По статье Бердяева Н.А. Человек и машина

Эссе

Эссе по статье Бердяева Н.А. Человек и машина

«Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви» [1] — один из фундаментальных посылов, которые автор выражает уже с первых строк своей статьи. Согласитесь, что сегодня это фраза как никогда актуальна. Что мы увидим, если оглянемся по сторонам? Если раньше люди читали газеты, увлеченно общались и занимались разными делами, то сейчас, куда ни глянь – всюду одни лишь склоненные к своим гаджетам головы. Сейчас проблема повсеместного использования техники, которая вытесняет реальность из нашей жизни, стоит как никогда остро. Бердяев как в воду глядел, хотя, как мне кажется, он даже не мог представить современных масштабов проблемы. Тезисы, которые приводит автор, пропитаны актуальностью и по сей день. Ощущается личное понимание Бердяевым проблем, напрямую связанных с развитием и повсеместным применением техники. Когда я перечитывал работу в первый раз, я подумал, что она была написана в наши дни, и очень удивился, что, оказывается, ее написание состоялось в начале ХХ в.

Автор также проводит небольшое исследование подходов к понятию техника. По мнению автора, техника может быть рассмотрена с двух сторон. Он предлагает рассматривать технику не только с экономической, промышленной, военной и технологической стороны (которая связана с передвижением и комфортом жизни), но и со стороны техники мышления, искусства, права, духовной жизни или мистического пути. К примеру, йогу можно считать своеобразной духовной техникой.

Несомненно, появление техники и применение машин является логичным этапом эволюции, заключающейся в переходе от ручного труда к машинному. Человечество всегда предполагало максимизацию функции полезности, исходя из чего, применение машин вместо ручного труда – это нормальное явление. С другой стороны, Бердяев считает, что техника давно вышла за пределы инструмента, который «дает усовершенствование жизни» и «умножает блага жизни» [2] . По его мнению, средство давно превратилось в цель, в результате чего мы наблюдаем перестройку социальной структуры общества и общественного сознания.

Философ с опаской прогнозирует тотальное помешательство, связанное с использованием техники. Он отмечает интересный парадокс: «Мы стоим перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели» [3] . Следует отдать ему должное, ведь на данный момент эти проблемы имеют крайне ощутимые последствия.

18 стр., 8606 слов

На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И.А. ...

... жизни столь разные люди вряд ли бы могли так же хорошо подружиться. Кроме того, сомнительно существование настолько ленивых и незаинтересованных в решении своих проблем людей, как Обломов. Похожие сочинения Сочинение ... по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей. Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ...

Бердяев предложил рассмотреть достаточно новую для того времени проблему – проблему техники и ее повсеместного влияния на человека. Он отмечал, что «техника для ученого, делающего научные открытия, для инженера, делающего изобретения, может стать главным содержанием и целью жизни», но «подмена целей жизни техническими средствами может означать умаление и угашение духа» [4] . А ведь именно это сейчас и происходит.

В своей статье, автор сопоставляет «органическую» и «техническую» сущности. Это сопоставление можно наблюдать практически в первом же абзаце. Бердяев отмечает, что прежний индивид был близок к природному миру, а значит, и к духовному. Машины во многом облегчили условия и формы трудовой деятельности общества, дав человечеству дополнительную свободу и возможности, однако, при этом они коренным образом повлияли на его быт и мышление. Новые средства техники дали человеку ощущение бескрайних возможностей разума и себя как уникального существа; открывая при этом небывалые творческие, исследовательские, мировоззренческие возможности, которые вывели человека в космос. «Мощь техники продолжает дело раскрытия бесконечных пространств и миров, в которые брошена земля, но она дает человеку чувство его собственного могущества, возможности овладения бесконечным миром, и в ней есть титанизм человека» [5] .