Тема весны в лирике Федора Ивановича Тютчева

Дипломная работа

Стихи Ф. Тютчева о природе вошли в нашу жизнь. Кажется, нет русского человека, который бы еще со школьной скамьи не запомнил «Весенней грозы» и «Весенних вод». Для одних на том и заканчивается знакомство с поэтом, для других «Весенняя гроза» и «Весенние воды» становятся началом более глубокого общения с ним, исходной вехой любви к нему. Эта любовь неразрывно сливается в нашем сознании с любовью к родной природе, что и делает наше чувство к поэту в особенности теплым и крепким.

Весенние стихотворения поэта — лирические шедевры, навсегда вошедшие в сокровищницу не только русской, но и мировой поэзии. Общепризнанное воспитательное значение стихотворений позволило включить их в азбуки, буквари, хрестоматии для детей и юношества.

Литературное наследие Тютчева очень невелико. Ни художественная проза, ни драматургия, ни эпос никогда его не влекли, да и лирических стихотворений им было создано за полвека очень немного. Лишь ограниченный круг переживаний и настроений побуждал Тютчева к поэтическому творчеству, лишь на немногие темы он чувствовал потребность говорить языком искусства. Постоянно проходят сквозь все творчество Тютчева основные темы, настойчиво повторяются основные образы, из стихотворения в стихотворение переходят излюбленные выражения, превращаясь в своего рода формулы. Создаются стихотворения со схожей образностью, часто с повторением тех же выражений. Это как бы новые попытки выразить все те же мысли и чувства, с которыми в поэзии Тютчева сочетаются те же образы.

Эти особенности творчества Тютчева создают впечатление исключительно тесной связи между его стихотворениями; каждое воспринимается на фоне всех остальных: настойчивое повторение тем, образов, словосочетаний придает им особую значительность, заставляет искать философский смысл, заложенный в них.

Образы цветов, настроения радости, ликования, пиршества природы, осмысления весны как времени воскресения жизни и торжества света позволяют выделить стихотворения об этом времени года в творчестве Тютчева в единый цикл.

История изучения пейзажной лирики Тютчева началась с критической статьи Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты», написанной в 1850 году. Разбирая опубликованные в пушкинском «Современнике» «Стихотворения, присланные из Германии» не известного ему г. Ф. Т., Некрасов приходит к выводу: «Любовь к природе, сочувствие к ней, полное пониманье ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления — вот главные черты таланта г. Ф. Т.» (36, 208-209).

6 стр., 2587 слов

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева

... и основные образы: времена года, душа человека, Родина. Но это лишь основные темы и образы, творчество поэта намного больше и обширнее. Родная природа и народная душа в поэзии Ф.И. Тютчева Тема души в поэзии Ф.И. Тютчева Тема души в поэзии Федора Ивановича Тютчева ... указывает на то, что поэзии Тютчева суждено было большое будущее. Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 году, когда ему ...

Двадцать четыре стихотворения, помещенные в статье, критик делит на три группы: стихотворения, «которые содержанием своим представляют только «картину» и более ничего» (36, 180); стихотворения, «в которых к мастерской картине природы присоединяется мысль, постороннее чувство, воспоминание» (36, 180), и стихотворения смешанного содержания. Некрасов упоминает в статье четыре весенних стихотворения: «Весенние воды», «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины…»), «Не то, что мните вы, природа…», «Я помню время золотое…», сопровождая их цитирование эмоциональным комментарием.

Оспаривая название статьи, критик относит талант «г. Ф. Т.» к первостепенным поэтическим талантам: «Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства. <…> Заключим нашу статью желанием, чтобы стихотворения г. Ф. Т. были изданы отдельно: мы можем ручаться, что эту маленькую книжечку каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения» (36, 209).

Близок в оценке пейзажной лирики Н. А. Некрасову и первый биограф Тютчева И. С. Аксаков. В биографическом очерке Аксаков также восхищается даром Тютчева-пейзажиста. «Где Тютчев не имеет себе подобных, — пишет он, — это в изображении картин природы. Нет, конечно, сюжета, более избитого стихотворцами всего мира. К счастью, сам сюжет, то есть сама природа, от этого нисколько не опошливается, и ее действие на дух человеческий не менее неотразимо. Сколько бы тысяч писателей ни пыталось передать нам ее язык, — всегда и вечно он будет звучать свежо и ново, как только душа поэта станет в прямое общение с душою природы. Оттого и картины Тютчева исполнены такой же бессмертной красоты, как бессмертна красота самой природы» (3, 26).

Аксаков упоминает три стихотворения весеннего цикла: «Весенние воды», которые, по его мнению, «так и обдают чувством весны, молодым, добрым, веселым» (3, 67), «Весенняя гроза» и «Я помню время золотое…». И Некрасов, и Аксаков сравнивают тютчевские стихотворения о весне со стихотворениями Е. А. Боратынского и А. А. Фета. Оба приходят к мысли о том, что стихи Тютчева более лаконично, точно и живо передают ощущения весны.

Русский философ начала XX века B.C. Соловьев в статье «Поэзия Ф.И. Тютчева», напечатанной в 1895 году в «Вестнике Европы», рассматривая пейзажную лирику Тютчева, выделяет в ней темное, страшное начало. По мнению B.C. Соловьева, поэт «никогда не забывает, что <…> светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания». Основа мироздания, как считает философ-мистик, — хаос, «то есть <…> зияющая бездна всякого безумия и безобразия» (59, 112).

B. C. Соловьев пишет о постоянном присутствии в ней страха перед древним хаосом, о темной основе поэзии Тютчева, скрытой под прекрасной светлой оболочкой: «Жизнь и красота в природе — это борьба и торжество света над тьмою, но этим необходимо предполагается, что тьма есть действительная сила. И для красоты вовсе не нужно, чтобы светлое начало овладело ею, подчинило ее себе, до известной степени воплотилось в ней, ограничивая, но не упраздняя ее свободу и противоборство» (59, 119).

2 стр., 625 слов

Реферат ф и тютчев поэт дипломат философ

... и космос. Вселенское бытие двойственно, и оба начала прекрасны в стихотворении “День и ночь”. И в природе, и в самой человеческой душе идет борьба между светом и тьмой, одинаково привлекательными для нас. Тютчев ... в то же время и объективный, реалистический. Поэт ощущает себя частицей мира, обостренно чувствует власть времени и пространства и считает все чувства и настроения человека проявлениями ...

В силу своих убеждений Соловьев выделял в творчестве Тютчева именно «темный корень мирового бытия», недооценивая, на наш взгляд, то, что большинство стихотворений о природе пронизаны светлым, гармоничным и животворящим началом.

Статья Соловьева оказала большое влияние на последующее изучение творчества Тютчева, так как в ней философ впервые осмысляет одну из важнейших сторон лирики поэта — устремленность к осознанию глубинных тайн мироздания.

В.Ф. Саводник, соглашаясь с мнением B.C. Соловьева, выделяет в поэтическом наследии Тютчева «аполлоновскую» и «дионисийскую» струю: «В творчестве Тютчева можно различить две струи: одну — аполлоновскую, светлую, жизнерадостную, отражающую жизнь так, как она представляется острому и ясному взору художника; другую — дионисийскую, бьющую темной и кипучей волной из самых недр души поэта, полную мистических прозрений и холодного ужаса» (53, 11).

Исследователь подробно анализирует не только «дионисийское», но и «аполлоновское» начало пейзажной лирики Тютчева. Он восторженно отзывается о некоторых весенних стихотворениях, в частности глубоко анализирует поэтический манифест «Весна» (1838).

Религиозный философ начала XX века C. Л. Франк, так же как и русские символисты, в оценке творчества поэта оказался под влиянием идей B.C. Соловьева, высказанных в статье «Поэзия Ф.И. Тютчева». Франк считает, что поэтическую картину мира Тютчева составляет внимание как к светлому, так и темному началу жизни. Вопреки догматическим религиозным учениям философ утверждает, что и злое, темное, демоническое начало по природе своей божественно: «Двойственность светлого и темного образует основную черту его [Тютчева — Е.К.] картины мира. <…> В этих стихиях мы имеем, таким образом, два противоположных и враждебных друг другу начала. <…> эти начала оба божественны, прекрасны, привлекательны. Всепроникающий контраст и вечная борьба между светом и тьмой только потому значительны и существенны, что оба начала вмещаются в божественно-вселенское бытие, и борьба разыгрывается в ее пределах» (64, 19).

Таким образом, творчество Тютчева, по мнению C.Л. Франка, дуалистично. Вслед за B.C. Соловьевым философ утверждает, что поэта притягивают оба начала, но более подробно исследователь анализирует светлую струю мира, выразившуюся в весенних стихотворениях Тютчева.

C. Л. Франк считает: «Описания весны у Тютчева принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики» (64, 19).

Весна в творчестве поэта несет с собой, по мнению C.Л. Франка, идею света и радости, является воплощением небесного, горнего начала в земной жизни: «Свет и радость дают нам непосредственно почувствовать разлитое в природе божественное начало. <…> Небесная, горная стихия, удаленная от земли и противоположная ей, есть все же не какое-либо обособленное от бытия начало, а именно стихия, органически проникающая собою все бытие, а следовательно, доступная и на земле. В пределах земной жизни ее воплощениями, ближайшим образом, являются весна и утро» (64, 20).

5 стр., 2192 слов

Тютчев — поэт-философ

... жизни. Поэт поехал в Петербург, где начал карьеру в коллегии иностранных дел. Позже, благодаря влиянию графа Остермана-Толстого, приходившегося ему родственником, Тютчев ... где порой добро выходит на свет. Сочинение: Творчество Тютчева (323 слова) Ф.И. Тютчев – особенный лирик. Его поэзия ... Он потерял не только любимого человека, без которого не представлял своей жизни, он потерял самого себя. ...

Таким образом, Франк полагает, что через воспевание весны Тютчев познавал божественное начало.

Д. Д. Благой в статье «Гениальный русский лирик Ф.И. Тютчев» ученый утверждает мысль о том, что поэзия Тютчева никогда не была пронизана меланхолическими мотивами, наоборот, поэт любит и воспевает живой, динамичный, меняющийся мир. Выражение философии Тютчева исследователь видит в стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья…». Цитируя первые четыре стиха, ученый отмечает: «Эта горячая сыновняя преданность «матери-Земле» — зримому, осязаемому, чувственно воспринимаемому миру и дала возможность Тютчеву <…> стать таким проникновенным, таким единственным в своем роде поэтом природы» (11, 435).

В статье Д. Д. Благой упоминает несколько стихотворений весеннего цикла: «Не то, что мните вы, природа…», «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Первый лист», «Нет, моего к тебе пристрастья…».

Новым этапом в развитии тютчеведения стала книга правнука поэта К.В. Пигарева «Жизнь и творчество Тютчева», изданная в 1962 году. Монография представляет собой первое детальное исследование как биографии, так и творческого пути гениального русского лирика. Значимость книги К.В. Пигарева становится очевидной при сопоставлении с работами других ученых, которые в советское время ограничивали свои исследования рамками статьи или главы в учебниках по истории русской литературы XIX века. К.В. Пигареву были хорошо известны архивы Тютчева, бережно сохраненные его женой, детьми и внуками, ученый проводит детальный и глубокий анализ поэтического наследия своего прадеда, прослеживая развитие идейно-художественных исканий поэта.

В книге «Жизнь и творчество Тютчева» и в более поздней монографии «Ф.И. Тютчев и его время» К.В. Пигарев тонко анализирует лирические произведения, входящие в него. Ученый приходит к выводу: «Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы его [Тютчева- Е. К.] стихов. Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам» — «Любовь земли и прелесть года…», таковы с детства запомнившиеся каждому из нас ликующие строфы «Весенней грозы» и «Весенних вод», поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Еще земли печален вид…», изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится…», таковы, в особенности торжественные строфы «Как ни гнетет…» (45, 106).

Таким образом, К.В. Пигарев замечает, что весенние стихотворения Тютчева объединяют единые мотивы радости, торжества жизни и света.

Мнению К.В. Пигарева созвучен вывод В.Н. Касаткиной. В двух монографиях «Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева» (1969) и «Поэзия Ф.И. Тютчева» (1978) исследовательница выявляет в весенней лирике поэта торжество светлого, а вовсе не темного, как считал B.C. Соловьев, корня мирового бытия. В.Н. Касаткина объединяет семь стихотворений 1830-х годов — «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид…», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…» — в весенний цикл, основной мотив которого — воспевание весны как молодости: «Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. <.> Весна для него прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполнены высокой поэзии» (23, 48).

8 стр., 3723 слов

Творчество Ф.И. Тютчева

... стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь Озеров Л. Поэзия Тютчева. М., ... Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта. ... но внутренней убежденности, стойкой веры в божественное начало, благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если ...

Анализируя стихотворения о самом прекрасном времени года, исследовательница приходит к выводу, что в понимании поэтом весны можно выделить несколько аспектов: «Он изобразил приход весны как нечто вселенски значительное («Весна»); весна у него — это «надрайская» сфера жизни («Что пред тобой утехи рая»), это и особое состояние человеческого сердца («Душа, душа, спала и ты…»).

<…> Весна — жизнь сердца, его пробуждение, власть мечты над ним, появление веры в идеал или счастье или просто -брожение чувств и желаний, обновление души» (23, 51).

Б.Я. Бухштаб анализирует весенние стихотворения Тютчева, исходя из собственного деления лирики Тютчева на циклы. В пейзажной лирике поэта он выделил три «основных эмоциональных комплекса, реализованных в трех картинах мира»: «блаженный мир», «мертвый мир» и «бурный мир», оговорив, что предложенная классификация является условной. Большинство весенних стихотворений, по мнению ученого, входят в блаженный мир», так как воспевают особое состояние человеческой души. «Весенние воды» и «Весеннюю грозу» исследователь включает в «бурный мир». Так же, как К.В. Пигарев и В.Н. Касаткина, Б.Я. Бухштаб видит в весенней лирике поэта торжество радости жизни над мертвенным покоем. Все это «светлый мир» (14, 35).

О преобладании весенней темы в ранней лирике Тютчева пишет и И.О. Шайтанов в книге «Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы» (1998): «В ранних стихах Тютчева царит весна. Она в мире, и она в душе. Она в природных стихах и в любых иных; везде она — символ обновления, начала жизни, а то и самой жизни» (68, 183).

Однако в книге ученый не выделяет весенний цикл стихотворений Тютчева, большая часть монографии посвящена анализу поэтического манифеста «Не то, что мните вы, природа…».

Таким образом, история изучения пейзажной лирики Тютчева показывает, что весенним стихотворениям поэта в исследованиях как XIX, так и XX века, уделялось недостаточное внимание. До сих пор не существует более или менее подробного филологического анализа произведений весенней лирики поэта. Этим обусловлена актуальность данной работы.