Женский почерк в современной прозе

Дипломная работа

Возрождение духовных ценностей стало в начале XXI века одним из главных приоритетов современного общества. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов неоднократно обращал внимание на необходимость совершенствования системы подготовки национальных кадров посредством глубокого и полного освоения богатого интеллектуального наследия узбекского народа, общечеловеческих ценностей, достижений культуры, науки, техники: «Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для народов Востока…, вместе с тем возрождение духовных ценностей означает также и адаптацию к ценностям современного мира и информационной цивилизации» [1, с. 131].

Изучение творчества талантливых русских прозаиков XX века соответствует задачам развития просвещения и духовности, подготовки квалифицированных научных и педагогических кадров в Республике Узбекистан. проза маринина улицкая рубина

Актуальность темы

На сегодняшний день в числе первоочередных задач изучения языковой личности применительно к художественной литературе исследователи считают разработку типологии форм, приемов и средств моделирования языковой личности в художественных произведениях, а также выработку критериев оценки ее литературной реконструкции. Караулов Ю.Н., Гинзбург Е.Л. Модели лексического строя языковой личности мастера слова (Тезисы)// .

Современная женская проза активно заявила о себе в конце 1980-х начале 90-х г.г. И до сих пор дискуссии о ней не умолкают.

90-е годы ХХ века, «грань веков» всегда ответственный период. Что будет представлять переход от ХХ к XXI веку и как назовут его в последствии потомки — зависит от творчества современных писателей, их достижений и художественных открытий. В достаточной степени объективные данные сформировались только в отношении творчества давно работающих писателей старшего поколения.

Творчество писательниц анализируется, публикуются специальные исследования, рассматривающие различные аспекты женской прозы, проходят дискуссии, собираются конференции.

Явление исследуется филологами, историками и социологами. Решаются вопросы о том, существуют ли особая женская эстетика, женский язык, женская способность письма. Но, в основном, исследователи приходят к выводу о том, что в «женской прозе» происходят те, же самые процессы, что и в остальной литературе, процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приемов их фиксации.

15 стр., 7024 слов

Языковой портрет личности политика (В. В. Путина)

... На творческий характер языковой личности указывал еще В.В.Виноградов: «Языковое творчество личности - следствие выхода его ... концепты (власть, народ, реформы, благосостояние, экономика, (финансовый) кризис и т.д.) и ... рефератов и курсовых работ. Глава I. Теоретическое обоснование исследования., 1.1 Языковая личность ... К понятию языковой личности обращался в 60-х годах века известный неогумбольдтианец ...

Степень изученности темы

Многие критики (Н.Габриелян, М Абашева и др.) считают, что вести речь о женской литературе нужно не в контексте «деления» литературы на мужскую и женскую, а лишь подразумевать расширение литературного наследия за счет утверждения самобытности и творческой индивидуальности пишущих женщин.

О. Гаврилина связывает понятие «женская литература» с двумя основными значениями: «…в широком смысле — это все произведения, написанные женщинами, вне зависимости от того, придерживается ли автор в своем творчестве позиций феминизма или следует патриархальным традициям. И в узком понимании — это круг текстов, в основе которых лежит собственно женский взгляд на традиционные общечеловеческие проблемы (жизни и смерти, чувства и долга, взаимоотношения человека и природы, семьи, и многие другие)». Гаврилина О.В. Чувство природы как один из способов создания образа героини в женской прозе //Вестник Ленинградского государственного университета им.А.С.Пушкина. 2009. — № 2 (26).

— с.105 — 11

Свойством современности можно считать повышенную публицистичность, злободневность, усиленную экспрессивность женской прозы. Отличительной особенностью является и то, что большое значение приобретают в произведениях писательниц вопросы, связанные с мечтой, счастьем, любовью и детством. Появляется новый тип героя и новая реальность, неповторимый художественный мир. Новая проблематика и поэтика обусловили создание произведений, где женщина выступила главным действующим лицом, а не только выразителем авторской идеи. Сегодня можно говорить о том, что русская женская проза выделилась как устойчивый значимый феномен современной литературы, вызывающий глубокий интерес среди читателей и критики, благодаря своим высоким творческим достоинствам.

Основная тематика женской прозы, Методологическая основа исследования, Цель роботы

Рассмотреть творчество писательниц ХХ века: различные аспекты женской прозы. А также взгляд на окружающую действительность с женской способностью письма, обусловленные несколькими факторами: автор женщина, центральная героиня — женщина.

Задачи работы

1.Рассматреть особенности феномена современной массовой литературы.

2. Рассмотреть творчество писательниц XX века в аспекте — «женское творчество и её значение в литературе».

3. Выявить особенностей женского почерка (на материале произведений писательниц).

Объект исследования:

Являются произведения женской прозы таких талантливых писательниц XX века, как Людмила Петрушевская, Александра Маринина, Людмила Улицкая, Дина Рубина, расcматривается вопрос о том, что такое «женская литература» и как она вписывается в контекст современной литературы в целом, разнообразные формы «женской прозы», среди которых наиболее часто используемы социально-психологический, сентиментальный роман, роман-жизнеописание, рассказ, эссе, повесть.

Предмет исследования, Метод исследования, Научная новизна

Состоит в том, что в работе освещается особенность женского почерка в произведениях современных писательниц. Выявляется интенсивность, образность, эмоциональность, способствующие усилению эстетического и прагматического воздействия на читателя, вовлечению его в творческий процесс.

13 стр., 6216 слов

Понятие языковой личности

... речевой деятельности, т.е. комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения - по существу личность речевая. Под "языковой личностью" понимается также совокупность особенностей вербального поведения ...

Произведения женщин-писательниц написаны по-разному: представляют разнообразные сюжеты и жанры, интересны различные подходы к изображению героев. В центре внимания авторов — проблемы человеческой индивидуальности: житейские, духовно — нравственные, социальные.

Это по-настоящему большая, интересная и серьезная проза с неповторимой творческой индивидуальностью ее авторов.

Теоретическая значимость проведенного исследования

В результате анализа были выявлены основные мотивы творчества, определена творческая индивидуальность каждого автора их схожесть и различия в тематике произведений.

Практическая значимость исследования

Мматериалы работы могут найти своё применение в преподавании русской литературы, в школах и лицеях, и профессиональных колледжах также могут послужить основой для дальнейших исследований в области женской прозы.

Апробация работы

Основные положения и выводы работы апробированы в аудитории 6 класса в школе №7 города Гулистана.

Структура работы

В соответствии с целью и задачами исследования работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во ведения подробно обосновано актуальность выбранной темы определены цель и задачи исследования.

В первой главе «Особенности современной прозы» даются сведения о развитии современной женской прозы.

В второй главе «Женская проза новая волна в литературе» рассматривается проза отдельных авторов производится описательный характер персонажей современной женской прозы.

В заключении содержатся обобщающие выводы.

Работа основана на фактическом материале. Основной метод исследования описательной. В списках использованной литературы отражена новейшая методологическая литература, помогающая раскрыть тему работы.

Приложение

1 . Особенности современной прозы

«Если бы я воскрес через сто лет, то для того, чтобы узнать, что сталось с нацией, я попросил бы дать мне последнее вышедшее из печати произведение литературы.» Дени Дидро http://philosophy.ru/library/diderot/about_tolerance.html

Литературный процесс 1970 — 1990 годов 20 века с самого начала обозначил свою не традиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. Произошла смена художественных эпох, эволюция творческого сознания художника. В центре современных книг оказываются проблемы нравственные и философские.

Художественная литература возвращает себе исследовательский пафос.

Одной из центральных проблем современной, прежде всего, реалистической, прозы стала проблема исторической памяти. Пространство, время, большое количество ассоциаций, стремление к сотворчеству — все это отличает современную литературную ситуацию. Литература стала активно делится на высоко художественную и массовую (коммерческую), а также на реалистическую и нереалистическую (модернистскую, постмодернистскую и т.д.).

Так уж повелось испокон веков, что литературные произведения создавались все больше мужчинами. Дамам отводилась достаточно скромная роль, редкие представительницы прекрасного пола открыто демонстрировали свой литературный талант. Однако ни один мужчина не может рассказать о мире так, как это сделает женщина.

28 стр., 13697 слов

Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах

... с традициями мировой художественной литературы. Курс изучения русской литературы охватывает большой промежуток времени. Чтобы подойти к проблеме преподавания современной литературы нужно знать ее ... тем, что приносило им коммерческий успех: детективными и криминальными романами, фантастикой. Едва ли не самое видное место на книжном рынке середины 90-х годов принадлежало так называемому женскому ...

Русская женская проза заметно отличается от мужской. Главной особенностью женской прозы является отличный от мужского взгляд на мир. В прозе от женского лица автор больше внимания уделяет семейным ценностям, понятиям дома, любви, верности. На первый план выдвигается личная жизнь героев, а не их общественная активность. Русской женской прозе присущ глубокий психологизм. Герои переживают настоящие драмы, они должны разобраться в своем внутреннем мире, и только после этого, возможно, им придется выстраивать отношения с другими.

Современная женская русская проза — это проза о жизни. В женской прозе авторы не создают героев-одиночек, которые лихо справляются со всеми завихрениями сюжетной линии. В современной женской прозе основа сюжета — это бытовая история, которая может приключиться абсолютно с каждым. Особенности женской прозы заключаются вовсе не в преодолении описываемой ситуации, а в том, какие уроки герои извлекут из нее. Вместе с ними и читатель приходит к выводам, вовлекается в действие. Поэтому русскую женскую прозу зачастую относят к бытовым произведениям с философскими отступлениями.

Как же будет выглядеть герой в прозе от женского лица? Прежде всего, это человек мыслящий, он задумывается о смысле жизни, не устает искать ответы на извечные вопросы. Однако в тоже время он лишен гармонии личного существования. Иными словами герой русской женской прозы — это обычный, простой человек. Такой же, как и те, кто каждый день живет рядом с нами.

Особенностью женской прозы является и то, что в ней мы не встретимся с пошлостью, множеством штампов и клише. Современная женская русская проза в ярчайших красках передает всю уникальность и неповторимость жизни.

Автор исследует социально-психологические и нравственные проблемы современной жизни. Современная женская русская проза далека от кипения политических страстей, от общественных споров и разбирательств. Фокус сосредоточен на личной жизни конкретного человека, на глубине его души. И эта душа порой куда более загадочна и сложна, чем кипящие вокруг катаклизмы. В женской прозе авторы затрагивают вопросы, связанные с взаимоотношениями человека и его окружения, с сохранением нравственности.

Серьезные исследования женской прозы начали появляться сравнительно недавно. Этому предшествовало появление самой женской прозы как массового явления в конце 80-х-нач.90-х годов XX века. Отдельные произведения отдельных женщин-писательниц выходили и в XVIII и в XIX ее, но именно конец 80-х годов XX века характеризуется появлением целой серии разнообразных коллективных сборников женской прозы («Женская логика»,1989, «Чистенькая жизнь», 1990, «Не помнящая зла», 1990 и др.).

Вышло в свет 9 сборников, что позволило исследователям заявить о необходимости перехода к анализу произведений современных писательниц.

Русская женская проза — это не просто произведения, написанные женщинами, это особый взгляд на мир и людей. В любом произведении женской прозы есть нечто, объединяющее их всех. Авторы женской прозы: В. Токарева, Л. Петрушевская, Д. Рубина, Л. Улицкая, А. Маринина, Т. Толстая и др.

1.1 Феномен массовой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/sovremennaya-proza/

12 стр., 5707 слов

Женская литература и книгоиздание в современной России

... понятия "женская литература". Надо сразу заметить, что поднимаемые ныне вопросы более глубоки и по-иному аргументированы, поскольку существует не только обширный материал для изучения (проза, поэзия, мемуаристика, ... можно, если мы рассмотрим современную ситуацию на книжном рынке России с более широкой культурологической позиции. Роль женщины в культуре, искусстве, литературе стала обсуждаться в ...

Феномен — (греческого phainomenon являющееся ) 1) филологическое явление; в идеалистической философии — субъективное явление, существующее якобы только в сознании и не отражающее объективной действительности. — Краткий словарь иностранных слов с 416[1/ c 146]

Массовая литература по определению создается в соответствии с запросами массового читателя, нередко весьма далекого от магистральных направлений культуры. Однако ее активное присутствие в литературном процессе эпохи — знак социальных и культурных перемен, происходящих в обществе. В массовой литературе очень часто название произведения прямолинейно определяет ведущую тему текста: «Обреченный убивать» (В.Гладкий), «Курортный роман» (О.Емельянова), «Киллеры в погонах» (П.Милютин).

Писатель Л.Жуховицкий видит в выборе заглавия один из важнейших этапов в создании бестселлера: «Надо определить главную задачу заглавия. На мой взгляд, она заключается вот в чем: заставить редактора заглянуть в рукопись, а критика или читателя — открыть обложку. Начали читать — значит, заглавие тем или иным способом, но сработало». Жуховицкий Л. Писатель за 10 часов // Книжное обозрение. 2000. № 33. Жесткие жанрово-тематические каноны определяют клишированность заглавий произведений определенных жанров (детектив, триллер, боевик, мелодрама, фантастика, фэнтези, костюмно-исторический роман и др.).

Именно заданные модели заглавий, часто вписывающиеся в серийные издательские проекты, должны удовлетворить «жанровые ожидания» читателя и побудить его осуществить читательский выбор.

Одной из особенностей массовой литературы является некая анонимность произведений. Имя автора часто не имеет значения (здесь проявляется определенная связь массовой литературы с фольклором).

Современные популярные серии «Черная кошка», «Народный роман», «Русский проект», «Черная метка» и др.

Благодаря налаженному конвейерному производству массовой литературы принцип клишированности, проявляется на всех формально-содержательных уровнях литературного произведения: имя или псевдоним автора, заглавие, оформление обложки являются первичными сигналами принадлежности данной книги к определенному жанрово-тематическому пространству. В оформлении современных массовых романов четко отражены и некоторые стереотипы современного общества. Мужское и женское начала четко маркированы уже на обложке: виньетки, красавицы и мускулистые герои, с одной стороны, одетые в бронежилеты или в камуфляжную форму, залитые кровью мужчины с автоматами — с другой.

Примечательно, что новые способы представления женского начала в отечественном детективе, предпринятые авторами серии «Детектив глазами женщины» (А.Марининой, П.Дашковой, Т.Поляковой, М.Серовой и др.), находят отражение в том, что писательницы в названиях своих произведений иронически, намеренно снижено определяют тип главной героини (при этом женщина-сыщик, профессионал или любитель, нередко оказывается умнее и удачливее своих коллег-мужчин): «Куколка для монстра», «Все девочки любят богатых», «Золушка из банды», «Сестрички не промах», «Леди в камуфляже», «Женщина-апельсин» и др.

Необходимость постоянно быть на книжном рынке требует от «глянцевого писателя» очень большой скорости работы. Отказ от индивидуальности, абстрагированность от собственного текста, обесценивание художественного слова, присущее массовой литературе, сделало возможным существованию в Интернете гипертекста «Роман», который может продолжать любой читатель: он выбирает варианты развития сюжета, ходы ассоциаций, отсылок, т. е. включается в процесс развития разветвленного до бесконечности романного древа. Актуальной для современной филологии проблемой стало обращение к обыденному сознанию, к языку текущего момента, «средней языковой личности». Предметом серьезного исследования становятся не только высшие проявления языковой культуры, но и язык улицы, язык города, языковые портреты различных социальных групп. Такое расширение поля лингвистических исследований представляется чрезвычайно важным, поскольку изменения в обыденном языке, трансформации лексико-семантических пластов, в значительной степени обусловленные изменением круга чтения и обеднением определенных фрагментов словаря, свидетельствуют о тенденциях развития языка вообще. Язык эпохи, своеобразие современной языковой личности выразительно отражаются в заглавиях массовой литературы.

52 стр., 25602 слов

По истории русской литературы : «Проза И.А. Бунина эмигрантского периода»

... дипломной работы «Проза эмигрантского периода И.А.Бунина». Цель работы:, Задачи исследования: 1 . Установить основные события и периоды литературной деятельности И.А. Бунина ... Ильича”. В этом произведении смерть изображается как ... культурной общности, расцвету литературы, журналистики, науки. Создавались ... массовая эмиграция представителей русской культуры. История русской эмиграции как массового ...

Заглавия массовой литературы часто строятся на основе прецедентных текстов, являющихся важной частью коллективного языкового сознания. Это могут быть пословицы и афоризмы в их исконном или измененном виде, строки из популярных песен, трансформированные названия литературных произведений, кинофильмов: «Авторитетами не рождаются», «Убить футболиста», «Не стреляйте в рекламиста», «И один в поле воин», «Увидеть Багамы и умереть», «Бой не вечен», «Место под солнцем», «Убить, чтобы воскреснуть», «Тропа барса и др. Примечательно то, что в большинстве случаев эксплуатируется лишь самая примитивная часть корпуса прецедентных текстов, связанная, прежде всего, с массовой культурой.

Заглавия современной массовой литературы воплощают те тенденции, которые характеризуют современную языковую ситуацию в целом и речевой портрет носителя языка, в частности. Одним из наиболее существенных, значимых в социокультурном аспекте процессов является чрезвычайно агрессивная жаргонизация языка. Закономерно, что жаргонная лексика стала основной (или, в лучшем случае, заметной) лексической составляющей большинства произведений массовой литературы.

Нельзя не признать, что массовая литература, наряду с публицистикой, стала тем мощным каналом, через который идет массированное вторжение субстандарта в лексикон и тезаурус современной языковой личности.

Заглавия детективов принципиально отличаются от заглавий другого, весьма популярного жанра массовой литературы, — любовных романов. Для дамской беллетристики характерны ключевые слова сентиментального дискурса — «любовь», «сердце», «соловей», «поцелуй»: «Лихорадка любви», «Мое сердце танцует», «Жар небес», «И все же любовь остается» и т. д. В отличие от детектива, который бурно развивается. Вот лишь некоторые названия из серии «Народный роман», отражающие сюжетные стратегии поведения главной героини: «Смерть и немного любви», «Медея и её дети», «Мой внук Вениамин». «Уроки музыки» «Через поля» «НА СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЕ УЛИЦЫ» и др.

Таким образом, многомерность и эстетическая емкость семантики заглавий, характерные для элитарной литературы, в большинстве произведений массовой литературы исчезают. Заглавие приобретает функцию товарного знака, поэтому отнюдь не редкими становятся совпадения заглавий у разных авторов. В то же время нельзя не признать, что массовая литература погружает читателя в стихию современной жизни и современной речи, создает эффект «узнавания реальности», представляет речевой портрет современника.

22 стр., 10589 слов

Человек и природа в русской литературе

... говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой. Говоря же о литературе советского периода, ...

1.2 «Женская проза» в контексте современной литературы

Существуют разные точки зрения на вопрос о том, имеют ли право тексты, написанные женщинами, рассматриваться как самостоятельная область словесности. Для осмысления явления женской прозы с середины 90-х годов в литературоведении начинает использоваться термин «гендер».

Гемндер (англ. gender , от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. Гендерные аспекты: практика применения. Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству] [Wikipedia and Francis, 1999] «Гендерные исследования в различных областях показали, что тот набор поведенческих и психологических характеристик, который традиционно расценивался как исконно женский или исконно мужской, зачастую являет собой не что иное, как полоролевой стереотип, социокультурный конструкт. Употребление этого понятия переносило акцент на взаимодействия между полами с учетом всей сложности их биологических, психологических, социальных и культурных особенностей»

Выделение «женской прозы» в контексте современной литературы обусловлено несколькими факторами: автор — женщина, центральная героиня — женщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой. Немаловажную роль играет и взгляд на окружающую действительность с женской точки зрения, с учетом особенностей женской психологии. «Женская проза» официально была признана литературным явлением в конце ХХ века и сегодня выделяется как устойчивый феномен отечественной литературы. Творчество писательниц анализируется, публикуются специальные исследования, рассматривающие различные аспекты женской прозы, проходят дискуссии, собираются конференции. Явление исследуется филологами, историками и социологами. Решаются вопросы о том, существуют ли особые женская эстетика, женский язык, женская способность письма. Но, в основном, исследователи приходят к выводу о том, что в «женской прозе» происходят теже самые процессы, что и в остальной литературе, процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приемов их фиксации. Критик и писательница О. Славникова считает, что женщины практически всегда выступали первопроходцами в открытии нового содержания. «Почему возникновение женской прозы… противоречит концу литературы? Потому что женщина никогда не идет на нежилое место. В женской генетической программе не заложено быть расходным материалом эволюции. В экстремальной ситуации, когда мужчина обязан погибнуть, женщина обязана выжить».

То, что на литературном горизонте появились такие талантливые и разные писательницы, как Людмила Петрушевская, Д.Рубина, Людмила Улицкая, Александра Маринина и др., сделало актуальным вопрос о том, что такое «женская литература» и как она вписывается в контекст современной литературы в целом. Появляются разнообразные формы «женской прозы», среди которых наиболее часто используемы социально-психологический, сентиментальный роман, роман-жизнеописание, рассказ, эссе, повесть.

9 стр., 4466 слов

Проза жизни и поэзия

... поэзии, как это делал Белинский, — и что считается несчастьем русской поэзии, Белинский подходил к стихам, как к прозе. Можно к стихам подходить и ... арестантского барака, хотя, может быть, подсознательно стихи и играли в моей жизни и эту отвлекающую роль. Я писал стихи ... с духовным миром эпохи, с нравственными требованиями практической жизни, именно стихи не позволят завязать позорные знакомства, за ...

главным действующим лицом, а не только выразителем авторской идеи

В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми».

Одной из основных проблем в произведениях Людмилы Петрушевской является проблема «отцов» и «детей», вечная проблема преемственности поколений. Критики Н.Лейдерман и М.Липовецкий полагают, что писательница выражает в своем творчестве катастрофический кризис семьи как социального института: «Драматическая ситуация у Петрушевской всегда обнажает искаженность человеческих отношений, особенно в семье или между мужчиной и женщиной; ненормальность и патологичность этих отношений неизменно приводит её персонажей к отчаянию и чувству непреодолимого одиночества».

Выводы

XX века женщина обычно была объектом поэтического высказывания. В двадцатом веке ситуация изменилась радикально. Женский голос стал не только слышен, он стал одной из доминант современной поэзии

Женская проза отражает характерные черты современного искусства, подводит итоги эстетическим исканиям всего столетия, своими художественными экспериментами и стилевыми открытиями намечает перспективу культуры будущего. Женская проза отражает страстный мучительный поиск идеала, поскольку это — главный смысл творчества каждого истинного художника слова. Любые пути раскрытия типологии женского творчества будут способствовать более глубокому проникновению в природу женского творчества, что и составляет задачу современной науки о литературе. Исследование специфики женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литературного произведения .

Произведения женщин-писательниц написаны по-разному: представляют разнообразные сюжеты и жанры, интересны различным подходом к изображению героев (от нищих и слабоумных до полковника милиции).

В центре внимания авторов — проблемы человеческой индивидуальности: житейские, духовно — нравственные, социальные и другие социальные проблемы.

Это по-настоящему большая, интересная и серьезная проза с неповторимой творческой индивидуальностью ее авторов.

Начиная с XII века через всё нашу литературу проходит образ женщины — героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие не разбиваемые подвиги.

Крупнейшие писатели XIX века в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум полной любви сердце, стремление к свободе к борьбе — вот черты, характерные для образа женщины в русской классической литературе.

Для женщин XX-XXI столетия очень важно создать семью, где к её научной или литературной работе относились бы с уважением и пониманием. Она должна быть не только организатором и психологом — тренером, ей понадобится мужество и отвага, и тогда возможна, удастся, быстро и красиво выполнить «женскую» программу жизни, но так, чтобы осталось время, силы, а главное желание осуществить себя как творческую личность.

2. “Женская проза” — новая волна в литературе”

В 70-е годы появилась «Новая волна» литературы. Эта литература была неоднородна и авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм.

22 стр., 10837 слов

По творчеству Л. Петрушевской(11 класс)

... теме реферата; Рассмотреть отзывы критиков о творчестве Л. Петрушевской; Выявить особенности творчества писательницы; Разработать урок по изучению творчества Л. Петрушевской в школе. Глава 1. Творчество Л. С. Петрушевской Критика о творчестве писательницы. Краткий обзор творчества. Петрушевская Людмила ... как Л. Петрушевская в основном представительница так называемой «женской прозы». В стилистических ...

В середине 80-х годов XX века с происходящими событиями рухнул тип ментальности, распался социальный базис всеобщего понимания действительности. Несомненно, это нашло свое отражение и в литературном процессе конца века.

Наряду уже с существующими детективами, сериалами — направлении где художник изначально уверен, что знает истину и может выстроить модель мира, которая укажет путь в светлое будущее; наряду с уже заявившим о себе постмодернизмом.

Постмодернизм

Наряду с этим в 90-е годы публикуется ряд произведений, которые опираются на традиции классического реализма: Л. Улицкая «Веселые похороны» и др. Тогда стало ясно, что традиции русского реализма XIX века, несмотря на кризис романа как основного жанра реализма, не просто не умерли, а еще обогатились, ссылаясь на опыт возвращенной литературы. А это в свою очередь свидетельствует о том, что попытки расшатать традиционное понимание и объяснение причинно-следственных связей не удались, т.к. реализм может работать только тогда, когда возможно обнаружить эти причинно-следственные связи. Кроме того, пост реализм стал объяснять секрет внутреннего мира человека через обстоятельства, которые эту психологию формируют, он ищет объяснение феномена человеческой души.

Но до сих пор до конца неисследованной остается литература так называемой «Новой волны», появившаяся еще в 70-е годы XX века . Эта литература была очень неоднородной, и авторов зачастую объединяла лишь хронология появления произведений и общее стремление к поиску новых художественных форм. Среди произведений «Новой волны» появились книги, которые стали называть «женской прозой»: А. Маринина, Л. Улицкая, Л. Петрушевская, Д. Рубина и др. И до сих пор нет единогласного решения в вопросе о творческом методе этих писательниц.. Ведь отсутствие «устоявшихся табу» и свобода слова дают возможность писателям разных направлений без ограничений выражать свою художественную позицию, а лозунгом художественного творчества стали эстетические поиски самого себя. Возможно, этим и объясняется отсутствие единой точки зрения на творчества писателей «Новой волны». Так, например, если многие литературоведы определяют Д.Рубину как постмодернистского писателя, то с Л. Улицкой вопрос обстоит сложнее. Одни видят в ней представительницу «женской прозы», другие рассматривают ее как «постмодернисту», третьи — представительницей современного не сентиментализма. Вокруг этих имен ведутся споры, звучат взаимоисключающие суждения не только о творческом методе, но и о смысле аллюзий, роли автора, типах героев, выборе сюжетов, манере письма. Все это свидетельствует о сложности и неоднозначности восприятия художественного текста представительниц «женской прозы».

Специфика «женской прозы».

Такие разные, не похожие друг на друга писательницы. И на первый взгляд нет ничего, что бы могло их объединять. И все же не случайно в литературоведении появился термин «женская проза». Это не просто произведения, написанные женщинами-писательницами. Есть в них нечто другое, что объединяет В. Токареву, Л. Петрушевскую, Д. Рубину, Л. Улицкую, А. Маринину.

Герой «женской прозы» — герой мыслящий, размышляющий о смысле жизни; герой, лишенный гармоничной «формы личного существования»; герои «женской прозы» — простые люди.

В произведениях, относящихся к «женской прозе», мы не столкнемся с пошлостью, штампованностью, клишированностью, так как в них — сама жизнь, уникальная и неповторимая.

Таким образом, к особенностям «женской прозы» можно отнести особенности исследования социально-психологических и нравственных координат современной жизни: отстраненность от злободневных политических страстей, внимание к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, «маленького» человека для «женской прозы» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. А также, круг общих вопросов, решаемых «женской прозой», — это проблемы отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы выявления или сохранения нравственности.

2.1 Творчество Л. Петрушевской

Петрушевская Людмила Стефановна родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов. В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.

Петрушевская Людмила Стефановна драматург, прозаик. Окончила факультет журналистики МГУ, работала на радио корреспондентом, редактором на телевидении. В середине 60-х начала писать рассказы. Рассказ «Такая девочка» был отдан в редакцию «Нового мира» в1968 году, но напечатан не был. Редактор А. Т. Твардовский оценил дарование писательницы и дал указание связи с автором не терять.

Первые рассказы появились в «Авроре» в 1972 году. К концу 80-х у Петрушевской выходит книга рассказов «Бессмертная любовь», в 1993 году — книга рассказов «По дороге бога Эроса». Собрание сочинений в 5 томах увидело свет в 1996 году. Последние книги прозы Петрушевской — «Дом девушек» (1999) и «Найди меня, сон» (2000).

С начала 70-х Л. Петрушевская выступает и как драматург: она член студии А. Арбузова, неформальный лидер поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х. В драматургии Л. Петрушевская соединяет традиции критического реализма с поэтикой театра абсурда. К концу 80-х увидели свет 2 сборника пьес: «Песни XX века» и «Три девушки в голубом». Пьесы с трудом пробивали дорогу на сцену.

На рубеже 80-90-х годов Л.Петрушевская обращается в основном к прозе. Напечатанная в «Новом мире» повесть «Время ночь» была удостоена премии Буккера за 1992 год. В 90-е годы все более заметен интерес к «странной прозе». Цикл ее рассказов «В садах иных возможностей» демонстрирует интерес писательницы к мистике и фантастике. Л.Петрушевская неустанно экспериментирует с жанрами, например, пишет верлибром «деревенский дневник» под названием «Карамзин» (1994), сочиняет пьесы и сказки для детей.

В повести «Время ночь» героиня искренне пишет в дневнике: «Я считаю, что самое главное в жизни — это любовь»Л. Петрушевская «Время ночь» (С. 351).

В то же время «во имя любви» к внуку она выгоняет из дома на улицу дочь с двумя малолетними детьми, ставит крест на неудачнике-сыне, сдает мать в интернат для психических хроников. Действие разворачивается в условиях ужасающей нищеты, в борьбе за физическое выживание.

В этих социальных условиях мужчины зачастую превращаются в депилированных субъектов, и появляется новая разновидность семьи — женская.

Произведения Петрушевской переводятся на многие языки мира. Писательница удостоена международной премии имени А. Пушкина (за литературное творчество), а также премии «Москва — Пенни» (за книгу «Бал последнего человека»).

В настоящее время Л. Петрушевская — одна из самых исследуемых писательниц, в том числе и за рубежом.

Одной из основных проблем в произведениях Людмилы Петрушевской является проблема «отцов» и «детей», вечная проблема преемственности поколений. Критики Н.Лейдерман и М.Липовецкий полагают, что писательница выражает в своем творчестве катастрофический кризис семьи как социального института: «Драматическая ситуация у Л.Петрушевской всегда обнажает искаженность человеческих отношений, особенно в семье или между мужчиной и женщиной; ненормальность и патлогичность этих отношений неизменно приводит её персонажей к отчаянию и чувству непреодолимого одиночества».

Обращаясь к различным жанрам, Л. Петрушевская решает основную творческую задачу: писательница прослеживает, как происходит деформация личности под влиянием среды, пытается раскрыть внутренний мир современного человека, показав его в исключительно сложных жизненных обстоятельствах; она видит его в самом разном обличье — от привычного до невероятного.

Главная героиня повести изгоняет из семьи своих детей во имя идеи сохранения очага. Ради того, чтобы не позволить растащить имущество семьи, разменять для всех 150-метровую квартиру, она проявляет чудеса стойкости: выгоняет из дома старшего сына с беременной женой, родившей, едва отъехав от дома; выгоняет младшего парализованного сына, не позволив ему взять из семейного гнезда даже одеяло, чтобы прикрыть ноги; не пускает на порог в голодном 1944-ом двух бездомных сирот — дочерей лучшего друга своего мужа и т.д. Как отмечает М.Черняк, «Персонажи Петрушевской проживают трудную, несчастливую жизнь, а условия существования притупляют их чувства. Мир Л.Петрушевской — это, действительно, «изнаночный мир», болезненный и угрюмый, не приукрашенный благородными чувствами и порывами души. Герои Петрушевской часто физически несовершенны или одержимы душевной болезнью; писательница именно с помощью таких персонажей обнажает несовершенство мира, то самое чеховское «отступление от нормы», которое дает возможность яснее и объемнее увидеть саму «норму».

XX-XXI вв. «изнутри», занимает героиня Людмилы Петрушевской. Ибо писатель не просто касается «женской » темы, «она в ней царствует» /Гинтс Ф. При попытке к сопротивлению (эпоха в духе Л.Петрушевской).

Литературовед считает, что, как всегда в подлинном искусстве, герои Петрушевской укоренены в культурных архетипах, начиная от «безвинной жертвы», «сироты» и кончая знакомыми всем литературными образами, вроде «новых Робинзонов», давших название ее известному рассказу. И все это культурные опосредованы все тех же архетипов судьбы. В этом направлении ведет анализ и А.Бастриков, подчеркнувший по-женски специфическую метафизическую природу ее творчества.

«Проза Л. Петрушевской ситуативная, так как в центре повествования семейно-бытовые события, окружающие женщину. Однако самые обычные житейские истории пронизаны различными мотивами (литературными, библейскими), а также многочисленными мифами. Картина мира Л.Петрушевской в своей основе имеет мифологическую модель. Отмечены мифом все уровни текста: семантический, стилистический, семиотический, сюжетно-композиционный, уровень культурных ассоциаций. Основными концептами для автора становятся Человек, Женщина, Мужчина, Ребенок, Жизнь, Смерть, Судьба, Время, Пространство» (Бастриков, 2004).

«Писательница выявляет нечто вроде национального женского архетипа — женщины, погруженной в бытовые (неразрешимые) проблемы, выносливой, глубоко одинокой, несмотря на многочисленные родовые связи. У Петрушевской все и правы, и виноваты одновременно: все зависит от обстоятельств в судьбе каждой героини, а обстоятельства по существу всегда одинаковы, то есть враждебны» (Бастриков, 2004).

Для героинь Л.Петрушевской нет «добра и справедливости распределения между всеми жаждущими, нет того, о чем мечтали мыслители всех времен и народов, нет общего, делимого поровну, а каждый сам по себе, нет равенства и братства, нет свободы подойти и взять, подойти и съесть все, что хочешь, войти и поселиться на любой кровати, остаться в гостях, где понравилось…» (Сушилина, 2001).

Ироничная Л.Петрушевская хорошо понимает не только всю утопичность желаний своей душевнобольной героини Ангелины («Как ангел»), но и свойственную ей боль за несовершенство мира. Авторское неприятие мира подтверждается вариациями очень похожих женских судеб, составленных из нескончаемой цепь несчастий.

Героиня рассказа Л.Петрушевской «Темная судьба» незамужняя тридцатилетняя женщина, решившая привести к себе домой мужчину: «Он был уже старый, плешивый, полный, имел какие-то запутанные отношения с женой и мамой, то жил, то не жил то там, то здесь, брюзжал и был недоволен своей ситуацией на службе, хотя иногда самоуверенно восклицал, что будет, как ты думаешь, завлабом. Как ты думаешь, буду я завлабом? <…> Неприятный внешний вид, и все. Расстегнутая куртка, расстегнутый воротник, бледная безволосая грудь. Перхоть на плечах, плешь. Очки с толстыми стеклами. Вот какое сокровище вела к себе в однокомнатную квартиру эта женщина, решившая раз и навсегда покончить с одиночеством и со всем этим делом, но не деловито, а с черным отчаянием в душе, внешне проявлявшимся как большая человеческая любовь, то есть претензиями, упреками, уговорами сказать, что любит, на что он говорил: «Да, да, я согласен».

Вновь история женского одиночества, обреченности, отчаяния, способного уничтожить все самое светлое, изжить в женщине привлекательность, веселость, милость, отчаяние, толкающее порой на шаги, которые впоследствии уничтожат саму женщину, лишат ее самоуважения.

«…Посмотрел на часы, снял часы, положил на стул, снял с себя все до белья. Неожиданно очень белое оказалось белье, чистый и ухоженный толстый ребенок, он сидел в майке и трусиках на краю тахты, снимал носки, вытер носками ступни. Снял очки, наконец. Лег рядом с ней на чистую, белую постель, потом они поговорили, и он стал прощаться, опять твердил: как ты думаешь, будет он завлабом? На пороге, уже одетый, заболтался, вернулся, сел к торту и съел с ножа опять большой кусок».

Ситуация, безусловно, дана через восприятие героини, ожидающей любви и страсти, озаренной единым чувством.

Автор лишает своих героинь счастья любви, познания мира, себя, мужчины через это прекрасное чувство. Для героини рассказа любовь оборачивается сумасшествием, унижением, безрассудством поступков.

В других вариантах характера женщины-матери подчеркивается жертвенный подвиг во имя ребенка на протяжении всего жизненного пути. В рассказе «Как ангел» дочь Ангелина из ангела образного ребенка превратилась в «мощную и буйную» идиотку, стала вечной мукой матери. Последняя, теперь семидесятилетняя старуха, терзаемая мукой о будущем дочери, мечтает, что «они все умрут как-нибудь вместе». Героиня одного из последних рассказов «Спасибо жизни» не отказывается от личных интересов, но все равно многое в ее судьбе зависит от состояния дочери-шизофреника. В образе М.И. ее боль и материнское отчаяние не акцентируются, но это тоже тот случай, когда автор рассчитывает на понимание читателя.

Для женщины — и героини, и автора — все привходящие, рационально разъясняемые обстоятельства не важны: проза Л.Петрушевской всегда поражает необычной концентрацией, густотой жизни, сжатой порой в миг. Изо всех сил сдерживая эмоции, она, тем не менее, выразительно обрисовывает общий эмоциональный фон жизни, это крик женской души, ее без религиозного отчаяния. И то, что Щеглова считает недостатком, называя безличностью прозы Петрушевской, на деле означает отсутствие необходимости подробнейшей детализации внутреннего мира каждой героини, которые в своей совокупности несут в себе женский взгляд на мир: уверенность — что его необходимо разрушить.

Но только все это покупается. Автор ставит одну из главных философских проблем современного мира — проблему девальвации основополагающих для человеческой души составляющих. Любовь, сочувствие, забота, внимание к человеку исчезают из нашей жизни, они уже не могут существовать без материальной поддержки. Петрушевская остро чувствует тенденции сегодняшнего времени и показывает в своих рассказах результаты рыночной формации.

Большое внимание, как мы уже видели, Л.Петрушевская уделяет внутреннему миру женщины-матери («Свой круг», «Случай Богородицы»), но подчеркнем, что Л.Петрушевская раскрывает тему проблемных взаимоотношений между детьми и родителями: все время идет борьба между ними, выявление сильнейшего и его способность порабощать, насиловать морально, но и физически своего самого близкого человека. Мать из рассказа «Отец и мать» не дает детям спать до прихода отца, использует их как способ унизить мужа. Проза Л.Петрушевской благодатная почва для работы психоаналитиков. Ёе истории не выдуманы, это то, что происходит через стенку в соседней квартире.

2.2 Творчество Л. Улицкой

Людмила Улицкая — одна из наиболее ярких представительниц современной женской прозы. Женская проза Л.Улицкой — это особый мир, наполненный уникальной атмосферой.

Людмила Евгеньевна родилась в 1943 году, начала писать и издаваться в довольно позднем возрасте. Первые рассказы писательницы были опубликованы в начале 1980-х годов в Париже, а затем изданы на родине. В конце 1980-х годов журнал «Огонек» напечатал ее рассказы, составившие позднее сборник «Бедные родственники» (1999).

Однако настоящую популярность Л. Улицкой принесли повесть «Сонечка» (1992) и роман «Медея и ее дети» (1996)

Действие в рассказах Л.Улицкой происходит в начале 20 века, в годы войны и послевоенный период. Л.Улицкая показывает жизнь простых людей, в быте которых так мало места радостям. Перед читателем проходят все проблемы, горести и переживания героев. После прочтения ее произведений остается не проходящий осадок жалости к героям, которые стоят лицом к лицу с безысходностью своего положения. В женской прозе Л.Улицкой скрыты проблемы, которые, так или иначе, касаются практически каждого. На первый план выдвигаются проблемы отношений между людьми.

К примеру, в рассказе «Дочь Бухары» автор обращает наше внимание на тех, о ком мы в большинстве случаях не задумываемся — о людях, больных синдромом Дауна. А в рассказе «Народ избранный» Л.Улицкая поднимает еще одну больную для общества тему, тему, которую мы предпочитаем умалчивать — тему инвалидов. Эти небольшие частные истории поднимают огромный пласт той стороны жизни, который мы предпочитаем обходить вниманием. Для чего автор делает это?

Л.Улицкая убеждена, что ни один человек не рождается, чтобы страдать. Все, живущие на земле, достойны счастья, здоровья и благополучия. Но счастье неизбежно без преодоления жизненных невзгод: болезней, боли, страха, страдания, одиночества, смерти. И далеко не каждый может безропотно принять свою судьбу. Высшая мудрость, о чем неустанно повторяет Л.Улицкая в своих произведениях, как раз и состоит в том, чтобы достойно принимать любые жизненные тяготы, продолжать верить, несмотря ни на что, избежать черных уколов зависти и оставаться счастливым вопреки.

В женской прозе Л.Улицкой убогие, нищие, немощные — избранный народ. Их избранность объясняется мудростью, с которой эти люди подходят к жизни. Они знают, что настоящее счастье заключается не в богатстве, не в красоте, а в смирении и благодарности жизни, осознании своего места в ней.

В поле зрения литературных критиков творчество Л. Улицкой попало в 1990-е годы. Именно тогда произведения писательницы стали предметом активного обсуждения в критических статьях, а также в различных интернет форумах.

В целом лишь в последнее время начало формироваться основательное осмысление вклада Л. Улицкой в современный литературный процесс. Работы, посвященные ее творчеству, по-прежнему нередко сводятся к критическим публикациям в периодике, но появляются — пусть недостаточно полные — обзоры в учебных пособиях по современной русской литературе: «Русская проза конца XX века». Творчество Л. Улицкой представляет собой целостную систему, которая выстраивается на стыке реализма и постмодернизма. В ее произведениях сильна классическая повествовательная традиция (традиция реализма), «вбирающая» приемы, характерные для постмодернистской эстетики (интертекстуальность, гротеск, ирония).

Проза Л. Улицкой как целостная художественная система восходит к историческим, философским, литературным, мифологическим, библейским истокам. Рассказы, повести, и романы Улицкой связаны с произведениями различных видов искусства — изобразительного и музыкального. « Интермедиальность» является устойчивой особенностью поэтики ее прозы.

Малая проза Л.Улицкой отличается спокойной манерой изложения. Однако Улицкая достаточно четко обозначает свою позицию по отношению к героям: они ей не просто интересны, они вызывают в ней естественное чувство сострадания. В современной литературе, пожалуй, редко встретишь подобный подход.

Женская проза Л.Улицкой — это всегда выход на новый, философско-религиозный уровень жизни. Герои ее рассказов — люди маленькие, немощные, старые, больные, отверженные современным обществом. Они никогда не спрашивают «за что?», их главный вопрос — «для чего?». Л.Улицкая открыто показывает, как при правильном отношении несправедливое и мучительное переходит в совершенно новое восприятие жизни.

Малая проза Л.Улицкой в большей мере погружена в быт. При этом она стремится отойти от стереотипов массовой литературы. Она считает, что понятия «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» — это миф: «Образ мачо мне представляется таким же ничтожным. Это в большой степени продукт массовой культуры. Люди достойные и порядочные ведут себя сходным образом во всех ситуациях вне зависимости от пола», — утверждает она.Улицкая Л. Принимаю всё, что дается: интервью // Вопросы литературы. 2000. № 1. с. 215-237. Художественная концепция Л. Улицкой одновременно и сужается до рамок отдельной семьи, частной судьбы, и расширяется в глобальной перспективе, но, не выходя, однако, за рамки размышлений о значимости частной жизни.

Роль женщины видится Улицкой, с одной стороны, как бы традиционно, даже с некоторыми элементами матриархата («мать семейства»).

С другой стороны — писательница не отрицает, скорее, довольно прагматично поддерживает, возможность «либеральных» ипостасей. То есть можно исповедовать и иные принципы, лишь бы они содействовали жизненному успеху. Здесь философия примерно такова: человеческое счастье начинается с малого, с семьи. Будет успешна, удачлива семья и её члены — мужчины, старики, но в первую очередь — женщины и дети,- то этот успех неизбежно отзовется успехами нации»Трофимова Е. Феминизм и женская литература в России // Материалы первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М., 1997. С. 47. . Человечество у Л.Улицкой предстает как совокупность больших кланов, каждый из которых есть копия всего мира, и причастность к которым обеспечивает гармонию бытия человека во времени и пространстве. Как утверждает она сама: «Это удивительное чувство — принадлежать к такой большой семье, что всех её членов даже не знаешь в лицо, и они теряются в перспективе бывшего, не бывшего и будущего». Именно на этом пути писатель видит счастье человечества. Поэтому семья, созидание клана так важны для Л.Улицкой. Не случайно она придает большое значение сюжетам о продолжении рода, когда женщина, проходя через физические страдания при родах, проявляет свою уникальную, неповторимую сущность» Трофимова Е. Феминизм и женская литература в России // Материалы первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М., 1997. С. 47.