Исследование потенциала сказок Натальи Абрамцевой в качестве учебного материала в начальной школе представляет большой интерес. Учитывая, что ее произведения органично вписываются в контекст нравственного и культурного воспитания, особенно важно изучение методических приемов применения данных сказок на уроках чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо углубленное теоретическое исследование сказок Н.К. Абрамцевой и их особенностей, а также практическое их использование в образовательном процессе начальных классов.
В качестве объекта исследования выступают сами сказки Натальи Абрамцевой, рассматриваемые как тексты, используемые в учебной практике. Предметом исследования являются методические приемы и подходы к изучению сказок данной писательницы на уроках чтения в начальной школе.
Основной задачей исследования является теоретическое обоснование и практическое демонстрирование применения сказок Натальи Абрамцевой в образовательном процессе начальной школы с использованием различных методических приемов.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе
1. Биография и творчество Натальи Абрамцевой
Исследование творчества Натальи Абрамцевой на уроках чтения в начальной школе имеет значительную педагогическую ценность. Абрамцева — известная детская писательница с уникальным стилем и подходом к созданию сказок. Важно изучить ее биографию и творчество для понимания сути ее произведений и их влияния на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Наталья Корнельевна Абрамцева — писательница, родившаяся в 1954 году в Москве. Её детство было полно трудностей из-за диагноза спинальной амиотрофии, но благодаря родителям она смогла преодолеть многие препятствия. Семья Абрамцевой всегда относилась к литературе серьезно — отец написал первую пьесу в 33 года, а мать помимо преподавания русского языка и литературы, окончила курсы психологии и занималась сценаристской деятельностью.
Не смотря на желание Натальи работать переводчиком, ей пришлось начать писать, чтобы поддерживать навык письменной речи. В дальнейшем это привело к тому, что она начала писать сказки и статьи научно-популярного характера. Её многолетний опыт, стойкость и упорство несомненно внесли вклад в её литературную карьеру.
«Методика работы над сказкой в начальной школе»
... со стороны образовательных учреждений и родителей. Цель данной работы заключается в изучении особенностей методики работы над сказками в начальной школе. задачи исследования 1. Определить особенности 2. Описать п 3. Проанализировать сказки, изучаемые в начальной школе. ... сказки: занимательность, установка на ... Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы ...
В ходе исследования было обнаружено, что в 1974 году Наталья Абрамцева переехала в Москву, где активно занималась восточными методиками лечения, включая йогу. Однако, спустя некоторое время, она поняла, что эти упражнения были бесполезны, и это вызвало у нее глубокую депрессию. В возрасте 20 лет она столкнулась с трагедией, почти покончив с собой, но в последний момент была спасена скорой помощью. Через три дня после этого случая у нее родилось первое произведение — заметка-очерк «Может быть еще не все?». Уже в 1978 году ее сказка «Ласточка» была опубликована в газете «Ленинское знамя», и с тех пор началось триумфальное шествие ее сказок через печатные издания, радио и сценарии. В 1984 году она стала лауреатом премии журналов «Огонек» и «Советская женщина». В 1985 году была опубликована ее первая книга «Сказка о веселой пчеле», а затем последовали и другие сборники. Ее произведения также переводились за рубеж, делались мультфильмы и диафильмы по ее сказкам. Наташа стала постоянным автором газеты «Сударушки», а ее новогодние сказки-представления приобрели широкую международную известность.
С детства Наташа тяжёлой болезнью была «прикована к постели», и эта болезнь оборвала её жизнь в феврале 1995 года в период большой творческой активности. Прожила она 40 с половиной лет.
Для Абрамцевой, сказка — это эпиграф жизни, это дитя сердца. Как же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребёнком были правильными. А сказка поможет ребёнку почувствовать, узнать добро.
Её сказки — это взгляд на жизнь человека, который за обыденным видит глубину. Её герои — те, кто постоянно нас окружают. В сказках оживают ваза, дом, пень, окно, и даже Закон Природы. В них нет волшебников и Баб Ёг. Но в них есть чудо. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают в её сказках все, даже старые тапочки. Малюсенького мотылька на картине никто никогда не замечал, но вот он улетел ненадолго — и картина стала пустой.
Н. Абрамцева была способна в любой вещи увидеть большее, чем просто вещь. Здесь предметы, цветы, животные — образы человеческих отношений. Эти сказки не просто чисты и нравственны, хотя и это сейчас — выдающееся качество в литературе, в том числе в детской. Они полны образами, рождёнными чистым, любящим и страдающим сердцем.
Может быть, кому-то покажется, что в этих сказках нет яркого закрученного сюжета. Зато в них есть глубина, трепетность и нежность. Они очень утешают страдающее сердце. Кто-то назвал ее сказки психологическими. А кто-то сказал о них так: « Это были не сказки, это были слова признания в любви. Любви к жизни…» — пишет Марина Нефедова.
Творчество Абрамцевой самобытно и неповторимо мифологизмом мироощущения автора и его остротой — все в сказках писательницы увидено как бы в первый и, одновременно, последний раз с потрясением прозрения. В ее сказках оживают и обретают язык не только птицы и звери, но и времена года, деревья, окно, мячик, зонтик, заброшенный дом, туман, дождик, серая скука и даже Закон Природы. Люди, звери, растения и предметы образуют в сказках Абрамцевой один живой мир, полный взаимопонимания и добрых чувств — в нем дружат сад и дом, рыжая кошка и солнце, щенок и тапочка, и ничто не может помешать радости их общения. Большинство животных в сказках писательницы имеют имена, и это не случайно. Для автора весь мир, включая Космос, наделен личностными свойствами и требует к себе внимательного и уважительного отношения.
Произведения про лето для дошкольников – Сказки и рассказы про лето для детей
... Ревю detskiychas.ru Произведения про лето для дошкольников. Сочинение Мои летние каникулы Михаил Пришвин «Золотой ... нок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел ... встретили мы с вами пока главный праздничный цветок лета — гвоздику… Наверное, красную гвоздику, с которой ... опыляют цветы на плодовых деревьях, после этого летом на них появляются румяные яблоки, груши, ...
Анализ сказок Абрамцевой
В сказках Абрамцевой чудесных персонажей встречается мало — гном Скрипаленок, кикимора, фея, Струмышка — они редкие гости. Вместо них активно и насыщенно живут в сказках туман, озеро, солнечный луч, тропинка, «косматый, длинноволосый дождь». Особую теплоту и благодарность автор относится к образам старых предметов, ведь они много сделали для людей, и в них живет душа, поэтому их нельзя рассматривать с точки зрения утилитарной ценности и значимости.
Один из любимых сюжетов Абрамцевой — встреча героев, которая что-то изменяет в каждом из них. Так, в сказке «Лужица» сталкиваются воробей, задумавшийся над загадкой природы, и «тощий, облезлый, бродячий кот». Увлеченный воробей и не думает спасаться, ставя кота этим в тупик: — «Съем ведь, — как-то нерешительно сказал он» и заинтересовался в свою очередь, что это рассматривает воробей? Воробей объясняет и улетает, а кот, забыв о голоде, остается у лужи, думая: «Упала снежинка на асфальт — лежит, сверкает. Упала в лужу — исчезла. Почему же так?»
Философская и психологическая насыщенность сказок — важнейшее свойство, делающее их популярными у читателей разных возрастов и национальной культуры. Ведущая авторская интонация — доверительный разговор с читателем любого возраста, при этом мудрость рассказчика не мешает увлекательности, а фантазия и приключенческое начало не препятствуют глубине осмысления, — в сказках Абрамцевой непосредственность восприятия органично соединяется с глубиной осознания, продуманностью и прочувствованностью мыслей о жизни, о людях, о себе.
2 Методика работы над сказками в начальной школе
Слово «сказка» появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова «казать» в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение «сказка» приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.
В литературной энциклопедии терминов и понятий «сказка» толкуется как вид фольклорной прозы, известной у всех народов; система жанров и жанровых разновидностей.
Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие «сказка» как жанр эпоса.
При этом писательница не любила, когда мораль приобретала характер очевидного — нередко ее сказки имеют «открытый конец», иногда мораль находится на периферии и почти не ощутима, случается, что сказка носит характер эссе, неспешного размышления без выраженной доминанты.
Далеко не все сказки Абрамцевой — веселые, многие из них — грустные, отмеченные эмоциональной неоднозначностью, придающей им особое очарование.
Ведущим мотивом в творчестве сказочницы является мотив бережного, человеческого отношения к окружающему миру. Ее сказки просты по содержанию и композиции, но всегда сложным, неоднозначным сюжетом: они об умении жить друг с другом, о благородстве, о терпимости и милосердии.
Таким образом, сказки Абрамцевой педагогичны и нравственны; в них никогда не декларируется мораль, тем не менее, все они — об умении жить друг рядом с другом, о доброте, терпимости, благородстве и милосердии. Одна из основных задач ее сказок — пробудить в детях интерес к вещам, независимо от их возраста и внешнего состояния.
«История литературных сказок»
... показаться в люди без особого предлога и повода, - и сказка служила предлогом».Анализ сказочного творчества В.Ф.Одоевского Для сказочного творчества замечательного русского прозаика В.Ф.Одоевского характерен вымышленный рассказчик Ириней ... эти совсем не похожи. Гомозейко у Одоевского не просто рассказывает удивительные истории взрослым и детям, но напрямую выражает идеи и взгляды автора. Особого ...
Сказка как форма художественного творчества
Сказка — преимущественно прозаический художественный устный рассказ, который имеет фантастический, авантюрный или бытовой характер, основанный на вымысле и воображении, согласно определению в словаре литературоведческих терминов [ c. 356].
Другое определение «сказки» было предложено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Они утверждают, что сказка является видом устных повествований с фантастическим вымыслом, который исторически связан с мифологией и в художественно преображенном виде стал неотделимым компонентом фольклорной прозы [7, с. 207].
Сказка несет в себе отражение действительности эпохи, в которой она была создана, и переплетает в себе взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, создавая собственную сказочную реальность. Сказки увлекательны и прекрасны для младших школьников, захватывая их своими острыми историями, необычной обстановкой, яркими героями и идеей победы добра. Сказки также привлекают своей яркой речью и изобразительными средствами. Персонажи сказок яркие и выразительные, четко делятся на добрых и злых, вызывая симпатии и антипатии у детей.
Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже на первом чтении ярко проявляют свои симпатии к персонажам, поддерживая угнетаемых и обездоленных, и всегда стоят на стороне добра. Это свидетельствует о большой педагогической ценности сказки в воспитании младших школьников.
Народные сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: «Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора». Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной.
Сказка развивает оценочные суждения школьников. В процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?». Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки.
Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.А. Горький так передает это воздействие народной сказки: «От ее слов, — вспоминает он о сказках бабушки, — всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса».
Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка — ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!». Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки.
Исследование сказок А.Н. Толстого и К.И. Чуковского
... радость чтения, но и нравственный пример, наставления по жизни.Развертывание исследования Дипломная работа посвящена исследованию сказок К.И. Чуковского и А.Н. Толстого, а также их жанровым особенностям и ... нет единого определения этого жанра. Словом «сказка» можно называть и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические ...
Велико значение сказок как средство развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства, а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.
В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:
Развертывающая часть
Сказки представляют собой особый жанр, который обладает несколькими характеристиками:
- наличие вымысла;
- композиционное своеобразие — зачин, повторы, концовка;
- устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;
- необычные в бытовом смысле события;
- специфика сказочной поэтики.
Сказочный эпос различает три жанровые разновидности:
- сказки о животных;
- волшебные сказки;
- бытовые новеллистические сказки.
Сказки о животных
Сказки о животных отличаются тем, что в них действуют животные. Они убеждают ребенка в правильных отношениях к миру и играют важную педагогическую роль. Дети легко запоминают сказки о животных, что объясняется тем, что народный педагогический опыт уловил особенности детского восприятия.
Эти сказки можно назвать детскими, так как они полны движения, энергии и юмора, что близко по духу детям. В них также присутствует контраст между печалью и весельем, что отражает яркие детские эмоции.
Разграничение положительного и отрицательного в сказках о животных
Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух — герой, лиса — хитрая обманщица, волк — жадный, медведь — глупый, коза — лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи.
При работе со сказками о животных можно использовать следующие приемы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной.
Понимание нереальности поведения животных
Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире.
Работа над сказкой
Сперва, сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Это вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой — они обогатили себя знание определенных явлений жизни.
Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как выразительность и сознательность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употребление в предложении.
Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются такие сказки Абрамцевой как «Ласточка», «А я кто?», «Лужица».
В древности существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса. Народ в те далекие времена верил и волшебные вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем росло поэтическое воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках.
Их отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые, творящие чудеса. Здесь и страшные чудовища: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи — предметы быта, орудия труда — и те, приобретают в сказках чудесные свойства. В сказках не бывает неповторимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению — и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни тало. В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными положительными силами или пороками.
Особенности сказок Натальи Абрамцевой
Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков людей.
Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, — это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говориться так: «налетели», «подхватили», «унесли» и другие. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становиться как бы участником происходящего, сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний — всеми чертами окружающего нас мир.
Усложненность сюжета — характерная черта волшебных сказок. В сказке нет развивающихся характеров, воспроизводятся только их действия, поступки. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: «По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?»
Отличительная черта волшебной сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета.
Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла.
Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда — вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует.
Сказочница за свою короткую, трудную жизнь написала несколько произведений, отличающихся от других сказок — композиционным своеобразием, особенно это проявляется в зачинах, повторах, концовках.
Значение зачинов
Как и во многих сказках, сказки Абрамцевой Н.К. имеют зачин: «жил-был», например, в произведениях «Вот, такая пальма», « Сказка про Старый Дом»; «Много лет назад — может двести, а может триста» — с этой фразы начинается такая волшебная сказка как «Каблучки». Основная цель зачина состоит в том, чтобы подготовит аудиторию к слушанию сказки. Так же часто сказки Абрамцевой начинаются с экспозиции, которая представлена описанием природы.
Повторения
Большинству сказок присуща такая особенность, как троекратное повторение действия. В «Осенней сказке» три раза Осень помогала людям, с помощью своей волшебной шали, которая сначала взлетала над садами и огородами, затем над лесами и проселками, в третий раз шаль взлетела в небо. Из трех стежков появился на «картине» Мотылек в «Шелковой сказке». Три ночи Струмушка Творила» чудеса («Чудеса, да и только»).
Необычная концовка
Отличительной чертой сказок Абрамцевой является необычная концовка. Часто ее сказки заканчиваются риторическими вопросами, размышлениями: «А почему же так вышло? Разве не ясно…» («Сказка про Старый Дом»), « Интересный народ люди. Жаль им Осень!.. Не ту, добрую, золотую. Сегодняшнюю — дождливую, печальную, некрасивую. А вот Зима со всеми ее чудесами, похоже, не ко времени им. Странные люди. Да…Странные. А что делать?.. А ничего не поделаешь» — так заканчивается «Осенняя сказка», «Почему же так? Ну почему? Непонятно» («Загадка»).
Так же ее сказки могут начинаться и заканчивать одинаково, например, в «Чудеса, да и только» и в «Каблучки». Сказки заканчиваются всегда хорошо.
Глава 2. Практическое изучение преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ: СОШ № 8 г. Бийска.
В экспериментальном исследовании приняло участие 55 детей младшего школьного возраста (от 9 до 11 лет), 24 из которых составили экспериментальную группу, а 24 — контрольную.
Распределение учащихся по группам проводилось случайным образом. При этом учителям, работающим с экспериментальной группой, была предоставлена методика работы с сказками Натальи Абрамцевой Н.К., включающая в себя подготовку материалов для чтения, адаптированных к возрасту детей, а также проведение обсуждения воспитательных моментов, заложенных в произведениях.
Учащиеся обеих групп были подвергнуты предварительной проверке по уровню владения русским языком и навыкам чтения. После цикла занятий с сказками Абрамцевой Н.К. обе группы прошли повторное тестирование для оценки уровня восприятия и понимания прочитанного материала, а также для выявления изменений в оценочных суждениях школьников.
Сравнительный анализ результатов тестирования показал улучшение уровня владения русским языком и увеличение понимания содержания сказок у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует о положительном влиянии использования сказок Натальи Абрамцевой на языковое и нравственное развитие детей младшего школьного возраста.
Сроки проведения исследования: экспериментальное исследование проводилось с 7 декабря по 19 декабря 2009 года.
Цель экспериментального исследования:
Теоретически описать и практически показать проблему изучения сказок Натальи Абрамцевой в начальной школе.
Задачи экспериментального исследования:
- Описать и внедрить методику изучения сказок в начальной школе на примере Абрамцевой Н.К.
- Разработать и провести серию уроков по сказкам и творчеству Натальи Абрамцевой.
Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа: формирующий и контрольный.
1 Организация и методика изучения преподавания сказок Абрамцевой Н.К.
Цель:
Описание и внедрение методики изучения сказок в начальной школе на примере Абрамцевой Н.К.
Задачи:
- Описать методику изучения сказок Натальи Абрамцевой в начальной школе
- Внедрить методику изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе.
Во время прохождения педагогической практики мной была разработана и проведена серия уроков по чтению, направленная на изучение творчества Натальи Абрамцевой в начальной школе. Практика показала, что творчество сказочницы очень заинтересовало учащихся, вызвало у них сострадание к ней. Сказки же писательницы вызвали у детей восторг, заставили задуматься, а что же такое волшебство? Красота? Сказки Абрамцевой помогли поменять отношение учащихся к окружающим вещам, видеть в обыденных предметах необычное, неизвестное, красивое. Творчество Натальи Абрамцевой способствовало развитию и таких качеств личности как милосердие, гуманность к людям с ограниченными возможностями, старикам, которые раньше вызывали смех.
Для того чтобы выявить уровень усвоения предложенного материала, после проведения разработанных уроков, учащимся был предложен следующий тест:
Сказка — это…
а) иронический стихотворный рассказ;
б) медкий выразительный образ, ходовое выражение;
в) древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
Кто из данных авторов является сказочником?
а) Абрамцева Н.К.;
б) Распутин В.Г.;
в) Ахматова А.А.
Кто является автором сказки «Кто лучше прыгает?»?
а) Абрамцева Н.К.;
- б) Распутин В.Г.;
- в) Ахматова А.А.
- Какая особенность характерна для сказок?
а) в сказках все оживает и обретает язык;
- б) в сказках нет зачина и концовки;
- в) сказки описывают реальные события.
- Каким волшебным предметом Осень («Осенняя сказка») совершала волшебство?
а) волшебная палочка;
- б) скатерть-самобранка;
- в) волшебная шаль.
- Какое число в сказке является магическим?
а) 7;
- б) 13;
- в) 3.
- Кто является главным героем сказки «Ласточка»?
а) птица;
- б) лошадь;
- в) собака.
- Как зовут волшебницу в сказке «Чудеса, да и только»?
а) Фея;
- б) Баба-Яга;
- в) Струмышка.
- Какая птица внесла раздор в сказке «Кто лучше прыгает?»?
а) сорока;
- б) ворона;
- в) синица.
- Какие животные являются главными героями сказок «Лужица», «Загадка»?
а) воробей — кот;
- б) мышь — кошка;
- в) собака — кошка.
Этот тест был проведен на классном часу 18 декабря. Каждому учащемуся был дан бланк, на котором учащиеся должны были отметить тот вариант ответа, который считают верным. Время выполнения теста — 20 минут.
2.2 Анализ полученных результатов
Цель: определение эффективности реализованной методики изучения сказок Абрамцевой в начальной школе.
Задачи:
- Выявить уровень усвоения младшими школьниками сказок Абрамцевой Н.К.
- Сравнить уровень знаний сказок Натальи Абрамцевой в контрольной и экспериментальной группах.
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной методики.
После проведения методики изучения сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе были получены результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1. Выявление уровня усвоения сказок Абрамцевой Н.К.
Ф.И. № вопр. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Баллы |
Блинов Д. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
9 |
Волков Д. |
— |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
6 |
Деребизова А. |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
7 |
Жданова Д. |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
— |
+ |
— |
— |
+ |
5 |
Казанин Д. |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
7 |
Копылов В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Кривошеев С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
8 |
Кутузова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
8 |
Лобашев Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
7 |
Пичкуров Р. |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
8 |
Потапова А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
7 |
Рыбакова И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
7 |
Садыков Ф. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
7 |
Селезнева С. |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
8 |
|
Скоморохов Н. |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
— |
+ |
5 |
Соболевский Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
9 |
Суслов И. |
— |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
+ |
6 |
Сушицкая П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
7 |
Федотова А. |
— |
+ |
— |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Филиппов Н. |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
7 |
Чупина Д. |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
6 |
Шадрина С. |
+ |
+ |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
7 |
Шенцова п. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
8 |
Шипачева С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
— |
6 |
— 10 баллов — высокий уровень
— 7 баллов — средний уровень
— 4 балла — низкий уровень
Таблица 2. Уровень усвоения сказок Абрамцевой в контрольном классе
Уровень усвоения |
Количество учащихся |
Высокий уровень |
8 |
Средний уровень |
16 |
Низкий уровень |
0 |
Анализируя полученные результаты об уровне усвоения сказок Натальи Абрамцевой в контрольном классе, можно сказать, что наибольшее количество учащихся имеют средний уровень — шестнадцать человек, остальные, восемь человек, — высокий уровень. Это говорит о том, что в целом класс усвоил изученный материал.
Этот же тест был проведен и в экспериментальном классе, в котором не велась работа по сказкам Натальи Абрамцевой. Результат этого теста представлен в таблице 3.
Таблица 3. Уровень знаний сказок Натальи Абрамцевой в экспериментальной группе
Уровень знаний |
Количество учащихся |
Высокий уровень |
0 |
Средний уровень |
6 |
Низкий уровень |
18 |
Чтобы сравнить уровни знаний по сказкам Натальи Абрамцевой в контрольной и экспериментальной группах, была построена диаграмма, которая отражает процентное соотношение уровней знаний в этих классах.
Диаграмма
Диаграмма показывает, что в контрольном классе уровень знаний сказок Натальи Абрамцевой выше, чем в экспериментальном.
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что проведенная методика изучения сказок в начальной школе на примере сказок Абрамцевой эффективна, так как она направлена не только на изучение творчества Натальи Абрамцевой, но и способствует воспитанию нравственных качеств у младших школьников.
Заключение
Одной из главных задач педагогики — нравственное и эстетическое воспитание школьников. Средством привития таких качеств в младшем школьном возрасте могут служить сказки, основной функцией которых — воспитать поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные и авторские сказки пронизаны этой идеей. Сказки современных сказочников, с такой же направленность отражают сегодняшнюю эпоху, мир, который знаком детям нашего времени. Одним из представителей таких писателей-сказочников является Наталья Абрамцева. Основным мотивом ее сказок — бережное отношение к окружающему миру. Произведения Абрамцевой развивают оценочные суждения, они об умении жить друг рядом с другом, о доброте и благородстве, о терпимости, о гуманности и милосердии.
Таким образом, изучение творчества Абрамцевой Н.К. на уроках чтения будет способствовать воспитанию нравственных качеств у младшего школьника и усвоению специфики сказки как жанра.
Список использованной литературы
- URL: https://liarte.ru/diplomnaya/yantarnaya-skazka/
- Http: // ckop 6 b. narod.ru / abramseva. htm.
- Www: cherlya ka.ru / detskie = skazki /abramseva — biografia. Phb.
- Аникин В.П. Русская народная сказка [Текст]: пособие для учителей / В.П. Аникин. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1959. — 256 с.
- Детская литература [Текст]: учебное пособие для училищ / Под ред. А.В. Терновского. — М.: Просвещение, 1977. — 431с.
- Детская литература [Текст]: хрестоматия с основами литературоведения / сост. А.В. Даниловский — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1997. — 640с.
- Кудина Г.Н. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. — М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. — 48с.
- Литература: справочные материалы [Текст]: книга для учащихся / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев, К.Д. Вишневский и др. — М.: Просвещение, 1988. — 335с.
Учебные материалы по литературе и русскому языку
В процессе изучения литературы и русского языка в начальной школе используются различные учебные пособия, учебники и энциклопедии. Рассмотрим некоторые из них:
1. Литературная энциклопедия терминов и понятий
Книга представляет собой ценный справочник по литературе, который может быть использован учащимися в процессе обучения.
2. Методика обучения русскому языку в начальных классах
Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических институтов и содержит материалы по методике обучения русскому языку в начальной школе.
3. Литературное чтение для начальной школы
Учебники для 2 и 3 классов четырехлетней начальной школы, направленные на развитие литературного вкуса и языковых навыков учащихся.
4. Русская литература для детей
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, предназначенное для ознакомления с литературой, предназначенной для детей.
5. Словарь литературоведческих терминов
Справочник содержит термины и понятия из литературоведения, которые могут быть полезными для изучения литературы.
Эти учебные материалы являются важной частью образовательного процесса по изучению литературы и русского языка в начальной школе.