Открытый урок : «Кто такой Евгений Базаров? Победитель или проигравший…»

Эссе

Тема урока:

(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

…спрашиваю себя невольно: зачем я жил?

Для какой цели я родился?.., А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое,

потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…

М. Ю. Лермонтов

Форма урока

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний

(интегрированный урок: литература, право, общество)

Используемые технологии

Цели урока

Задачи урока:

  • дать оценку романа «Отцы и дети» как произведения реалистического, исторического и философского.

  • рассмотреть взгляды главного героя Евгения Базарова и сделать вывод об их ошибочности, опираясь на текст произведения.

  • показать жизненные идеалы И.С. Тургенева и его общественные взгляды в сопоставлении с позицией Базарова, главного героя романа.

  • развивать диалогическую речь и образное мышление учащихся через обучение анализу художественного текста .

Оборудование, Оформление:, Подготовка, Участники процесса:

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие. Эмоциональный настрой учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

  • Сегодня мы проводим заключительный урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Урок – непростой. Это урок-суд, суд над героем. Наша цель – выяснить, кто он: победитель или проигравший…

Появление романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” вызвало огромный успех среди всех слоев русского читающего общества. Книга была обсуждена всеми – от революционных кругов до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Журнальная критика своей изумительной противоречивостью по отношению к главному герою вводила читателя в недоумение. Наша задача – во время импровизированного процесса сформировать собственную точку зрения на роль и значение образа Базарова.

10 стр., 4701 слов

Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

... у Базарова с родителями и почему. Ход урока I Записываем эпиграф к уроку Таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать. «Отцы и дети». Базаров ... Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его «Енюшкой»; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее. Тургенев пишет, что старик ...

Итак приступим…

I II. Суд.

1. Судья: ( Чайкин А.)

— Слушается дело Базарова Евгения Васильевича, который обвиняется в том, что распространением своих идейных убеждений посягнул на устои государственного строя; а также пренебрежительным отношением к “отцам”, старшему поколению, неверием в дружбу, любовь, отрицанием искусства, природы как источника наслаждения будоражит общественное мнение, отрицательно воздействует на формирование мировоззрения молодого поколения. Кто он, Базаров? Идеальный герой или нравственный калека? Достоин подражания или осуждения? Цельная, сильная личность или “Асмодей своего времени”?

Секретарь:

— Слово для обвинения предоставляется прокурору.

(Вся обвинительная речь строится на основе статьи М.А. Антоновича “Асмодей нашего времени” (ж-л “Современник”, 1862 г., № 3.)

2. Прокурор. (Ярускин А.)

— Базаров “есть существо беззащитное и безответное…”.

— “Человек не глупый, — напротив, очень способный и даровитый, … много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму”.

— “О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей”.

— “Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит”.

— “…подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию; их благородные инстинкты и возвышенные чувства он убивает своей презрительной насмешкой…”.

— “Женщина, добрая и возвышенная по натуре, сначала увлекается им; но потом…с ужасом и омерзением от него отворачивается, отплевывается и “обтирается платком” .

Секретарь:

— Слово предоставляется свидетелям.

А) Критик Страхов Н.Н.

(выступление строится на основе статьи “И.С.Тургенев. “Отцы и дети”; журнал “Время”, 1862, №4. Основное внимание выступающий сосредотачивает на типичности черт Е.Базарова, любуется им, ему герой нравится).

14 стр., 6710 слов

Базаров новый герой или трагическая. Евгений Базаров — новый ...

... ли Базаровы России? Что такое нигилизм? Базаров как олицетворение нигилизма. Его сторонники. Польза и вред нигилизма. Базаров как новый человек русского общества Евгений базаров герой или трагическая личность. Базаров — новый человек В ... «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.» Что касается любви, Базаров говорит, что это непростительная дурь и белиберда. К женщинам он относится ...

— “Напрасные обвинения! …Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом”.

— Его речь отличается простотою, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом. …он всех легче сближается с народом, всех лучше умеет держать себя с ним.

— “…первое сильное лицо, первый сильный характер…”.

— “Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова”.

— “Базаров человек вполне живой…Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно”.

— “… к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредоточивает на себе ни одно из действующих лиц романа… мать и отец вспоминают и молятся о нем с бесконечной и невыразимой нежностью; …Катя и Аркадий чокаются “в память Базарова”.

— “Базаров головою выше всех других лиц…”.

— “…любовь (Базарова и Одинцовой) вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, …неотразимо хватающие за душу” .

Секретарь:

— Выступает Анна Сергеевна Одинцова.

Б) Анна Сергеевна Одинцова.

— Господа судьи!

Моя первая встреча с Евгением Базаровым произошла на балу у губернатора. Базаров много говорил со мной, спорил, высказывался, раздражался, когда я с ним в чем-то была не согласна, и , наконец ,он привязался ко мне какой-то мучительной страстью. В его рассуждениях о любви я поняла, что ее совсем не существует. Отношения наши кончаются тем, что я взываю о счастье, о любви и можно сказать вытаскиваю у него признание в любви. Но из его слов я заключила, что этот человек, как бы ни любил, не пожертвует во имя любви своей гордостью.

Возможно, это и отпугнуло меня.

Ну вот и все, что я смогу сказать вам, господа судьи.

Секретарь:

Выступает Аркадий Кирсанов

В) Аркадий

С Евгением Базаровым мы познакомились в Петербурге, в студенческой среде. Главный его предмет – естественные науки. Да, он все знает. В нашей студенческой среде он пользовался уважением, не за его известность на медицинском поприще, а за его демократические разночинские взгляды. Дворянство и офицерский чин не вызывали у Базарова ни малейшего уважения. Мой учитель относился ко всему с критической точки зрения. Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип.

Я торжествовал, когда Евгений Базаров дал согласие посетить наше имение. Когда не сошлись во взглядах Евгений Базаров и Павел Петрович, я был на стороне моего учителя. Нас не могут понять наши отцы. Но что делать, это учесть поколения отцов. Я и папаше его говорил, что Евгений Базаров один из самых замечательных людей, с которыми я когда либо встречался. Я уверен, что моего друга ждет великое будущее, что он еще прославит свою фамилию.

3 стр., 1265 слов

Базаров — человек и мыслитель — по роману Отцы и ...

... Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться, а ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек ... он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека. И в этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного ... жизнью. Иван Тургенев Отцы и дети Роман Сочинение Школьная программа

Секретарь:

— В деле появились дополнительные материалы.

(Предоставляется видеозапись фрагмента из к/ф «Отцы и дети» эпизод дуэли Е. Базарова с П.П. Кирсановым).

Судья: (Чайкин А)

— Давайте рассмотрим (просмотр фрагмента 4 минуты)

Секретарь  1

Ответы учащихся:

  • (Это фрагмент, в котором Базаров ранит Петра Петровича Кирсанова во время дуэли

Судья: (Чайкин А)

— Вопрос снимается.

Секретарь:

— Слово для защиты предоставляется адвокату.

Г) Адвокат

(Речь должна быть яркой, эмоциональной, она строится на тезисах статьи Д. Писарева “Базаров”).

— “Тургенев… вдумался в этот тип и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов”.

— “…у Базарова есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”.

— “…Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким”.

— “…в этих людях таятся колоссальные силы”.

— “Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, сильными и годными на всякую работу…”.

— “Базаров – человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально”.

— “…смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера” .

Секретарь:

— Последнее слово предоставляется обвиняемому Е.Базарову.

Выступает ученик, который глубоко понял натуру Базарова, симпатизирует ему, Д) Евгений Базаров

— Вся моя жизнь, была проникнута горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России. Мой нигилизм, отрицавший авторитеты родился в эпоху ломки общественного сознания. Я его связываю с утверждением материалистического миросозерцания, с развитием науки. У меня было единственное стремление, ничего не брать на веру, все проверять жизнью. Именно поэтому я решил «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». И конечная цель у меня – принесение возможно большей пользы человечеству. Среди молодёжи демократической распространилось убеждение, что только знание способно вести к истинному прогрессу, что искусство лишь тормозит движение вперед. Вероятно, я заблуждался. Судить вам, живущим в будущем.

5 стр., 2481 слов

П.П. Кирсанов и Е. Базаров как герои-антагонисты

... Базаров. Но он искренне верит, что народ по духу своему революционен, поэтому нигилизм -- проявление именно народного духа. 3. Взгляды героев на природу и искусство Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича ... благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью. Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе ...

Секретарь:

Суд удаляется на совещание для вынесения приговора

(Во время перерыва возможен обмен мнениями тех, кто присутствовал на процессе).

Учитель:

— Пока присяжные совещаются, Давайте попробуем ответить на несколько актуальных вопросов

1. Есть ли в наше время Базаровы ?

2. Вы согласны с мнением Базарова, что «любовь – романтическая белиберда…»?

3. Почувствовал ли кто-нибудь в себе хоть малую долю нигилизма Базарова?

Секретарь:

— Прошу всех встать. Оглашается приговор суда.

Судья. (Чайкин А)

— Суд решил:

— оправдать Евгения Базарова за отсутствием всякого рода преступления;

— признать тип литературного героя нужным современному читателю;

— утвердить “высокое предназначение Базарова и его героической судьбы для жизни бесконечной”;

— взять на вооружение жизни каждого молодого человека нравственные уроки, преподнесенные Базаровым:

1) самоограничение и самоотдачу героя;

2) страстность и убежденность натуры борца;

3) единство слова и дела;

4) презрение к фразерству;

5) работоспособность, стремление к знаниям, поклонение уму;

6) проявление мужества, сильной воли в трагические моменты жизни.

III. Итог. Заключительное слово учителя. Выводы учащихся.

Учитель:

-Итак, наш импровизированный суд над героем Евгением Базаровым закончен.

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока:

— Для чего же жил Евгений Базаров?

— Кто же он: победитель или проигравший?

Ответы учащихся:

1) ( Проигравший )

(Потому что герой в конце романа остался совершенно один: от него отвернулась любимая женщина, его друг перестал разделять его идеи и пошёл по своему жизненному пути, общество тоже не приняло ни его, ни его идеи, и автор заканчивает роман смертью героя)

9 стр., 4138 слов

Исследовательская работа «Образ русского героя — солдата в жизни и литературе»

... образ Василия Теркина об обычном русском солдате. Он смелый, верит в победу и не теряет чувство юмора. Теркин уверен, что все пройдёт, придёт мир и добро. Твардовский вдохновлял солдат русской ... по защите Родины. Вместе с тем, в нем нет фатализма или отрешенности от жизни, свойственной, например, японским самураям. Твардовский изобразил главного героя своего произведения простым парнем, который ...

(Победитель)

— Почему же тогда роман закончился смертью героя?

( Потому что Россия не была ещё готова к переменам и сила дворянства ещё действовала в обществе и Базаровым ещё не было в нём места )

Учитель:

  1. — Ваши мнения, как и мнения критиков и читателей 19 века, тоже расходятся. Всё верно, так и должно было произойти. О роли Базарова спорили в 19 веке, в 20 и в 21 – они тоже продолжаются. Потому что у каждого есть своя точка зрения. Это очень хорошо. И пусть каждый из вас выскажет её в своём сочинении по роману на одну из предложенных тем.

IV . Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на предложенные темы (по выбору)

1. « Бунтующее сердце» (Образ Базарова).

  1. Устарела ли проблема « отцов» и « детей» сегодня ?

  2. «Умереть так, как умер Базаров, все равно ,что сделать великий подвиг ?» Согласен ли я с этим высказыванием Писарева Д.И. ?

  3. Женские образы в романе.

  4. Базаров и родители.