В детстве Чехов пел в церковном хоре. Но ни на каком музыкальном инструменте играть не умел. Отношение к музыке у героев его произведений странное и неоднозначное. Но говорить «в целом» не принято. Посему перейдём к конкретике.
Вот, например, «Ионыч». Рассказ о дурном влиянии разбитого сердца на здоровье и физическую форму врача. Хотя по первоначальной задумке в центре повествования должен был быть прототип семейства Филимоновых (в конечной редакции семьи Туркиных).
Семьи, неразрывно связанной с музыкой. Из записок Чехова:
Он чиновник, играет на сцене, поёт, показывает фокусы, острит («здравствуйте, пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена… ах, увидит муж!» — это говорит она всем на свете при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз, в самом деле, всё в этом скучном сером городе показалось забавно и талантливо.
Музыка слова, музыка действия – звуки рта, но не искусства. Иллюзия музыкальной «одухотворенности» дома Туркиных прекрасно считывается со строк автора. Полная противоположность таланта как такового. Однообразные шутки Ивана Петровича, небывалые романы Веры Иосифовны и в буквальном смысле задолбанные клавиши несчастного рояля дочки Котика, Екатерины Ивановны. Здесь похоронили искусство. В лучшие времена оно развивалось, выражало реальные чувства и эмоции и было трепетным и нежным. Но не теперь. Такова музыка семейства Туркиных.
Во имя справедливости автор дает знать о городском клубе, в котором, к счастью, бытует музыка получше. К концу XIX века культура салонов широко распространилась и добралась даже до небольших уездов. Правили балом дворяне. Через дворянское воспитание Просвещение добиралось до простого народа. В том числе и нотная культура.
Через музыку клубов и дворянских домов Чехов раскрывает историко-культурный контекст рассказа «Ионыч». В этом раскрытии состоит первая задача музыкального аспекта произведения. Конкретных имен не слышно, но
можно предположить, что отдыхали люди под звуки романсов, возможно даже цыганских (история этого не отрицает), городских песен и обработанного фольклора.
## Развитие музыкальной тематики в рассказе «Ионыч»
В рассказе «Ионыч» Антона Чехова, автор косвенно обращается к музыке, что придает произведению дополнительные смыслы и характеристики главного героя Старцева. В первой главе рассказа мы видим, что Старцев несколько раз открывает рот, но не для того, чтобы говорить, а для того, чтобы спеть. Это символическое действие подчеркивает его близость к музыкальному искусству.
Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова Ионыч)
... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. / Сочинения / Чехов А.П. / Ионыч / Превращение человека в обывателя (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») Смотрите также по произведению “Ионыч”: Сочинение по рассказу Ионыч Чехова (рассуждение) Рассказ “Ионыч” посвящен популярной теме разложения личности ...
По пути к Туркиным Старцев напевает «Элегию» Михаила Яковлева, стихи которой принадлежат Дельвигу. Интересно отметить, что Михаил Яковлев был знаком с Пушкиным и они жили в период, предшествующий эпохе Глинки — революционера отечественной музыки. Яковлеву удалось остаться «нейтральным» композитором, который творил до появления Глинки. Это связывает музыкальную историю событий рассказа и создает тонкую связь между разными эпохами.
Кроме того, в рассказе упоминается еще одно имя — Антона Григорьевича Рубинштейна. Этот композитор открыл первую русскую консерваторию в Петербурге в 1862 году, а его брат Николай Рубинштейн возглавил аналогичное заведение в Москве. Именно на эту консерваторию так мечтала Екатерина Ивановна, одна из героинь рассказа. Таким образом, музыкальная история оказывается переплетена с желаниями и мечтами персонажей.
Музыкальные предпочтения Старцева многое говорят о его личности. Он проявляет знание и понимание музыки, он мудрый человек. В одном из диалогов он объясняет Екатерине Ивановне, что любовь не могут передать слова. Вместо того, чтобы громко выражать свои чувства, Старцев предпочитает напевать романсы под нос. Это еще один способ автора показать его глубокое понимание музыки и отношение к ней.
Тем не менее, Екатерина Ивановна не разделяет чувства Старцева или, возможно, не в состоянии сформировать свое мнение. Она выступает как «великая пианистка», орет о своей любви к музыке и проклинает семейную жизнь, отправляя Татьяну-Старцева подальше от своего присутствия, подобно Татьяне и Онегину.
Таким образом, использование музыкальных элементов в рассказе «Ионыч» является логичным и уместным.
Музыка в рассказе Чехова: роль и значимость
В работе сказано, что музыка в рассказе Чехова выступает как немое зеркало и отражает сущности персонажей. Она является индикатором уровня музыкальной образованности героев и тесно связана с развитием их отношений.
В рассказе «Консерватория» музыка служит Старцеву спасением от несчастного брака и пробуждает в Екатерине Ивановне чувство трезвости. Музыка, в своем особенном проявлении, знакомит, раскрывает и разлучает героев.
Нельзя не отметить роль произведения самого Чехова и его влияние на культуру. Например, фильм «В городе С.», созданный на основе рассказа «Ионыч», является ярким примером экранизации. Кроме того, работы Чехова стали источником для множества пьес, мюзиклов, оперетт, даже оперных постановок.
Интересно отметить, что Антон Павлович Чехов сам в детстве исполнял песни в церковном хоре. Однако после его смерти произведения Чехова продолжают звучать и оказывать огромное влияние на русскую и мировую культуру.