Технология коллективного творческого дела И.П. Иванова

Дипломная работа

коллективный творческий иванов педагогический

Современный мир предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Воспитательная технология — совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребёнку.

Современные воспитательные технологии, это:

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД И.П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

В своей курсовой работе я подробно рассмотрю технологию КТД И.П. Иванова.

КТД — это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества».

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

2 стр., 863 слов

Как основной вид творческой деятельности при обучении русскому языку

... методических руководствах отношение к сочинениям достаточно одностороннее: они рассматриваются как объект обучения. Поэтому и методика работы с ними свелась к простому научению. Отсюда – большая коллективная подготовительная работа: составление ...

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Глава 1. Понятие коллективной творческой деятельности

1 И.П. Иванов как автор методики коллективной творческой деятельности

Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в середине 60х годов. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором, как в клеточке, в наиболее осязаемом и вместе с тем глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и «свободного воспитания». Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем обаятельный, остроумный, кипучий, неутомимый и неугомонный Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

И.П. Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов — Союз энтузиастов, 1959 году — Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) — школу районного актива старшеклассников, в 1963 году — Коммуну им. А.С. Макаренко — содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всерооссийском лагере «Орленок» принимал участие десант из сорока членов КЮФ. «Орленок» и «Комсомольская правда» сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П. Иванова.

Когда вышла в свет книга «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко» (ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1970), являющаяся предшественницей «Энциклопедии КТД», Игорь Петрович с горестью заметил: «Какую вредную книжку мы сделали». Он испугался слепого копирования, бездумного воспроизведения, слепого заимствования.

5 стр., 2216 слов

Макаренко а с педагогические сочинения

... про нюансы педагогических методик, которые актуальны по сей день. Сочинение «Педагогическая поэма» Макаренко Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения ... воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, ... и обмена информацией. Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам ...

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П. Иванова (Л.Г. Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В. Титова, кандидат педагогических наук; И.Д. Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А. Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи «коммунарской методики» в жизнь.

Коллективная творческая деятельность — это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям — вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: «Когда родители, учителя, ученики и все-все видят друг друга как партнеров, создается заботливое сообщество, и оно начинает работать».

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

Методика проведения коллективных творческих дел — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями для воспитанников-с различными формами открытой передачи готового общественного ценного опыта, которые в нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.

Каждое КТД — это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни…

В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно — мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

37 стр., 18280 слов

Педагогические условия развития изобразительного творчества детей ...

... Именно поэтому мы выбрали тему "Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции". В нашем исследовании мы попытаемся решить ... определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и ...

Поэтому оно — дело, но не простое дело, а коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической гражданской заботе. Кроме того, это — творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности — ведь оно частица жизни.

Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает, что делать, в чем и как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в скором будущем встать на собственные «духовные ноги».

Итак, задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями растущего человека:

— Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.

  • Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
  • Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

— Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.

Воспитатель не может по собственному произволу сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или нет) стать таким или иным…

С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого. Объектом «воздействия» педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А внутренне-эмоциональное состояние ребенка, отношение к себе, жизненный опыт, установки, которые образуют такое психическое новообразование, как «Я — концепция» (самосознания).

Оно и определяет поведение субъекта, тактику жизни, способы бытия.

Поэтому воспитание в качестве самого общего определения, есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения, т.е. возбуждения желания «быть хорошим», нравиться окружающим, быть полноценным членом общества. Еще точнее воспитание- это искусство выращивания в ребенке нравственного отношения к себе и к социуму. А это возможно только при общении человека с человеком.

14 стр., 6721 слов

Роль сказки в жизни ребёнка

... сказка и её роль в досуговой деятельности ребенка. Цель - изучить роль сказки в досуговой деятельности. Задачи: 1. Рассмотреть мифологические корни русской сказки. 2. Рассмотреть сказку и её виды. 3. Выделить педагогическую ценность сказки. 4. Изучить роль сказки в досуговой деятельности. ... и заимствования, и сказки народов бывают похожими потому, что сходны условия жизни, сходны стремления народов, ...

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел — гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

2 Задачи, условия, принципы, виды КТД

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения КТД:

  • Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.

Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе

Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?

Первое условие — общая забота. Воспитывать — значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни — людям, труду, природе, культуре — как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

Второе условие — единство уважения и товарищеской требовательности. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника — в настоящем и будущем — общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. Макаренко) взрослого.

16 стр., 7833 слов

Социально-воспитательная деятельность музея в условиях школы ...

... другому в виде знаний, способствующих овладению умениями социокультурной активности и развитию творческих способностей. Социокультурная образовательная деятельность музея связана с музейно-педагогическим процессом, обеспечивающим единство развития, воспитания и обучения. В условиях музейной ...

Третье условие — единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно — мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие — единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников — взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив — старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие — творчество, а не шаблон. Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия — незаметное и открытое, прямое и опосредованное, — использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.

Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.

принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок — личность).

принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности

принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;

  • принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
  • принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;
  • принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
  • принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Основные виды КТД:

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел — гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели — трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

53 стр., 26280 слов

Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического ...

... в данной работе было решено создать группу и реализовать в ней коллективное творческое дело. Коллективное творческое дело (КТД) - социальная деятельность детской ... дипломной работы «История школы», в которой обучаются испытуемые. Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, что позволяет достичь оптимального результата. Цель ...

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели — вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Художественные КТД. Цель: развивать художественно — эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели — кольцовка песен, концерт — «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Модели — веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт».

Общественные КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели — День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной — организаторской деятельности. Модели — газета — «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.

Экологические КТД. Природа — лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы — задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» — экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они — действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

5 стр., 2020 слов

Урок в 10 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению»

... и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед вами сегодня на уроке? Ответы учеников Подготовиться к сочинению-рассуждению. 2. Проанализировать текст. 3. Научится определять тему текста, его стиль ... текста, выявлять авторскую позицию. УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете написать сочинение-рассуждение. УЧИТЕЛЬ: Начать наш урок я хотела ...

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Каждое КТД — это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно — мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел — гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Глава 2. Коллективная творческая деятельность — основа современных воспитательных технологий

1 Организация коллективной творческой деятельности учащихся

Создание и освоение быта класса, развитие его коммуникативного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь — самих воспитанников. Их взаимодействие разворачивается в процессе жизнедеятельности класса, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно-практическую, духовно-практическую деятельность, спорт, досуг, игру. Каждая из этих сфер в той или иной степени предоставляет школьнику условия для реализации его четырех «само», которые подкрепляются совместным развитием одноклассников, основанным на их активном взаимодействии.

Взаимодействие в классе — это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы .

Перечисленные выше сферы жизнедеятельности, конечно, пересекаются между собой: общение непременно присутствует в любой совместной деятельности одноклассников, познание может осуществляться в процессе игры, предметно-практическая деятельность нередко является одновременно и ценностно-ориентационной и т.д.

Но главное пересечение этих сфер заключается в том, что в каждой из них активность отдельного «Я» так или иначе связана с активностью общего «Мы».

Однако сама по себе эта связь может и не возникнуть: для этого нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

Многолетний опыт показывает, что методика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50-х гг. прошлого века, может служить прекрасным инструментом социального воспитания в школьном классе

7 стр., 3201 слов

Коллективная творческая деятельность: сущность и технологии реализации

... коллективной творческой деятельности; 3. Выявить особенности коллективной творческой деятельности в современной школе; 4. Изучить методы реализации коллективной творческой деятельности в современной школе. Объект исследования – коллективная творческая деятельность. Предмет исследования – методы реализации коллективной творческой деятельности. Гипотеза работы: коллективная творческая деятельность ...

Конечно, педагогу легче осуществить идеи КТД, когда вся школа работает по этой методике. Но можно с уверенностью сказать, что, если грамотно и последовательно применять ее в классе, она поможет и классному руководителю, и его воспитанникам более успешно решать общие для класса задачи, создавать в коллективе более благоприятные условия для социализации ребят, и в первую очередь — для их развивающего взаимодействия.

А теперь познакомимся поближе с технологией КТД, которую можно использовать для организации любой совместной деятельности в классе. Заметим, что методику коллективного творческого воспитания порой совершенно незаслуженно обвиняют в чрезмерной ориентации на коллектив, что якобы создает условия только для социальной адаптации школьников, но никак не для их позитивного обособления. Чтобы снять это обвинение, при описании технологии КТД мы будем обращать специальное внимание на ее возможности для развития «Я». Ниже предлагаем описание такого личностно ориентированного коллективного творческого дела.

Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия:

  • коллективное целеполагание,
  • коллективное планирование,

коллективную подготовку,

коллективное проведение,

коллективный анализ и последействие.

Коллективное целеполагание (КЦ)

Цель: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.

Главные моменты этапа.

  1. Диагностика уровня интересов, потребностей и возможностей воспитанников.
  2. Продумывание классным руководителем воспитательных возможностей предстоящей деятельности, вариантов, содержания и форм взаимодействия.
  3. Выдвижение, осознание и принятие ребятами общей цели совместной деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности и работающей на развитие коллектива класса, на радость и пользу людям.
  4. Гибкая позиция классного руководителя как координатора личностных, групповых и коллективных интересов и носителя идей, ведущих к обсуждаемой цели. Если уровень развития коллектива класса достаточно высок, эти функции выполняют сами ребята.

Опираясь на эти моменты, классный руководитель сможет помочь своему классу в формировании коллективного и индивидуального опыта самоопределения, соотнесения мнений и ценностей.. Коллективное планирование (КПЛ)

Если первый этап прошел более или менее успешно, т.е. выдвижение и принятие общей цели состоялось, то его логическим продолжением служит этап коллективного планирования взаимодействия.

Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать.

Главные моменты этапа

. Главное требование — разумность, реальность и четкость составляемого плана. Независимо от содержания планируемой деятельности классному руководителю вместе с ребятами необходимо определить следующее:

— из каких этапов, логических компонентов будет состоять общее дело;

— какие задания в соответствии с этими компонентами надо выполнить;

кому лучше всего поручить эти задания и кто проявляет к ним интерес;

кому доверить руководство Делом — официальному активу класса, временному совету дела или микрогруппе;

что и когда должно быть сделано во время подготовки; где, когда и как будет проходить это дело; кого мы хотим привлечь в качестве помощников, гостей и т.п.

. Если планируется какой-то праздник, событие, то помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий этого дела. Творческий — потому что репродуктивное использование готового сценария, чужой программы в методике КТД исключается.

. Вместе с тем, классный руководитель должен иметь достаточно богатую копилку идей, форм и приемов.

Возможные формы и приемы организации коллективного планирования

«банк идей» (копилка интересных предложений — индивидуальных и групповых);

«защита — проектов» МиГами;

«разведка дел» (поиск МиГами или отдельными ребятами интересной и полезной информации по заданным советом дела направлениям: что и где можно приобрести для готовящегося дела, к кому обратиться за помощью, кому оказать помощь и т.п.);

«мозговой штурм»;

«экспресс-газета» с обязательными рубриками «МИГи предлагают» и «Я предлагаю» и т.д.

Подчеркнем, что этапы коллективного целеполагания и коллективного планирования тесно взаимосвязаны и могут проводиться сразу друг за другом, без временного интервала. Поэтому формы и приемы этих этапов пересекаются и дополняют друг друга.. Коллективная подготовка (КПД)

Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.

Главные моменты этапа КПД

. Определение оптимального времени подготовки дела.

Временные рамки этого этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка.

Оптимальное время подготовки — несколько дней: этот срок позволяет ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости или привыкания. Но в любом случае классный руководитель должен максимально использовать период подготовки для решения задач социального воспитания: от естественно-культурных до социально-психологических.

2. Поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность.

Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. Созданию атмосферы завтрашней радости способствуют сменный календарь в классном уголке («До Дня святого Валентина осталось…»), оперативные пятиминутки с сообщениями о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение и т.п.

. Определение степени помощи классу в процессе подготовки дела.

Позиция педагога на этом этапе может быть разной в зависимости от уровня развития коллектива и опыта взаимодействия одноклассников. Если такие групповые качества, как организованность, интегративность и волевая устойчивость, достаточно выражены в классе, педагог может выступать и как член «совета дела», и даже как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если же уровень развития класса недостаточен, то целесообразны такие позиции классного руководителя, как «организатор» и «координатор» коллективной подготовки. Однако ни в коем случае нельзя брать все на себя: не только потому, что это развивает у ребят потребительские, иждивенческие настроения, но и потому, что тем самым тормозится развитие опыта их взаимодействия.

4. Распределение творческих поручений на этапе коллективного планирования должны выполняться ребятами добровольно, по желанию. Именно поэтому, если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между школьниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) — это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.

Временные смешанные творческие группы («Пресса», «Сюрприз», «Внешние связи», «Оформление» и др.) эффективнее работают в достаточно развитом коллективе, причем взаимодействие одноклассников в них раздвигает рамки устойчивых, постоянных микрогрупп и обогащает коммуникативное пространство класса.

5. Координация взаимодействия микрогрупп и отдельных школьников при выполнении творческих поручений.

Если кто-то не хочет участвовать ни в одной из творческих групп и вообще не проявляет к общему делу ни малейшего интереса, необходимо выяснить причины такой индифферентности: вполне может оказаться, что ученик не уверен в себе из-за своей застенчивости или низкого статуса в классе. В этом случае ему необходима «точка опоры», т.е. поддержка и подкрепление его чувства необходимости классу или лично классному руководителю: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, возьми на себя роль «таймера» — напоминай мне и классу, когда и что необходимо сделать. Я знаю, ты человек пунктуальный, у тебя это получится». Или: «Оформителям сложно справиться со своей работой. Ребята говорили, что ты неплохо рисуешь; не мог бы ты им помочь?»

Еще лучше, если с подобной просьбой к застенчивому однокласснику обратятся его сверстники, просто нужно подсказать им сделать этот шаг или вступить с ними в «тайный сговор»: «Давайте вместе поможем своему товарищу преодолеть себя». Но если воспитанник действительно не хочет участвовать в коллективной подготовке, лучше оставить его в покое, чем создавать видимость участия.

6. Индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.

Состав «советов дел» и творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного времени.

Классный руководитель должен помнить, что каждому школьнику полезно попробовать себя в ролях и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества. Эти роли формируют его разнообразный опыт взаимодействия, обогащают его «образ Я» и раскрывают его порой с самой неожиданной (позитивной!) стороны. Решение этих моментов увеличивает воспитательные возможности этапа подготовки и способствует формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и кооперативного взаимодействия — сотрудничества.

Возможные формы и приемы организации коллективной подготовки:

— «тайная операция» (если дело готовится в виде сюрприза для виновников торжества),

«творческий десант» (если время на подготовку строго ограничено), текущие отчеты творческих групп о ходе подготовки, фиксирование этого хода в классном уголке,

— «обмен творческими поручениями», «спецзадания» для пассивных ребят.

IV. Проведение КТД

Цель: реализация спланированной деятельности.

Главные моменты этапа проведения КТД: такие, как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент совместной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:

  1. Добровольность и заинтересованность участников.
  2. Возможность выбора в самореализации.
  3. Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.
  4. Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).
  5. Сотрудничество ребят друг с другом и с взрослыми.
  6. Создание атмосферы «мажора».

А как организовать активное взаимодействие в классе в процессе самой деятельности?

«Путешествие»: эта форма взаимодействия предполагает наличие определенных «станций», по которым перемещаются микрогруппы, последовательно выполняя связанные общей темой творческие задания.

Примеры «путешествий»: «Веселый поезд», «Путешествие в Смехоград», «Читай-город», «Путешествие-практикум», «УТЯ» («Университет таинственных явлений») и т.д.

«Защита»: здесь взаимодействие протекает в процессе подготовки микрогруппами общего для всего класса задания по определенной теме и последующего представления-презентации результатов своего творчества.

«Защита» может быть и индивидуальной, тогда взаимодействие осуществляется только на этапе проведения и выглядит как взаимопознание и взаимоподдержка.

Примеры «защит»: «Школа будущего», «Урок моей мечты», «Сайт в Интернете — «Наш класс»», «Послание потомкам», «Любимая книга», «Эстафета любимых занятий» и т.д.

«Эстафета»: взаимодействие одноклассников происходит в процессе совместно-последовательной деятельности, когда каждая микрогруппа или каждый школьник выполняет свою конкретную часть общей работы, общего задания.

В этой форме КТД очень важно, чтобы фрагменты общего задания, выполняемые группами или отдельными ребятами по очереди, пересекались, т.е. продолжали друг друга, не прерывая общую канву. Таким образом, взаимодействие происходит не только внутри микрогрупп, но и между ними, что формирует опыт толерантных взаимоотношений и уважения к чужому труду.

«Лотерея»: здесь творческие задания не продолжают друг друга и необязательно связаны общей темой; каждый МИГ или школьник получает произвольным образом свое задание и выполняет его независимо от остальных (совместно-индивидуальная деятельность).

Примеры «лотерей»: «Концерт-ромашка», «Мини-театр», «Ералаш», «SOS» и т.д.

«Ролевые игры»: при этой форме КТД взаимодействие осуществляется в процессе совместной реализации какого-то сюжета и выполнения участниками определенных ролей.

Здесь важно найти золотую середину между достижением цели взаимодействия и его игровой стороной, чтобы ребята не увлеклись «переигрыванием» (хотя приобретение актерского, сценического опыта тоже немаловажно).

Примеры «ролевых игр» в классе: «Творческий суд», «Телемост», «Школа менеджера», «Космическая пресс-конференция», «Доценты-студенты», «Турнир телекомментаторов», «Посиделки» и т.д.

КТД общения: это особая форма КТД, в которой приоритет отдается коммуникативной стороне взаимодействия, т.е. «чистому» общению — как деловому, так и неформальному.

Примерами могут служить дискуссия, «Круг знакомств», орлятский «Огонек», «Вече», «Сова» и т.д.

«Бой»: само название говорит о том, что эта форма основана на состязании участников — межличностном или межгрупповом. В последнем случае активное взаимодействие разворачивается внутри микрогрупп, но это не должно сопровождаться болезненным соперничеством и приводить к противостоянию и агрессивным отношениям между ними.

Примеры «боев»: «Разнобой», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальный хоккей» и т.д.

Описанные типы форм КТД могут пересекаться и комбинироваться.. Коллективный анализ (КА)

Этот этап совместной деятельности так же, как коллективное целеполагание и планирование, может относиться не только к какому-то конкретному делу, но и ко всей жизнедеятельности класса. В этом случае коллективный анализ проводится в конце недели, четверти, года и направлен на коллективную рефлексию (осознание, обсуждение) пройденного отрезка совместного пути. Но при варьировании содержания и целей коллективного анализа правила жизнедеятельности класса, приемы формы его проведения могут быть теми же, что и в анализе конкретного дела. Поэтому подробнее остановимся на последнем.

Очень часто классные руководители недооценивают значение этого этапа коллективного взаимодействия: главное, с их точки зрения, — успешно организовать и провести само дело, а остальное не имеет особого значения. Однако это не так.

Навыки коллективного анализа не только позволяют ребятам лучше организовать совместную деятельность, но и формируют их рефлексивный опыт, развивают их способности к самоанализу. С этой точки зрения этап коллективного анализа является наиболее важным и значимым в технологической цепочке КТД

Довольно часто убежденность классного руководителя в том, что все прошло замечательно, не совпадает с мнениями самих ребят, и наоборот, какие-то организационные неурядицы, отмечаемые педагогом как неуспех, почти не замечаются классом или, по крайней мере, не отмечаются как нечто существенное.

Именно поэтому, в какой бы форме ни проводился коллективный анализ, классный руководитель должен высказывать свое мнение последним, чтобы не индуцировать вольное или невольное «подстраивание» ребят под свою точку зрения. Равнодушная поспешность или авторитарная позиция педагога на этапе коллективного анализа глушит инициативу и открытость воспитанников: совместный анализ превращается или в формальную обязаловку, или в «школу лицемерия».

Успешность взаимодействия на этапе коллективного анализа во многом зависит от времени его проведения. Если речь идет о конкретном деле, то, конечно, проводить анализ лучше всего сразу же или с минимальным перерывом (например, на следующий день) пока свежи впечатления ребят и не угас их интерес к прошедшему событию.

Не меньшее значение имеет и разумный выбор формы коллективного анализа, которая зависит не только от времени этого этапа, но и от специфики самого дела, от возраста ребят и индивидуальных особенностей класса.

Возможные формы и приемы взаимодействия на этапе коллективного анализа.

. «Орлятский круг» — это традиционное название вполне может быть заменено другим: «Круг друзей», «Вече», «Разговор по кругу» и т.п.

Преимущества данной формы в том, что «Круг» вовлекает в обсуждение каждого, формирует умения ребят слушать друг друга, аргументировано высказываться и соотносить свое мнение с другими.

Ограничение заключается в том, что эта форма коллективного анализа требует достаточного времени и делового настроя класса.

. «Разговор по кругу» — одна из самых сложных форм коллективного анализа для учителя: и потому, что он должен высказываться последним (а это для многих взрослых весьма непросто), и потому, что ему бывает трудно создать обстановку, располагающую ребят к серьезности и откровенности. Не каждый школьник без привычки может заставить себя высказать свое мнение, не повторяя высказываний других. Возможно, стимулом будет служить то, что ребята могут отвечать не на все вопросы, а по выбору:

  • Мне понравилось сегодняшнее дело, но…
  • Мне оно не понравилось, но…
  • Я бы изменил (добавил, убрал)…
  • Кому мы принесли сегодня радость и пользу?
  • Как я оцениваю свое участие?
  • Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?
  • Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то?
  • Кому я сам принес радость и пользу?
  • Кому бы я сказал спасибо и за что?
  • Что я открыл сегодня в себе, в одноклассниках?

Конечно, содержание и формулировка этих вопросов варьируется в зависимости от возраста и опыта ребят.

Педагогические приемы: передача по кругу какого-либо предмета-талисмана; установленный регламент; запрет на критику высказываний и соблюдение других принятых в классе правил обсуждения; специальные роли для застенчивых и пассивных ребят («хранители правил», «таймеры», «фиксаторы» и др.).

3. «Время на шум». Преимущества данной формы в том, что она позволяет провести обсуждение весьма оперативно и вместе с тем создает условия для большей защищенности ребят, так как их основное взаимодействие происходит внутри микрогрупп.

Ограничение этой формы в том, что не всем ребятам гарантируется проявление их собственной позиции — внутри МиГов инициативу обычно берут самые активные, ведь «время на шум» ограничено несколькими минутами. Эти же активисты чаще всего берут на себя роли «спикеров» от своих групп, когда наступает время сообщать классу общее мнение МиГа.

4. «Экспресс-газета» — эта форма имеет, по меньшей мере, две модификации.

«Газета-ветерок»: все желающие записывают свои ответы и мнения на заранее заготовленном листе бумаги. Главное преимущество такой газеты в том, что она может заполняться параллельно с самим делом и не требует специального времени и какой-то организации. Максимальны личностная свобода и самовыражение, но это же накладывает ограничение на взаимодействие одноклассников.

«Газета-мозаика» — разновидность формы «время на шум»: Каждый МИГ получает красочный лист, на котором надо быстро записать групповое мнение. Затем эти фрагменты склеиваются в общую «мозаику» без предварительного озвучивания — каждый может прочесть, что думают другие одноклассники. В этом случае необходимо отвести в газете место для индивидуальных точек зрения: «Уголок инакомыслящих», «Особый взгляд» и т.п.

. «Цветопись». Неплохо, если в «копилке» наглядности классного руководителя будет цветовой спектр: его можно вывешивать после каждого дела на доске с тем, чтобы каждый отметил тот или иной цвет своего настроения.

Преимущества этой формы в ее быстроте и наглядности, а ограничения — в поверхностности (выявляется только эмоциональное отношение ребят к деятельности) и отсутствии взаимодействия.

. «Лица». Эта форма коллективного анализа аналогична предыдущей, только вместо цвета спектра ребята должны отметить свое настроение с помощью рисунков, изображающих то или иное настроение.

И в том и в другом случае коллективный анализ помимо указанных выше целей и задач выполняет еще одну очень полезную для классного руководителя функцию: он играет роль обратной связи во взаимодействии педагога с классом и является одним из важнейших аспектов диагностики социального воспитания.. «Мостик в будущее» (этап последействия)

Цель: укрепление системы воспитательной работы в классе (совместные дела и события не должны выглядеть разрозненными «лоскутами»), и выстраивание ближних и дальних перспектив. Ребята должны осознавать неслучайность проведенного дела, его значение в реализации еще не осуществленных планов: это углубляет, обогащает рефлексивную и содержательную стороны сегодняшнего взаимодействия и создает эмоциональный настрой на взаимодействие завтрашнее.

Таким образом, «мостик в будущее» выполняет и роль коллективного целеполагания, замыкая тем самым технологическую цепочку КТД. Этому способствуют следующие вопросы, включенные в коллективный анализ:

1. Что из придуманного, сделанного, открытого нами сегодня можно использовать в дальнейшем?

Для кого это может оказаться интересным и полезным?

Какие сегодняшние достижения мы хотели бы развить и закрепить в классе? Что бы мы желали сделать своими традициями?

Какие проблемы, возникшие в процессе нашего взаимодействия, требуют разрешения в дальнейшем? Что для этого можно сделать?

Технологическая цепочка КТД работает и в процессе решения проблем, постоянно возникающих в жизни класса: это хозяйственные и финансовые вопросы, режимные моменты и так далее.

Конечно, технология КТД не является единственным способом организации взаимодействия в классе. Мы остановились на ней столь подробно потому, что среди способов организации совместной деятельности школьников эта технология наиболее теоретически обоснована и практически опробована.

.2 Пять условий педагогического успеха

Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?

Первое условие- общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.

Говоря кратко, воспитывать- значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни- людям, труду, природе, культуре — как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

Второе условие — единство уважения и товарищеской требовательности.

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника — в настоящем и будущем — общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. Макаренко) взрослого.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие — единый коллектив.

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников — взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив — старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие — творчество, а не шаблон.

Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия — незаметное и открытое, прямое и опосредованное, — использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Дети не чувствуют себя (и не являются) объектами воспитания, когда они участвуют в творческом решении общих с воспитателями (другими взрослыми, своими родными) жизненно важных практических задач. Воспитательное воздействие опосредовано и скрыто. Они — младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Чрезвычайную важность незаметного, скрытого воздействия подчеркивали А.С. Макаренко, В.Н. Терский, В.А. Сухомлинский.

КТД должны быть способом-общим и конкретным — товарищеского творческого сотрудничества. И надо, чтобы этот способ организации жизни активно противостоял командно-административным методам одностороннего, формального влияния, вытеснял их из педагогической практики.

Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем «детском» мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни — это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения.

Область действия и содержание КТД должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников экологии, памятников старины, устраивать праздники, создавать трудовые объединения и т.д. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Каждое дело — творчески, иначе — зачем?

Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?

Каждое дело — людям, иначе — зачем?

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.

Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.

2.3 Значение коллективной творческой деятельности в современном воспитании детей

Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.

Коллективные творческие дела — это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД — это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин — Хозяин — Друг — Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому КТД — не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно — коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно — творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Именно эти особенности КТД, характеризующие их практическую сторону, определяются отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе КТД ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим КТД принципиально отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п., для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование КТД невозможно без знаний их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде коллективных творческих дел.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям — вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это — коллективное, потому что совершается вместе — ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело это — творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно — частица жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

Заключение

Коллективная творческая деятельность (КТД) является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяет создать в детских учреждениях широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Особые средства (КТД) приводят к децентрации ребенка в сфере межличностных отношений, развивают у него способность отнестись к другому, как к себе самому. Изменение социальной позиции ребенка в системе взаимоотношений обеспечивается сменой интегрального — парциального санкционирования, когда ребенок становится ответственным за благополучие сверстника. Кроме того, интерактивная совместная деятельность через общность переживаний детей в группе позволяет установить отношения равноправности, которые и актуализируют механизм идентификации.

Определенным образом организованная совместная деятельность в рамках коллективного творческого дела способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений и проявления гуманных свойств личности ребенка.

Структурные особенности КТД, его содержание (интересное и увлекательное для детей), цели и т.п. способны мотивировать тот или иной характер взаимоотношении детей. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством формирования гуманности как интегративного свойства личности ребенка.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/tehnologii-kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti/

1. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М.: Просвещении, 1995.

Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.

2. Педагогический словарь / Под ред. И.А. Каирова, Н.К. Гончарова и др. — М., 1966. — С. 43, 45.

3. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1997

. Вопросы методики Иванова / Под ред.С. Соловейчика. Киров, 1990

. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. Киров, 1990

. Управление современной школой. / Под ред. М.М. Поташника. — М., 1992.

. Иванов И.П. «Энциклопедия коллективно-творческих дел». М.: Просв., 1989.

. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания. / И.П. Иванов Просвещение 1990. — с. 59-63.

. Караковский В. Воспитательная работа в школе. / В. Караковский // КТД 2008 — №1. С. 103-106.

. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. — с. 60

. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова. — М.: Владос, 2004. — 347 с.

.Педагогика: уч. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 с.

. Педагогика. Учебное пособие для студентов колледжей / Под. Ред. П.И. Пидкосистого. — М.: Педагогическое общество России, 2005 0 608 с.