Совершенствование процесса подготовки учителя музыки в высших музыкально-педагогических учебных заведениях в связи с изменением художественно-эстетических ценностей всегда было и остается актуальным. Повышение мастерства педагога является одним из факторов его профессионального роста, показателем пытливости ума и желания не останавливаться на достигнутом, открывать для себя все новые горизонты педагогических знаний и умений и тем самым постоянно продвигать вперед процесс воспитания и подготовки будущих учителей музыки.
Демократические преобразования последних лет, кардинальные изменения в образовательной системе в связи с отменой идеологических ограничений привели к тому, что односторонняя направленность подготовки учителя музыки уходит в прошлое, уступая место ориентации на более широкий круг ценностей современного общества. Не располагая необходимыми знаниями из области современных музыкальных жанров, не учитывая интересы и склонности молодежи, учитель музыки сегодня уже не может полноценно работать с учащимися и тем самым оказывать влияние на формирование их эстетических вкусов, на повышение общей культуры учеников. Как следствие — у подростков снижается интерес к учебным занятиям музыкой, меняется их отношение к учителю, снижается самостоятельная активность, все чаще они оказываются под влиянием музыкальных поделок сомнительных ценностей.
Эстрадно-джазовая музыкальная культура в ее лучших проявлениях сегодня является не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства, что наглядно выражено при изучении запросов и художественно-эстетических потребностей современной российской молодежи.
Сегодня уже очевидно, что без учета интересов и увлечений школьников, особенно в подростковом возрасте, без специальных знаний учителя музыки из области современных музыкальных стилей, различных жанровых направлений и специфических особенностей звукообразования, преподаватель работать не может. Перед педагогом стоит задача формирования вкусов и музыкально-эстетических потребностей учащихся даже в рамках уже сложившихся их интересов. Поэтому учитель сегодня должен не только знать репертуар эстрадных жанров, но и уметь грамотно его исполнять. Проводить такую работу на уровне самодеятельности, учитывая большую информированность молодежи и активность почти неуправляемых СМИ, уже невозможно; это должны делать профессионалы-музыканты. Востребованность в подобной работе со школьниками крайне высока.
Владение новыми музыкальными технологиями — необходимое ...
... и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств. Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо - подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать ...
Эта работа поможет тем, кто только начинает осваивать приемы джазовой стилистики и хочет расширить свои исполнительские возможности, включив в свой репертуар джазовые стандарты. Конечно, учиться свингу, джазовой фразировке нужно под руководством опытного педагога или музыканта, но даже до того, как начать с ними заниматься, желательно познакомиться с некоторыми азами джазового исполнительства.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили ее выбор в качестве темы исследования.
Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования: процесс обучения джазовых вокалистов музыкальной эстрады.
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование особенностей обучения эстрадно-джазовому вокалу.
Задачи исследования:
- изучить литературу по данной теме;
- рассмотреть основы эстрадно-джазового вокала;
- рассмотреть технические навыки и приемы джазовых вокалистов;
- рассмотреть специфику джазового вокала и методики обучения;
- определить значение изучения истории джаза и эстрадной музыки в учреждениях дополнительного образования;
- провести анализ проблемы преподавания вокальной импровизации;
- рассмотреть специфику джазового вокала в профессиональной подготовке студентов-музыкантов;
- провести анализ практической форма музыкально-ансамблевой деятельности;
- сформулировать ключевые понятия, определить цель, задачи и содержание вокально-джазового ансамбля в системе музыкального образования.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/po-estradnomu-vokalu/
1.1 Вокал в джазе
Человеческий голос обладает огромными выразительными возможностями. Он, пожалуй, самый удивительный музыкальный инструмент на свете. Сначала был голос, и только потом люди научились изготавливать первые музыкальные инструменты, играя на которых можно было подражать голосу. Так они и идут вместе — голос певца и звук инструмента. Иногда они подражают друг другу, иногда соревнуются друг с другом, но всегда поддерживают и обогащают друг друга.
Это высказывание относится к эволюции всего музыкального искусства, но в большей степени оно подходит к джазу.
Истоками джаза явились музыкальные жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в конце XIX в. в США. В первую очередь, это блюз (blues), спиричуэл (spiritual), ворк-сонг (worksong), баллада, рэгтайм (ragtime).
Можно назвать еще и музыку менестрельного театра, хотя он в большей степени повлиял на становление американского музыкального шоу. Среди вышеперечисленных жанров только рэгтайм является инструментальным. Остальные жанры — вокальные.
1.2 Специфика джазового вокала
Саунд (англ. sound — звук, звучание)—индивидуальное качество звучания музыканта, певца или ансамбля, а также отличительные черты звучания какого-либо стиля.
В джазовой музыке такие средства выразительности, как метроритм, мелодика, гармония, очень специфичны. Мы распознаем джаз и по манере звукоизвлечения, по фразировке, артикуляции.
Гитарное искусство как исторический феномен музыкальной культуры
... в эстрадно-джазовом искусстве. Объектом исследования является становления классической и эстрадно-джазовой инструментальной музыки. Методологическая основа работы-метод интонационного анализа, ориентированный на единство музыкального ... по обучению игре на гитаре, да и вряд ли это вообще возможно. В «Школе» ... концертирует в городах Западной Европы и России. Его балеты «Золушка», «Лубочник в роли ...
Если, например, партитуру, предназначенную для исполнения сеймовым биг-бэндом предложить озвучить музыкантам, не владеющим свингом и приемами джазовой артикуляции, то результатом окажется лишь аккуратно выполненная стилизация.
1.3 Джазовые стандарты
Джазовыми стандартами называют мелодии, которые джазовые музыканты используют в качестве тем для импровизаций. Так сложилось, что ими становились яркие песни из музыкальных ревю и мюзиклов, написанных в основном американскими композиторами и музыкантами. Позже в арсенал джазового музыканта вошли босса-новы и самбы. Также музыканты стали импровизировать и на мелодии поп- и рок-музыки.
Темы для импровизаций обычно так и называют темами, они же — джазовые стандарты. И хотя этими темами становились песни, мы почти никогда не услышим от джазовых музыкантов, что они исполняют песни. Дело в том, что в нашем привычном понимании песня состоит из нескольких куплетов, в каждом из которых обычно есть припев — рефрен. В основе джазовых стандартов лежат структуры, в которых таких припевов нет. В этих структурах нужно научиться ориентироваться и уметь определять их на слух.
2.1 Процесс развития певческого голоса
Освоение искусства джазового вокала в первую очередь начинается с освоения музыкального языка джаза, т. е. со стилистики.
Эти две огромные задачи — знакомство со стилистикой и развитие голоса — чаще всего решаются параллельно. Скорее всего нет людей, которые начинают изучение джазовой стилистики, блестяще владея к тому моменту своим голосом. Ведь такое владение голосом предполагает, что человек уже обладает не только вокальным, но и сценическим опытом, а это означает, что определился он и с жанром, в котором работает. Отчасти поэтому исполнение джаза, который берутся петь маститые академические вокалисты, — случай редкий, не гарантирующий удачного результата. Более распространен вариант, когда музыкант-инструменталист, владеющий азами джазовой стилистики, проявляет интерес и предрасположенность к пению. Тогда большая часть работы с ним будет отведена постановке голоса.
2.2 Скэт в джазе
В среде начинающих вокалистов существует мнение, что джазовый вокал начинается с пения скэтом. Из этого следует: «если вы не поете скэтом — вы не поете джаз». На самом деле владение этим приемом предполагает огромную подготовительную работу, и начинать обучение джазовому вокалу с освоения этой техники по меньшей мере нецелесообразно.
Скэт в джазе — это прием пения, которым исполняется в первую очередь импровизация вокалиста. В ней мелодическая линия поется слогами, не несущими вербального смысла.
2.3 Методики обучения
Действительно, на сегодняшний день существует много различных методик обучения вокалу, а точнее сказать – различных методов, потому как методика – это целостная система, постепенно, но обязательно приводящая к ожидаемому результату – умению петь свободно в любом вокальном направлении. Отдельно же взятые методы обучения вокальному искусству могут быть сами по себе очень хороши, но, без отработанной системы, не приведут к ожидаемому результату. Ошибка многих педагогов по вокалу в том, что, умея петь сами, они не могут научить пению своих учеников, поскольку не имеют отработанной и цельно выстроенной методики обучения академическому вокалу или методики обучения эстрадному вокалу, или просто методики обучения пению.
Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, ...
... с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Композиторы при сочинении ... музыку самым романтическим из искусств и стремились приблизить другие виды искусства к музыке. Музыка ... с окружающим миром также через изобразительное искусство. Именно взаимосвязь разных видов искусств наиболее полно раскрывает: картины природы, персонажей. Такая связь ...
3.1 Изучение истории джаза и эстрадной музыки в учреждениях дополнительного образования
На современном этапе развития музыкального искусства «центром притяжения» интересов растущего поколения молодых музыкантов стали разные вокальные жанры, которые наполняют эфир радиостанций и телевизионных каналов.
Как правило, современная «раскрученная» эстрадная песня («продукт» шоу-бизнеса) вкусы слушателей не формирует. Но, для молодых людей творчество сегодняшних эстрадных «кумиров» является, к сожалению, образцом настоящего искусства.
Существующее положение могли бы исправить учреждения дополнительного образования (ДШИ-ДМШ), однако разные жанры и виды современной популярной музыки, получившие широкое распространение в мировой музыкальной практике и молодёжных субкультурах в курсе музыкальной литературы, к примеру, совершенно не отражены. Напротив, обучение в классе истории музыки, в среднестатистической ДМШ либо ДШИ, связано с академическим искусством. Это разумно и верно. Чтобы научиться понимать музыку, необходимо учить ее историю постепенно, согласно этапам исторического становления и развития. Но, искусство не является чем-то раз и навсегда «отлитым в бронзе» — это живое, непрерывно развивающееся многогранное явление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Джаз – это одна из многочисленных форм музыкального искусства. Он возник в конце XIX — начале XX века в США в результате соединения африканской и европейской культур, и в дальнейшим распространился по всему миру. Особенностями этой музыки изначально стали импровизация, полиритмия (синкопированные ритмы) и система приемов исполнения ритмической фактуры – свинг.
Джазовый вокал является важнейшим средством джазовой выразительности. Джазовое пение обладает своими особенностями, которые эволюционировали вместе с развитием джаза вообще. Вместе с музыкой эволюционировали и уроки джазового вокала – теперь в их фундамент входят многочисленные приемы, фразировка и подача.
Джазовый вокал определяется такими индивидуальными качествами певца, как вокальный тембр, тональные качества, джазовая манера исполнения и, что очень важно, джазовая “атака” и фразировка. Специфика джазового вокала исходит из его связи с фольклором североамериканских афроамериканцев, и точнее, с блюзом. Поэтому по сравнению с традиционной европейской техникой вокала, в джазовом вокале расширяются выразительные средства, появляется использование глиссандо, вибрации, носовых гортанных звуков, фальцета, шепота или резкого форсирования нот и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примерный список стандартов