Спортивная журналистика

Дипломная работа

Журналисты разные нужны — журналисты разные важны. Журналисты, на мой взгляд, уникальные люди, которые могут в силу своей профессии соприкоснуться с любой из сфер деятельности. Согласитесь, что ни каждому человеку с улицы удаться побывать на атомной электростанции, спуститься в шахту или попасть за «кулисы» нашей жизни.

Наряду с политикой и экономикой практически каждый житель планеты следит за спортом, будь то футбол или шахматы, баскетбол или биатлон. На нашем телевидении есть спортивные каналы «СПОРТ» и «НТВ+спорт», «евпроспорт», которые неустанно следят за всеми перипетиями спортивного мира. Сотни тысяч людей включают телевизоры, когда сборная России по футболу выходит на поле, когда идут крупные международные соревнования, или областные турниры. Связь между телезрителем и спортивным событием устанавливает комментатор, который в течение нескольких часов вместе с болельщиками переживает все перипетии, подробно разъясняя все, что происходит на спортивной площадке. Многие комментаторы становятся любимыми наравне с великими спортсменами, кто-то из нас включает футбол только ради комментария Гусева или биатлон ради комментария Губерниева.

Актуальность исследования

Степень научной разработанности данной темы чрезвычайно мала. Некоторые исследователи пытались составить некоторое систематизированное представление о спортивной журналистике и составить учебное пособие (С.А. Михайлов, А.Г. Мостов «Спортивная журналистика», изд. В.А. Михайлова, С-Пб., 2005 год).

Также я не нашла работы, которые бы изучали непосредственно спортивный комментарий, поэтому считаю, данный жанр является новым и интересным предметом исследования.

Объектом исследования является телевизионная спортивная журналистика в России, ее история и настоящее, а также возможные пути развития.

Предметом исследования является «спортивный комментарий» как жанр телевизионной журналистики, видовое разнообразие и особенности. Анализируется и обобщается деятельность ряда спортивных комментаторов прошлого и настоящего.

Целью исследования является изучение истории появления и становления спортивного комментария, как самостоятельного телевизионного жанра, систематизация различных видов комментария, выявление специфических особенностей данного жанра и непосредственно работы комментатора.

задачи исследования:

  • выявить основные тенденции и условия развития в системе телевизионных жанров — спортивного комментария, а также факторы его эволюции;
  • определить значение спортивного комментария как жанра, его роль в ходе трансляции соревнований;
  • проанализировать имеющийся опыт спортивных журналистов российского телевидения;
  • выявить жанровые особенности «спортивного комментария»
  • сформулировать обобщающие выводы о роли спортивного комментария
  • определить возможные пути развития спортивного комментария в условиях эволюционирующего технологического процесса

Методологической основой работы являются:

диалектико-логический подход , дающий возможность исследования жанра, учитывая процессы оказывающие влияние на его развитие, выделять основные тенденции и обосновывать выводы;

7 стр., 3189 слов

Романтическая лирика начало 19 века.В. А. Жуковский. Баллада ...

... В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная своё творчество в рамках романтизма, ... его молодость. Теперь уже прежних сердечных ран ничего не способно излечить. Обратно Пушкин ехал на лошадях, посетив заодно Крым. Причем приезжать ему предстояло уже ...

эмпирическо-системный, предполагающий использование системного отбора наиболее важных фактов развития объекта исследования и изучение элементов предмета исследования в неразрывной связи между собой. В частности, в предстоящей работе будут собраны исторические данные, рассказывающие о становление российской спортивной журналистике, а также исследованы комментарии журналистов в разных видах спорта, изучено влияние изменявшихся условий работы на содержание комментария;

сравнительно-исторический метод , позволяющий рассматривать явления в неразрывной связи с историческими этапами развития российского общества в сфере технологий, позволяющий передавать сигнал и изображение на расстоянии.

Практическое значение., Структура дипломной работы:

В первой главе дипломной работы «История спортивного комментария», изложена история появления как самой российской спортивной журналистики, так и жанра «спортивный комментарий». Не просто сообщений о турнирах и чемпионатах, а именно специализированной спортивной журналистики. Также в этой главе в хронологическом порядке выстроены основные события, оказавшие значительное влияние на развитие жанра. Кроме того, в главе представлены люди, сыгравшие роль в появлении «спортивного комментария».

Во второй главе дипломной работы «Спортивный комментарий, как жанр» подробно рассматриваются жанровые признаки и особенности работы спортивного комментатора в прямом эфире. Рассмотрены ошибки, которые могут возникать в ходе комментария, их значение, структура построения комментаторского выступления.

В третьей главе произведено деление спортивных комментариев на виды по форме ведения репортажа: самостоятельно, совместно со своим коллегой, совместно со спортсменом и интернет он-лайн комментарии. Сделаны выводы по задачам комментатора в каждом из видов. Кроме того, проведены некоторые различия между комментированием различных видов спорта.

1. История развития спортивного комментария в лицах и датах

Спортивный комментарий, как жанр появился сравнительно недавно. Развитие его связано с техническим развитием средств массовой информации, а в частности, появлением различных способов передачи картинки и звука на расстоянии. Историю спортивного комментария можно разделить на три периода, в частности, период радиовещания, период телевещания и современный период.

33 стр., 16314 слов

Взаимодействие контента и жанра в спортивном медиадискурсе (на ...

... спортивной журналистики России спортивная журналистика медиадискурс 1.1Спортивная журналистика в системе СМИ Спортивная журналистика (sports journalism) (англ.) - одна из форм (типов <#"justify">·телевидение; ·радио; ·пресса; ·бурно развивающиеся в последние годы ... существования. Понятие спортивной журналистики рассматриваем с опорой на сложившуюся традицию: спортивная журналистика - это ...

Спортивный комментарий — период радиовещания

Такие жанры радиовещания как радиорепортаж, радиобеседа и комментарий, а также формы передач: радиогазета и радиожурнал появляются в 20-е годы . В 1925 в эфире звучит первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька» ); «Культурное наследие — детям»; молодёжная — «Молодой ленинец»; с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты. Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925-27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

Первая передача, имеющая отношение к спорту выходит в свет 2 января 1929 года . Это не что иное, как «Утренняя гимнастика» по радио. Первые радиоуроки вела Ольга Сергеевна Высоцкая, ставшая впоследствии знаменитым диктором радио. В этом же году бессменным ведущим выпусков стал и пробыл им в течение почти 50 лет Н.Л. Гордеев, голос которого не отделим от уроков утренней гимнастики по радио. Выпуски «Утренней гимнастики» были первыми программами по физической культуре.

Спустя всего пять месяцев 26 мая этого же года состоялся первый прямой эфирный репортаж о матче сборных команд РСФСР и Украины по футболу. Его вел Вадим Святославович Синявский. Вместе с ним у микрофона находились трое футбольных судей: Александр Богданов, Иван Севастьянов и Виктор Зискинд. Сероватая расплывчатая картинка и требовала пояснений от находящегося на стадионе очевидца — элементарно зрителю многое не было видно. Для поддержания высокого темпа репортажа каждый говорил полторы-две минуты и уступал микрофон товарищу…

Комментарий зарождается как рассказ о событии на радио. Сначала был радиорепортаж, главной целью которого было рассказать о том, что происходит на поле. В данном случае слушатель не имел возможности видеть событие. На этой стадии радиорепортаж плавно переходит в спортивный комментарий. Происходит становление жанра. Задача комментатора сложна, ему необходимо успевая за каждым шагом и движением спортсменов рассказать о происходящем на поле и при этом успеть сообщить какую-то дополнительную информацию.

Уже 16 июля 1929 года В. Синявского зачислили в штат радиокомитета на должность инструктора физкультурного вещания.

Принадлежность творчества Синявского к радиоэпохе делает его более универсальным. Ведь футбол, о котором Вадим Святославович рассказывал всей стране, никто толком не видел — телевидения-то не было. Синявский, по сути, творил миф. Творчество Синявского почти не поддается старению еще и потому, что время в нем отражается не пафосом, а колоритом. Он комментировал не только футбол, например, в 1933 году он в Москве на Садовом кольце проводилась легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Вечерняя Москва». Комментировал эти события В. Синявский.

12 стр., 5758 слов

Особенности спортивного репортажа

... репортажа; Проанализировать особенности репортажа в печатных СМИ, радио и телевидения. Объект: репортаж как особый жанр журналистики Предмет: спортивный репортаж Глава 1. Репортаж как особый жанр журналистики 1.1 Особенности репортажа Слово репортаж ... одновременно он является результатом информационной и аналитической работы. Итак, репортаж синтезирует все три вида журналистики: информационный, ...

Спустя два года именно он вел первый зарубежный футбольный репортаж о матче СССР-Турция. Репортажи о состязаниях борцов и фехтовальщиков из Анкары, Измира и Стамбула вел также В. Синявский. После того, как в 1936 году проведение чемпионатов СССР стало регулярным, прямые репортажи о футболе тоже стали систематическими. Так было положено начало спортивному радиорепортажу. Также в историю вошли первые пробные телетрансляции спортивных соревнований скандально известной летней Олимпиады 1936 года. Тогда, Германия отошедшая под власть национал-социалистов, проводила у себя еще и зимние игры. Гитлер хотел превратить обе Олимпиады в триумф немецкого спорта и арийской расы. Отчасти ему это удалось. Однако в ряде ситуаций фюреру пришлось идти на прямое нарушение олимпийских ритуалов, особенно, когда побеждали темнокожие американцы. Четыре золотые медали легкоатлета Джесси Оуэна, завоеванные в присутствии главы нацистского государства, стали для последнего настоящим шоком. И он отказался поздравлять победителя, что и зафиксировали беспристрастные телекамеры. Через 35 лет этот драматический эпизод станет одной из ключевых новелл в яркой картине Элема Климова «Спорт, спорт, спорт».2

В 40-50-ые годы спортивных комментаторов можно было пересчитать по пальцам: В. Синявский, В. Дубинин (Москва), Ник. Шедов (Молдавия), В. Набутов (Ленинград), Э. Манджголадзе (Грузия).

В 1950 году спортивный комментатор Виктор Иванович Дубинин стал тренером московской футбольной команды «Динамо», вести репортажи пригласили Николая Озерова. 29 августа 1950 года В. Синявский впервые выпустил Н. Озерова в эфир. В этот день играли матч на первенство страны по футболу ведущие команды ЦСКА и Динамо (Москва).

Н. Озеров провел радиорепортаж о первом тайме.

В 1952 году В.С. Синявский и Н.Н. Озеров освещали по радио летние Олимпийские Игры из Хельсинки, в 1956 г — из Мельбурна.

В 1954 году первый раз наши велосипедисты приняли участие в велогонке Мира. Радиоматериалы с места событий передавал Ю. Гальперин. Он же вместе с В. Синявским представлял радио на зимней Олимпиаде 1956 года в Кортина — д’Ампеццо.

В 1960 году заметное место на радио было уделено Зимним Олимпийским Играм в Скво-Велли и летним в Риме. Успешное выступление советских олимпийцев в Риме телевидение отметило передачей 16 сентября по 1 программе с 19.00 до 19.45 «С победой друзья. У нас в гостях победители Олимпийских Игр».

Спортивный комментарий — период телевещания

Появление телевидения совершенно не означает, что в понятийном смысле радиорепортажу немедленно приходит на смену телевизионный. Поначалу переход малозаметен, болельщик еще не становится в такой степени соучастником событий. Во-первых телевизор появляется далеко не в каждой квартире. Во-вторых, несовершенство показа, несовершенство техники, несовершенство тех, кто на ней работает (все еще только зарождается), а также применение телетрансляции спортивных событий только в исключительных случаях — задумайтесь, о финале Кубка Европы в шестидесятом уже году страна слушала по радио! — все это обозначает как бы переходную эпоху.

2 стр., 972 слов

Репортаж для 7 класс

... рассказать — папа зовет меня кататься на водных лыжах! Репортаж Несколько интересных сочинений В романе «Евгений Онегин» поднимается множество тем, в том ... или уступать. Период будет напряжённый. Атмосфера накаляется и Динамо пропускает первую шайбу, затем вторую. Период окончен. На табло ... три периода с перерывами по десять минут. Первый период закончился со счётом 2:0 в пользу Динамо. Наши ребята с ...

Первая, не считая технических экспериментов, внестудийная телевизионная передача в Москве — репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо» — состоялась в 1949 году . Интересно, что уже в 1933 году режиссер А. Разумный с помощью известного советского спортсмена В. Гранаткина попытался осуществить телевизионный репортаж о футбольном матче. Игра была снята на немую кинопленку, и Гранаткин комментировал ее за кадром во время демонстрации фильма в эфир. При всей достоверности зрелища у передачи был существенный с точки зрения жанра изъян: репортаж шел в эфир на следующий день после матча. А 29 июня 1949 года телезрители видели футбольный матч в то самое время, когда он происходил. Передача осуществлялась 2 камерами из временно оборудованного на стадионе «Динамо» трансляционного пункта. У микрофона был В. Синявский, за режиссерским пультом — Иван Петрович Зарайцев.