Фортепианная музыка Шуберта является одним из самых важных этапов в развитии инструментального исполнительства. Композитор, основываясь на музыке женских классиков, создал и развил новые идеи в образовании интонации, звуковедения, формообразующих величин, изобрел принципиально новый тип пианизма и подарил такие прекрасные произведения в области фортепианной миниатюры, как экспромты, которые в дальнейшем получили развитие в творчестве как европейских композиторов-романтиков, таких , как Шопен, Лист , Брамс , а также поспособствовал развитию малых форм в русской фортепианной композиторской школе, в творчестве таких больших фигур, как Глазунов, Чайковский, Рахманинов, Скрябин.
Актуальность исследования:
С одной стороны, важность темы лежит в необходимости раскрытии исполнительских проблем, лежащих перед пианистом в связи с повышающимся интересом к исполнению фортепианных миниатюр и, в частности, экспромтов;
— С другой стороны, недостаточное количество исследований, проделанное на тему интерпретации и анализа фортепианных исполнительских задач экспромтов в отечественной литературе.
Объект исследования:, Предмет исследования:, Степень разработанности темы :, Задачи исследования:, Обзор литературы:, Методология исследования:, Цель исследования:
I. Фортепианная музыка Шуберта
1.1 Инструмент.
una corda
Во времена Шуберта статус фортепиано кардинально изменился.[3] В его негромком звучании читался еле заметный эротический подтекст, идеально отвечавший общим культурным установкам наступившей эпохи романтизма. Фортепиано в равной степени подходило витающим в облаках мечтателям вроде Ференца Листа, первого пианиста, расположившегося вполоборота к публике, чтобы та лучше видела его профиль, и большим фигурами с неудержимо волей наподобие Людвига ван Бетховена, будто бы готового расколотить клавиатуру на мелкие кусочки. А главное, по части стилистической гибкости фортепиано не знало себе равных.
Надо сказать, что инструменты того времени отличались куда большей легкостью . На них было возможно сделать всё, от тончайшего ppp до гулких больших ff . В роялях сила звука в струнах в 1811 г доходила до 4.500кг, а к середине 19 века-14 тонн[4].
Это позволило получить более мощный и гибкий звук. Для Шуберта, несмотря на камерный подход к трактовке инструмента, это был наилучший вариант. Это позволило создать такие шедевры композиторской мысли , как песня «Лесной царь» и фантазия «Скиталец» до мажор, партии которых представляют собой изрядную трудность для современного исполнителя, поскольку необходимо добиться особой выстроенной полифонии, расслоенности фактуры.
Музыкально-поэтическая концепция песни Ф. Шуберта «Баркарола» ...
... в чужом" [5]. баркарола шуберт исполнительский Литература [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/shuberta- ... в виде понимания и перепонимания композиторской мысли, оно сбывается как "распаковывание" ... чуть замедленный (по сравнению с фортепианной прелюдией) темп и чувственные "замирания" ... свое выражение в партии фортепиано уже в прелюдии, где ... один смысловой пласт в сочинении Ф. Шуберта. Он также раскрывается в ...
1.2. Фортепианное наследие Ф.Шуберта
На протяжении первой половины XIX века происходит много существенных изменений в жанрах фортепианной музыки. Стремление к передаче интимных чувств способствовало — быстрому развитию лирической фортепианной миниатюры[5].
Подобно лирическим стихотворениям поэтов, эти пьесы нередко становились своего рода страничками дневника, запечатлевавшими тончайшие, сокровенные переживания автора. Большинство лирических миниатюр имело певучий характер. Это были «песни без слов», романсы, ноктюрны, колыбельные, баркаролы. Миниатюры нередко объединялись в циклы. Интенсивно развивались новые жанры крупной формы — фантазии, баллады и другие. В них наглядно проявились богатые возможности программного метода творчества, получившего в те времена распространение. Стремясь к воплощению поэтической идеи, положенной в основу сочинения, композиторы находили интереснейшие решения проблемы формы. В большинстве случаев использовалась свободно трактованная структура сонатного allegro, обогащенная приемами вариационного, песенного и полифонического развития.[6] Творческий интерес к синтезу различных форм, который, как мы видели, проявлял уже Бетховен, становится типичным для многих композиторов XIX века. Широко используется сквозное развитие. Окончательно кристаллизуется принцип монотематизма.
«В своем развитии передовое искусство первой половины XIX столетия испытало сильное влияние идей романтизма. Для многих музыкантов, поэтов, живописцев того времени он стал знаменем борьбы за подлинную правду в искусстве против всевозможных канонов и штампов, которые фетишизировали эпигоны классицизма. Творчество тех, кто сам себя именовал или кого именуют романтиками, не всегда может быть ограничено рамками романтизма. Оно обычно содержит в себе немало реалистических черт. Именно в таком плане следует рассматривать и творчество крупнейших композиторов первой половины XIX века». Выдающаяся роль в обогащении инструментального искусства песенным началом принадлежит Францу Шуберту (1797— 1828).
Игре на фортепиано композитор научился почти самостоятельно, преимущественно во время «чтения» музыкальной литературы и домашнего музицирования. Современники говорили о нем как о хорошем пианисте камерного плана и превосходном аккомпаниаторе.[7]
Облик Шуберта пианиста ясно выступает в его фортепианном творчестве. Оно имеет камерный характер, лишь в редких случаях заметно стремление автора к концертным формам высказывания. Тесная связь композитора с бытовым музицированием привела к созданию множества танцевальных миниатюр и сочинений для фортепиано в четыре руки.
Шуберт сыграл заметную роль в развитии фортепианной миниатюры. Хотя он и имел на этом пути предшественников, но никому из них не удалось создать пьес столь же значительных по художественному содержанию. И не случайно даже сочинения некогда популярного Фильда оказались вскоре оттесненными на задний план творчеством корифеев романтизма, а пьесы Шуберта, при жизни автора известные лишь узкому кругу лиц, с течением времени получали все большее распространение и до сих пор не утратили своей свежести.
Конспект «Создание сочинений-миниатюр» 4 класс
... на основе анализа правило оформления текста., Сочинение-миниатюра. Текст Текст-повествование, текст- рассуждение, текст-описание. Выбирают тему сочинения и способ его называется маленькое написания. сочинение? ... и слышим? 2. Прослушивание записи Учитель включает запись И ... рисунков, Организация выставки работ учеников о весне учеников о весне 6. Работа с пьесой ... для данной ситуации слов и выражений. ...
На примере творчества Шуберта ясно прослеживается развитие фортепианной миниатюры из бытовой музыки[8].
Импровизации композитором танцев, под звуки которых веселились его друзья в венских кабачках, послужили основой для серий многочисленных вальсов, немецких танцев, лендлеров, экосезов и галопов. Особенно часто Шуберт обращался к ставшему одним из самых популярных венских танцев — вальсу.
«Танцы Шуберта иногда напоминают миниатюрные народно-жанровые сценки. Многие представляют собой как бы музыкальные «портреты» отдельных танцоров. Именно в этих пьесах наиболее отчетливо ощущаешь перерастание бытового танца в лирическую миниатюру». Стремление воплотить в танцевальной музыке человеческие чувства было подчеркнуто автором в названии ор. 50 — «Сентиментальные вальсы».
Одной из вершин творчества Шуберта в фортепианной музыке стали его восемь экспромтов, объединённые в циклы по 4 пьесы – ор.90 и ор.142 , и «Шесть музыкальных моментов» ор. 94. В этих пьесах продолжает сохраняться связь с народно-бытовой музыкой, но уже о прикладном характере их не может быть и речи.
По сравнению с вальсами музыкальные моменты и особенно экспромты — сочинения более развитые по форме и фактуре. В некоторых экспромтах даже намечаются черты романтической поэмы[9].
Так, в первом, c-moll’ном, синтезируются, черты вариаций, сонаты и рондо, что позволяет считать пьесу предшественницей баллад Шопена (эти сочинения предваряет и развитие в экспромте повествовательного элемента).
Экспромты и музыкальные моменты иногда имеют танцевальную основу. Примером может служить Экспромт №4 Соч.142 си бемоль мажор — одно из самых известных сочинений Шуберта. Многие пьесы Шуберта насыщены элементами песенного творчества . По сравнению с сочинениями, написанными в стиле классицизма, это совсем иное творческое явление. Различия ясно обнаруживаются уже в тематическом материале. Вместо упругой и контрастной темы, свойственной главным партиям классических сонат, в основу Экспромта положена плавная, лирически насыщенная песенная мелодия. Ей свойственна большая распевность, проявляющаяся уже в первой интонации (именно в этом следует видеть смысл повторения звука ре. Принцип распевания, а не разработки, как в классической сонате, лежит и в основе развития темы. Автор использует преимущественно мелодико-гармоническое и фактурное варьирование. Связь с песенными жанрами подчеркнута чередованием «сольных запевов» и «хоровых ответов». Среди вариантов темы отметим проведение ее в тональности Си бемоль минор . Оно отличается особой певучестью, чему способствует расширение интервалов затакта, еще большее «распевание» опорного звука мелодии и использование плавного сопровождения в виде альбертиевых басов.[10] Этот вариант темы вновь появляется в последующих вариациях, что придает форме особую пластичность и стремление к сквозному развертыванию и постепенному обогащению фактуры В развитии тематического материала пьесы важную роль играет гармония. Шуберт делает решительный шаг по пути утверждения нового принципа гармонического мышления — мажоро-минорной системы, начавшей формироваться еще в музыке XVIII века[11].
Взаимосвязь национальных и современных музыкальных традиций в ...
... прошла сложный путь развития, в результате которого были освоены многообразные пласты профессионального музыкального творчества. Национальная композиторская школа Узбекистана яркое тому подтверждение. ... Djamalova Dildora Abduvahabovna - Candidate of the pedagogical sciences, Director, композитор узбекистан национальный традиция REPUBLICAN SPECIALIZED MUSIC ACADEMIC LYCEUM NAME V.A. USPENSKIY, ...
Типичное для композитора колебание» одноименного мажора и минора, нередко возникающее в его сочинениях в виде чередования ладотональных преобразований фразы, развернуто в 4ом экспромте для сопоставления минорного и мажорного вариантов темы как исходного и конечного этапа ее развития.
Гармония способствует «распеванию» темы и красочному ее обогащению. В этом легко убедиться по первым же вариациям. Пожалуй, не так легко обнаруживается еще одна важная функция гармонии — усиление эмоционального напряжения музыки.[12] Оно достигается не только последовательным введением все более диссонирующих созвучий. Очень существенно также создание внутреннего противоречия между стремлением вырваться из минора в сферу мажора и невозможностью это сделать. Противоречие обостряется на протяжении первых проведений темы, частично разрешается в побочной партии, с еще большей силой выявляется в последующем развитии и, наконец, находит полное разрешение к концу пьесы. Очень плодотворной была работа Шуберта над лирической фортепианной сонатой. Продолжая линию, намечавшуюся уже в творчестве Моцарта, Дюсека, Бетховена и некоторых других композиторов, он создает новую — песенно-танцевальную разновидность жанра. Сочинения этого типа лишены острой конфликтности, столкновения и борьбы контрастных начал. В основе их лежит раскрытие мира лирических чувств. Шуберт обладал способностью так глубоко проникать в эту сферу, что мог оставаться в ней длительное время, не ощущая потребности ее покидать и не вызывая этого желания у слушателей.
Ярчайшее лирическое и мелодическое очарование давало композитору возможность на песенно-танцевальной основе возводить капитальные сонатные циклы. Многие сонаты Шуберта обладают выдающимися художественными достоинствами: a-moll ор. 42, D-dur ор. 53, A-dur ор. 120, B-dur и другие. Соната B-dur написанная в 1828 году, за два месяца до кончины композитора, может быть названа венцом его фортепианного творчества. Пожалуй, ни в одной из сонат Шуберта песенное начало еще не выразило таких богатств эмоционального мира человека. Первая часть — как бы лирический монолог. Словно из глубин «памяти сердца» рождается чудесная светлая мелодия, лишь на мгновение мрачно звучащая трель в басу, словно тревожащее душу предчувствие, нарушает мерное течение лирического повествования .
Пение все ширится, становится более полноводным, торжествующим. Но вот характер лирического повествования меняется приобретает оттенок грусти — это побочная партия. Эмоциональный контраст с предшествующим развитием, как нередко у Шуберта, подчеркнут красочным тональным соотношением: B-dur — fis-moll. Смелое и свежо звучащее, оно естественно объясняется закономерностями типичной для творчества Шуберта системы мажоро-минорного гармонического мышления: fis-moll — одноименный минор к VI низкой ступени B-dur. Восприятие тональности побочной партии подготовлено появлением в среднем разделе главной партии тональности Ges-dur. Таким образом, обе основные темы сонатного allegro песенно-лирические. Контрасты чувств, выраженные в них, получают развитие на протяжении всей первой части. Среди самых впечатляющих мест разработки выделяются опять-таки лирические построения. Одно из них — драматический центр всего сонатного allegro. Во второй части — Andante sostenuto — как и в первой, господствует певучая лирика. Но Шуберт создает здесь лирический образ иного типа, чем предыдущие. Это вносит в цикл необходимый контраст. Существенно отличаясь по характеру от тем первой части, главная тема Andante воспринимается, однако, как продолжение начатого повествования. Автор еще больше углубляется в душевный мир. Создается впечатление, что накапливавшиеся в первой части мрачные предчувствия теперь сбываются: перед слушателем развертывается скорбная исповедь, в которой рассказывается о каких-то трагических событиях. Вторая часть — лирико-психологическая и драматическая кульминация цикла.
Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича ...
... Глинки великое достояние русской музыкальной культуры. На его произведениях учились последующие русские композиторы, по-своему разрабатывая различные стороны глинкинского творчества. Завещанные Глинкой традиции стали основой дальнейшего развития русской музыки. Продолжатели дела ...
В среднем разделе Andante наступает эмоциональный перелом. Новая тема (опять лирическая!), проникнутая мужественным волевым началом, как бы символизирует пробуждение человеческой души, преодоление чувства подавленности. В третьей и четвертой частях, написанных в оживленном движении, скерцозном и танцевальном, утверждается жизненное начало. В обеих этих частях наиболее отчетливо ощутим народный элемент.
Так, в Сонате постепенно происходит перерастание интимной лирики в образы, напоминающие жанровые сценки. Нечто подобное уже имело место в инструментальных циклах классиков. Шуберт внес в эту концепцию развития новые черты. Он усилил роль лирического элемента, придал первым темам характер монолога, «высказывания автора». Углубление в мир личных душевных переживаний наложило на сонату своеобразный отпечаток, свойственный многим сочинениям романтиков. Этими своими чертами она подготавливала психологическую линию сонатного творчества Шумана[13].
Заслуживает внимания фортепианное сопровождение к песням-романсам Шуберта. Во многих из них средствами инструментального письма тонко воплощены образы внешнего и внутреннего мира людей (вспомним фортепианные партии «Лесного царя», «Куда?», «Форели», «Маргариты за прялкой», «Двойника» и другие).
В сопровождениях к песням-романсам более всего проявилась творческая изобретательность автора в области фортепианной фактуры. Они послужили одним из важных источников формирования характеристических, программно-изобразительных приемов фортепианного письма, развитых впоследствии Шуманом, Мусоргским и другими композиторами.
Музыка Шуберта выдвигает перед пианистом немало сложных художественных задач. Важнейшая из них — передача лирического содержания образов композитора. Предельная искренность высказывания должна сочетаться с большой эмоциональной наполненностью, способностью воплотить многие и глубокие человеческие переживания. Чтобы хорошо, по-настоящему правдиво играть Шуберта, исполнителю надо много пережить, а вместе с тем не утратить и непосредственной свежести восприятия, чистого, овеянного романтикой взгляда на мир, свойственного молодости[14].
Сочетание этих качеств встречается нечасто. Вероятно, поэтому и настоящие исполнители-интерпретаторы, или «шубертианцы» относительно редки. Сочинения композитора требуют высокого развития искусства пения на фортепиано. Задача осложняется тем, что лирические построения в них нередко изложены приемами классического письма. Для выражения новой по содержанию романтической эмоции, порой как бы прорывающей старые формы выражения, требуется совершенное пальцевое legato, владение различными степенями «нагрузки» руки, умение тонко дифференцировать звучность мелодики сопровождения. Воплощение шубертовской лирики вызывает необходимость внимательного отношения к принципам песенного развития мелодики. Важно отдать себе отчет в том, как оно происходит, какую роль при этом играют фактурные приемы. Напомним о необходимости неустанного вслушивания в богатейшую гармонию композитора, расцвечивающую тематическое развитие, а иногда и придающую ему большую интенсивность[15].
Историческая динамика развития и современные формы русской народной ...
... главе рассматриваются современные тенденции развития народной художественной культуры на примере традиционно-исторической культуры и субкультуры в современной среде, современных бытовых культурных текстов и промежуточных форм культуры. Глава 1. Народная художественная культура в современных условиях ...
Одна из проблем, возникающих при исполнении некоторых сочинений Шуберта, — преодоление в них «божественных длиннот». «Длинноты» — понятие в достаточной мере относительное. Нетрудно убедиться, что сочинения, кажущиеся в рядовом исполнении растянутыми, часто не производят этого впечатления, когда слушаешь выдающегося интерпретатора шубертовского творчества. Анализируя игру такого мастера, приходишь к выводу, что впечатления компактности формы он достигает умением раскрыть и донести до слушателей все новые эмоциональные оттенки, возникающие по мере развития музыкального повествования. Благодаря этому остаешься до конца исполнения захваченным чудесным миром шубертовского искусства. Имеет, конечно, громадное значение и непосредственное обаяние игры артиста: когда слушаешь сочинения такого композитора, как Шуберт, отсутствие у пианиста лирической теплоты нельзя ничем компенсировать.
Вслед за Бетховеном, еще полнее и в новом плане, Шуберт выявил возможности использования песенности в сочинениях крупной формы. На этой основе возникли его сонаты и Фантазия C-dur. Фантазия — одна из важных вех на пути становления крупных романтических форм, сочинение с уже вполне сложившимися приемами монотематического развития.
Экспромты как жанр возникли в последний период творчества Шуберта, как стремление перенести образы личных, сокровенных чувств на фортепианную литературу. Так появились первые образцы фортепианной миниатюры и, в частности, экспромты.
Экспромт – инструментальная пьеса, возникшая как бы внезапно, в духе свободной импровизации.[16] Каждый из шубертовских экспромтов совершенно уникален, особенности формы создаются заново, как и уникальное отношение к ним. Необычные для того времени названия, которые были выбраны Шубертом в качестве фортепианных произведений, имели необходимость отразить конкретный композиторский замысел. Каждый «Экспромт» отражает одно состояние, в котором композитор находится в той или иной момент времени. Настроения этих пьес строятся по принципу контраста между безмятежной, созерцательной лирикой до яростных драматических откликов.. Большинство пьес основывается на 2 элементах: конкретном ритмическом рисунке, желающим передать самобытные народные танцевальные ритмы (марша, вальса, экосеза) и песенной мелодике. Возникли под непосредственным впечатлением от «Экспромтов» Я. X. Воржишека (1822), они передают также национальные черты чешской музыки, вроде неожиданных ритмических контрастов, эмоциональной смены состояний.
Многообразие музыки композитора повлекло за собой создание огромного числа исполнений и интерпретаций. Возникли вопросы исполнительского стиля, особенностей мелодии, гармонии, ритмического и полифонического рисунка, педализации и раскрытия художественного образа Шуберта.
Циклические формы (музыка). Циклические формы Какие произведения ...
... дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким ( Шуберт, «Прекрасная мельничиха», № ... в 12:28 Блог БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Формы. Циклические формы, продолжение. циклические формы. Музыкальный цикл, Сюитный цикл., Обязательные танцы ... сонатной формы. В ней могут звучать общие формы движения или та тема, которая вышла на первое место ...