Медицинские периодические издания в России

Дипломная работа

С распадом Советского Союза тиражи журнала «Здоровье» резко стали падать: с 18 млн до 1,5 млн экземпляров, а затем до 800 000 экземпляров. Самым сложным оказался 1992 год, так как собранных с подписчиков денег хватило только на 4 номера вместо запланированных 12. Так же издательство «Правда» отказалось выпускать журнал, что поставило «Здоровье» под угрозу.

В 1993 г. у журнала меняется главный редактор. Им стала Т. В. Фёдорова. С приходом нового редактора несколько меняется облик и содержание журнала. Вместо 32 страниц, «Здоровье» стал выходить на 38 страницах. С 1993 г. появилась рубрика «Умейте ладить с болезнью», где пишется о том, как важно сохранять дух во время болезни. Журнал начинает печатать материалы рекламного характера, основная цель которых — привлечение читателей к частным больницам.

В 1995 г. журнал снова претерпевает изменения, его стали печатать в Финляндии, изменилось оформление и внутренняя структура «Здоровья». До 1995 года журнал выходил в чёрно-белом варианте с цветными вставками. Сейчас же журнал стал полностью цветным. Раньше содержание номера печатали в конце издания, с текущего года его стали размещать на первой странице журнала. Внешняя структура журнала стала похожа на таблоидную: присутствие броских заголовков («Как из ребра Адама» изд. №1, 1995г.; «Станет ли сказка былью?» изд. №9, 1995г.).

На титульном листе стали печататься анонсы номера. Редакция журнала стала полностью компьютизирована и приобрела собственное оборудование для допечатной подготовки. Поскольку все эти изменения требовали больших затрат, цена на журнал стала выше. Основным доходом были рекламные компании, в основном фармацевтические.

Для привлечения новой аудитории и рекламодателей редакция журнала серьёзно начала работать над изменением содержательной части выпусков. Журнал стал всё больше концентрироваться на темах, посвящённых сохранению молодости и красоты, ведению здорового образа жизни. В 1996 г. вышло первое приложение к журналу — «Не болей». Это приложение было ориентировано на пожилую аудиторию. Вскоре вышло приложение для врачей под общим названием «Для тех, кто лечит».

В 1998 г. тиражи журнала упали до 185 000 экземпляров. К 1999 г. аудитория журнала снизилась на 68%.

В 2001 г. пересмотрен контент журнала: редакция отказалась от дидактических статей академиков. Вместо этого у журнала появился научный редактор, отвечающий за качество публикуемого в номере материала на различные медицинские и околомедицинские темы (О. Зейдан).

1 стр., 250 слов

Как стать коммерсантом? Беседа № 1

Это качество напрямую зависит от личностных и профессиональных свойств коммерсанта. С точки зрения профессиональных требований коммерсант должен иметь достаточно глубокие и широкие специальные по­знания и навыки в вопросах: закупки и продажи товаров, включая внешнеэкономиче­ские операции; маркетинга; управления и права; бухгалтерского учета; финансирования и налогообложения. С точки зрения ...

Журнал всё больше становится похож на таблоид: наличие броских заголовков («Раскрыта тайна поливитаминов!» изд. №2, 2001г.; «Пытка каблуком, или 7 вопросов, которые вам некогда задать ортопеду», изд. №2, 2001г.; «СПИД на душу населения!», изд. №4, 2001г.).

Поскольку массовой прессе свойственно упрощение и примитивизация, редакция журнала «Здоровья» отказалась от подачи информации в сложном виде, с целью привлечения аудитории. Публикуемые статьи в большей степени апеллировали к чувствам читателей, прибегая в основном к эмоциональной аргументации (статья «Страсти по прививкам» изд. №4, 2001г.).

Изменение качественной составляющей журнала отразилось и на его внешнем виде: фотографии стали более качественными, увеличился объём журнала. Так же изменилась ценовая политика журнала, цена возросла в 60%. Но повышение цены не повлияло на аудиторию.

В 2002 г. на рынок научно — популярной медицинской периодики стали выходить новые издания, что привело к конкуренции и борьбе за читателя. В результате этого редакция полностью пересмотрела концепцию обложек «Здоровья»: был разработан чёрно — белый вариант с несколькими цветными элементами. Появление похожей прессы с Запада, заставило редакцию журнала пересмотреть рекламную кампанию журнала: появилась реклама на центральных каналах и в метро.

Типологическую модель журнала «Здоровье», возникшую в результате всех изменений, можно охарактеризовать на основании ключевых параметров, изложенных в теоретической части, данной ВКР: характер аудитории, предмет, целевого назначения и характера изложения материала.

Опираясь на типологию печатных СМИ, предложенную Шкондиным, журнал «Здоровье» можно охарактеризовать следующим образом.

Большие тиражи журнала (более 150 000 экземпляров) говорят об ориентации журнала на массового читателя. Целевой аудиторией журнала являются 25 — 35 — летние россияне, как правило, обеспеченные и не имеющие специальной подготовки в медицинской области, претендующие на высокий потребительский статус. По гендерному принципу аудитория журнала «Здоровье» является женской, так как темы, описываемые в журнале, более характерны для женского восприятия («Деловая женщина на кухне» изд. №3, 2015г.; «Как не растолстеть в Новый Год» изд. №12, 2014г.; «7 способов подготовить кожу к загару» изд. №6, 2013г.).

Журнал «Здоровье» можно отнести к качественней прессе, поскольку публикуемые в нём материалы отвечают главным требованиям качественных изданий, а именно:

1. Преобладание аналитических жанров печати (статьи «Сладкое похмелье», «Слинг: носить или не носить»; комментарии «Больно не будет», «Держи планку»)

2. Контроль за достоверностью публикуемой информации: в журнале печатаются ведущие научные деятели в различных областях медицины.

По целевому назначению издания, журнал «Здоровье» относится к научно — периодическим потому, что главным предметом журнала являются наука и общество. В число постоянно освещаемых сфер деятельности входят медицина, биология, культура. При этом, у журнала существуют тематические рамки: отсутствуют публикации политического характера.

В журнале насчитывается примерно 32 постоянных рубрики. Все они относятся к одной из шести тем: «Темы с обложки», «Пульс», «Люди», «Медицина и наука», «Еда и движение», «Красивая жизнь».

12 стр., 5755 слов

Социальная журналистика» «Социальная проблематика в журнале «Огонёк

... объем, и информационная насыщенность, и использование компьютерной графики сделали журнал совершенно другим, не похожим на старый советский журнал. В 1998 году главным редактором «Огонька» стал Владимир Чернов, пришедший в журнал еще ...

«Темы с обложки»

«Пульс»

«Люди»

«Медицина и наука»

«Еда и движение»

«Красивая жизнь»

1. интервью с героиней номера

2. анонсы номера

1. «Новость месяца»

2. «Колонка Алексея Фёдорова»

3. «Новости красоты»

4. «Медицинские новости»

1. «5 звёзд»

2. «Прямая речь»

Материалы, освещающие достижения науки и медицины

Практические советы по уходу и сохранению здоровья

Практические советы по сохранению молодости и красоты

В рубриках, представленных общей темой «Темы с обложки» опубликовываются интервью с героиней номера (что лишний раз доказывает большую ориентацию на женскую аудиторию), рассказываются анонсы. Героиней номера становятся представительницы русского шоу-бизнеса. Выбор женщин именно этой профессии обусловлен направленностью журнала на массовую аудиторию. Героиней 5 номера 2016 года стала актриса Сати Спивакова, а героиней 6 номера 2016 года стала телеведущая Оксана Фёдорова.

Тематический отдел «Пульс» представлен рубриками «Новость месяца», «Колонка Алексея Фёдорова» (научный редактор журнала), «Новости красоты» и «Медицинские новости». Все эти рубрики публикуются в разных журналистских жанрах. Материалы из рубрики «Новость месяца» представлены в виде заметки. В рубрике сообщается о различных фактах из мира медицины (заметка о разработке канадских учёных, которые сделали уколы практически безболезненными, изд. №2, 2014г.).

«Колонка Алексея Фёдорова» представлена эссе на различные темы: о том, как болеют врачи (изд. №7 — 8, 2014г.), о том, как важно соблюдать предписания врачей (изд. №9, 2014г.).

Рубрики «Новости красоты» и «Новости медицины» представлены комментариями на различные медицинские темы (разработка кремов молодости, изд. №4, 2014г.).

Тематика данного отдела дополняет тематику журнала в целом. Главная задача публикуемых материалов: привлечение внимания аудитории издания к сохранению своего здоровья.

В отделе «Люди» представлены рубрики «5 звёзд», «Прямая речь». Рубрика «5 звёзд» является схожей по своему содержанию с рубрикой «Из жизни знаменитостей», которая была в журнале в 1995 году. В этих заметках рассказывается, что любят делать в свободное знаменитые люди для поддержания своего здоровья. В «Прямой речи» опубликованы статьи врачей разных специальностей на различные медицинские темы: профилактика и лечение варикоза (статья сосудистого хирурга Ильи Учкина, изд. №5, 2014г.), польза и вред пластических операций (статья пластического хирурга Александра Дудника, изд. №6, 2014г.).

Отдел «Медицина и наука» включает в себя материалы, связанные с научными и медицинскими открытиями и достижениями. Так же в разделе представлены практические советы по сохранению здоровья. Этот раздел больше остальных напоминает первоначальную ориентацию журнала, а именно информирование аудитории о медицинских открытиях и пропаганда здорового образа жизни.

Основная функция журнала «Здоровье» как специализированного научно — популярного медицинского издания, — популяризация науки на примере медицины. Соблюдение данной функции требует особого подхода в изложении публикуемого материала. Перед редакцией журнала стоит задача, связанная с подачей сложной научной информации в той форме, в которой её может воспринять и понять не подготовленная аудитория. Поэтому, для материалов журнала свойственны научно — популярный и публицистический стили изложения, а также отсутствие сложной научной терминологии.

Полнота и качество публикуемых материалов достигается за счёт профессионализма журналистов, работающих в этом издании. За качеством и точностью информации следит научный редактор Алексей Фёдоров.

Основными жанрами в журнале являются статья («В официальной позе», «блондинки не глупее многих», изд. №6, 2016г.), очерк («Зачем нам курсы выживания?», изд. №6, 2016г.), комментарий (рубрика «Календарь «Здоровья», изд. №6, 2016г.).

Большой объём информации в журнале представлен в виде заметок. Рубрики, в которых представлена заметка: «Мы и не знали», «5 звёзд».

Анализ заметки рубрики «5 звёзд» изд. №6, 2016г. Цель анализа заключается в выявлении смысловой нагрузки и содержательности изложения текста. Структура представленной заметки характерна для стандарта написания такого вида материалов, а именно, она включает в себя:

1. Заголовок

2. Лид

3. Основную часть.

Цель заметки — передать информацию о пользе массажа аудитории журнала через примеры знаменитых людей.

Функции данной заметки:

  • Информативная (заметка информирует о пользе массажа)
  • Развлекательная (польза массажа показана через примеры известных людей)

Ситуация общения: много — много

Форма речи: письменная (монолог)

Тип речи: сообщение

Жанр заметки: информационный

Экстралингвистические признаки:

1. Общественная значимость теста заключается в привлечении внимания к своему здоровью

2. Актуальность заметки состоит в том, что сохранение своего здоровья является актуальной сегодня темой

3. Фактологическая точность состоит в том, что экспертом в этой заметке выступает массажист, член ассоциации РАМН по реабилитации позвоночника. Специалист по оздоровлению Василий Персижнюк

4. Простота и доступность подаваемого в заметке материала состоит в использовании простого языка без отягощения его специальными характерными терминами, пояснения эксперта дают материалу научную точность

5. Языковые признаки:

— Лексика. В заметке отсутствуют политизмы, что обусловлено политикой журнала. В заметке выражены тематические группы лексики: массаж, бессонница, шейно-воротниковый отдел. Автор использует в материале стилистические тропы, например, олицетворение — массаж снимает напряжение.

  • Фразеология. В заметки использует несколько устоявшихся словосочетаний, так как материал написан на определенную тематику. Например, массаж снимает напряжение.
  • Словообразования.

Корреспондент в материале не использует иноязычных аффиксов, суффиксов политизмов, окказионализмов, сложносокращенных слов или аббревиатур.

— Морфология. В заметке чаще всего употребляются имена существительные: массаж, обёртывание, усталость. Так же в материале распространены глаголы: жаловаться, улучшать, фиксировать. Реже в материале используются числительные: один, шесть. Глаголы и имена существительные в заметке служат для того, чтобы донести до читателя новость. Прилагательные и числительные используются автором текста как уточнение и не несут на себе эмоциональной окраски оценки.

— Синтаксис. В заметке, в основном, используются предложения малой конструкции — 4 — 16 слов. Основным типом предложения служат простые двусоставные распространённые предложения. Использование такого рода предложений характерно для повествовательных информативных заметок.

— Вывод. В предлагаемой заметке используются простые конструкции, позволяющие читателю с лёгкостью вникнуть в суть сообщения. Выбор именно такой конструкции текста оправдан основными целями журнала (привлечение внимания аудитории).

Общеупотребительная лексика так же служит материалом для более лёгкого усвоения предлагаемой информации. Данный материал полностью отвечает всем требованиям, характерным для жанра «заметка».

Концепция журнала построена так, чтобы информировать читателей о научных и медицинских открытиях в разных областях, ведении здорового образа жизни и сохранении жизненных сил.

Дизайн обложки и вёрстка журнала «Здоровье» больше характерны для глянцевых изданий. Это связанно с условиями рынка периодических печатных изданий: привлечение внимания потенциальных покупателей. Внешний вид журнала «Здоровье» определяется целью, которую ставит перед собой редакция издания: привлечение внимания аудитории к вопросам сохранения и поддержания здоровья человека. Для достижения этой цели журнал выполнен в определённом стиле. В журнале преобладает постоянство в использовании элементов дизайна (шрифт, заголовки, иллюстрации, использование пробельного материала) является основными в создании и формировании внешнего вида «Здоровья».

Обширное иллюстрирование большинства материалов является скорее дополнением, чем необходимостью. Но художественная и техническая сторона фотографий выполнена качественно. Важное свойство иллюстраций — возможность эмоционального воздействия на читателя. В журнале «Здоровье» иллюстрации не несут такой функции. Большинство фотографий служат дополнением печатной составляющей издания. Информационный эффект иллюстраций журнала сводится к минимуму, так как журнал является научно — популярным изданием. Но, иллюстрации в тексте расположены таким образом, что сразу привлекают внимание читателя (ещё один способ привлечь потенциальную аудиторию).

Иллюстрирование журнала менялось на протяжении истории «Здоровья» и отвечало основным задачам издания: в Советское время — пропаганда здорового образа жизни и информирование о научных достижениях в области медицины, сейчас — привлечение внимания к вопросам здоровья и его сохранения.

Помимо фотографий в журнале присутствует инфографика. Инфографика служит в журнале для более точного разъяснения большого количества информации. Инфографика журнала «Здоровье» — пример удачного вставления иллюстраций. Иллюстрированием и оформлением журнала занимаются Ольга Крылова и Мария Варшавер.

Важное место в журнале занимают материалы рекламного характера. Издание использует различные варианты рекламного текста. Для информирования потенциальных покупателей о различного рода услугах и товарах, редакция использует информационный вид рекламного теста. Для создания положительных ассоциаций у клиентов, с целью привлечения внимания читателей к продаваемому товару, редакция использует внушающий тип рекламы. Основными элементами рекламы в журнале служат текстовое и графическое содержание. Благодаря такому подходу информация о товаре доносится не принуждённо.

В 2012 г. у журнала появилась онлайн-версия. В ней отражаются главные темы печатных выпусков, а также налажена обратная связь с читателями журнала «Здоровье».

Научно — популярный журнал «Здоровье» отвечает всем требованиям медицинских периодических изданий, рассчитанных на массовую аудиторию. Именно это делает его лидирующим журналом, представленном в этом тематическом сегменте.

3.2 Анализ научного журнала «Психологический журнал»

«Психологический журнал» — ведущий российский академический журнал в области психологии. Издающим органом является Отделение общественных наук РАН. Периодичность журнала составляет 1 номер в 2 месяца, таким образом, журнал выходит 6 раз в год. Среди научных журналов практика выпуска журналов, не превышающих периодичность 1 номера в 2 месяца, является распространённой. Это связанно с тем, что публикуемый в таких изданиях материал, основан на научных открытиях, научной новизне и проходит жёсткую проверку. Как и подавляющее большинство научных журналов, «Психологический журнал» специализируется на конкретных вопросах медицины (психологии), а не освещает весь спектр медицинских наук. Этот фактор является одним из многих, который отличает научную периодическую печать от научно — популярной.

Характерным отличием является также форма подачи материала и, соответственно, аудитория научных изданий. Если ключевой аудиторией журнала «Здоровье» является любой заинтересованный читатель, то у научных журналов, в частности «Психологического журнала», аудитория — узкий круг специалистов в области психологии. Специфика аудитории связана с тем, что материалы, которые публикуются в научных изданиях, сложны для восприятия не подготовленного читателя и их ценность важна только для специалистов в различных областях науки.

Поскольку аудитория научных журналов является специфической, то и тиражи таких изданий отличаются от тиражей научно — популярных изданий, например, тираж научно — популярного журнала «Здоровье» составляет 150 000 экземпляров, а тираж научного журнала «Психологический журнал» всего 10 000 экземпляров. Такая разница в тиражах связанна с тем, что эти журналы преследуют различные задачи в своих публикациях: журнал «Здоровье» нацелен на привлечение аудитории и привлечение внимания к здоровому образу жизни и вопросам сохранения и продления молодости. «Психологический журнал» не несёт в себе цели привлечь читателя, аудитория этого журнала — психологи, поэтому, основная задача журнала — распространение и деление имеющихся знаний в области психологии среди специалистов.

Существенным различием между научно — популярными и научными журналом, а именно между журналом «Здоровье» и журналом «Психологический журнал», является их оформление. Оформление журнала «Здоровье» напоминает таблоид, поскольку одной из ключевых функций журнала является привлечение внимания потенциальных читателей и рекламодателей. Оформление «Психологического журнала» напоминает книжное или даже учебное: присутствие ссылок на рекомендуемую литературу (в журнале «Здоровье» таковые отсутствуют, так как одной из функций является развлекательная), схем и таблиц.

«Психологический журнал» был основан в 1980 году. Открытие журнала было связано с общим подъёмом психологии как науки в СССР. Первое название журнала «Психологический журнал» АН СССР». Учредителем журнала была АН СССР, после распада СССР — институт психологии РАН. Главным редактором с 1980 — 1988 г. был член-корреспондент АН СССР Б. Ф. Ломов. С 1988 — 2002 г. главным редактором журнала был член-корреспондент РАН А. В. Брушлинский. С 2003 г. главным редактором стал член-корреспондент РАН А. Л. Журавлёв. Главной задачей журнала редакционная коллегия видела возможность обмена опытом в сфере психологии, освещение состояния психологической науки. В программной статье первого номера редакционная коллегия пишет: «Редакционная коллегия надеется, что «Психологический журнал» будет активно содействовать дальнейшему развитию психологической науки в нашей стране». Психологический журнал: науч. — пр. журнал / учредитель «АН СССР». — 1980 — №1. Том 1

Основными формами подачи информации в «Психологическом журнале», как и во всех научных журналах, являются статьи. Все статьи разделены на научные рубрики. Всего в «Психологическом журнале» 5 рубрик:

1. Теоретические и методологические проблемы психологии

2. Методы и методики

3. Дискуссия

4. Научная жизнь

5. Критика и библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/sestrinskie-periodicheskie-izdaniya/

В рубрике «Теоретические и методологические проблемы психологии» статьи о методах, способах и стратегиях решения различных проблем в психологической науке. В рубрике раскрываются принципы подхода к решению поставленных задач (статья Вербицкого А. А. и Калашникова В. Г. «Контекстный подход в психологии» изд. №3, 2015 г.).

«Методы и методики» — рубрика, в которой публикуются результаты различных психологических тестов. Приводятся данные использованных методик, а также выводы, к которым приходят учёные (статья Золоторёвой А. А. «Дифференциальная диагностика перфекционизма» изд. №2, 2013 г.; статья Кнозева Г. Г., Митрофанова Л. Г., Разумникова О. М., Барчард К. «Адаптация русскоязычного версии «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард» изд. №4, 2014 г.).

Материалы, которые опубликованы в рубрике «Дискуссия» являются по своему содержанию дискуссионными и направлены на формирование диалога в научной среде (статья Сарычева С. В., Чернышёва А. С., Елизарова С. Г. «К вопросу о перспективах отечественной психологии в решении задач российского общества» изд. №2, 2015 г.).

В рубрике «Научная жизнь» публикуются важные материалы с конференций, съездов и круглых столов (отчёт Зуева К. Б., Швецовой М. Н. «Всероссийская научная конференция «Семья, брак и родительство в современной России» изд. №5, 2015 г.).

Рубрика «Критика и библиография» предоставляет рецензии на научно — популярные книги в области психологии (Рецензия на книгу Т. А. Гребенщековой и Зачёсовой И. А. «Психология повседневного дискурса: интенциональный аспект» изд. №1, 2016 г.).

В каждой из перечисленных рубрик публикуются статьи о результатах исследований в психологии и близких к ней областях науки. Статьи нацелены на все направления в психологии: общей, социальной, педагогической, психофизиологии и др.

С самого открытия журнал ведёт политику тесного контакта фундаментальной психологической науки с практической, поэтому в статьях журнала отражены проблемы и открытия в практической психологии (статья Прангишвили А. С. и Герсалия Е. А. «О некоторых интерпретациях «Эффекта Узнадзе» в современной когнитивной психологии» изд. №1, 1980 г.; статья Анцыферовой Л. И. «Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования» изд. №2, 1980 г.).

До распада СССР, статьи в журнале были наполнены социалистическими идеями. Например, в статье «Психология и робототехника» Попов Е. П. пишет: «С применением роботов существенно повышается общая культура производства, что способствует преодолению различий между физическим и умственным трудом, т. е. достижению социальной однородности социалистического общества». С распадом СССР, как следствие, со сменой политического курса страны, редакция журнала перестала делать упор на социалистические идеи.

Помимо научных открытий в психологии и смежных науках, в «Психологическом журнале» публикуются статьи и архивные материалы классиков отечественной и зарубежной психологии: Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Саймона Г., Московича С. и др.

Также редакционный коллектив журнала публикует материалы круглых столов и заседаний АН СССР и РАН («Психологические проблемы борьбы с пьянством и алкоголизмом» изд. №4, 1986 г.; «К спектральному анализу синтаксических ритмов письменной речи» изд. №5, 1993 г.).

Типологическую модель научного издания «Психологический журнал», формировавшуюся на протяжении 36 лет, можно охарактеризовать на основании ключевых параметров, изложенных в теоретической части данной ВКР: характер аудитории, предмет, целевое назначение и характер изложения материала.

Поскольку журнал является научным и не ориентирован на массового читателя, его тиражи не превышают 10 000 экземпляров. Целевой аудиторией «Психологического журнала» являются учёные — психологи и учёные смежных наук.

Так как «Психологический журнал» по целевому назначению — это качественное научное издание, то преобладающим жанром публикаций является статья. Анализ статьи Попова Е. П. «Психология и робототехника» изд. №3, 1980 г.

Цель анализа заключается в выявлении смысловой нагрузки и содержательности текста, а также в выявлении особенностей характерных для научных статей. Анализ произведён по следующему плану:

1. Автор статьи, название статьи и выходные данные

2. Актуальность и научная новизна темы исследования

3. Жанр публикации

4. Объективность и обоснованность научных выводов

5. Аудитория статьи

6. Актуальность исследования в данный период времени

7. Вывод

Статья Попова Е. П. «Психология и робототехника» опубликована в «Психологическом журнале» изд. №3, 1980 г., стр. 123. На момент выхода статьи, тема публикации была актуальна, так как в начале 1980 — хх гг. робототехнику начали использовать в практическом применении, и особенности работы с данного рода машинами с точки зрения психологии стали интересовать психологов. Научная новизна работы в том, что автор приходит к выводу, что применение роботов существенно повышает общую культуру производства, сократив производственные физические и, как следствие, психологические травмы. Жанр публикации — статья. Материал написан научным языком с чёткой последовательностью изложения, с приведением тезисов и аргументов. Языковые признаки, отличающие эту научную статью от статей других изданий:

  • Лексика. В статье Попова присутствует важный компонент, который делает статью научной — терминология. Кроме терминологии присутствуют интернационализмы. Также важным компонентом является наличие общенаучной лексики.
  • Фразеология. Характерным для научных статей и в частности статьи Попова является наличие составных терминов и различного рода клише.
  • Словообразование. В своей статье Попов использует иноязычные аффиксы, сложносокращённые слова и аббревиатуры.
  • Морфология.

В статье преобладают имена существительные. Наиболее употребительны существительные среднего рода. Характерным отличием также является употребление формы единственного числа в форме множественного.

  • Синтаксис. В статье Попова используется логический, книжный синтаксис. Наличие осложнённых и сложных конструкций при построении предложений, также связаны с тем, что статья написана в собственно — научном стиле.

Статья рассчитана на специалистов в области психологии, инженерного дела, а также работников промышленного производства. Вопросы, поднимаемые Поповым, являются актуальными и сейчас, так как робототехника имеет широкий спектр распространения в современных условиях труда.

Дизайн обложки и вёрстка журнала выполнены в аскетическом стиле. Такой вариант оформления не отвлекает от сути публикуемого материала и часто используется редакциями научных изданий. Дизайн обложки за годы существования журнала претерпел небольшие изменения. В журнале присутствует постоянство в использовании элементов дизайна (шрифт, заголовки, ссылки на литературу).

Иллюстрирование в журнале является дополнением к печатному материалу. Помимо иллюстраций присутствуют схемы, таблицы и диаграммы. Формат «Психологического журнала» с течением времени также претерпел изменения: первоначально формат издания был 3, сейчас журнал публикуется в формате 4. Первоначально материал в данном научном издании подавался сплошным текстом, поэтому журнал имел более книжный формат. Сейчас текст разбит на колонки, что более характерно для периодической печати.

Как и в большинстве научных изданий, в «Психологическом журнале» отсутствуют материалы рекламного характера. Это связано с тем, что финансирование журнала занимается РАН и перед редакцией не стоит задачи привлечь внимание рекламодателей.

«Психологический журнал» входит в перечень ВАК, его цитируют SCOPUS и РИНЦ.

Ознакомление с тенденциями и особенностями публикаций в «Психологическом журнале», рассмотрение и анализ типологических особенностей данного периодического издания позволяют сделать вывод о том, что научный журнал «Психологический журнал» отвечает всем требованиям подобных изданий.

Заключение

В рамках данной ВКР была изучена научная и учебная литература, диссертационные исследования, монографии и научные статьи авторов, которые в своих работах изучали типологию печатных периодических изданий в целом и медицинских периодических изданий. Кроме изучения теоретических основ вопроса, был проведён анализ медицинских периодических изданий России на примере конкретных.

В первой главе было проведено подробное рассмотрение определений и структуры печатных периодических изданий и медицинской периодики. Приведены классификации печатных СМИ и конкретно медицинских периодических изданий. Исходя из этого, нам удалось сделать вывод о том, что медицинская периодика занимает существенное место на всём рынке печатных СМИ России.

Во второй главе подробно рассмотрена история становления и развития медицинской периодической печати в нашей стране. Сделаны выводы о том, что возникновение различных медицинских изданий периодической печати — это закономерное явление на различные события научной и социальной жизни общества. Так большое количество изданий на травматологические темы стало выходить во время Революции 1917 года, первый журнал, предназначенный для медицинских сестёр, вышел во время ВОВ.

Для более подробного ознакомления с тенденциями становления и развития медицинских изданий разной направленности, нами был проведён контент-анализ научно-популярного и научного изданий в третей главе данной ВКР. Мы ознакомились с этапами становления и особенностями развития медицинской периодической печати на примере научно — популярного журнала «Здоровья» и научного журнала «Психологический журнал». Также нами были выявлены сущностные характеристики и специфические особенности медицинской периодической печати на примере конкретных изданий. Нам удалось определить место медицинской периодики в разделе специальной периодики. В данной главе мы сформулировали основные типообразующие факторы, которые влияют на формирование медицинской периодической печати как отдельного вида СМИ, а именно:

1. Характер аудитории

2. Целевое назначение данных изданий

3. Характер изложения материала

4. Основные формы подачи материала

Основываясь на заключениях исследования, мы сделали следующие выводы. Развитие медицинской периодической печати в России — очень долгий и сложный процесс, напрямую зависящий от развития самой медицины. Предпосылками развития такого направления в СМИ являлось развитие медицинской науки и потребность общества, как научного, так и в целом, в получении и усвоении информации медицинского характера. Стремление сохранить своё здоровье также являлось одним из ключевых пунктов в возникновении и формировании научно-популярной периодики медицинского профиля. Различные открытия и необходимость их освящения — причина возникновения научной медицинской периодической печати.

Изучение тенденций развития и формирования медицинской периодики позволяет нам сделать вывод о том, что это сложный динамичный процесс, который до конца ещё не сформирован. Выявление основных черт и характеристик данного рода СМИ позволяет нам прийти к выводу о том, что медицинские периодические издания, как научно-популярного, так и научного характера, имеют свою аудиторию и полностью подчиняются её запросам и требованиям. Исследуя историю журнала «Здоровье» нам удалось сделать вывод о том, что политическая и социальная обстановка в стране оказывала влияние на политику и характер публикуемого материала. Журнал полностью зависти от читательской аудитории и котируется только за счёт средств от продаж и рекламодателей. Изучение аудитории научно-популярного журнала «Здоровье» позволяет сделать вывод о его ключевых позициях как научно-популярного периодического медицинского издания, а именно привлечение внимания к вопросам сохранения здоровья. Концептуальный анализ рубрик журнала позволяет нам сделать вывод о его направленности на массовую аудиторию и на удовлетворение её потребностей в сфере информирования о здравоохранении. Проанализировав печатные материалы научно-популярного журнала «Здоровье» мы можем сделать вывод о смысловой нагрузке и общей содержательности текста. Публикуемые в журнале материалы полностью отвечают запросам научно-популярного жанра.

Изучение основных задач научного журнала «Психологический журнал» позволяет нам сделать вывод о характере и специфики его аудитории. Поскольку журнал является сугубо научным, аудитория журнала — это узкий круг специалистов в области психологии и смежных наук. Такой вывод мы смогли сделать опираясь на анализ рубрик журнала. Исследуя печатные материалы издания, мы пришли к выводу об их смысловой нагрузке: информация, подаваемая на страницах издания имеет исключительно научный оттенок. Отсутствие рекламы также говорит о научной направленности «Психологического журнала». Исследуя историю журнала, мы пришли к выводу о том, что смена редакторов не влияла на качество публикуемого материала и политику журнала в целом. Такие тенденции чаще всего наблюдаются у исключительно научных изданий. Цитирования «Психологического журнала» в перечнях ВАК и SCOPUS также говорит об авторитете журнала среди медицинской научной периодики и периодики в целом.

Подробный анализ научно-популярного журнала «Здоровье» и научного журнала «Психологический журнал» позволяет сделать нам общий вывод о тенденциях формирования и развития медицинской периодики на Российском рынке печатных СМИ. Медицинские периодические издания, с момента их зарождения и по настоящий период времени, являются ведущими в сфере специализированных периодических изданий. Рост числа таких изданий позволяет говорить о востребованности данного сегмента СМИ на Российском рынке печатных периодических изданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/sestrinskie-periodicheskie-izdaniya/

1. Акопов А. И. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов журналистов. Под ред. проф. В. В. Тулупова. — Факультет журналистики ВГУ. — Воронеж, 2004. — с. 69

2. Акопов А. И. Периодические издания. Учебно — методическое пособие для студентов — журналистов. 2-е изд., доп. — Изд. ЩЩЩ МП «книга» — Ростов-на-Дону, 1999 — с. 68

3. Акопов А.И. Методологические проблемы изучения специальных журналов // В сб.: Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1984. — 375

4. Акопов А.И. Отечественные специальные журналы 1765-1917 гг.: Историко-типологический обзор. Ростов-на-Дону, 1986. — 219

5. Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов: Авто-реф. дис. канд. филол. наук. М., 1979. — с. 5

6. Ахмадулин Е. В. Моделирование процесса массовой коммуникации // Методы исследования журналистики. — Ростов н/Д, 1984. — 448

7. Баш, Л. М., Боброва, А. В. и др. Современный словарь иностранных слов / Л. М. Баш. — М.: Вече, 2012. — 279

8. Березина В.Г., Дементьев А.Г., Есин Б.И., Западов A.B., Сикорский Н.М. История русской журналистики XVIII XIX веков / Под ред. А.В.Западова. -М., 1963 — 272

9. Вакуловский H.H. Столетие русской периодической врачебной прессы («Санкт-петербургские врачебные ведомости», 1792-1794) // Медицинские прибавления к морскому сборнику. 1893. — 150

10. Васильева Т.С. Научные периодические издания в СССР: тенденции и перспективы развития: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1989. — 189

11. Вольская Е.А. Возникновение и развитие советского медицинского книгоиздательства 1917-1930 гг.: Автореф. дис. канд. историч. наук. М., 1988 — 210

12. Ворошилов В.В.Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. — 7 е изд., стер. — М.: КНОРУС,2010.

13. Ершов С.М. К столетию русской медицинской прессы // Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины. 1892. — Т. 16. -Кн. 3. — 757

14. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. -М., 1981. — 198

15. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. — 269

16. Жбанков Д.Н. Материалы к истории русской медицинской прессы в 17921924 гг. (статистический обзор) // Врачебное дело. 1927. — 260

17. Западов A.B. Русская журналистика XVIII в. М., 1964. — 224 с.52.3ападов A.B., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и научноепонятие // Вестник МГУ. Сер. XI. Журналистика. 1976. — 210

18. Кастрюлина ЛИ. Проблемы типологии литературы и ее значение для теории и практики редактирования // Книга. Исследования и материалы. -1973. — 178

19. Колосов М.А. У истоков русской медицинской периодической печати // Клиническая медицина. 1929. — 235

20. Корнилов Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати (к постановке проблемы) // В сб.: Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1979. — 279

21. Кузьмин М.К. Истоки русской медицинской печати // Советская медицина. 1964. — 272

22. Лазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. М., 1984. — 156

23. Левит М.М. Становление общественной медицины в России. М., 1974 — 210

24. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг. (Материалы для истории русской журналистики).

Пг,1915 — 494

25. Лисовский, Н. М. Русская периодическая печать 1703-1900 гг. (Библиография и графические таблицы).

/ Н. М. Лисовский. — Тип. Г. А. Шумахера и Б. Д. Брукера, 1915. — 267

26. Перфильев М.О. Материалы для истории медицинской журналистики в России // Военно-медицинский журнал. 1880. — 276

27. Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику / Е. П. Прохоров. — М., 2005.

28. Розова С.С. Научная классификация и ее виды // Вопросы философии. -1964. — 110

29. Российский Д.М. Библиографический указатель русской литературы по истории медицины с 1789 до 1928 гг. М., 1928. — 570

Словари:

30. Большая Советская Энциклопедия. Том 43 — М. изд. «БСЭ», 1956

31. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. И гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 1998 — с. 345

32. БЭС, ред. А. М. Прохоров — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия. — с. 256

33. Новый энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2008 — с. 456

34. С.И.Ожегов Словарь Русского языка, под. ред. члена — корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой, 20-е изд., М. «Русский язык», 1989. — с. 297

35. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; Под общ. Ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004 — с. 249

36. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: «Мартин», 2005. — с. 210

37. Толковый словарь ключевых слов русского языка / Под общ. рук. Г. Н. Скляровской — СПб.: Филологический факультет. СПбГУ, 2014 — с. 575

38. Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. — М.: «ОГИЗ», 1935

39. Ушаков, Д. И. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. И. Ушаков. — М.: Альта-Принт, 2008. — 457

40. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. — М., 2006 — с. 557

Электронные источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/sestrinskie-periodicheskie-izdaniya/

41. http://medforce.ru/medicinskie-stati/medicinskaya-periodika—pomoshnik-vracha-informacionnaya-opora-pacienta.html

42. Пугачёв В. И. «Динамика типологии Нижегородской прессы» [Электронный ресурс] // www.science.vsu.ru [сайт] — Режим доступа: http://www.science.vsu.ru/dissertations/809/Диссертация_Пугачев_В.И..pdf /. — (Дата обращения: 16. 05. 2016)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/sestrinskie-periodicheskie-izdaniya/

1. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель «Министерство здравоохранения СССР» — 1955. — № 1 — 12

2. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель «Министерство здравоохранения СССР» — 1956. — № 1 — 12

3. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель «Министерство здравоохранения СССР» — 1963. — № 1- 12

4. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель «Министерство здравоохранения СССР» — 1966. — № 1- 12

5. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель «Министерство здравоохранения СССР» — 1976. — № 1- 12

6. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель «Трудовой коллектив журнала «Здоровье»» — 1993. — № 1- 12

7. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель АО «Журнал Здоровье» — 1995. — № 1- 12

8. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель АО «Журнал Здоровье» — 1996. — № 1- 12

9. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель АО «Журнал Здоровье» — 1999. — № 1- 12

10. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель АО «Журнал Здоровье» — 2001. — № 1- 12

11. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель АО «Журнал Здоровье» — 2002. — № 1- 12

12. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель АО «Журнал Здоровье» — 2014. — № 1- 12

13. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель АО «Журнал Здоровье» — 2015. — № 1- 12

14. Здоровье: науч.-попул. журнал о здоровье человека и способах его сохранения / учредитель АО «Журнал Здоровье» — 2016. — № 1- 12

15. Психологический журнал: науч.-пр. журнал / учредитель АН СССР — 1980. — № 1 — 6

16. Психологический журнал: науч.-пр. журнал / учредитель АН СССР — 1986. — № 1 — 6

17. Психологический журнал: науч.-пр. журнал / учредитель РАН — 1993. — № 1 — 6

18. Психологический журнал: науч.-пр. журнал / учредитель РАН — 2014. — № 1 — 6

19. Психологический журнал: науч.-пр. журнал / учредитель РАН — 2016. — № 1 — 6