ВВЕДЕНИЕ
Едва ли слово «водевиль» сможет вызвать восхищение и одобрение у строгого и взыскательного театрального зрителя. Скорее мы встретим пренебрежительную насмешку или интеллигентную снисходительность по отношению к этому «предку оперетты». Иное дело с водевилем А.П.Чехова.
Как и любой художник, Чехов вступал на дорогу творческих исканий с произведениями «легковесными», уступающими по силе и глубине мысли, зрелым творениям. Природная склонность писателя к сжатой, концентрированной форме выражения, малым масштабам, проявившаяся уже в раннем периоде, со временем развилась в гармоничную многоголосную ткань его пьес, повестей и рассказов. Поэтому-то водевили Чехова следует рассматривать не только как этап «инструментального» освоения, пробы пера в драматургии, но и как предысторию его зрелых пьес. В них, так или иначе, проявляется мировоззрение большого художника, создателя «Вишневого сада», «Чайки», «Трех сестер».
Обращение автора данной работы к одноактной пьесе-шутке А.П.Чехова «Предложение» продиктовано не только учебным интересом. Безусловно, работа над произведением дает возможность молодому режиссеру прикоснуться к чеховскому миропониманию в пределах «малой формы», подготовить его к серьезным, солидным пьесам русского классика.
Первые впечатления от пьесы у меня были самые яркие, очень понравились персонажи, их характеры, специфическая речь. Сама ситуация, в которой находятся персонажи, очень смешная, так как все они хотят одного и того же, но из-за своих характеров и подходов к делу не могут объясниться. С самых первых минут прочтения пьеса будила мою фантазию и горячее желание взяться за работу. Искрометный юмор ситуации чрезвычайно увлек меня еще и тем, что… в главной героине я увидела саму себя. На мой взгляд, это пьеса идеально подходит для студенческой работы, так как персонажи здесь прописаны ярко, автор дает простор для актерской и режиссерской фантазии. Я часто вспоминаю слова нашего художественного руководителя: «Нужно брать для работы тот материал, мимо которого ты не можешь пройти». Именно таким для меня материалом и оказалась пьеса «Предложение».
Чеховский водевиль актуален для современного зрителя как формой (непринужденность и доступность), так и содержанием, вращающимся около извечной проблемы человеческих взаимоотношений. Автор, врачеватель человеческих душ, не дает готового «рецепта», – он лишь фокусирует наше внимание на некоторых симптомах и заставляет вместе с собой посмеяться над ними. В каком бы веке мы не жили, – человеческая природа, увы, не меняется. Мы также как и чеховские герои готовы ссориться по пустякам, тем самым разрушая возможность подлинного человеческого общения.
Контрольная работа: Защита прав авторов на музыкальные произведения
... создает возможность воспроизведения произведения. Но наряду с указанными общими требованиями в других нормативных актах по авторскому праву находят отражение особенности отдельных видов произведений, в том числе и музыкальных. Авторские права на музыкальные произведения охраняются ...
Дипломная работа основана на методе К.С.Станиславского, методических открытиях В.И.Немировича-Данченко, а также методологии режиссерской школы Г.А.Товстоногова.
Целью работы является создание режиссерского постановочного плана спектакля «Предложение» по пьесе А.П.Чехова.
Задачи:
- исследовать жизнь и творчество драматурга А.П.Чехова;
- выявить специфику мировоззрения А.П.Чехова, суть его творчества;
- выявить особенности водевилей А.П.Чехова;
- провести анализ пьесы «Предложения» в контексте творчества драматурга;
- осуществить режиссерский анализ пьесы;
- разработать режиссерский замысел спектакля.
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ОБ АВТОРЕ
Антон Павлович Чехов – насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию – вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
Чехов вошел в литературу в трудное время 80-тых годов прошлого века. 80-тые годы являются одним из наиболее сложных и противоречивых периодов в общественном развитии России. Злейшая реакция, откровенный террор и беспощадное подавление свободной мысли, осуществлявшиеся царским самодержавием, пропаганда либерально-буржуазной публицистической «мудрости» и «прелести» мещанско-обывательского мирного и тихого существования создавали в стране гнетущую обстановку, которая воспринималась как трагическое крушение идей русского освободительного движения. К демократическому крылу литературы 80-тых годов, к писателям, которые стремились своим творчеством пробудить и совесть молодого поколения принадлежал и А.П.Чехов [4, с. 639].
Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров – Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.
Любовь к сценическому искусству зародилась у Чехова рано. Пожалуй, самые яркие впечатления гимназических лет, сыгравшие огромную роль в пробуждении у будущего писателя творческих стремлений, были связаны с театром. Гимназист Чехов был одним из наиболее ревностных молодых театралов Таганрога. Унаследовав музыкальность от отца – большого любителя пения, он хорошо знал музыкальную жизнь города. Пробудившаяся в детские годы любовь Чехова к музыке останется на всю жизнь и, как справедливо пишет М. Семенова, «отзовется в его писательской работе: в настойчивых поисках «музыкальности композиции», во внимание к ритму, к звучанию каждого слова» [3, с. 53].
«Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы ...
... это сочинение. Смотрите также по разным произведениям Чехова: ... людей одуматься, стать умнее, человечнее. В 1898 году Чеховым были написаны три рассказа, связанных между собой ... добро!». О разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» интеллигентного человека, говорит Чехов в рассказе «О ... заботы становятся еще одним вариантом «футляра». Жизнь героя теряет истинный смысл. Он влюбляется в ...
Так же как великий Гоголь, Чехов не только очень любил театр, но и впервые проявил свое творческое дарование, как актер. По воспоминаниям членов семьи и школьных приятелей, Антоша был неистощим на смешные импровизации. Он придумывал комические сценки и с успехом разыгрывал их с братьями. В сюжетах этих произведений мы без труда можем увидеть зародыши будущих юмористических рассказов и пародий Чехова 80-тых годов «Хирургия», «Экзамен на чин» и т.д.
Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала «Осколки», вел обозрение «Осколки московской жизни» (1883 – 1885 гг.).
В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова – «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890).
В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах «Именины», «Скучная история». Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, – ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина – все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения он написал книгу «Остров Сахалин» (1893 – 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке» (1892), «Палата № 6». Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс. В конце 1880 он много работал для театра: пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» и др. В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа. В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.
В последние годы писатель был занят
Основные темы творчества А.П.Чехова – идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других. Чуждый абстрактному морализаторству Чехов считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них [6, с. 166-167].
Особенности драматических образов:
Рецензия к рассказам и повестям Чехова (Чехов А. П.)
... рассказу при включении его в Собрание сочинений. Горе (стр. 113).— По свидетельству М. П. Чехова, тема рассказа почерпнута писателем из жизни ... фамилия Егерь (стр. 103).— Рассказу «Егерь» в жизни писателя суждено было сыграть важную роль. Чехов рос стремительно. Рассказы « ... рассказе воссоздан эпизод, происшедший в Бабкине, усадьбе Киселевых под Воскресенском, где семья Чеховых прожила подряд три лета ...
- Главный герой Чехова – рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами.
- Героями чеховских драматических миниатюр всегда являются не условные маски, а представители определенной социальной среды, наделенные индивидуальными чертами человеческого характера, – живые человеческие индивидуальности.
- У Чехова нет «не стреляющих ружей», нет необязательного участника [6, с. 173].
Художественные особенности драматургии А.П.Чехова.
- Стремление к правде жизни, более того, к правде быта, действительно нашедшее яркое отражение в театре Чехова, явилось дальнейшим закономерным развитием реалистических традиций русской драматургии.
- Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия.
- Отсутствие борьбы между действующими лицами естественно в пьесах Чехова, так как источником несчастья героев оказывается не воля представителей той или иной враждебной силы, а сама повседневная жизнь в бесконечном многообразии ее будничного проявления [6, с. 167].
- Важнейшей особенностью чеховской драматургии, является постоянная внутренняя погруженность его героев, постоянная их сосредоточенность на своих мыслях и переживаниях.
- Чехов-драматург вошел в историю русского и мирового театра как смелый новатор, создавший новый вид драматического искусства – «Лирическую комедию» («Вишневый сад», «Дядя Ваня»).
- Для героев чеховских пьес характерна неудовлетворенность своим существованием.
- Драма Чехова выражает характерные особенности начинающегося на рубеже веков в России общественного пробуждения.
- В 1900-е годы, в период наступления нового общественного подъема, когда в обществе назревало предчувствие «здоровой и сильной» бури, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес к взаимным столкновениям, к последовательной и бескомпромиссной борьбе [3, с. 383]. Существенно изменяется само понимание героического: на смену героизму одиночек идет недовольство всех. Именно на этих общественных «дрожжах», на новой исторической почве и вырастает «новая чеховская драма» со своими особенностями поэтики, нарушающими каноны классической русской и западноевропейской драмы.
Чеховский водевиль.
Глубокое новаторство Чехова-водевилиста состояло в следующем:
- Драматург стремился решительно порвать с традиционными представлениями о водевильном жанре в духе бездумной комедии-шутки.
- В своих водевилях драматург шел значительно дальше простой шутки, стремясь вывести водевиль за обязательные рамки комедии в собственном смысле этого слова. Так, в письме 14 октября 1888 года он пишет: «Между большой пьесой и одноактной разница только количественная. Напишите и вы потихоньку водевиль…»
- Чехов стремился приобщить водевиль к большой русской литературе, подхватывал и продолжал борьбу против традиционной театральной условности, в том числе и условности жанровой.
- Принципиальное отличие чеховских одноактных пьес от всех разновидностей современного водевиля состоит в том, что они являются не комедиями положения, а комедиями характеров.
- Парадоксальная особенность комического в водевиле – его одномоментная трагичность. Трагизм чеховского водевиля заключался не во внешних событиях, они были только забавны, а в ощущении нелепости и бессмысленности самой жизни.
- В водевилях мелкие разногласия осложняют основное противоречие одноактной шутки и создают дополнительный конфликт столкновения. Несогласие и противоречия могут быть несерьезны и незначительны, но участники тратят на их разрешение массу энергии, и это несоответствие между причиной спора и затраченной энергией заставляет смеяться, следовательно, многоконфликтность утверждает пьесу как шутку [8, с. 151].
Отмеченные особенности чеховского водевиля позволяют выявить важнейшие для нас особенности мировоззрение автора. Серьезное отношение к веселому смеху – это способ отношения к жизни и одна из сторон мироощущения А.П.Чехова. Жизненная позиция писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности.[7, с. 376]
Лингвистические особенности английских и русских медиатекстов
... Целью данной научной работы является выявление лингвистических особенностей английских и русских медиатекстов. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи : проанализировать синтаксические особенности английских и русских медиатекстов; проанализировать лексические особенности английских и русских медиатекстов; определить и ...
Композиционные принципы и особенности водевилей.
А.П.Чехов сформулировал положение, которым он руководствовался при написании водевилей:
- Сплошная путаница;
- Каждая «рожа» должна быть характером;
- Отсутствие длинны нот (Движущей силой развития служат диалоги, построенные на коротких репликах. Нет ощущения затянутости и однообразия. Действие развивается интенсивно с быстрой сменой «кадров»);
- Непрерывность движения;
- Анекдотическая основа – отличительная черта в сравнении со старым водевилем. Место анекдота меняется, он не причина конфликта, а скорее его следствие.