Эссе что нам дает культура

Эссе

Мы привыкли гордиться Великой Русской Культурой. И ведь действительно, трудно спорить с величием русской литературы, музыки, живописи, архитектуры. Однако, почему-то никто не задумывается, какое, собственно, отношение имеет к этому величию конкретный водила-дальнобойщик Михалыч, или конкретный офисный клерк Дмитрий Сергеевич, или конкретная повариха тётя Света? Сможет ли кто-нибудь из них процитировать хотя бы первую строфу из «Евгения Онегина», или напеть что-нибудь из Глинки, или хотя бы сказать, сколько башен в московском кремле? Сможет? А всё перечисленное сразу? Вот и я сомневаюсь.

Тогда на каком основании мы отождествляем себя с русской культурой? По праву рождения, что ли? Мол, Пушкин русский, и я русский, значит я носитель культуры, где-то рядом со всеми этими поэтами и писателями прошлого и настоящего, практически между Маяковским и Мусоргским?

Нет, ребята, так не пойдёт. Культура – штука индивидуальная. Если дальнобойщик Михалыч в рейсе слушает Чайковского, а на стоянке читает Чехова – то вполне возможно, что он имеет отношение к русской культуре, как читатель, как слушатель, как ценитель. А если он в рейсе слушает блатняк, а на стоянке пьёт водку до свинского состояния – то увы… Никакого отношения к русской культуре он не имеет и гордиться ему, простите, нечем.

Пойдем далее. Допустим, что наш офисный клерк Дмитрий Сергеевич читает перед сном Льва Гумилёва и любит отечественный кинематограф. Культурный ли он человек? Вполне возможно! Имеет ли он право рассуждать о величии русской культуры? Ну а почему нет! Как минимум, в пределах освоенных культурных пластов и явлений. Но вот Дмитрий Сергеевич едет в отпуск в солнечный Египет, и культурность начинает сходить с него слой за слоем, с каждым проведенным на курорте днём. Он засыпает пьяным на пляже, гадит в бассейн, дерется с немцами из-за того, что деда ранили в Великую Отечественную и называет официантов чурками. Несмотря на Гумилёва.

Культура – это штука сиюминутная. Далеко не всегда удается поддерживать высокий культурный уровень. И уж точно никакое культурное наследие прошлых поколений не в силах оправдать сиюминутное хамство и свинство.

Можно было бы поставить точку, да только иному читателю может показаться, что я данными заметками бросаю тень на ту самую Великую Русскую Культуру из первого абзаца. Дабы не быть обвиненным в русофобии, продолжу, даже не покидая солнечный Египет, где мы оставили нашего отдыхающего офисного клерка. Кто был в Египте, вспомните, разве можно предположить, что назойливые, меркантильные, обманывающие туристов на каждом шагу по мелочи арабы – это потомки создателей пирамид, единственного сохранившегося до наших дней древнего чуда света? Разве эти попрошайки и продавцы сувениров – носители одной из древнейших культур, о которой мы читали в учебнике еще в четвертом классе?

2 стр., 631 слов

Д.С.Лихачёв. «Заметки о русском» (1981) | Памяти Дмитрия Сергеевича ...

... кровь. Выше я писал, что для русской природы, очеловеченной крестьянином, очень характерен ритм ... совсем других, чем ритм, созданный человеком в России. Этот же волнообразный ритм схвачен и в ... когда они вместе "разъезжали или расхаживали по этой обожженно-обнаженной нагорной стране, любуясь ... дождями, ручьями и полосами виноградников, горы, с которых скатывались камни, густые плотные краски: ...

Культура – это живое явление. Её не запасти впрок, не запереть в музеях, если нет людей, её несущих.

А, к примеру, Индия, родина половины мировых религий?! Разве культурный народ может превратить свою священную (sic!) реку Ганг в сточную канаву? И продолжать в этой реке одновременно совершать омовения, пить из нее, сливать в нее помои и хоронить трупы?

Культура и народ – не тождественны. Можно быть культурным, можно не быть, но приписывать себе культурные (а также научные, военные и любые другие) заслуги своего народа – лицемерие и самообман.

Есть за что восхищаться китайцами и уважать китайский народ. Начиная от Лао-Цзы и кухни и заканчивая экономическими чудесами. Но только до того момента, как встретишься с китайцами где-нибудь на курорте. И дело не в шуме, которым они окружают себя постоянно, итальянцы порой шумят не меньше. И не в бесцеремонности и наглости, русские и кавказцы подчас превосходят их в этих сомнительных дисциплинах. Не в том, что они занимают собой всё свободное пространство, встают группами в дверях, не имеют привычки дать людям выйти прежде чем входить самим, не говоря уже о том, чтобы пропустить вперед женщину или ребенка. Это можно списать на менталитет. И даже не в совокупности всего вышеперечисленного!

Лично наблюдал в одном из лучших отелей Вьетнама, как китайская семья ела жареных креветок. Нет, они не роняли объедки на пол, они бросали их на пол. Не складывали хвостики на стол, а сплёвывали. И звучно отрыгивали. И сморкались. Даже не слишком брезгливые, как от природы, так и в силу профессии, вьетнамские официанты отворачивались и кривились, когда китайцы вытирали руки и рот о скатерти. А я смотрел и думал, что если бы не увидел этого собственными глазами, то никогда бы не поверил, что им настолько глобально, всеобъемлюще и бесповоротно наплевать на всех. Этим наследникам тысячелетней культуры, создателям одной из сильнейших экономик мира.

Культура – это личное дело каждого. Личная ответственность, личный выбор. Быть или не быть. Нести или не нести. Принадлежать или нет. Но почему-то большинство предпочитает приписывать себе заслуги других. Наверное, потому что это намного легче, чем нести огонёк культуры самому.

05.08.2019г.

Вьетнам, Ня-Чанг.