Вот и кончилась зима а весне начало

Вот и кончилась зима, а весне — начало

Цели:

  • Научить составлять текст-описание с использованием различных художественной выразительности живописи">средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).

  • Показать роль деталей в художественном описании.

  • Продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка.

  • Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.

Оборудование:, Оснащение:

^

I. Сегодня у нас урок несколько необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову » необычный » синонимы.

Вопрос к классу : Для этого, конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами?

^ : Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками? Действительно, здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима (что? ).

Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.

  • Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите?

«Наступает весна. На полях местами лежит снег. В лесах он лежит всюду. Лед на реке стал темным.»

  • Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают красавицу весну мастера художественной литературы — писатели и поэты.

^

2 стр., 870 слов

Сочинение о диком животном художественный стиль

... о том, что волк является самым главным санитаром природы. И, лишив жизни волка, человек рискует погибнуть сам. Сочинение 2 Наша планета населена огромным количеством животных, ... 8 класс ` Про волка Популярные сочинения Санкт-Петербург - крупный город, который находится ... животное впредь будет оберегать носителя талисмана, помогать ему, и направлять в его жизненном пути. Так думали раньше, хотя и сейчас ...

Иван Алексеевич Бунин

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых 2 облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И тёплый запах талых крыш .

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

1892

^

Мы с вами будем учиться составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности: и эпитетов, и метафор, и олицетворений. А помогут нам в этом картины И. Левитана “Март”, “Весна. Большая вода”, музыкальная пьеса П. И. Чайковского “Времена года. Апрель” и произведения мастеров художественной литературы — писателей и поэтов.

II. А сейчас, ребята, постараемся не просто слушать, а вслушаться, чтобы понять музыкальное содержание пьесы композитора и содержание лирического произведения.

^

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

“Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!”

Ф.И. Тютчев

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

  • Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

А.С. Пушкин

III. Вопросы к классу.

  • Какое настроение вызвали у вас, ребята, музыка и эти лирические строки? Хочется грустить или радоваться?
  • Как вы думаете, почему музыка и эти стихи вызвали у вас такое настроение?
  • При помощи каких слов и выражений поэт воздействует на ваши эмоции. ^

IV. А сейчас посмотрите, как все, о чем мы говорили с вами только что, изображено на картинах И. Левитана.

  • Какое впечатление производят на вас эти картины? Нравятся ли вам эти пейзажи? Почему?
  • Почувствовали ли вы дыхание весны при взгляде на эти полотна?
  • Удалось ли художнику передать красоту прихода весны? Что изображено на этих полотнах, перечислите.

Речка ( синяя, ярко-голубая, черная ).

Небо (сияет своей синевой, чистой как воды Байкала ).

Снег (последний, черный, как ночь в январе ).

Лес (прозрачный, тени прячутся за деревья ).

V. Видеозапись (капель).

Солнце светит ярко, на дворе апрель,

Капает и капает первая капель.

22 стр., 10734 слов

Что рассказать детям о весне? Описание весны в художественном ...

... солнце светит ярко, дни становятся длиннее. В небе проносятся легкие перистые облачка. Сочинение Подснежник 4 класс Подснежник - красивый цветок весны. ... себе дорогу к солнышку. Сочинение Первый день весны Весна это прекрасное время года, когда природа просыпаемся, все расцветает вокруг, ... о медведях! И не о зеленых листьях на ветках деревьев. Я говорю о той силе и энергии что приносит с собой весна. ...

Воды зазвенели. Птицы прилетели.

И бежит, как слезы, сладкий сок березы.

Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, стихотворение Ф. И. Тютчева, знакомились с содержанием картин художника И. Левитана, но все это писали мастера. Однако, ребята, волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться.

  • Что же мы будем описывать?

Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать в рамках темы урока.

Запишем некоторые из названных слов: погода, деревья, небо, река, солнце, ручьи, капель, состояние природы.

  • Наверное, каждый из вас успел заметить, как красив приход весны. Вот об этом нам и предстоит рассказать. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить их.
  • Как вы думаете, ребята, в каком стиле нам предстоит написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля ( использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений и т.

д .)

Используя олицетворение, опишите состояние природы ранней весной. Напомните мне, пожалуйста, значение слова «олицетворение» ( вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ).

  • Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть, например, таким:

«Природа в ожидании пробуждения от зимней спячки».

— Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, — он будет таким. Захотим, чтобы снег был последним и лежал, съежившись, на солнце, — и произойдет чудо! Нужно только это написать.(Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.

1) Попробуем подобрать определение к записанным существительным ( по схеме прилаг. + сущ. Например: «день весенний» )

земля ясный, прозрачный

воздух холодный

солнце тёмный

лучи голый

река ласковый

деревья весёлый

день приветливый

Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, Итак, наша с вами задача — описать весенний день.

Перед вами листы — клише.

  • Запишите предложение-клише: используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пропуски.

— Ребята, весна — это прежде всего пробуждение природы. Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение? ( глагол ).

— Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? ( будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло.. .) А как вас мама будит? (дотрагивается до плеча, целует.. .) Используем прием олицетворения: что происходит с рекой? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.

  • Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.

Проверьте:

^

Что чувствует человек, Устраните

VI. Итак, задача нашего сегодняшнего урока — написать сочинение — миниатюру (4-6 предложений).

А как вы понимаете значение этого слова? Если сомневаетесь, загляните в подсказку.

VII. А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком.

Заслушивание одной — двух работ. Редактирование.

«С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо!»

«Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко ,и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.»

«Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня — завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.»

«Все хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу…»

Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело — быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?

Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, окончание напишите дома. А чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем ручейки, и расскажите об этом в своем сочинении. Не забудьте проверить орфограммы, вспомните, как оформляется диалог и прямая речь на письме.

VIII. Домашнее задание:

Написать сочинение, воспользовавшись клише.

Подсказки

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

^ эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (они рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили) выражают отношение, чувства; передают мысли и эмоции автора.

Олицетворение — вид метафоры, перенесения свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

^ — художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный.

Особенности художественного стиля — использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений, олицетворений.

Миниатюра — небольшое по размеру произведение.

Опорный конспект №1

Необычный

2. Небо –

Солнце –

Река –

Деревья –

День –

Снег –

Лес –

Ветер –

Клише

(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)

_,_________,__________

2. Воздух ______ и ______. Солнце (светить, сиять, сверкать) _______, и лучи его, играя и улыбаясь, (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе (с кем?) ______.

3. Река _______ и _______; она уже проснулась и не сегодня — завтра (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).

4. Деревья ______, но уже живут, (дышать, качаться, проснуться).

5. Все ______ в это ______ время года, если вы (ценить, любить, уважать, восхищаться) природу.

Клише

(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)

_,_________,__________

2. Воздух ______ и ______. Солнце (светить, сиять, сверкать) _______, и лучи его, играя и улыбаясь, (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе (с кем?) ______.

3. Река _______ и _______; она уже проснулась и не сегодня — завтра (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться).

4. Деревья ______, но уже живут, (дышать, качаться, проснуться).

5. Все ______ в это ______ время года, если вы (ценить, любить, уважать, восхищаться) природу.