Народное искусство мордвы

Домашняя работа

Народное искусство мордвы долгое время рассматривалось исследователями лишь в контексте изучения эстетической и материальной культуры XIX- начала XX вв. Отчего многие виды его изводились до роли бытовых и обрядовых предметов, необходимых в жизни и быту народа. Естественно, предметы народного искусства пользовались широким спросом у мордвы, поэтому прошлые формы его существования (домашнее производство, домашняя работа на себя, культурные промыслы) обусловили в свое время эстетическую природу художественной деятельности в целом.

В отличие от других видов творчества, они всегда были в употреблении: в быту, на праздники, в обрядовом действии. Но функционировали они не только как «элемент» быта и результат творческой деятельности (произведение народного искусства), но и как объекта выражения образного мира, «элемент» сознания, связанный с этническими переживаниями и эстетическими представлениями о красоте, добре и зле, гармонии в природе и быту, — верованиями, обычаями и обрядами народа.

1. Самобытные традиции прикладного искусства мордвы

Народные мастера и умельцы отображали в творчестве свою человеческую меру совершенства и красоты, мир представлений о зримой Вселенной, о природе и жизни. Кроме того, подобное использовалось не только в повседневной практике, оно являлось мерилом трудолюбия и художественного вкуса. Поэтому не случайно на протяжении веков особое место у мордвы занимало изготовление одежды, украшение её вышивкой, составление украшений костюма из металла, монет, бус, раковин-каури, пуговиц и бисера, ткачество, изготовление предметов домашнего обихода и хозяйственной утвари из дерева, глины.

Самобытные традиции прикладного искусства мордвы, многовековой эстетический опыт народа наиболее ярко и выразительно отразился в вышивке. В прошлом вышивка выполняла свою определенную эмоциональную нагрузку; она была выражением положительных эмоций, оптимистического настроя в жизни и быту мордовского народа. С ней ассоциировались положительные символы, связанные с такими понятиями, как «оберег», «жизнь», «добро», «радость». Орнамент вышивки выполнял не только декоративную, но и смысловую нагрузку, которые передавались через своеобразную знаковую систему, содержавшую символический смысл изображаемого. Никто не учил мордовских вышивальщиц композиционным правилам художественным приемам. Они сами создавали систему декора.

13 стр., 6171 слов

Декоративно-прикладное искусство народов Сибири на примере народов ...

... своей работы я выбрала творчество народов Сибири - народов самодийской группы. Цель реферата заключается в знакомстве с народами самодийской группы, их жизнедеятельностью, декоративно-прикладным искусством. Для достижения поставленной цели необходимо ... но и какие-либо намеки на ее существование в прошлом. Селькупы очень консерватив­ны во многих областях их быта. Однако в данном случае старинные ...

В соответствии с религиозным мировоззрением народным опытом поклонялись тому или иному цвету и орнаментальным мотивам. Красный цвет, который преобладал в вышивке, всегда символизировал жизненные силы. Природа представала в зооморфной и растительной орнаментации. И что особенно примечательно, образы эти не сочинялись, они запоминались, переживались, оттачивались во времени. Каждый образ «отливался» в образ-тип, отчего сохранялись схематизированные изображения людей, животных, растений. В этих образах сохранились тотемистические воззрения древних — создателей этих изображений. Картины природы и человеческая жизнь в народном искусстве как бы вторят друг другу, и образный лейтмотив природы имеет всегда смысловое звучание. Так, мотив «Мирового дерева» (или «Древа жизни») известен в орнаменте почти всех народов. У мордовского народа наряду с реалистическими изображениями присутствуют и геометризованные мотивы деревьев.

2. Природа и творчество

Процесс очеловечивания Природы у мордвы закреплялся в тех или иных образах по принципу уподобления человеческому миру. В процессе художественной практики складывались формы абстрактного мышления, обеспечивающее самостоятельное развитие системы эстетических представлений. Современное бытование национальной одежды определило дальнейшее развитие ткачества, вышивки, которая является необходимым эстетическим элементом украшения костюма. Продолжает сохраняться бытовая необходимость в создании художественно оформленных предметов хозяйственной утвари. Природа повлияла и на зодчество. Природная среда подсказывала зрительные границы селения, планировочный и композиционный приемы, место размещения общественного центра, высоту и взаиморасположение построек, не позволяла нарушать гармонию.

Поэтому жесткость и прямолинейность современных форм жилых и общественных зданий с излишней геометричностью заставили владельцев индивидуальных построек сегодня отказаться от таких стереотипов гражданского строительства, вспомнить принцип удобства и рационального использования. До сих пор в сельской местности большое внимание уделяют бытовой резьбе, архитектурным украшениям. Как и ранее, архитектурный декор зрительно выявляет особенности жилой постройки, обязательным считается выделение декора за счет убранства, в котором преобладает техника и орнаментальные мотивы традиционной резьбы, приверженность владельца постройки к тем или иным традициям народных эстетических представлений о красоте и гармонии.

Самобытные формы бытовой и хозяйственной утвари, орнамент вышивки, узоры резьбы по дереву вместе с цветовым и линейным ритмом, цветовой гаммой и всем композиционным строем явились средством передачи настроения и отношения к действительности, окружающему пространству, выражением эстетической природы, народного искусства мордовского народа. Именно эти выразительные средства придают изделию характерные черты, свойственные как мордовской вышивке, так и мордовской резьбе по дереву. Мордовское декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в художественной культуре народов Поволжья. Оно представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. В этом самобытном творчестве отразилось своеобразие двух субэтносов мордвы: мокши и эрзи.

6 стр., 2987 слов

Российский государственный архив литературы и искусства: история ...

... использованных источников. 1. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития Российский государственный архив литературы и искусства - это федеральный архив, который является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и кино. Архив был создан в 1941 ...

3. Вышивка

Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Ею окаймляли рукава, ворот и подол, она располагалась продольными полосами по спине и спереди женских рубах и верхней холщовой одежды.

Женские головные уборы также часто покрывали сплошной вышивкой. В наши дни вышивкой с национальным мордовским орнаментом украшают не только традиционный костюм, но и бытовые предметы: занавески, скатерти, портьеры.

Национальный женский праздничный костюм является шедевром народного искусства. Именно он позволил мордовскому народу войти в золотой фонд мировой художественной культуры. У мордвы костюм насыщен цветом, включает много украшений из металла, бисера, бус, представляет собой красочный, звенящий ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с песенным фольклором.

До настоящего времени мордовский народный костюм является неиссякаемым источником вдохновения не только художников-прикладников, но и живописцев, графиков, дизайнеров и модельеров.

Узорное ткачество не получило у мордвы большого развития. Бранные узоры чаще встречаются на концах полотенец, подолах старинных мужских рубах и женских передниках; это узкие полосы геометрического орнамента, набранного красными хлопчатобумажными нитками.

Вывод

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает красоту и прелесть окружающего мира. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие, на формирование патриотических чувств. Знакомя детей с культурным наследием родного края, мы учим не только любить и понимать прошлое, мы учим их беречь и хранить настоящее, и, конечно, думать о будущем.

мордва искусство зодчество вышивка

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/domashnyaya/hudojniki-mordovii/

1. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. — М., 2005.

2. Традиционная одежда. Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство, Саранск, Мордовское книжное издательство, 1968 г.

3. Мордва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).

— СПб., 1890—1907.

4. Исследования по материальной культуре мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР. Нов. сер. Т. 86. 1963.

5. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М., 1973.