Исследование поэзии Ф. Тютчева о природе представляет особый интерес для понимания влияния его творчества на русскую литературу. Великолепные весенние стихотворения поэта, такие как «Весенняя гроза» и «Весенние воды», стали неотъемлемой частью русской поэзии и оказали огромное влияние на формирование образа родной природы в сознании читателей.
Анализ литературного наследия Тютчева показывает, что его поэтический кругозор был ограничен, но при этом его творчество оказало значительное воздействие на развитие русской лирики. Основные темы и образы, пронизывающие его стихотворения, создают особую смысловую связь между ними, заставляя искать философский подтекст в каждом произведении.
Исследование цикла стихотворений о весне в творчестве Тютчева позволяет выделить этот период как особо значимый и философски насыщенный. Образы цветов, радости, пиршества природы и воскресения жизни вносят в его поэзию особую яркость и живость, отражая глубинные философские темы.
История изучения пейзажной лирики Тютчева
История изучения пейзажной лирики Тютчева началась с критической статьи Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты», написанной в 1850 году. Разбирая опубликованные в пушкинском «Современнике» «Стихотворения, присланные из Германии» не известного ему г. Ф. Т., Некрасов приходит к выводу: «Любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и умение мастерски воспроизводить ее многообразные явления — вот главные черты таланта г. Ф. Т.» (36, 208-209).
Двадцать четыре стихотворения, помещенные в статье, критик делит на три группы: стихотворения, «которые содержанием своим представляют только «картину» и более ничего» (36, 180); стихотворения, «в которых к мастерской картине природы присоединяется мысль, постороннее чувство, воспоминание» (36, 180), и стихотворения смешанного содержания. Некрасов упоминает в статье четыре весенних стихотворения: «Весенние воды», «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины…»), «Не то, что мните вы, природа…», «Я помню время золотое…», сопровождая их цитирование эмоциональным комментарием.
Оспаривая название статьи, критик относит талант «г. Ф. Т.» к первостепенным поэтическим талантам: «Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства. <…> Заключим нашу статью желанием, чтобы стихотворения г. Ф. Т. были изданы отдельно: мы можем ручаться, что эту маленькую книжечку каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения» (36, 209).
Природа в лирике Тютчева (в творчестве, поэзии) 10 класс
... стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток. Ночь так же является одной из главных тем в поэзии ... нам глаза своими прекрасными произведениями о природе. Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева Федор Иванович Тючев – это великий ... в переписывании бумаг Тема взаимосвязи человека и природы находит свое отражение во многих произведениях русских ...
Исследование о пейзажной лирике Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева
Близок в оценке пейзажной лирики Н. А. Некрасову и первый биограф Тютчева И. С. Аксаков. В биографическом очерке Аксаков также восхищается даром Тютчева-пейзажиста.
«Где Тютчев не имеет себе подобных, — пишет он, — это в изображении картин природы. Нет, конечно, сюжета, более избитого стихотворцами всего мира. К счастью, сам сюжет, то есть сама природа, от этого нисколько не опошливается, и ее действие на дух человеческий не менее неотразимо. Сколько бы тысяч писателей ни пыталось передать нам ее язык, — всегда и вечно он будет звучать свежо и ново, как только душа поэта станет в прямое общение с душою природы. Оттого и картины Тютчева исполнены такой же бессмертной красоты, как бессмертна красота самой природы» (3, 26).
Аксаков упоминает три стихотворения весеннего цикла: «Весенние воды», которые, по его мнению, «так и обдают чувством весны, молодым, добрым, веселым» (3, 67), «Весенняя гроза» и «Я помню время золотое…». И Некрасов, и Аксаков сравнивают тютчевские стихотворения о весне со стихотворениями Е. А. Боратынского и А. А. Фета. Оба приходят к мысли о том, что стихи Тютчева более лаконично, точно и живо передают ощущения весны.
Исследование творчества Ф.И. Тютчева имеет значительное значение для понимания его лирики, особенно в контексте философских и мистических аспектов, представленных в его произведениях. B.C. Соловьев, в своей статье «Поэзия Ф.И. Тютчева», обращает внимание на темное и страшное начало, которое присутствует в пейзажной лирике Тютчева. Философ подчеркивает, что поэт никогда не забывает об основе мироздания, которая представляет собой хаос, бездну безумия и безобразия. Соловьев выделяет постоянное присутствие страха перед древним хаосом в поэзии Тютчева, а также утверждает, что в природе существует постоянная борьба света и тьмы, где тьма представляет собой действительную силу.
Однако, несмотря на убеждения Соловьева, большинство стихотворений Тютчева о природе пронизано светлым, гармоничным и животворящим началом. Это подчеркивает важность осознания глубоких тайн мироздания в лирике поэта, что было важным направлением в его творчестве. Статья Соловьева оказала значительное влияние на изучение творчества Тютчева, поскольку в ней впервые осмыслена одна из важнейших сторон лирики поэта — стремление к осознанию глубинных тайн мироздания.
В.Ф. Саводник также поддерживает мнение Соловьева, выделяя в поэтическом наследии Тютчева «аполлоновскую» и «дионисийскую» струи. Он отмечает, что в творчестве поэта присутствуют как светлые, жизнерадостные моменты, так и темные, мистические прозрения, полные холодного ужаса. Исследователь проводит детальный анализ как «дионисийского», так и «аполлоновского» начал в пейзажной лирике Тютчева. Он особо выделяет восторженные отзывы о весенних стихотворениях и анализирует поэтический манифест «Весна» (1838).
Реферат ф и тютчев поэт дипломат философ
... и космос. Вселенское бытие двойственно, и оба начала прекрасны в стихотворении “День и ночь”. И в природе, и в самой человеческой душе идет борьба между светом и тьмой, одинаково привлекательными для нас. Тютчев ... в то же время и объективный, реалистический. Поэт ощущает себя частицей мира, обостренно чувствует власть времени и пространства и считает все чувства и настроения человека проявлениями ...
Религиозный философ начала XX века C. Л. Франк, так же как и русские символисты, в оценке творчества поэта оказался под влиянием идей B.C. Соловьева, высказанных в статье «Поэзия Ф.И. Тютчева». Франк считает, что поэтическую картину мира Тютчева составляет внимание как к светлому, так и темному началу жизни. Вопреки догматическим религиозным учениям философ утверждает, что и злое, темное, демоническое начало по природе своей божественно: «Двойственность светлого и темного образует основную черту его [Тютчева — Е.К.] картины мира. <…> В этих стихиях мы имеем, таким образом, два противоположных и враждебных друг другу начала. <…> эти начала оба божественны, прекрасны, привлекательны. Всепроникающий контраст и вечная борьба между светом и тьмой только потому значительны и существенны, что оба начала вмещаются в божественно-вселенское бытие, и борьба разыгрывается в ее пределах» (64, 19).
Таким образом, творчество Тютчева, по мнению C.Л. Франка, дуалистично. Вслед за B.C. Соловьевым философ утверждает, что поэта притягивают оба начала, но более подробно исследователь анализирует светлую струю мира, выразившуюся в весенних стихотворениях Тютчева.
C. Л. Франк считает: «Описания весны у Тютчева принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики» (64, 19).
Весна в творчестве поэта несет с собой, по мнению C.Л. Франка, идею света и радости, является воплощением небесного, горнего начала в земной жизни: «Свет и радость дают нам непосредственно почувствовать разлитое в природе божественное начало. <…> Небесная, горная стихия, удаленная от земли и противоположная ей, есть все же не какое-либо обособленное от бытия начало, а именно стихия, органически проникающая собою все бытие, а следовательно, доступная и на земле. В пределах земной жизни ее воплощениями, ближайшим образом, являются весна и утро» (64, 20).
Таким образом, Франк полагает, что через воспевание весны Тютчев познавал божественное начало.
Пигарев оказал значительное влияние на развитие тютчеведения своими глубокими исследованиями, учитывая доступ к архивам поэта, которые были хорошо сохранены его семьей. Монография К.В. Пигарева представляет собой первое подробное изучение жизни и творчества Ф.И. Тютчева, уделяя внимание как биографическим аспектам, так и анализу поэтического наследия поэта. Ученый прослеживает развитие идейно-художественных исканий Тютчева, позволяя более глубоко понять его поэтическое наследие. Публикация книги в 1962 году существенно расширила представление о творчестве русского поэта, предоставив ученым и исследователям более полное представление о его значимости в истории русской литературы XIX века.
В книге «Жизнь и творчество Тютчева» и в более поздней монографии «Ф.И. Тютчев и его время» К.В. Пигарев тонко анализирует лирические произведения, входящие в него. Ученый приходит к выводу: «Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы его [Тютчева- Е. К.] стихов. Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам» — «Любовь земли и прелесть года…», таковы с детства запомнившиеся каждому из нас ликующие строфы «Весенней грозы» и «Весенних вод», поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Еще земли печален вид…», изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится…», таковы, в особенности торжественные строфы «Как ни гнетет…» (45, 106).
Вот и кончилась зима а весне начало
... сегодняшнего урока - написать сочинение - миниатюру (4-6 предложений). А как вы понимаете значение этого слова? Если сомневаетесь, загляните в ... во все концы: “Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!” Ф.И. Тютчев Гонимы вешними лучами, ... Апрель” и произведения мастеров художественной литературы - писателей и поэтов. II. А сейчас, ребята, постараемся не просто слушать, а ...
Таким образом, К.В. Пигарев замечает, что весенние стихотворения Тютчева объединяют единые мотивы радости, торжества жизни и света.
Мнению К.В. Пигарева созвучен вывод В.Н. Касаткиной. В двух монографиях «Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева» (1969) и «Поэзия Ф.И. Тютчева» (1978) исследовательница выявляет в весенней лирике поэта торжество светлого, а вовсе не темного, как считал B.C. Соловьев, корня мирового бытия. В.Н. Касаткина объединяет семь стихотворений 1830-х годов — «Весенняя гроза», «Могила Наполеона», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид…», «Весна», «Нет, моего к тебе пристрастья…» — в весенний цикл, основной мотив которого — воспевание весны как молодости: «Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. <.> Весна для него прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которой исполнены высокой поэзии» (23, 48).
Анализируя стихотворения о самом прекрасном времени года, исследовательница приходит к выводу, что в понимании поэтом весны можно выделить несколько аспектов: «Он изобразил приход весны как нечто вселенски значительное («Весна»); весна у него — это «надрайская» сфера жизни («Что пред тобой утехи рая»), это и особое состояние человеческого сердца («Душа, душа, спала и ты…»).
<…> Весна — жизнь сердца, его пробуждение, власть мечты над ним, появление веры в идеал или счастье или просто -брожение чувств и желаний, обновление души» (23, 51).
В пейзажной лирике Федора Тютчева отмечается преобладание весенней темы, которая символизирует обновление, начало жизни и радость жизни. Исследователь Б.Я. Бухштаб выделил три основных эмоциональных комплекса, реализованных в трех картинах мира: «блаженный мир», «мертвый мир» и «бурный мир» в стихотворениях Тютчева. Большинство весенних стихотворений поэта входят в «блаженный мир», воспевая особое состояние человеческой души весной.
Интересно отметить, что существует недостаточное внимание к весенним стихотворениям Тютчева в исследованиях XIX и XX веков, и до сих пор отсутствует подробный филологический анализ произведений весенней лирики поэта. Это подчеркивает актуальность данной работы, которая направлена на заполнение этого пробела в истории изучения пейзажной лирики Тютчева.
Исследователь И.О. Шайтанов также отмечает преобладание весенней темы в ранней лирике Тютчева, где весна символизирует обновление и начало жизни. Однако, в его книге весенный цикл стихотворений Тютчева не выделяется, а основное внимание уделяется анализу поэтического манифеста «Не то, что мните вы, природа…».