Утрата многими народами самобытных жанров и способов исполнительства лишает современный мир целых пластов музыки, искажает прочтение письменно зафиксированных фольклорных текстов, ведет к исчезновению специфической логики архаичных устных традиций.
В процессе естественной преемственности народной культуры ключевым является взаимодействие «мастера» и «ученика», которые отличаются друг от друга не только возрастом и степенью мастерства, но также исторически изменяющимся типом фольклорного мышления. В каждую эпоху новая реальность постепенно приводит к тем или иным изменениям в музыкальных представлениях молодого поколения исполнителей. Художественные новации не являются результатом осознанного стремления к обновлению стиля и форм, но возникают вследствие актуализации опыта предшествующих поколений в иных исторических условиях. Традиционное сознание всегда находит некое практическое, конкретное решение проблемы «старое-новое».
В наши дни деревенский певец-мастер и его городской ученик (участник фольклорно-этнографического ансамбля) уже не находятся в едином пространстве и являются, по сути, представителями разных ветвей национальной культуры. Такая разъединенность может иметь некоторые положительные стороны. Часто эта дистанция позволяет городскому человеку увидеть и почувствовать подлинно художественные явления народной культуры, контрастные письменной традиции города, тогда как сельский человек эти же явления может оценить как обыденные, не стоящие внимания.
Наиболее устоявшейся формой общения учеников с мастерами пения с их становятся фольклорные экспедиции. Продуманные экспедиционные поездки необходимы для любого фольклорного коллектива, стремящегося к осознанию законов аутентичной музыки. Сложность современной ситуации состоит в том, что процесс угасания песенных традиций в деревенской среде приобретает массовый характер. Постепенно и неуклонно уменьшается число исполнителей, владеющих музыкальным языком архаических жанров и форм, распадаются многолетние сложившиеся фольклорные деревенские певческие группы. Отыскать в селе слаженно звучащий ансамбль становится проблемой даже для профессиональных исследователей. Кроме того, общение с народными исполнителями на протяжении длительного времени практически не осуществимо. Соответственно этому изменяется и отношение к экспедиционной работе. Жесткое требование обязательности экспедиции во многих коллективах сменяется обсуждением целесообразности каждой поездки. Ясно прослеживается предпочтение экспедициям, участники которых немало времени отводят расспросам о местных праздниках, обрядах, ремеслах, одежде и т.п., то есть стараются познакомиться с различными сторонами локальной культуры. Хороший результат дают поездки, в которых исполнители фольклорного коллектива являются участниками научной экспедиции, организованной фольклористами-исследователями. Все это значительно отличается от первых лет фольклористического движения, когда экспедиции исполнительского коллектива осуществлялись не только для записи новой информации, но и для близкого знакомства с народными исполнителями, совместного пения с ними.
Народная музыкальная культура в современной системе дополнительного ...
... коллективы на сцене, по телевизионным и радиовещательным каналам, в сети Internet, можно отметить стилистическую разнородность исполнения. Не всегда те солисты и ансамбли, которые берутся исполнять народную ... актуальность темы настоящей дипломной работы, в которой изучается и обобщается успешный опыт обучения традициям народной музыкальной культуре в системе дополнительного образования на примере ...
Однако большую часть времени ансамбль живет в городской среде отдельно от учителей, поэтому особенно актуальными становятся вопросы методики работы с материалами экспедиций и самостоятельное освоение певческого стиля локальной традиции (безусловно, все собранные участниками ансамбля материалы должны быть осмыслены и систематизированы).
Прежде чем попытаться изложить принципы и подходы к освоению локального певческого стиля, необходимо остановиться на структуре самого певческого коллектива, так как она непосредственно связана с певческим процессом.
Все вышеизложенноеопределяет актуальность выбора самостоятельной деятельности в контексте коммуникативных технологий обучения в качестве поля исследовательской работы.
Таким образом, цель дипломной работы – проанализировать развитие вокальной национальной культуры в системе дополнительного образования на примере вокальной студии «Соло», г. Ульяновск.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты национальной культуры в вокальном творчестве;
- выявить проблему вокального творчества детей в контексте национальных традиций;
- проанализировать методику вокальной работы в детской эстрадно-вокальной студии;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.
Методологическую основу, Глава 1.
Теоретические аспекты национальной культуры в вокальном творчестве
1.1. Русская песенная культура Поволжья
Процесс генезиса, развития и окончательного сложения Поволжского региона явился результатом сложного взаимодействия разновременных этнических и культурных потоков различного происхождения, в том числе племен финно-угорских, тюркских, монгольских, германских и славянских. Отметим здесь процессы консолидации некоторых современных этносов Поволжского региона (удмурты, мари, мордва, чуваши, татары, башкиры) в XIV – XV вв., формирование слоя европейской культуры внутри Поволжского региона под влиянием миграции германских колонистов с XVIII в. и, наконец, широкую миграцию восточнославянского (русского и украинского) населения на территорию Поволжья, а также сложение основных границ, культурных и языковых характеристик региона в XVI – XIX вв. (см.: Ершов, 1869; Житецкий, 1892; Карнович, 1896; Солосин, 1910; Бирюков, 1911 – 1913; Васькин, 1973; Викторин, 1985; Борисенко, 1985; Бичурин, 1991; История Астраханского края, 2000 и др.).
Традиционная этническая культура астраханского региона носит принципиально многокомпонентный полиэтничный характер. Это связано, прежде всего, со специфическими особенностями заселения края, формирования и развития культурных взаимосвязей: для данного региона характерна большая пестрота этнических традиций и значительный диапазон их вариативности. Ряд таких народов, как русские, татары, казахи, калмыки, немцы, проживает совместно в этом регионе уже несколько веков. В результате такого длительного межэтнического контакта в Нижнем Поволжье сложился своеобразный «культурный тип», отличающийся большой толерантностью к иноэтническим компонентам (Бюллер, 1846; Зеленин, 1914).
Возрождение торговли и ремесла на Руси в 14-15 веках
... государства. 2. Основные направления внешней торговли в 14-15 веках. В 14-15 веках выделяются несколько основных направлений внешней торговли: Южное направление, Дон, через которое Москва была связана с Крымом. Здесь русские ... собственником был князь Наряду с возрождением ремесел после 1240 г. шло быстрое восстановление нарушенных торговых связей русских земель. Этому способствовала, в частности, ...
Эта ситуация своеобразного «этнокотла» была предопределена в свое время особенностями заселения Нижнего Поволжья, так как именно полиэтничность и многоконфессиональность являются характерными чертами астраханского края, ставшего в XVI в. частью Русского государства. Приграничное положение и пестрота национального состава всегда определяли особую политику Русского государства по отношению к Нижнему Поволжью. Присоединение Астраханского ханства к России в 1556 году изменило геополитическую ситуацию Российского государства: был обеспечен выход к Каспийскому морю, открылась возможность беспрепятственной торговли с Востоком, распространилось политическое влияние на Кавказ. Тем самым Россия выполнила одну из своих важных внешнеполитических задач, обезопасив юго-восточные рубежи. И если до середины XVI века на Нижней Волге преобладало татарское население, исповедующее ислам суннитского толка, который был официально утвержден в Золотой Орде в XIII веке, то теперь в Астрахань устремились православные русские и украинцы, преимущественно из центральных, верхневолжских и южных районов России. При этом социальный состав колонистов XVI – XVIII вв. был неоднородным: в Астрахань прибывали беглые крепостные крестьяне, служилые люди, казаки и пр. И астраханский регион постепенно превращается в один из центров интеграции коренного исламского населения с русским православным народом. Добавим, что субэтнические группы разных народов, заселяя регион Нижнего Поволжья, осваивали, как правило, свою собственную экологическую нишу, таким образом, хозяйственно-культурные типы этих этнических групп как бы дополняли друг друга, а не вступали в противоречие друг с другом.
Преследуя свои геополитические интересы, русское правительство учреждает в начале XVII века Астраханскую православную епархию и использует православную церковь для стимулирования социально-экономического развития края, его освоения, усиления влияния на вольных казаков и поддержания связей с христианами Закавказья (в Грузии и Армении).
Русская православная церковь начинает выполнять роль идеологического фундамента сложной системы межэтнических и межкультурных процессов: она участвует в урегулировании конфликтных ситуаций, поощряет стремление к крещению нерусских народов, способствует переходу отдельных групп мусульман и буддистов в православие (Каменский, 1886; Саввинский, 1905).
История сосуществования основных конфессий Поволжского региона складывается весьма непросто: периодически в течение XVII – XIX вв. возникают противоречия практически между всеми представленными в регионе конфессиями. Основание русской Астрахани (1558 год) и продвижение Российского государства на юг в XVI веке сталкивает между собой православие и ислам, а в связи с приходом сюда, на Нижнюю Волгу, в XVII веке (1632 год) калмыков возникает новое противостояние: православие – буддизм. Вместе с тем, значительная роль Астрахани в системе торговых отношений России определяет достаточно мягкую протекционистскую политику государства по отношению к представителям различных конфессий в регионе: возникающие межконфессиональные противоречия власти стараются улаживать с позиции веротерпимости в отношении представителей иных конфессий. Так, с 1683 года индийские купцы, проживавшие в Астрахани, пользуются правом проводить свои религиозные обряды на территории Индийского подворья (Юхт, 1957), армянским купцам было также разрешено во второй половине XVII века выстроить григорианский храм, в XVIII веке носителям лютеранской и католической веры было разрешено строительство их храмов: немецкая лютеранская кирха существует в г. Астрахани с 1792 года, польский католический костел – с 1720 г., в XIX веке было построено 3 культовых сооружения иудеев. И к началу XX века, по данным Астраханского статистического губернского комитета, в Астраханской губернии насчитывалось: православных – 63,8%; мусульман – 7,9%; буддистов – 25,1%; других конфессий – 3,2% (Костенков, 1870; Исхаков, 1993).
Особенности культуры народов Поволжья
... изучить и выявить особенности культуры народов Поволжья. Задачей является прослеживание особенностей культуры народов Поволжья и ее благотворного влияния на общество. Предмет: культура народов Поволжья, ее история и современный уровень ... на земле, прославляется и в это время. У некоторых народов (в том числе и у народов Поволжья) Купало называется Ярилою. Ярилин день в народном календаре почти ...
Кстати, этим данным несколько противоречит всеобщая перепись Российской империи 1887 года, где по Астраханской губернии: православных – 52,72%; мусульман – 30,61%; буддистов – 13,65% (133).
И в 1901 г. историк и этнограф В.Семенов сделает вывод, что в Поволжье «русский элемент, послужив связующим элементом между конгломератом различных народностей, обитавших на Волге, – финских, тюркских и монгольских, а впоследствии – германской, – занял не только в административном, но и в экономическом отношении подобающее ему первенствующее место» (139, с.2).
По данным Всесоюзной переписи 1989 года, на территории Астраханского края проживает: русских – 713558 чел. (72,0% от общего числа населения), казахов – 126500 чел. (12,8%), татар – 71655 чел. (7,2%), украинцев – 18714 чел. (1,9%), калмыков – 8191 чел. (0,8%), немцев – 1685 чел. (0,2%), туркменов – 2288 чел. (0,2%) и пр. (124, с.23-24).
В течение всего двадцатого столетия в регионе продолжаются процессы, изменяющие этническую структуру населения. Например, доля русских имеет тенденции к снижению: в 1989 г. их количество снизилось до 72%, а к концу 2002 г. – до 68-67%. Численность народов Кавказа (аварцы, чеченцы, даргинцы и др.) на территории области, наоборот, за этот период увеличилась в 3-4 раза и оценивается в 6,5-7% (124, с.25-26).
Длительное совместное проживание разных этносов в близком соседстве в одинаковых природных условиях, сходные пути исторического развития этих народов привели к общности занятий, семейного быта, материальной и духовной культуры. Рассмотрим некоторые явления материальной культуры, возникшие как следствие межкультурных контактов разных этносов на территории астраханского региона, в качестве примеров:
В КУХНЕ:
а) практически все проживающие здесь народности употребляют в пищу заимствованный у калмыков «калмыцкий чай»;
«ЛИРИЧЕСКАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ: МУЗЫКАЛЬНО-СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ». ...
... музыкальной структуры русской народной лирической песни как особого жанра на материале ее основных разновидностей народной лирической песни. 2) Показать определяющее влияние музыкальной структуры лирической песни как жанра ... веснянки т.п.). Ритуалы, связанные с едой, сопровождали песни. Князьями и другими представителями богатых слоев населения приглашались на пир профессиональные певцы и актеры, ...
- б) заимствованы также у калмыков мясные блюда «шулюм» и «махан»;
- в) заимствовано у тюрок мясное блюдо «шурпа»;
- г) заимствованы у немцев сладкие блюда «кух», «штрудель»;
В АРХИТЕКТУРЕ:
а) с конца XVIII века оседлые дома для ногайцев и казахов строились русскими плотниками;
- б) калмыцкий хурул – находится в селе Речное Харабалинского района Астраханской области, построен в 1812 – 1815 гг. в честь победы русских войск над Наполеоном – соединяет в своих очертаниях особенности как тибетской, так и русской (в петербургском варианте) архитектуры;
В ПРОМЫСЛАХ:
а) культуру коневодства русские заимствовали у ногайцев, казахов и калмыков;
- б) культуру огородничества русские заимствовали у татар;
- в) приемы рыболовства и рыбообработки калмыки, проживающие в дельте Волги, заимствовали у русских;
В ДИАЛЕКТАХ:
а) русские используют тюркские слова «башмак», «сундук», «диван», «товарищ», «сарай», «халат»;
- б) немцы заимствовали иноязычные для них слова: «knut», «tarantas», «arbus», «sxod», «desantnik», «bolnitsa»;
В ТОПОНИМИКЕ:
а) большое количество названий крупных русских городов Поволжья тюркского или финно-угорского происхождения, например:
- город «Самара» татарского происхождения, означает воловье ярмо, которое надевали русским, отказывавшимся принимать мусульманскую веру;
- город «Царицын» (потом «Сталинград», ныне «Волгоград») – от тюркского слова «сарысу», означающее цвет воды, несущей песок и глину, а также «сары-чин» («желтый остров»);
- город «Саратов» — от татарского слова «сары-тау» («желтые горы»);
- город «Арзамас» Самарской области происходит от названия племени «эрзя» финно-угорского происхождения;
- б) внутри поволжских областей большое количество сёл и маленьких городков имеют названия на своем языке, переименовывались только немецкие и калмыцкие сёла и города (и эти названия не возвращены и сегодня);
В ОДЕЖДЕ:
Немало сходных черт можно заметить, например, между русским женским костюмом и женским костюмом мордвы-мокши, между северным или среднерусским женским костюмом и костюмом мордвы-эрзи, между женскими костюмами мордовских, марийских и удмуртских сёл, с одной стороны, и татарских и башкирских – с другой. О влиянии на русский костюм финно-угорских и тюркских народов говорят такие элементы одежды русских сёл, как лапти, надевающиеся на любую ногу, запоны «с грудью», халатообразная и безрукавная одежда, орнаментальные мотивы в местной вышивке, платки, повязывающиеся «по-татарски», застежки мужских рубах на правой груди, черные онучи. В женские украшения всех народов Поволжья входили бусы, бисер, раковины. В то же время есть и отличия: например, не характерны для русского и немецкого женского костюма украшения из монет, которые встречаются в костюмах всех остальных народов региона. Сегодня русские женщины поволжского региона пожилого возраста на улице ходят в повседневной одежде – платье, кофты с юбками, волосы тщательно закрываются, на голове повязан платок (сходное отношение к одежде и у поволжских немцев).
Особенно близки у народов Поволжья (за исключением татарского и башкирского) мужские костюмы (Небольсин, 1852; Житецкий, 1892 – 1893; Авляев, 1976; Маслова, 1984).
Особенности русской живописи XIX века
... "серебреным веком" русской культуры. Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века. Основная часть Для русского изобразительного искусства были характерны ...
Колонизация русскими территории Поволжья представляла собой сложный неединовременный процесс, растянувшийся на четыре столетия, начиная с XVI века. В результате различных колонизационных потоков, начиная с XVI века, в Астраханскую губернию переселялись жители различных губерний России – русские из Нижегородской, Cимбирской, Костромской, Московской, Пензенской, Воронежской, Ярославской, Самарской и Саратовской, украинцы из Харьковской, Херсонской, Курской и Полтавской (Аверков, 1858; Бобров, 1875; Солосин, 1910; Васькин, 1973, и др.).
Вопросы заселения астраханского края рассматриваются в исторических работах достаточно подробно, например, в библиографических работах Фр.Шперка, Н.Иванова и Т.Лакина (74, 100, 186) суммируются более 15 тысяч источников по Астраханской области, однако результаты исторических исследований, в основном анализировавших хозяйственную деятельность русских в этом регионе, не могли вскрыть специфику местной художественной культуры (Ровинский, 1809; Македонов, 1906).
И хотя русская народная музыкальная культура Нижнего Поволжья обладает большим внутренним единством, в то же время в музыкальном фольклоре русских существуют местные традиции, заметно различающиеся между собой.
В результате наших исследований, опирающихся на полевые фольклорно-экспедиционные материалы (с 1974 года), можно сделать вывод, что русская народная культура Нижнего Поволжья явилась результатом длительного (не менее двух-трех столетий) исторического развития в особых естественно-географических и исторических условиях. Несмотря на то, что эта культура изначально конгломеративна, она исторически сложилась как достаточно целостная традиция при интеграции разных культур. Рассматривая нижневолжскую песенную традицию в качестве самостоятельной целостной музыкальной системы, необходимо отметить своеобразие именно единства составляющих её компонентов. Границы этой традиции определяются соседством с иноэтническими культурными общностями: на западе – калмыками, на востоке – казахами, а также – водным пространством: на юге – Каспийское море (Багров, 1912).
На севере – сегодняшняя административная граница Астраханской и Волгоградской областей является одновременно и границей смены песенных стилей: отдельные признаки южнорусских традиций, входящие органичной составной частью в нижневолжскую песенную культуру, становятся главными и доминирующими на территории непосредственно граничащего с верховьями Волго-Ахтубинской поймы – Городищенского района Волгоградского области (Маршалков, 1876; Листопадов, 1947 – 1954; Анашкина, 1976; Луконина, 1980; Тарновская, 1982).
Исторические работы ярко рисуют картину нескольких волн русской колонизации Астраханской губернии. До середины XIX века её русское население складывалось из следующих групп (по классификации автора):
1) популяции в рыболовных сооружениях (учугах) – с конца XVI в.;
2) казачьи станицы по правобережью Волги, так называемому «Московскому тракту», – с первой половины XVII в.;
3) общности на землях в дельте Волги, а также в Волго-Ахтубинской пойме, собравшиеся в результате переселения крепостных и «заводских» людей на пустующие земли – с середины XVIII в.;
4) поселения на землях луговой стороны Волги по левобережью Ахтубы, так называемому «торговому тракту» – с первой половины XIX в.;
5) села, возникающие в результате так называемой «вольной колонизации беглых людей» – в течение всего периода.
Русская портретная живопись ХIХ века
... творчеством внес много нового в русскую живопись первой половины XIX века. Получил звание академика и стал самым известным художником московской портретной школы 20-30 ... романтизма в русском изобразительном искусстве. Русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой ...
Между русскими, осваивавшими край в XVI – XVIII веках, и кочевыми племенами, регулярно нападавшими на них вплоть до середины XVIII века, существовало военное противостояние, которое не могло не сказываться на культурных контактах. Так, например, в русской обрядовой свадебной культуре наблюдаются, прежде всего, тюркские заимствования: например, благословение невесты до венца её родителями происходит «на кошме», жених за невесту «должен уплатить калым», родители жениха должны собрать для невесты «кладку» (в которую входят сумма денег и вещи) и пр.
При постепенном освоении русскими отдельных поволжских районов и при различной степени близости с тем или иным иноэтническим окружением традиционные и вновь приобретаемые переселенцами черты музыкальной народной культуры по-разному сохранялись и сочетались в разные исторические периоды. Приобретенное со временем становилось традиционным, органически свойственным нижневолжским старожилам. Сплачивающее и организующее воздействие на различные группы населения оказывала, очевидно, хозяйственная деятельность русских в Нижнем Поволжье. Среди доминирующих промыслов – прежде всего рыболовство, а также, в разные исторические периоды, – добыча соли, ткацкое производство, животноводство (29, 113, 118, 142).
«…Весною до прибыли полой воды крестьяне занимаются здесь ловлею рыбы; летом хлебопашеством, сенокошением, скотоводством, посевом дынь и арбузов… а зимою занимаются преимущественно ловлею рыбы» (Н.Михайлов, «Астраханские губернские ведомости», 1846, №43).
Территория астраханского края – это степи, полупустыни, соляные озера, пойменные луга в междуречье Волги и Ахтубы, а также тысячи ручьев и ериков в дельте Волги. Уже в VIII веке, когда не было ещё и русского государства, — по Волге шел Великий торговый путь, соединяя Среднюю Азию через Хвалынское (Каспийское) море с Восточной Европой вплоть до Балтийского моря. Основные особенности хозяйства региона в XVII – XX вв.:
- а) полное отсутствие леса (0,8%) и, соответственно, лесных промыслов;
- б) крайне незначительное количество пахотных земель (всего 3,6%);
- в) производство хлеба не удовлетворяет потребностям населения (только на 30%);
- г) весьма развитое животноводство: в начале XX века на 100 душ населения приходилось по 450 голов скота;
- д) совсем не развитое виноделие, местное вино – невысокого качества;
- е) есть такие промыслы, как коневодство, верблюдоводство, звероловство, охота, бой тюленя;
- ж) имеется соледобывание (озера Эльтон и Баскунчак);
- з) все остальные промыслы: кустарные, плетение, кузнечные, столярные, портняжные и пр.
– либо отсутствуют, либо не имеют серьезного экономического значения;
- и) главным промыслом региона является лов красной рыбы – осетра, севрюги, белуги – во время трех путин (весенняя 1.03 – 15.03;
- «жаркая» 15.07 – 15.08;
- и осенняя 15.08 – 6.12).
Русские города в этом регионе возникали в первую очередь как укрепленные пункты для охраны Волжского торгового пути или как пограничные посты. Долгое время они не привлекали внимания гражданского населения и довольно медленно становились центрами ремесел и торговли. Особенности проживания в астраханском регионе практически до 30-х годов прошлого столетия – это сочетание оседлого населения с кочующим, среди кочевников – калмыки, казахи, ногайцы, длительное время сохранявшие первобытно-пастбищную систему хозяйства. Интересен в крае был также особый режим отхожих промыслов, когда из губернии на сторону никто не уходил, но в пределах региона в определенное время передвижение рабочих на рыбные и соляные промыслы составлял «главный жизненный нерв всего населения губернии» (Семенов, 1901).
Настоящее собрание включает расшифровки фонозаписей песен уральских ...
... книга заинтересует фольклористов, исполнителей и любителей народной песни. ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ В многотрудной истории России с ... русские выходцы с Дона, из центральных районов России и Поволжья, образовавшие здесь вольную общину. Помимо русских, ... которой наступил период Уральского казачьего войска. С 1782 г. Уральское казачье войско управлялось астраханским, затем оренбургским ...
Исторически сложившиеся особенности заселения русских определили на территории астраханского региона следующие песенные ареалы:
- северная зона – верховья Волго-Ахтубинской поймы;
- центральная – сёла волжского правобережья;
- южная – дельта Волги.
Рассмотренные выше условия становления местной русской культурной традиции предопределили соединение в ней стилевых признаков, свойственных различным, типологически несходным системам.
ПЕСЕННЫЙ СТИЛЬ И ЖАНРЫ
Русский волжский песенный стиль складывался в XVI – XVIII вв. при взаимопроникновении и взаимодействии разных этнических культурных традиций: финно-угорской, тюркской, монгольской, германской и восточнославянской (в её северорусской и южнорусской версиях).
Проблемы взаимодействия культурных традиций тюрков, финно-угров и славян на территории Поволжья и раньше занимали внимание российских ученых (см.: Н.Зорин, 70; Т.Ананичева, Л.Суханова, 5; В.Мягкая, 123).
Ставился вопрос и о влиянии на культурную традицию поволжских немцев со стороны славян, тюркских и финно-угорских народностей (в ряде работ XX века, начиная с Г.Шюнемана: 201).
Открытым в настоящее время остается вопрос о возможности и степени влияния народной музыкальной культуры немцев Поволжья на окружающие его этносы. По мнению автора, это влияние, несомненно, оказывалось (например, в самом широком распространении различных видов гармоник, в том числе у русских, татар, марийцев, см. 199-200, 202).
Русская песенная культура астраханского края достаточно развита, и по народной терминологии песни здесь «играют» и «обыгрывают». В регионе активно функционирует большая часть жанров восточнославянского фольклора: календарные обряды и песни представлены зимним и весенним периодами; свадебные обряды и песни синтезируют особенности северорусских и южнорусских обрядов; песни эпические репрезентированы в основном балладными сюжетами, мужскими воинскими и историческими, единственным образцом былины о Добрыне Никитиче в женской версии многоголосного южнорусского распева (в селе Селитренное Харабалинского района); традиционные и поздние лирические песни бытуют как в женском, так и в мужском исполнении. Хороводные и игровые представлены в достаточно поздних вариантах, хореографические элементы в них мало развиты, поздние плясовые носят общерусский характер (182, 202).
Самобытный материал представляют оригинальные частушечные циклы, колыбельные, трудовые рыбацкие припевки (в т.ч. в многоголосных версиях).
Специфической особенностью астраханской традиции как традиции позднего формирования является многообразие тембрового воплощения различных песенных жанров при определенном единстве их многоголосного склада и вида фактур. И если темброво-контрастное функциональное двухголосие доминирует в различных жанрах, то тембровая характеристика – в достаточной степени именно жанровый признак.
Роль художественной детали в произведениях русской литературы 19 века
... в русской литературе XIX века. 2.1 Приемы раскрытия образа Матрены Тимофеевны Судьба простой русской женщины хорошо показана в ... и раскрыть роль детали в произведениях. Так же для меня является интересным, определить соотношение между описанием обстановки и интерьера комнаты или жилища героя и его личными качествами и судьбой. 1. Художественная деталь Художественная ... Сурова и смугла. Благодаря песням ...
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
На территории региона повсеместно распространены различные виды гармоник, иногда – балалайки, редки – мандолина, гитара, скрипка. Практически в русских астраханских селах образцы женского инструментализма настолько редки, что их можно считать каждый раз исключением. Ничто не заставило астраханских женщин повсеместно взяться за гармоники или балалайки: ни уход мужчин на войну, ни редукция инструментальной традиции. Отсутствие мужчины-инструменталиста в астраханском селе каждый раз очень резко ощущается участницами женского вокального ансамбля, это является большой трагедией для кадрильного и частушечно-переборного жанровых комплексов, что местные певицы обязательно отметят. Однако женщины готовы исполнять частушки «под язык», они перестают танцевать кадрили, а в свои руки саратовскую гармонику или «хромку» все равно не берут.
Иными словами, эта жанрово-исполнительская линия никакого гендерного смещения не обнаруживает, что очень характерно именно для Нижнего Поволжья, тем более, что в других регионах России имеются варианты подобных женских исполнительских традиций (183).
«Рыбные богатства России приводили и приводят очевидцев в изумление, и из всех этих богатых вод, самое богатейшее, резервуар русского рыболовства, есть каспийские с северными и западными их притоками, реками, дельтами, ериками и култуками». (Калеб. О каспийском рыболовстве. 1863г.)
Рыболовный промысел занимал одно из ведущих мест в хозяйственной деятельности мужского населения Поволжья (особенно в дельте Волги), оказывая в течение многих веков огромное влияние на развитие всего социума.
Различные труды этнографов, диалектологов, писателей и ученых-фольклористов XIX – XX вв. отразили на уровне верований, обрядов, фольклорных жанров различные стороны рыболовецких промыслов астраханского края, раскрывая эту мужскую субкультуру как необыкновенно яркую и самобытную (см.: Михайлов, 1856; Зыков, 1924; Липец, 1950; Любимов – Охотникова, 1952; Марков, 1976-1984 и др.) Своеобразные стороны духовной культуры астраханских рыболовов отражены в работах ученых, изучающих самые различные субэтнические группы Поволжья: русских, татар, калмыков (Калеб, 1863; Зыков, 1924; Киселевич, 1925; Липец, 1950-1952; Копылова, 1984-2002; Ивашнева, 2002).
На фоне достаточно развитой песенно-танцевальной и инструментальной культуры астраханского края, жанр русских трудовых рыбацких припевок выделяется как музыкальный артефакт, в настоящее время почти недоступный непосредственному наблюдению в полевых условиях (Самаренко-Этингер, 1964-1978; Ярешко, 1974).
В экспедиционных записях 1980 – 1990 гг. по Икрянинскому, Лиманскому и Камызякскому районам Астраханской области, расположенным в дельте Волги, были зафиксированы «пограничные» явления, выразительно демонстрирующие работу гендерных механизмов, где пределы женской и мужской компетенции начали варьироваться с 40-х годов XX века. Подобное «смещение функций» отразило региональную социокультурную специфику, связанную с женским трудом «на море и реке» в связи с исторической необходимостью (массовый уход мужчин из сел во вторую мировую войну).
В настоящее время в наших полевых записях женские русские трудовые рыбацкие припевки составляют приблизительно 65% от их общего числа. Сам жанр трудовых рыбацких припевок русских Поволжья занимает в народной музыкальной системе жанров оригинальное самостоятельное место, отличаясь внутренней спецификой стиля и определенным стилистическим разнообразием. В июле 1979 г. в селах Камызякского района (с.Гандурино, с.Комаровка) автором были зафиксированы уникальные образцы русских трудовых рыбацких припевок многоголосного женского распева, отразивших разнообразие тембрового воплощения русской переселенческой традиции позднего формирования при определенном единстве многоголосного склада вида фактур. При этом при полевой фиксации материалов неоднократно можно было наблюдать, как исполнители соединяли исполнение трудовых песен с изображением самого процесса труда (в данном случае – вытягивание невода).
Полевые экспедиционные записи подтверждают данные литературы и зафиксировали дополнительные факты обмена в различных субэтнических группах компонентами мужской рыболовецкой субкультуры, в частности, исполнение жанра русских рыбацких трудовых припевок рыбаками других субэтнических групп.
Рассказывает Василий Петрович Тимофеев, 1896 г.рожд.: «Я-то с пятнадцати лет всю жизнь на реке. Да и в море ходил лет 15. Ну, были мы и обловщиками, ловили незаконно, я сидел 10 лет за облов. У нас-то на тоне раньше нацмены – карсаки тянули невод и кричали с нами: «Наши, гей!» А теперь-то нет…». (Запись автора 5 июля 1979 г. в селе Полдневое Камызякского района Астраханской области.)
Эта субэтническая группа, объединенная профессиональными интересами, не выявляет собственной специфики свадебного ритуала, а примыкает по своим особенностям к свадьбе русских астраханского региона.
«Служба астраханских казаков была все время в высшей степени невидною, можно сказать, будничною. Постоянная охрана порядка и спокойствия в астраханском крае и непрерывная служба на кордонных постах против набегов кочевников – вот краткое содержание полуторавековой истории астраханского казачества». (А.Догадин, 1908).
Астраханское казачье войско организовалось по инициативе Русского правительства, когда в Астрахань в 1556 году были переведены 150 казаков Войска Донского, – и в его развитии преобладали не этнические, а социальные процессы и функциональные принципы построения: для ведения боевых действий, несения сторожевой службы, охраны границ и т.д. Русские казачьи поселения, расположенные в основном по волжскому правобережью, так называемому Московскому тракту (например, станица Черноярская, 1627; ст. Енотаевская, 1655; ст. Грачевская, 1756; ст. Копановская, 1756; ст. Замьяновская, 1765; ст. Лебяженская, 1765; ст. Дурновская, 1785), явились одними из первых военных форпостов в процессе колонизации русскими Нижнего Поволжья с XVI века (Merkwuerdigkeiten…, 1773; Ansiedelung…, 1776; Astrachanisches Kosakenheer…, 1845; Виткин, 1853; Аверков, 1858; Статистический атлас…,1885; Короленко, 1908; Бирюков, 1911-1913; Дубовский, 1914; Горбунов, 1994).
Особой этнической и социальной неоднородностью астраханская казачья община отличалась в начальный период своего формирования (с XVI до начала XVIII в.).
Для неё были характерны смешанные браки казаков с женщинами-инородками, активное усвоение иноэтнических элементов в разных областях культуры. Исследователи астраханского казачества отмечают высокую толерантность астраханских казаков, их терпимость к чужой религии, культуре, обычаям, образу жизни. Оборонное значение казачьих станиц, в первую очередь, предопределило их значительную удаленность друг от друга, окружение каждой из них в последующем сёлами, образованными как переселенцами из различных областей России, так и иноэтническими группами (в дельте Волги: татар, калмыков, казахов, ногайцев).
Главную роль в хозяйственной деятельности астраханских казаков играло скотоводство – в верховых станицах Волго-Ахтубинской поймы – и рыболовство – в станицах дельты Волги (Ершов, 1869; Скворцов, 1890; Македонов, 1906).
Говоря об астраханской казачьей этнокультурной системе, охарактеризуем её как яркое воплощение, прежде всего русской поволжской традиции, дополненной чертами украинской, калмыцкой, тюркской и других народных культур. Астраханская казачья народно-песенная традиция опиралась на донское казачье пение, явившееся исторической основой её песенного репертуара и особенностей музыкального стиля. В исследовательских работах середины и конца XX века о донском казачьем пении (одно из немногих разновидностей русского казачьего пения, описанное достаточно подробно) подчеркивается, что донские казаки до наших дней сохранили старинную манеру исполнения, виртуозный мелодический стиль, сложные виды многоголосного пения (Листопадов, 1947-1954; Дигун, 1985).
Сравнительный анализ записей астраханских казачьих песен с собранием А.М.Листопадова и ряда других публикаций показывает, что за последние три-четыре столетия в Поволжье у астраханских казаков сложилась самобытная оригинальная песенная традиция. Местный стиль астраханского казачьего народного пения обладает легко различимыми локальными особенностями, сформировавшимися на протяжении веков в связи со специфическими историческими, социально-экономическими и географическими условиями региона Нижнего Поволжья, а также в результате взаимодействия с различными субэтническими группами русских на территории края, а также соседних народов.
Эволюцию певческого стиля астраханского казачества можно проследить по записям А.Догадина конца XIX – начала XX вв. (47), В.П.Самаренко, сделанным в 60-е годы XX в. (152), А.С.Ярешко – в 70-х годах XX в. (191) и автора, сделанным в конце XX столетия, начиная с 70-х годов (неопубликованы).
В песенном репертуаре астраханских казаков сохранялись иногда элементы, дошедшие из глубины веков, что и создавало своеобразие этой локальной песенной традиции. Самобытный астраханский казачий стиль ярче всего проявляется в жанрах воинских исторических песен (см. 152, №91) и лирических протяжных (см. 152 №№26, 94).
В сравнении с близкими вариантами песен донских казаков мелодический стиль изменен, опираясь на ангемитонику как типологическую основу местных мелодических стилей в целом. Вокальная фактура также своеобразна: без октавной дублировки голосов и индивидуализированных подголосков, типичных для сложного многоголосия донских казаков. Она повторяет особенности фактуры редких образцов протяжной лирики русских Поволжья, в которых угловатость мелодики ангемитонного пласта формирует и особенности многоголосного склада напевов: секундовость и квартовость становится не только основой мелодических ячеек отдельных исполнительских версий, но и ладовой основой противостоящих и дополняющих друг друга голосовых партий.
Мужские песенные ансамбли в бывших русских казачьих станицах астраханского края сохранялись где-то до середины 70-х годов XX века. С конца же 70-х годов в этой этноконфессиональной и этносоциальной группе происходит «смещение функций», связанное с активной редукцией астраханского казачьего песенного наследия и дальнейшим сохранением его почти полностью только в женской среде. Фольклорные экспедиции автора в бывшие казачьи станицы в 1977 – 1987 гг. зафиксировали практически полный распад мужского ансамблевого пения. Например, по публикациям более ранних фольклорных экспедиций 1967 (152 №№89-92, 94, 101-102, 104, 107) и 1972 (191 №№12-14, 79, 98) годов можно познакомиться с репертуаром замечательного мужского ансамбля из двенадцати человек бывшей казачьей станицы Дурновской (ныне село Рассвет Наримановского района), где запевалой был Павел Иванович Горбунов, имевший очень мощный красивый голос и любивший ярко характерные виртуозные зачины. Фольклорная экспедиция автора в станицу Дурновскую в 1983 году зафиксировала распад этого коллектива: из прежнего мужского ансамбля в живых осталось только трое мужчин (П.И.Горбунов умер в 1982 году).
От семи участников нового (только теперь уже смешанного) ансамбля мы записали 24 песни, при этом мужчины пытались вспомнить ряд казачьих воинских и лирических песен («Из-за лесу-лесу копия-мечей», «Астраханцы, братцы-молодцы», «Уж ты, поле моё»).
К сожалению, ни одна из них так и не была доведена до конца, так как и традиционные запевы и полные тексты оказались забыты (мужчины плакали в течение времени записи, ощущая забвение своих песен как трагедию).
Распад ансамблевого пения подчеркивался отсутствием в селе после смерти П.И.Горбунова признанного запевалы: зачины каждой из традиционных воинских песен этого села пытались вспомнить разные участники ансамбля, заново «подлаживая голоса». Женщины прекрасно исполнили свадебные обрядовые (6), календарные песни (4), романсы, плясовые, частушки. Частичное сохранение традиций мужского казачьего пения всё же отразилось в мелодике и артикуляции городского романса «Поедем, красотка, кататься» (запев. К.К.Соловьев, 1906 г.р.), лирической «Звук на зорьке соловья» (запев. И.А.Горбунов, 1910 г.р.), лирической «В начале 14 года» (запев. Е.Г.Калашникова, 1922 г.р.).
Нормативный в прошлом воинский уклад казачьей общины наложил свой четкий отпечаток на её культуру, поэтому и женское пение в астраханских казачьих станицах отражает волевые и решительные характеры, сформированные историческими условиями и событиями XVI – XIX вв. Тем не менее, переход мужской воинской песенной традиции в женскую среду резко редуцирует сам репертуар, изменяет мелодические особенности, тип многоголосия. Почти полностью стирается жанр воинских исторических песен, частично сохраняются жанры традиционной лирики, и только жанры календарных, свадебных песен, причеты, городские романсы и плясовые не подчинились этим скорым и разрушительным процессам редукции и лучше сохранились на территории региона, но уже в женских версиях.
В результате исследований мы пришли к выводу, что свадебный ритуал в бывших казачьих станицах и его музыкальное наполнение примыкает своими основными особенностями к русской свадьбе Поволжья, отражая специфику региона Волго-Ахтубинской поймы в целом, а не данной этноконфессиональной группы (Дубовский, 1914; Свадебные обычаи… , 1892; Шишкина, 1983-1988).
Однако в наличии ряда этнографических действий в нижневолжском ритуале можно видеть влияние свадебного ритуала донских казаков (например, обряд «своды»: Анашкина, 1976; Листопадов, 1947-1954).
1.2. Значение пения как процесса формирования вокальной национальной культуры детей. Особенности детского голоса
Пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокальными навыками и умениями[13, с. 22].
Работа над песней — не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать. Вокальное пение — наиболее доступная исполнительская деятельность детей. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован.
Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1- соль1, фа1- ля1. Следовательно, в качестве материала для пения на первых занятиях, следует использовать несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу миниатюры. Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте[13, с. 25].
У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми1-си1. Данный диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, который ещё довольно тонкие и короткие. Следовательно, на занятиях следует добиваться ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания. К концу второго года обучения середина певческого диапазона ребёнка укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре1-ре2. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряжённо.
С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всём диапазоне до1-ре2 (ми2).Сила голоса у детей 6-ти, 8-ми лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков — mP и mF. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого — на верхних. Частое использование высоких звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре. У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.
Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры. Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей
Трудно произвести периодизацию процессов технической и художественной подготовки произведения к исполнению. Элементы художественного и технического, в сущности, неразделимы в едином процессе становления музыкального произведения так же, как и сам процесс исполнительской работы, заключающий в себе одновременно познание и созидание.
Наряду с такими важнейшими и взаимообусловленными элементами ансамблевой звучности, как строй, интонация теснейшим образом связанные с вокальной техникой исполнения, все в итоге подчинено единой цели – художественно-выразительному исполнению произведения. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве. На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведения.
В процессе работы с детьми нужно стараться развивать эстетическое восприятие, которое помогает им обладать средствами художественной выразительности. Решающим фактором музыкального воспитания и обучения является развитие музыкального слуха и формирование музыкально-образного мышления, способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений. В этой связи встает вопрос о музыкально-выразительных средствах ансамблевого исполнения: динамике, нюансировке, фразировке, текстового осмысления, без которых пение будет безликим, невыразительным. От того насколько хорошо владеют исполнители приемами передачи качеств музыкальных звуков, зависит яркость, музыкальность художественного образа.
В работе с ансамблем над художественно-выразительным исполнением можно использовать следующие средства[17, с. 19]:
1. Голосоведение
В работе над произведениями мною используются все главные приемы певческого голосоведения (legato, non legato, staccato).
Legato – связное пение. Русская вокальная музыка имеет в своей основе русскую народную песню, для которой характерна широкое, протяжное пение – распев, чем, по сути, является кантилена. Кантилена, т. е. Непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда все выпеваемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливаются” из него. Упражнения на Legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Legato лучше всего удается в пении на гласных звуках, поэтому особое внимание уделяю согласным звукам, добиваюсь как можно более короткого, но четкого и мягкого произношения не звучащих согласных, особенно “б”, “п”, “к”, “д”, “т”.
Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь staccato. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на staccato. При исполнении staccato звуки как бы подчеркиваются голосом, легко атакуются, отделяются друг от друга короткими паузами. В то же время каждая спетая на staccato нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на staccato должно проходить как бы на одном дыхании. Прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Во время исполнения того или иного певческого штриха, я обращаю особое внимание учащихся на взаимосвязь голосоведения с дыханием, мышцами брюшного пресса, диафрагмы.
2. Метроритм, темп
Огромное художественное значение в ансамблевом пении имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение той или иной песни, я стараюсь выбрать наиболее приемлемый темп, соответствующий содержанию, наиболее полно раскрывающий смысл исполняемого произведения. Достижению метроритмической устойчивости помогает текст произведения, правильно расставленное ударение, смысловая логика. Много работаю над синкопированным и пунктирным ритмом. Использую ряд приемов для точного исполнения того или иного ритмического рисунка. Например, ансамбль недодерживает или передерживает длительность, заостряю на этом внимание. В этом случае дробим длительности и просчитываем их более мелкими единицами. В разучиваемых произведениях необходимо придерживаться авторского замысла композитора в использовании таких средств выразительности как ritenuto, portamento, rubato и т. д.
3. Тембр
Большое значение в музыкально-слуховом развитии участников вокального ансамбля имеют тембровые представления, т. е. Умение представить себе окраску и характер звука, мыслить “воображаемыми” тембрами голосов, отвечающими содержанию исполняемой музыки. Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств певческого звука, его тембра широко применяются образные определения. При этом используются определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание; вкусный – доставляющий удовольствие звук и т. п.).
Заимствование имеет объективную основу. Это ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами различных органов чувств, В связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека. Возникли и характеристики звука, связанные с эмоциями (радостный, ласковый, лиричный, драматический звук и т. п.).
Различные по тембру голоса певцов при едином принципе дыхания, звукообразования, голосоведения, дикции во время пения должны сливаться в общий ровный тембр ансамбля. Тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения. Единую психологическую окраску, единый тембровый образ можно создать только в результате психологического единомыслия всех участников вокального ансамбля. Тембр можно изменить, меняя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо. Даже преображение мимики, выражения лица поющего способно повлиять на тембр. Замечено, что у некоторых детей, способных эмоционально увлекаться при исполнении, голос сам принимает оттенки, диктуемые содержанием текста. Моя задача – верно понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа, чтобы объяснить все это коллективу, помочь ему найти верные тембровые краски. В качестве упражнений часто использую русские народные песни, попевки, предлагая учащимся каждый раз петь в той или иной тембровой окраске (светло, мечтательно, сумрачно, темно, радостно и т. д.).
Тембровые представления певцов помогают им внутренним слухом вообразить, мысленно воссоздать звуковую ткань произведения. Одновременно с развитием тембрового слуха стараемся расширять палитру динамических оттенков.
4. Динамика
Необходимость изменения силы звука, как и использование других средств выразительности, определяется содержанием произведения. Динамический план стараюсь продумывать очень тщательно, составляю его буквально для каждой фразы и всего произведения в целом. Очень аккуратно необходимо обращаться с forte, особенно на начальном этапе работы над произведением, дабы избежать форсированного звучания. Работу над динамикой необходимо тесно связывать с работой над певческим дыханием и звукообразованием.
5. Фразировка
Музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой — значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль. Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Для достижения выразительной фразировки используются все ранее упоминавшиеся средства музыкального выражения: агогика, динамика, а так же дыхание, тембр, цезуры. Приступая к работе над партитурой, я, прежде всего, анализирую ее с точки зрения формы, потому, что музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деление на периоды, предложения, фразы, мотивы. Определить их внутреннее развитие и соподчиненность важно, т. к. благодаря этому достигается не только выразительное пение, но и охват всей музыкальной формы произведения.
6. Музыкальная форма
Это одна из сторон музыкальной выразительности, одно из важнейших средств воплощения идейно-эмоционального содержания музыки. Из целого ряда музыкальных форм чаще всего встречаются полифонические – канон, гомофонические – двух и трех частная, куплетная формы. Форма баллады. Самое главное, чтобы исполняемое произведение воспринималось как законченная целостная композиция. Важно в итоге создать форму в целом.
Итак, для выразительного исполнения вокального произведения необходимо владение дыханием, динамикой звука; для передачи эмоционального содержания произведения требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в драматическом), различного соотношения между верхними и нижними резонаторами, регистровой настройки, певческого дыхания. Таким образом, становится очевидным диалектическое единство художественных и технических навыков в пении.
Формирование технических навыков должно вестись в единстве с эмоциональным подтекстом и художественной выразительностью. Певцы, не владеющие своим голосом (техническими навыками) беспомощны при исполнении художественных произведений. Они также беспомощны, если не умеют передать музыкально-поэтическое содержание. Задача педагога по вокалу — научить воспитанников всему этому в комплексе.
Глава 2. Проблема вокального творчества детей в контексте национальных традиций
2.1. Методика вокальной работы в детской эстрадной студии
Задача руководителя связана с общеэстетическим развитием ученика, с расширением её знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества. Воспитание осуществляется в процессе обучения певца профессиональным навыкам усвоения им специальных знаний, необходимых для вокально-исполнительской деятельности. Воспитывая певца, руководитель формирует в нем личность человека с определенной идейной убежденностью.
Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию инициативы, творческого отношения к делу. Тема дружбы и мира, военная и лирическая песня, построенная на народных интонациях, сюжетное полотно, пейзажная лирика: все это способствует глубокому проникновению детей в мир прекрасного, пробуждает такие чувства, как доброта, отзывчивость, которые помогают формированию человека гуманного, способного понять и оценить душевную красоту других людей.
[32, с. 55]:
1. Демонстрационный
2. Игровой
3. Словесный
4. Метод наблюдений
5. Метод упражнений
В первый год обучения не следует петь репертуарные произведения, так как это ведет за собой излишнюю нагрузку на связки, приводящую к срыву голоса. В течение года рекомендуется заниматься только техническими упражнениями. На втором году обучения можно вводить в репертуар различные несложные произведения. Материал лучше брать из записей звезд эстрады. Ученик должен научиться “снимать” голосоведения с магнитофона. Желательно подобрать мелодию на фортепиано. Текст должен быть заучен наизусть.
На третьем году обучения вводят более сложные произведения, продолжая заниматься развитием техники голоса, используя упражнения. Ученик должен развиваться самостоятельно, искать свой репертуар. Проблема репертуара — основная проблема начинающего певца. От него зависит стилистический образ артиста. Педагог не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать артиста жизнь.
Различают четыре основных стадии развития детского голоса[42, с. 11].
1. 7-10 лет — младший домутационный возраст. Голоса мальчиков и девочек однородны и почти все являются дискантами. Им свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон ограничен звуками до, -ре1. Наиболее удобные звуки ми1.-ля2 . Звук очень неровен. Гласные звуки заучат пестро. Задача руководителя — добиться более ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона.
2. 10-13 лет — старший домутационный возраст. К 11-ти годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются признаки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон до1 .-соль2, альты звучат плотно с оттенком металла и имеют диапазон си1 – до2 . В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра:
- головной;
- смешанный — центральный,
- грудной.
У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембре сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр. Диапазон голосов некоторых детей может быть шире, чем указано выше. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные взрослому голосу. V дискантов исчезает полётность и подвижность. Альты звучат массивнее.
3. 13-15 лет — мутационный (переходный) период. Он совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других — более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи).
Продолжительность мутационного периода может быть различна — от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. 3 этот период очень важно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на все изменения голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона ученика. Как показала практика, ученики не теряют технику исполнения.
4. 16-18 лет — юношеский возраст. Послемутационный период. Становление голоса взрослого человека. Важно соблюдать “санитарные” правила пения, не допускать форсированного звука, весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным неокрепшим связкам.
Начинать развивать голос нужно постепенно с примарных звуков, обычно они находятся в середине диапазона певца, постепенно расширяя вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям ‘1 напряжению, осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И.Глинка.
Для определения певческого детского голоса нужно выявить:
- диапазон, -тембр, -примарные звуки,
- способность выдерживать тесситуру,
- переходные регистровые тоны.
Основные свойства певческого голоса[42, с. 17]
1. 3вуковысотный диапазон.
2. Динамический диапазон на различной высоте голоса.
3. Плавные регистровые переходы.
4. Ровность на различных гласных.
5. Степень напряженности.
6. Вокальная позиция.
7. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность.
8. Тембр: богатство обертонами, качество вибрато, полетность и звонкость,
9. Выразительность исполнения.
2.2. Педагогические техники использования устно-песенного фольклора в работе с вокальным ансамблем
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.
Использование на занятиях фольклора значительно обогащает уроки музыки, позволяет найти новые пути организации самих уроков, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем, развитию у учащихся таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность и др.
Музыкальное занятие, построенное на принципах фольклорного творчества — синкретичности и импровизационности, — наиболее эффективно развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения и пластики движений. Знакомство с народной песней расширяет представление младших школьников о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Улучшается духовное развитие детей, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, значительно обогащается общекультурный кругозор[34, с. 21].
Уроки фольклора — это уроки постижения народной мудрости, доброты и красоты в игре. Детские песенки, будь то колыбельные «Лю-ли, лю-ли, лю-леньки», «Уж ты, Котенька-коток» или потешки-дразнилки «Андрей-воробей», «Барашеньки», шуточные «Черный баран», «Сидит Дрема», «На горе мак» или лирические хороводные «Во поле березонька стояла», «Кумушки-кумы» и т.д., мы играем. Дети с удовольствием участвуют в разыгрывании песен.
Солидное место в уроке фольклора занимает работа над выразительностью речи[34, с. 29]. Речью мы рисуем, раскрашиваем «образные картинки» детских стишков, прибауток, потешек, дразнилок, скороговорок, песенок. Дети с удовольствием рисуют словом, раскрашивая стишки: «Чешу, чешу волосыньки», «Ходит зайка по саду», считалки: «Заяц белый, куда бегал?», «Инцы-брынцы, балалайка», играя диалоги: «Где же ты был, черный баран?», Зайчонок и еж». Выразительность, ясность речи мы совершенствуем у детей певческими упражнениями, которые исполняем с различной эмоциональной интонацией: то словно сердимся и, строго грозя соседу по парте, поем на слог лё»; то удивляемся, пожимая плечиками и разводя руки в стороны, то же самое упражнение исполняя на слог «ли»; то весело, задорно, словно шаля, — на слог «ля».
Педагогической находкой для эффективной работы считаю составление совместно с родителями и оформление каждым ребенком «альбома-шкатулки», где от урока к уроку появляются в специальных разделах новые тексты колыбельных, скороговорок, прибауток, пословиц, детских стихов, детской фантазии.
Основной материал в работе над развитием художественно-образного воображения — музыкальный фольклор. Так, игровые песни «Кумушки-кумы», «Заведем кружок» позволяют создать творческие поисковые ситуации, где необходимо видоизменять, варьировать, а иногда и импровизировать текстовые и интонационные «концовки». Эти песни мы часто исполняем, когда надо познакомиться, подружиться с гостями, приглашая их в хоровод:
Разметаем лужок.
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Заведем кружок,
Кружок девичий,
Про трех молодцев (девушек).
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Заведем кружок.
Про трех молодцев.
Первый молодец —
Брат … (подставляем имя гостя).
Свет (отчество)
Ой, лю-ли, да лю-ли,
Брат (имя гостя)
Свет….
Брат … .
Часто играем в музыкально-шумовые импровизации с использованием детских шумовых инструментов: «Гроза», «Шум прибоя», «Отзовись, коня зовут» и др. Или обращаемся к играм «Поиграем-помечтаем», наблюдая в окно облака на небе и фантазируя свою сказку; «На что похоже?» то или иное звучание народных инструментов; «Добро и зло» в музыкальной изобразительной палитре выразительности; «Самый невероятный ответ» на простые жизненные вопросы.
Чтобы дети не теряли внимание на уроке, проводим игры-хороводы: «На горе мак», «Сидит Дрема», «Каравай, а также устраиваем веселые минутки «Шумелку», «Как живешь?», «Эхо» и т.д. Устраиваем конкурсы скороговорочников или голосистых, которые очень нравятся детям, так как дают редкую возможность проявиться, самовыразиться.
Но самым любимым занятием для детей на уроке устно-песенного фольклора стало отгадывание загадок. Мы стремимся загадывать загадки на темы: «Человек», «Крестьянское хозяйство», «Домашняя утварь и посуда», «Времяисчисление» и т.д.
Чтобы дети знали, что такое хорошо и что такое плохо, учим пословицы и слушаем поучительные, музыкально оформленные сказки. Дети хорошо усваивают основное назначение сказок: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок». Перед прослушиванием новой сказки мне всякий раз хочется поиграть с детьми в музыкальную угадайку:
- Ребята, из какой сказки эти строки:
«За морем дела нехудо,
В мире ж вот какое чудо…»?
- «Сказка о царе Салтане»! — кричат наперебой радостные дети, называя автора сказки.
- А какую народную мелодию использовал композитор (показываю: портрет Римского-Корсакова) в музыке к этой сказке? Что она изображает?
При прослушивании тишина удивительная, слушающая, слышащая. В моменты фанфарных эпизодов я выразительно читаю:
«…Под елкою высокой.
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупки собирает
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе…»
Выдерживаю паузу, акцентируя внимание детей на звучании основной музыкальной темы, прислушиваясь.
- Во саду ли, в огороде! — с радостью восклицают дети.
Для облегчения образного восприятия и музыкально-эстетических представлений часто использую красочную наглядность. Но готовлю ее сам на ленточных листах, чтобы перед занятием их можно было свернуть в рулон и закрепить в верхней части доски на прищепки, а в нужный момент, сняв прищепки, раскатить иллюстрацию к той или иной песне, обряду, музыке для слушания. Иллюстрации готовлю несложные, но обязательно яркие, красочные. Дети с удовольствием «оживляют» картинки выразительным исполнением, проявляя при этом свою актерскую фантазию и изобретательность[34, с. 35].
Сценической подготовке с детьми мы уделяем особое значение. Малыши вначале очень стесняются, замыкаются в себе при выступлении на сцене. Чаще всего это проявляется в стереотипе стоять «руки по швам», «в одну шеренгу» и в невыразительности «застывшей» мимики. Причины «зажатости», к сожалению, создаем мы сами (учителя и родители), требуя от детей дисциплины на занятиях и даже при чтении стихов для пришедшего в гости с подарками под Новый год Деда Мороза и т.д.
Мы с детьми учимся сценической выразительности, играя в «Кольцо», ‘Золотые ворота», «Сидит Дрема», «Каравай»; водя орнаментальные («Плетень», «Змейка»), драматические («Со вьюном я хожу», «Во саду ли, в огороде», «Во поле березонька стояла»), магические («Мак маковистый», «Уж я сеяла, сеяла ленок»); обыгрывая плясовые песни («А я по лугу», «Ах вы сени», «Ялыке», «Люмы тодьы»), школьные частушки «Ток-ток, молоток», «Ой-ля, ой-ля-ля!»; разыгрывая сценарии «Зимних праздников», «Проводов Масленицы», «Весенних обрядов».
Доброй традицией у нас с детьми стали «Посиделки с родителями», Бабушкины посиделки», встречи с ребятами 5-го класса (также занимающихся по программе устно-песенного фольклора).
Такие «Посиделки» для детей 1-го класса стали школой сценической, певческо-речевой выразительности. Мои любимые первоклашки к концу года имеют в своем багаже солидный опыт народной мудрости, приобретают черты узнаваемой индивидуальности, чуткости и доброты.
Духовный потенциал личности определяется не только степенью его приобщенности к мировой культуре, но и к национально-культурным традициям. Ныне, когда вступают в диалог различные национальные и культурные традиции, происходит их взаимодействие и взаимообогащение, возникают благоприятные возможности воспитания на мудрых заповедях народной педагогики — фольклоре.
Музыкально-педагогическая концепция, лежащая в основе данной программы, направлена на развитие творческого потенциала, душевности личности, как ученика, так и учителя, а также расширение сферы воздействия устно-песенного фольклора на родителей учащихся. Профессиональный подход к фольклорным занятиям значительно обогащает урок музыки, позволяет найти новые пути самого урока, отношений между учениками и учителем, способствует возрождению и развитию народного творчества.
Овладение фольклором в системе организованного педагогического образования начальной школы требует решения следующих задач[34, с. 40]:
1. Воздействия на младших школьников комплексом фольклорных средств.
2. Используя опыт других методик по изучению эстетических дисциплин, добиваться более полного усвоения учениками высокохудожественного фольклорного материала.
3. Насыщая детей народной мудростью, выработать у них нравственно-эстетические представления и прекрасно-добрые идеалы о национальном культурном наследии.
Освоение устно-песенного фольклора детьми в школе будет происходить по специально разработанной системе, в которой учитываются возрастные психологические особенности учащихся. Включение детей в творческий процесс на уроках предполагается проводить постепенно. Этому способствует внимание учителя к каждому школьнику, поддержание в классе творческого настроя, игра.
Знакомство с народной песней расширяет представление школьника о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.
Коллективная импровизация в распевании песен предполагает определенные количественные нормы участников творческого процесса — не более 15-16 человек. Нарушение сложившихся традиционных норм существенно повлияет на качество обучения: оно будет хаотичным либо выльется в механическое заучивание упрощенных вариантов нескольких народных песен.
Приобщение детей к участию в календарных обрядах способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов всевозможных песенно-игровых жанров. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала, характерного для данной местности. При этом усваиваются традиционные приемы исполнения, диалект. Постепенно выполнение обрядов переходит к детям, которые, повторяя в игре драматические и комедийные фрагменты, раскрывают через это мир собственных увлечений и интересов.
Накопление и усвоение фольклорного материала идет по нескольким направлениям[34, с. 42]:
1. Постижение красоты и богатства родного языка через слушание, выучивание и исполнение текстов колыбельных песен, прибауток, загадок, сказок, скороговорок, пословиц.
2. Ознакомление с образцами народной мелодики на примере напевов колыбельных, прибауток, загадок, музыкальных партий сказочных персонажей, игровых припевов.
3. Усвоение национально-ритмических формул поэтических текстов и напевов.
4. Приобретение навыков игры на национальных шумовых инструментах — ложках, трещотках, бубне, рубеле, чипчиргане, крезе, кугиклах.
Вышеназванные направления начального этапа освоения фольклора позволяют уже в первом классе успешно решать педагогические задачи воспитания в коллективе (исполнение в ансамбле, принятие коллективного решения) и развития личности каждого ребенка (исполнение соло, импровизация, самостоятельное выполнение творческих заданий).
Основным принципом построения программы фольклорных занятий в 1-м классе является обогащение впечатлений при разнообразии и педагогически целесообразной сменяемости видов фольклорной деятельности на уроке. Ученики разучивают и исполняют колыбельные песни, отгадывают загадки и сочиняют их сами, стараются понять смысл мудрых пословиц, упражняются в скороговорках, слушают и разыгрывают по ролям сказки.
Один вид деятельности на уроке помогает решить несколько поставленных задач образовательного (упражнения в чистоте интонирования, усвоение основных ритмических формул и овладение навыками игры на национальных шумовых инструментах), воспитательного (постижение красочности русской и удмуртской речи), развивающего (приобретение творческих способностей и познавательной активности) свойства.
Во втором классе ставится цель приобретения школьниками навыков исполнения народной национальной песни. Для успешного усвоения всего богатства народной песенности России программой предусматривается последовательное изучение жанра народной былины, исторических, хороводных, плясовых, лирических песен, русских народных инструментов, обрядов и народных праздников, народного творчества, знакомство с известными народными певцами и исполнителями. При этом дети развиваются духовно, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус, общекультурный кругозор.
В третьем классе, наряду с использованием прежних форм работы на уроке, используются новые — разыгрывание обрядовых сцен. Дети, участвуя в театрализации старинных народных обрядов и праздников, начинают осознавать закономерности человеческой жизнедеятельности. Тем самым решается актуальнейшая проблема преемственности в передаче наследия национального культурного богатства от поколения к поколению. Ведь в народном творчестве живое предание старины соединяется с интонациями и ритмами современной жизни.
При изучении устно-песенного фольклора используются фонограммы народной музыки, репродукции, диапозитивы, альбомы, кинопрограммы, организуются встречи с исполнителями народных обрядов и участниками праздников, фольклорные экспедиции[34, с. 50].
Первый год обучения
Цель обучения: подготовка к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора.
I четверть.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Цели:
- свободное и ритмичное произнесение имен каждым учеником и всей группой;
- работа над выразительностью речи — декламация ритмотекстов песенок;
- пение на удобной высоте;
- отработка простейших коллективных действий (сидеть, стоять, ходить, слушать, видеть и т.д.) в процессе дидактических игр на основе предлагаемого репертуара.
Репертуар для исполнения:
Колыбельные: «Люли, люли, люленьки…», «Баю, бай…», «Уж ты, Котенька-коток…», «Пошел котик во лесок…», «Баю-баю, баиньки». Прибаутки: «Барашеньки», «Андрей-воробей», «Трах, трах, тарарах», Водичка», «Чешу, чешу волосыньки».
Скороговорки: «Проворонила ворона вороненка», «Архип осип, Осип охрип», «В Луку Клим луком кинул», «От топота копыт пыль по полю летит», «Течет Речка, печет печка», «Чешуя у щуки, щетина у чушки», «Сыворотка из-под простокваши».
Загадки: темы »Звери», «Крестьянское хозяйство», «Домашняя утварь и посуда», «Человек», «Одежда и украшения», «Изба и внутреннее убранство».
Пословицы: «Любовь к родной земле». «Ум и ученье».
Игры: «Петух», «Кисонька», «Жмурки», «Здравствуй, дедушка!».
Сказки: «Теремок». «Гуси-лебеди», «Курочка-Ряба», «Репка».
Считалки: «Заяц белый, куда бегал…», «Ходит свинка по бору…», «Катилось яблочко», «Инцы-брынцы, балалайка!», «Тара-бара…», «Кады-бады…».
II четверть.
РИТМИЧНОСТЬ
Цель: развитие декламационно-ритмических навыков с помощью дидактических игр-песенок и воспроизведения простейших ритмических рисунков хлопками в ладоши, ложками, трещотками.
Репертуар для исполнения:
Колыбельные: «Ходит сон по лавочке…», «Ай люди, да ай люли…», «У кота-воркота колыбелька золота…», «Спи-тко, милое дитя…», «Уж ты, Котя-коток…».
Загадки: тема «Домашние животные и птицы», «Звери», «Пища и питье», «Зима».
Пословицы: тема «Труд», «Лень», «Хлеб».
Скороговорки: «У ужа — ужата, у ежа — ежата», «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел», «Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала», «Ехал Грека через реку…», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Ткет ткач ткани на платки Тане».
Прибаутки: «Ходит зайка по саду…», «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Уж как шла лиса по тропке…».
Игры: «У дедушки Трифона», «Коршун и наседка», «Кольцо», «Захарка».
Сказки: «Лиса и тетерев», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом».
III четверть.
МУЗЫКА РЕЧИ
Цель: декламация и пение на удобной высоте, декламация ритмотекстов, освоение элементов музыкальной грамоты (высота звуков, длительность).
Репертуар для исполнения:
Колыбельные: «Поет, поет соловушка…», «Ой, качи, качи, качи, качи…», «Баю-баюшки, баю…», «Баю, баю, баиньки…».
Прибаутки: «Тень-тень, потетень…», «Солнышко, солнышко… «, «Скок, поскок…», «Петушок».
Пословицы: «Мать и дети», «Дружба и любовь».
Скороговорки: «Широка река…», «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках», «Как на горке на горе…», «Про покупки, про покупки…»
Игры: «У медведя на бору», «Пятнашки», «Колдуны», «Золотые ворота», «Сидит Дрема».
Сказки: «О молодильных яблоках и живой воде», «Иван-Царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», «Поди туда — не знаю куда».
Загадки: «Явления природы», «Времяисчисление», «В лесу и в поле», «В огороде».
IV четверть.
УЧИМСЯ ПЕТЬ
Цели:
- пение на трех звуках («три ступеньки в музыке»);
- использование дидактических игр на комбинирование звуков;
- пение текстов потешек, прибауток, колыбельных, закличек на пройденных ступенях.
Репертуар для исполнения:
Колыбельные: «Баю-баю, забываю…», «Ай, баю, бай…», «Как в высоком терему».
Крылатые выражения: «Аршин проглотить», «Баклуши бить», «Баню задать», «Белены объелся», «Бирюком жить или смотреть», «Блоху подковать», «В бирюльки играть», «В долгий ящик отложить», «Во главу угла», «Волынку тянуть», «В три погибели согнуть».
Небылицы: «По поднебесью-то, братцы, медведь летит…», «На дубу свинья гнездо свила…», «Ехал деревня мимо мужика…», «Из-за тучи, из-за гор…».
Скороговорки: «Сшит колпак не по-колпаковски…», «Всех скороговорок…», «Косарь Касьян…», «Во дворе вела вода…».
Игры: «Мак», «Бобер и охотник», «Крута гора», «Каравай», «Цепи», «Третий лишний».
Затейливые загадки: «Чего нет быстрее?», «Где свету конец?», «Много ли нас?», «Что на свете всего мягче?».
Докучные сказки: «Жил-был царь, у царя был двор…», «Жили-были два братца, кулик да журавль…», «Летел гусь, сел на дорогу…».
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
I четверть.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
Фольклор как система коллективного художественного творчества. Пение, декламация, движение при исполнении песни — главные формы практического освоения фольклора.
Цели:
- постепенное освоение певческих навыков: чистое интонирование, мягкая атака звука;
- знакомство с понятием кантилены и практическое освоение ее в пении;
- соединение пения с движением и декламацией;
- вариативный метод разучивания попевок и песен.
Репертуар для исполнения:
Заклички. колядки, игры: »Осень», «Курочки и петушки», «Летал, летал воробей», «Катай, каравай», «Авсень», «Теремок» и др.
Репертуар для слушания:
Былины: «Добрыня и Змей», «Садко», «Алеша Попович и Тугоркан», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
II четверть.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Исторические песни — история, рассказанная самим народом. Слово как главный носитель содержания исторической песни. Песни о татаро-монгольском нашествии, о войне 1812 года, о гражданской войне, о Великой Отечественной войне.
Цели:
- развитие навыков выразительного исполнения песенного фольклора через ощущение ритмического пульсирования в песне, декламацию исторических песен;
- выработка цепного дыхания в пении;
- работа над дикцией, артикуляцией.
Репертуар для исполнения: «Ты взойди-ка, взойди, красно солнышко…», «Пислэг но пислэг» (удм. Рекрутская), «Мар каром но мои…», «Уйвае но мои бызи…»
Репертуар для слушания: «За рекою, за великою…», «На заре то было, братцы, на зорюшке…», «Над Москвою заря занималася…», «Песня разинцев»,