам человека, личным переживаниям. Это приводит к смене жанров . К важнейшим сферам творчества музыкантов-романтиков относится лирика, фантастика, народно- и национально-самобытное, натуральное, характерное.

Лирика . Для немецких теоретиков-романтиков «романтическое» — это прежде всего «музыкальное», музыка – это и есть лирика, антипод прозаической реальности, голос сердца. Музыкантами достигается лирическая непосредственность и экспрессия, индивидуализация личностного высказывания, психологическое развитие чувств.

Фантастика выступает как свобода воображения, вольная игра мысли и чувства, свобода познания, мир странного и чудесного, как бы наперекор филистерскому прагматизму, «убогому» здравому смыслу. Фантастика также дает возможность в наиболее яркой форме столкнуть прекрасное и уродливое, доброе и злое.

Народно- и национально-самобытное, натуральное . Из стремления романтиками воссоздать подлинность, первичность, целостность рождается интерес к истории, к фольклору, культу природы как к первозданной «душе мира». Природа утешает, исцеляет, дает прибежище от бед цивилизации. В музыкальном воплощении природы романтики достигли неведомой прежде образной конкретности. Этому послужил и вновь открытые выразительные средства музыки, прежде всего ладо-гармонические и оркестровые.

6 стр., 2642 слов

Ольга Раева: «Бетховен — лекарство от отчаяния…» Известный российско-германский ...

... опыт. Композитор может слушать музыку как слушатель или как композитор. Это два разных слушания-процесса. — При упоминании фамилии Бетховен что первое вам приходит в голову? Симфонии, камерная музыка, опера или ... умеем воспринимать это только так… идеальное не виднее На первой репетиции своего сочинения композиторы обычно испытывают настоящий шок: а-а-а-а!!! Неужели это я такое ...

портретности

композиторов-романтиков

в Австрии Ф. Шуберт, позднее Р. Штраус.; в Германии

  • ранний этап — Э.Т.А. Гофман, К.М. Вебер, Л. Шпор, Г. Маршнер.;

  • лейпцигская школа – Ф. Мендельсон-Бартольди и Р. Шуман;

  • 2-ая половина 19-го века – Р. Вагнер, И. Брамс, А. Брукнер, Хуго Вольф.

во Франции

в Италии Дж. Россини, Дж. Верди, Н. Поганини;

в Польше Ф. Шопен; в Венгрии Ф. Лист;

в России М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки», П.И. Чайковский, поздние С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин.

национальных школ

камерной вокальной лирики и оперы

Центром внимания многих композиторов стал наиболее синтетический жанр — , в которой неуклонно усиливается связь музыки, слова, театра и действия. Этой цели служат: система музыкальных характеристик и лейтмотивов, разработка речевых интонаций, слияние логики музыкального и сценического развития, использование богатых возможностей симфонического оркестра. Опера основана у романтиков главным образом на сказочно-фантастических, «волшебных», рыцарско-приключенческих и экзотических сюжетах. Первой романтической оперой была «Ундина» Гофмана; позднее большой вклад внёс Вебер (оперы «Вольный стрелок», 1820; «Эврианта», 1823; «Оберон», 1826, и др.); романтические оперы создали также Г. Маршнер и А. Лорцинг, Беллини и Верди, Берлиоз, Обер, Мейербер и др. Вагнер, романтически переосмысливая оперу, выдвинул идею «объединяющего все искусства произведения» (Gesamtkunstwerk) и пытался осуществить её в зрелых операх («Летучий голландец», 1841; «Лоэнгрин», 1848; тетралогия «Кольцо нибелунга», 1854—74; «Тристан и Изольда», 1859; «Нюрнбергские мейстерзингеры», 1867; «Парсифаль», 1882),

инструментальной музыке

В стилистике

  • Первый из этих процессов — всё большее насыщение аккордов альтерациями и диссонансами, что обостряло их неустойчивость, усиливало напряжение, требовавшее разрешения в дальнейшем гармоническом движении (эффект «томления», «бесконечного» развивающегося чувства).

  • Красочные эффекты заключались в использование возможностей мажоро-минорной ладовой системы:

  • с помощью натуральных ладов подчёркивался народный или архаический характер музыки;

  • лады с целотонным и «тон-полутон» звукорядами использовались для придания фантастичности;

  • красочные свойства обнаруживались также в хроматически усложнённой, диссонирующей аккордике;

  • свежие звуковые эффекты достигались путём различных сопоставлений аккордов или ладов в пределах диатонического звукоряда.

    3 стр., 1459 слов

    Доклад: Опера Джузеппе Верди «Риголетто» (Rigoletto)

    ... горб Риголетто и мешок, в который кладут умирающую Джильду,- эти детали остались без изменения благодаря твёрдой воле Верди. Консервативная цензура выступила с нападками на оперу и ... это было в комических операх Моцарта и Россини. На всех них падает проклятье настоящего аристократа, Монтероне: это сигнал к раскрытыю судьбы Риголетто, уже давно навеки проклятого, ...

В романтической мелодике действовали следующие главные тенденции: в структуре — стремление к широте и непрерывности развития, отчасти и к «незамкнутости» формы; в ритме — преодоление традиционной регулярности метрический акцентов и любой автоматической повторности; в интонационном составе — детализация, наполнение выразительностью не только начальных мотивов, но и всего мелодического рисунка.

(фактуру)

Сравнивая Классицизм и Романтизм