Идейно-художественная концепция писателя в повести «Ася»

Дипломная работа

Главная задача воспитать и обучать подрастающего поколения принадлежит в первую очередь педагогам, новое значение приобретает ныне и воспитательная роль литературы. Внимание к человеку, его сути, его социальной роли было определяющим свойством художественной литературы всех периодов её развития. Она поднимала круг вопросов, который и по сей день вызывает живой интерес и литературную полемику. Одна из главных притягательных черт художественной литературы — её способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.

«Основным условием достижения намеченных нами высоких рубежей, отвечая при этом вызовам времени, является воспитание всесторонне развитого молодого поколения» Каримов А.И. Высокая духовность — непобедимая сила. Ташкент. 2008. с.124. — писал Президент Узбекистана Ислам Каримов в книге «Высокая духовность — непобедимая сила».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что каждое высокохудожественное произведение, выполняя свою эстетическую функцию, является духовной и нравственной ценностью человечества, в том числе и изучение идейно-художественной концепции писателя в повести «Ася», которого мы попытаемся анализировать в данной выпускной квалификационной работе.

Повесть «Ася», одно из самых лиричных произведений И.С. Тургенева. В этом произведении Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде. Эта повесть знаменовала собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса и именно в этот период Тургенев постепенно занимает одно из ведущих мест в русской литературе.

Повесть «Ася» произвела на современников чрезвычайное впечатление и породила массу откликов, писем и статей, которые послужили созданием вокруг повести особого политического мифа.

И.С. Тургенев на протяжении всего своего творчества разрабатывал жанр повести, но наиболее известными стали его любовные повести: «Ася», «Первая любовь», «Фауст», «Затишье», «Переписка», «Вешние воды». Их также часто называют «элегическими» — не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. Не менее важной была для Тургенева немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В. Гете; не случайно действие «Аси» происходит в Германии, а следующая тургеневская повесть называется «Фауст».

6 стр., 2825 слов

По повести Ася Тургенева рассуждение 8 класс

... Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская» девушка в повести «Ася». О чем повесть «Ася» Так как мы пишем сочинение на тему «Мое прочтение повести Ася», ... понять истинного предназначения встречи с героиней. Мое прочтение повести «Ася» сочинение Необыкновенная и красивая повесть Тургенева «Ася» повествует о чистой любви. Эта ...

Цветение и средоточие жизни, любовь понимается Тургеневым как стихийная, природная сила, которой движется мироздание. Поэтому ее осмысление неотделимо от натурфилософии (философии природы).

Пейзажи в «Асе» и других повестях 50-х годов не занимают большого пространства в тексте, но это далеко не просто изящная заставка к сюжету или декорация заднего плана. Бесконечная, загадочная красота природы служит для Тургенева неоспоримым доказательством ее божественности. «Человек с природой связан «тысячью неразрывных нитей: он сын ее». Любое человеческое чувство имеет в природе свой исток; в то время как герои любуются ею, она незаметно направляет их судьбу.

В данной квалификационной работе рассматривается идейно-художественная концепция писателя в повести «Ася». Творчество И.С. Тургенева изучается по вузовской программе на 4 курсе при изучении дисциплины «История русской литературы XIX века». В государственных стандартах образования изучению творчества И.С. Тургенева отводится 4 часа. Творчество И.С. Тургенева изучается также на 2 курсе гуманитарного факультета академических лицеев. В государственных стандартах образования изучению творчества И.С. Тургенева отводится 2 часа. Впервые в данной выпускной квалификационной работе рассматривается идейно-художественная концепция писателя в повести «Ася». Это определяет новизну исследуемой темы выпускной квалификационной работы.

Материал выпускной квалификационной работы может быть использован студентами при изучении творчества Марины Цветаевой по вузовской программе и академическим лицеям. Это определяет практическую значимость данной работы.

Материал выпускной квалификационной работы был апробирован во время прохождения педагогической практики в школе №16 города Джизака.

Выпускная квалификационная работа состоит из «Введения», 2-х глав, Заключения, Списка использованной литературы, из 2-х приложений.

Во «Введении» обоснованы цели и задачи выпускной квалификационной работы.

Глава I называется «Художественные особенности творчества И.С.Тургенева», которая состоит из двух параграфов: «История создания повести «Ася» и «Образ России в повести «Ася».

Глава II называется «Идейно-художественная концепция писателя в повести «Ася», которая состоит также из двух параграфов: «Поэтические особенности повести «Ася», и «Роль пейзажа в раскрытии характеров повести «Ася».

В «Заключении» даны общие выводы по выпускной квалификационной работе.

В «Списке использованной литературы» приводится литература, которая составляет методологическую основу выпускной квалификационной работы.

Изучение идейно-художественной концепции писателя в повести «Ася» на гуманитарных факультетах академических лицеев республики Узбекистан не рассмотрены в выпускных квалификационных работах. Так как, на основе ГСО Республики Узбекистан творчество И.С. Тургенева изучается на 2 курсе, очевидна серьезная необходимость подробного изучения творчества поэта с выделением основных художественных особенностей её, что позволило бы приблизиться ещё к более глубокому анализу художественного мастерства И.С. Тургенева в жанре повести, и разрешило бы многочисленные противоречия в толковании творчества писателя. Это обусловливает актуальность выпускной квалификационной работы.

3 стр., 1302 слов

Характеристика и образ Господина Н.Н. из повести Ася Тургенева

... образ такого персонажа как Господин Н. Н. Раскрыв проблемы связанные с этим персонажем, он полностью строит для персонажа полный и обобщающий образ. Вариант 3 В повести "Ася" Тургенева ... Асю господин Н.Н не забудет никогда. Сочинение про Господина Н.Н. Произведение “Ася” рассказывает нам историю человека, которого автор называет Господин Н. Н. В ... темой творчества Блока является тема Родины. Образ ...

Объектом исследования является повесть «Ася» И.С. Тургенева.

Предметом исследования является идейно-художественная концепция писателя в повести «Ася».

Выбор изучаемого материала обусловлен потребностью выявить эволюцию творчества поэта. Стремление анализировать идейно-художественной концепции писателя в повести «Ася» определяет выбор материала исследования, в связи, с чем анализируются повесть «Ася».

Цели выпускной квалификационной работы.

Рассмотрение в данной выпускной квалификационной работе «Идейно-художественной концепции писателя в повести «Ася»« преследуют следующие цели:

  • выявление художественного своеобразия повести «Ася» И.С. Тургенева, которая, оставаясь общими для всего творчества писателя, приобретает неповторимое своеобразие с точки зрения жанровой формы, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и оригинальности «Аси» именно с точки зрения идейно-художественной концепции писателя;
  • раскрытие истории создания повести «Ася»;
  • выявление жанрового своеобразия повести «Ася»;
  • анализ художественных особенностей языка повести;
  • изучение идейно-художественных концепций писателя в повести;

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • выявить художественное своеобразие повести «Ася» И.С. Тургенева;
  • раскрыть истории создания повести «Ася»;
  • выявить жанровое своеобразие повести «Ася»;
  • анализировать художественных особенностей языка повести;
  • изучать идейно-художественных концепций писателя в повести;

— осмыслить место и роль творчества И.С. Тургенева в современной русской литературе, его причастность к наиболее значимым направлениям, художественным системам. Контекстуальное исследование предполагает определение различных родов связи между отдельными произведениями и целыми художественными системами.

Методологическая основа выпускной квалификационной работы. В выпускной квалификационной работе автором использовались теоретико-методологические разработки ведущих русских литературоведов, театроведов и эстетиков по проблемам изучения общих литературно-эстетических принципов Есина А.Б., Недзвецкого В.А., Шаталова С.Е., Эткинда Н.Г., Хетеши И.и других.

При выполнении выпускной квалификационной работы использованы методы историко-поэтического, структурного и сравнительного анализов.

Выпускная квалификационная работа выполнена на основе государственных стандартов образования Республики Узбекистан и соответствует современным требованиям выполнения.

Глава 1. Художественные особенности творчества И.С. Тургенева

И.С. ургенев — прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Он родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 году Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах, затем под руководством московских педагогов Погорельского, Дубенского и Клюшникова, позднее известного поэта. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 году он поступил в московский университет, а в 1834 году перевелся в Петербургский, где окончил в 1837 году словесное отделение философского факультета.

15 стр., 7098 слов

Повесть временных лет как историко-правовой источник

... есть пошла Русская земля». Однако, как показал А.А. Шахматов, «Повести временных лет» предшествовали иные летописные своды. Ученый приводит, в частности, следующий факт: «Повесть временных лет», сохранившаяся в Лаврентьевской, Ипатьевской ... лета, годы не занимали в них такого же важного места, как и самые события. В этом отношении, как и во многих других, наши летописи сходны не столько с писателями ...

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, «наставник старого века… не ученый, но по-своему мудрый». Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой. Однако интересы Тургенева еще не были сосредоточены на литературном творчестве. Он считал недостаточным полученное им университетское образование. Весной 1838 года Тургенев уехал за границу, его привлекал Берлинский университет. Овладев самыми свежими выводами современной философской науки, Тургенев в 1841 году возвращается в Россию. Первые 2 года на родине посвящены поискам будущего поприща. Сначала Тургенев мечтает о преподавании философии и сдает магистерские экзамены, давшие право на защиту диссертации и получение кафедры. Но путь к преподавательской деятельности оказывается закрытым в самом начале; надежды на восстановление кафедры философии в Московском университете, где Тургенев намеревался служить, нет. В конце 1842 года Тургенев хлопочет о поступлении на службу в министерство внутренних дел, занимавшееся тогда изучением вопроса о возможности освобождения крестьян. Готовясь к будущей должности, он составляет записку «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине», в котором пишет о необходимости серьезных перемен в хозяйственном и правовом положении крестьянского сословия. В 1843 году Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку.

В том же году публикуется поэма Тургенева «Параша», а чуть позже сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература становится для него главным делом жизни. Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся прозаические повести и рассказы «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1847).

Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию безденежье» (1846).

Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости. В 1843 году Тургенев познакомился с гастролировавшей в Петербурге знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. В 1845 году он на время последовал за нею во Францию, а вначале 1847 года уехал заграницу уже надолго. Отъезд вырвал Тургенев из привычной литературной и светской среды, новые условия жизни побудили его углубиться в себя и многое в себе переоценить. Он достигает настоящего профессионализма в своей писательской работе, его взгляды на искусство становятся более простыми и строгими. В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались давние впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское (летом и осенью 1846 г. Тургенев исходил с ружьем Орловскую, Курскую и Тульскую губернии).

15 стр., 7055 слов

«Кавказские годы жизни Л.Н.Толстого»

... свое первое произведение – повесть «Детство». С ее опубликованием сразу пришла писательская слава. Кавказ наложил глубокую печать на личность и талант Толстого. Толстой приехал на Кавказ уже захваченный глубочайшими духовными ... не было на голове шапки. Серьезный случай к перемене жизни, наконец, представился. В апреле 1851 года с Кавказа приехал старший брат Льва Николаевича, Николай; он служил ...

В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.

Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847 г., навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На протяжении пяти лет они появляются друг за другом на страницах «Современника», а в 1852 года автор выпускает их отдельным изданием. Тургенев пишет ряд повестей о людях, «выломившихся» из социальной среды, к которой принадлежат по происхождению и воспитанию. Этой теме посвящены «Дневник лишнего человека» (1850), «Два приятеля» (1853), «Затишье» (1854), «Переписка» (1854), «Яков Пасынков» (1856).

Герои этих повестей терпят неудачу в попытках заняться полезной деятельностью или найти личное счастье. Причиной драмы «Лишнего человека» Тургенев считал столкновение его духовных интересов и стремлений с отсталым российским общественным укладом. Тургенев долго не находит никаких оснований для надежды.

Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин» (1855), написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается осмыслить, завершившуюся эпоху, выделив самое важное в ней. Проблему «Лишнего человека» он видит по-новому. Рудин, герой романа наделен ореолом пророческой исключительности. Характер Рудина предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни.

В 1857 году правительство объявило о своем намерении освободить крестьян от крепостной зависимости. Тургенев летом 1858 г. возвратился в Россию из Европы и сразу окунулся в атмосферу общественного оживления. Он стал сотрудником Герцена, журнала «Колокол» и «Современник». В 1858 году он пишет повесть «Ася». Круг философских проблем отразился в его повестях «Фауст» (1856), «Поездка в Полесье» (1853-1857).

Одной из главных примет времени для Тургенева является процесс внутреннего освобождения личности. Тургенев все чаще обращается к мыслям о неповторимости человеческой индивидуальности и поискам нравственной опоры. В лирико-философских повестях 50-ых годов созревает мысль о спасительности «цепей долга», о самоотречении. Мысль эта получает широкое социально-историческое обоснование в романе «Дворянское гнездо» (1858).

12 стр., 5589 слов

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

... (1818 – 1883) Художник Никитин, Жизнь и творчество И.С.Тургенева в Москве Русский писатель. Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября (по старому ... же уютно и благополучно жили и Лежнев («Рудин»), и Литвинов («Дым»), и студенты – герои повести «Пунин и Бабурин». Уехал Тургенев из Москвы ... посетил древнюю русскую столицу. А в 1827 г. Тургеневы купили в Москве на углу Садовой-Самотечной улицы и Большого ...

В 1860 году Тургенев пишет роман «Накануне», который вызвал бурную разноречивую реакцию. Тургенев явно хотел объединения общественных сил России. Летом 1860 года Тургенев составил проект программы «Общество для распространения грамотности первоначального образования, которое не получило отклика у общественности». В феврале 1862 года И.С.Тургенев печатает роман «Отцы и Дети», где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о путях спасении России, который ведут герои, представляющие две основные партии русской интеллигенции. Программа либералов, защитником которой выступает Кирсанов, основана на высоких и благородных идеалах. Все осенено идеей прогресса, ведь речь идет о превращении России в подлинно цивилизованную страну. Идеалы этих людей безнадежно далеки от реальности, им не спасти страну от катастрофы. Либералам противопоставлен «Нигилист Базаров», в котором читатель без труда узнавал выразителя идей и настроения революционной молодежи. Базаров выражает эти идеи в самой крайней форме, провозглашает идею «Полного и беспощадного отрицания». По его мнению, мир должен быть разрушен до основания. Он категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, семейные связи, долг, право, обязанность. Философия Базарова это жесткая логика жизни борьбы. Базаров это человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, органически не способный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренний свободы, готовый идти к своей цели ни с чем не считаясь. Тургенев признает, что роль «Передового класса» переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Тургенев в романе показывает нарушение нормальной преемственности поколений: дети отказываются от наследия отцов, теряя связь с прошлым, с корнями своего бытия, отцы утрачивают естественную для их роли любовь к идущим на смену, старость и молодость перестают уравновешивать друг друга в общем течении жизни. Тема разобщенности поколений приобретает в «Отцах и детях» небывалую глубину, рождает мысль о возможно разрыве «связи времен», о разрушительном проникновении общественных противоречий в основании самой жизни. Идеал национального единства оставался главным для Тургенева во время работы над романом. Критика не приняла роман. Обиженный и разочарованный Тургенев уехал за границу и долго не писал. В 60-ых годах опубликовал небольшую повесть призраки (1864) и этюд «Довольно» (1865), где звучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностях. Почти 20 лет прожил он в Париже и Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.

В 1867 году завершает работу над романом «Дым». Роман наполняется сатирическими и публицистическими мотивами. Главным объединяющим началом становится символический образ «Дыма». Перед читателем жизнь, потерявшая внутреннюю связь и цель.

Весной 1882 года обнаружились первые признаки тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегчения страданий писатель продолжил работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть «Стихотворений в прозе». Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

4 стр., 1731 слов

Песня о любви, о земле, о жизни…» – повесть Чингиза Айтматова «Джамиля

... войну, семейные узы, тоску живого сердца, уроки жизни и непростой выбор... И, конечно, любовь, во всех ее проявлениях. Знакомство с произведением Айтматова получилось более чем удачным и, конечно ... землей, которые чтут предков, долг перед Родиной. В повести о любви есть и тема войны – ведь муж Джамили Садык на фронте, Данияр вернулся калекой, а женщины вынуждены выполнять ...

И.С. Тургенев на протяжении всего своего творчества разрабатывал жанр повести, но наиболее известными стали его любовные повести: «Ася», «Первая любовь», «Фауст», «Затишье», «Переписка», «Вешние воды». Их также часто называют «элегическими» — не только за поэзию чувства и красоту пейзажных зарисовок, но и за характерные мотивы, из лирических становящиеся сюжетными. Вспомним, что содержание элегии составляют любовные переживания и меланхолические раздумья о жизни: сожаление о прошедшей молодости, воспоминания об обманувшем счастье, печаль о будущем, как, например, в пушкинской «Элегии» 1830 года («Безумных лет угасшее веселье…»).

Эта аналогия тем более уместна, что Пушкин был для Тургенева важнейшим ориентиром в русской литературе, и пушкинские мотивы пронизывают всю его прозу. Не менее важной была для Тургенева немецкая литературная и философская традиция, прежде всего в лице И.В. Гете; не случайно действие «Аси» происходит в Германии, а следующая тургеневская повесть называется «Фауст».

Реалистический метод (детально точное изображение действительности, психологическая выверенность характеров и ситуаций) органично сочетается в элегических повестях с проблематикой романтизма. За историей одной любви прочитывается масштабное философское обобщение, поэтому и многие детали (реалистические сами по себе) начинают отсвечивать символическим смыслом.

Цветение и средоточие жизни, любовь понимается Тургеневым как стихийная, природная сила, которой движется мироздание. Поэтому ее осмысление неотделимо от натурфилософии (философии природы).

Пейзажи в «Асе» и других повестях 50-х годов не занимают большого пространства в тексте, но это далеко не просто изящная заставка к сюжету или декорация заднего плана. Бесконечная, загадочная красота природы служит для Тургенева неоспоримым доказательством ее божественности. «Человек с природой связан «тысячью неразрывных нитей: он сын ее». Любое человеческое чувство имеет в природе свой исток; в то время как герои любуются ею, она незаметно направляет их судьбу.

Следуя пантеистическому пониманию природы, Тургенев рассматривает ее как единый организм, в котором «все жизни сливаются в одну мировую жизнь», из чего «выходит общая, бесконечная гармония», «одна из тех «открытых» тайн, которые мы все и видим и не видим». Хотя в ней, «кажется, всё живет только для себя», в то же время все «существует для другого, в другом только достигает своего примирения или разрешения»- это и есть формула любви как сущности и внутреннего закона природы. «Ее венец — любовь. Только через любовь можно к ней приблизиться…» цитирует Тургенев «Фрагмент о природе» Гете.

Как и все живое, человек, наивно почитает себя «средоточием вселенной», тем более что он единственный из всех природных существ обладает разумом и самосознанием. Он очарован красотой мира и игрой природных сил, но трепещет, осознавая свою обреченность смерти. Чтобы быть счастливым, романтическому сознанию нужно вобрать в себя весь мир, насладиться всей полнотой природной жизни. Так Фауст из драмы Гете в знаменитом монологе мечтает о крыльях, глядя с холма на заходящее солнце:

11 стр., 5036 слов

Моё прочтение «аси» (по одноименной повести тургенева)

... Тургенев «Ася» Наше сочинение на тему «Мое прочтение повести Ася» мы начинаем с краткой биографии. К слову, это самое распространенное вступление сочинений ... знакомится так же с русскими путешественниками: братом и сестрой. ... к себе и окружающим и смогла продолжить искать свой путь в этой жизни. Его героиня не слабая и беспомощная, как кажется на ... может найти себе друзей. Асе исполнилось семнадцать лет, и ...

О, дайте крылья мне, чтоб улететь с земли

И мчаться вслед за ним, в пути не уставая!

И я увидел бы в сиянии лучей

У ног моих весь мир: и спящие долины,

И блеском золотым горящие вершины,

И реку в золоте, и в серебре ручей. <…>

Увы, лишь дух парит, от тела отрешась, Нельзя нам воспарить телесными крылами!

Но подавить нельзя подчас

В душе врожденное стремленье —

Стремленье ввысь… (пер. Н. Холодковского)

Ася и Н.Н., любуясь с холма долиной Рейна, так же жаждут воспарить от земли. С чисто романтическим идеализмом герои Тургенева требуют от жизни всего или ничего, томятся «всеобъемлющими желаниями» («- Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели … Так бы и утонули в этой синеве … Но мы не птицы. — А крылья могут у нас вырасти, — возразил я. — Как- — Поживите — узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли»).

В дальнейшем мотив крыльев, многократно повторяясь в повести, становится метафорой любви.

Однако романтизм самой своей логикой предполагает недостижимость идеала, поскольку противоречие между мечтой и реальностью неразрешимо. Для Тургенева это противоречие пронизывает саму натуру человека, который есть одновременно и природное существо, жаждущее земных радостей, «счастья до пресыщения», и духовная личность, устремленная к вечности и глубине познания, как это формулирует Фауст в той же сцене:

… две души живут во мне

И обе не в ладах друг с другом.

Одна, как страсть любви, пылка

И жадно льнет к земле всецело,

Другая вся за облака

Так и рванулась бы из тела. (пер. Б. Пастернака)

Отсюда проистекает губительная внутренняя раздвоенность. Земные страсти подавляют духовную природу человека, а воспарив на крыльях духа, человек быстро осознает свою слабость. «Помните, вы вчера говорили о крыльях?.. Крылья у меня выросли да лететь некуда», — скажет Ася герою.

Поздние немецкие романтики представляли страсти как внешние, часто обманчивые и враждебные человеку силы, игрушкой которых он становится. Тогда любовь уподоблялась року и сама становилась воплощением трагического разлада между мечтой и действительностью. По Тургеневу, мыслящая, духовно развитая личность обречена на поражение и страдание (что он показывает и в романе «Отцы и дети»).

«Асю» Тургенев начал летом 1857 года в Зинциге на Рейне, где и происходит действие повести, и закончил в ноябре в Риме. Интересно отметить, что «Записки охотника», прославившиеся изображением русской природы и типами национального характера, Тургенев писал в Буживале, в имении Полины Виардо под Парижем. «Отцы и дети» сочинялись им в Лондоне. Если пролеживать далее этот «европейский вояж» русской литературы, то окажется, что в Риме же появились на свет «Мертвые души», «Обломов» писался в Мариенбаде; роман Достоевского «Идиот» — в Женеве и в Милане, «Бесы» — в Дрездене. Именно эти произведения считаются наиболее глубоким словом о России в литературе XIX века, и по ним европейцы традиционно судят о «загадочной русской душе». Игра ли это случая или закономерность?

2 стр., 713 слов

Испытание любовью в повести «Ася» (И.С. Тургенев)

... прелестью. Описывая героиню, Тургенев употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчики, ручка, худенькая. Тургенев обращает ... героя говорит и трепетное отношение к запискам и веточке герани, подаренной Асей, которые он хранит всю жизнь. Рассказчик смирился, что потерял Асю, он убедил себя в ... Он всю жизнь чего-то боялся, поэтому не сбылись его лучшие надежды. «Ася» – повесть не ...

Во всех названных творениях, так или иначе, ставится вопрос о месте России в европейском мире. Но редко в русской литературе встретишь повесть о современности, где само действие происходит в Европе, как в «Асе» или в «Вешних водах».

1.1 История создания повести «Ася»

Повесть «Ася», одно из самых лиричных произведений И.С.Тургенева, впервые была опубликована в журнале «Современник» (1858. — №1) с подзаголовком «Рассказ Н.Н.». На обложке чернового автографа Тургенев точно датировал свою работу: «Ася. Рассказ. Начат в Зинциге на берегу Рейна 30-го июня/12 июля 1857 в воскресенье, кончен в Риме 15/27-го ноября того же года в пятницу».

В этом произведении Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде. Эта повесть знаменовала собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса и именно в этот период Тургенев постепенно занимает одно из ведущих мест в русской литературе.

Повесть «Ася» произвела на современников чрезвычайное впечатление и породила массу откликов, писем и статей, которые послужили созданием вокруг повести особого политического мифа. Среди публикаций наибольшую известность приобрела статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous»(«Атеней», 1958.- № 18), которая была наиболее ярким политическим выступлением революционной демократии против либерализма.

В большинстве работ внимание сосредотачивалось на личности главного героя, господина Н.Н., как представителя «лишних людей». Характеристика Аси занимает значительное место в статье Д.И. Писарева «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» («Русское слово», 1861.- Кн.12).

Демократу Ася представляется образцом «свежей энергической девушки». «Ася — милое, свежее, свободное дитя природы» Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова// Писарев Д.И. Сочинения в 4 томах Переиздание..-Т.1.-М., 1985.-С.249.,-пишет он, и, противопоставляя ее испорченным светским воспитанием девицам, подвергает критике всю дворянскую систему воспитания. Писарев считает, что подобные характеры доказывают необходимость общественной эмансипации женщины, ибо служат подтверждением того, какие необъятные творческие и нравственные силы таятся в женщине. Критик особенно ценит в Асе то, что она «умеет по-своему обсуждать свои собственные поступки и произносить над собою приговор» там же. С.251.. Этой самобытности, самостоятельности мысли и поведения Писарев не находит у героя повесит, который кажется ему представителем «золотой середины», носителем дворянского общества.

Впоследствии «Ася» оставалась одним из любимых произведений демократических читателей. При этом некоторые из них, следуя за Чернышевским, видели основной смысл этой повести в политическом осуждении либерального дворянина; другие — напротив, рассматривали ее как произведение, в котором торжествует чисто лирическое начало

Рассматривая критику того периода, Е.Г. Эткинд См. Эткинд Н.Г. Двойной человек («Ася»)// Эткинд Н.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь: Очерки психопотики русской литературы XVIII-XIX веков.-М., 1999.-С.169-213. не отрицал справедливости замечаний революционеров-демократов при условии, если бы у повести Тургенева была бы «социально-политическая сторона». По его мнению, критики, «повсюду искавшие обличения российского либерализма», «навязали тургеневской повести важный для них общественно-политический смысл». «В талантливой, но несправедливой статье …Чернышевский обрушился на героя «Аси», г-на Н.Н., как на типичного представителя современного ему бесхребетного либерализма», подчеркнув в герое дряблость натуры и неспособность к решительной борьбе». «Писарев … обнаружил в характере Аси все необходимые обоснования для феминистического движения, а в Н.Н. — представителя «золотой середины», носителем морали дворянского общества, живущего чужими идеями, которых он «не может осилить и переварить». Но «…обостренный интерес к социально-политической стороне проблематики повести, был вполне закономерен в годы революционной ситуации» Примечания к повести «Ася»//Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. — Т.7.-М.-Л., 1984.-С.437..

Действие повести разворачивается за границей, в провинциальной Германии, где случайно встречаются русские туристы: молодой господин Н.Н. и девушка Ася со своим братом.

В роли повествователя выступает сам участник событий: 45-летний господин Н.Н., который вспоминает историю, случившуюся в его молодость («мне было тогда лет двадцать пять» Здесь и далее цитаты по: Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. — Т.7.-М.-Л., 1984.-С.71-122.).

Таким образом, событие и повествование о нем относятся к разным временным планам. Эта форма повествования ограничивает возможности авторского психологического анализа, но дает возможность для непосредственного самоанализа и самораскрытия: Н.Н. постоянно комментирует свои переживания, глядя на себя — после многих лет — со стороны. Его видение, таким образом, более объективное, но в то же время, и более лирическое, элегическое.

Господин Н.Н. путешествует, по его собственным словам, «без всякой цели, без плана». Ему незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, — его собственное хотение. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись — я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом». Неброский ландшафт привлекает его во время путешествия гораздо более так называемых «достопримечательностей». В путешествии им движет желание видеть новые лица, именно лица: «Меня занимали исключительно одни люди; я ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания…»

Маленький немецкий городок З., где, ища уединения после любовной неудачи с «одной молодой вдовой» остановился Н.Н., привлек его своей простотой, тем, что в нем нет ничего «величественного» и «сверхинтересного», а более всего — своей умиротворенностью, которая чувствуется во всем. Не случайно автор описывает его в ночное время суток, когда городок «чутко и мирно» дремлет. Иной темп жизни имеет другой город Л., который расположился на противоположном берегу Рейна. Там нет и следа от той тишины, что характерна для З. На площади развеваются флаги, играет громкая музыка. Несмотря на то, что герою повести больше сродни спокойствие, его притягивает и иной ритм жизни: «все это, радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед — куда бы то ни было, лишь бы вперед, — это добродушное раздолье меня трогало и поджигало». Немаловажен тот факт, что именно здесь, на «празднике жизни», Н.Н. знакомится с Гагиным и его сестрой Асей.

Общее для героев — их национальность, осознание себя единственными русскими на чужбине, — делает первые моменты их знакомство наиболее трогательными и теплыми. Хотя герои Тургенева и имеют национальную, историческую, социально-бытовую определенность, но это люди, духовно переросшие свой сословный быт и круг и свободные от традиционных норм и отношений (у Аси это дополнительно мотивировано ее происхождением).

Распад сословно-патриархальных связей на рубеже 50-60 годов и роста личностного сознания и ценностей нашли отражения в бесприютном состоянии героев: Ася «никак не хотела подойти под общий уровень», мечтала «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг», «избегал русских» за границей и Н.Н. Недзвецкий В.А. Любовь-крест-долг…//Известия АН. Сер. Литературы и языка.-1996.-Т.55.-№2.-С.19.

Тургенев отказывается от использования в экспозиции динамического способа развертывания характера, заменяя его прямой описательной характеристикой. Автор вводит героев без предварительных описаний и сразу ставит в обстановку острых жизненных ситуаций, обращаясь к приему предварения или раскрытия личности, не распространенного, но психологически выразительного.

Художника Гагина и Асю читатель видит с точки зрения господина Н.Н., т.е. с внешней позиции по отношению к этим персонажам. В первых шести главах, составляющих экспозицию, можно узнать о брате и сестре только то, что знает о них герой. Он описывает внешность, поведение, слова и жесты Гагина и Аси. Рассказчик не знает Аси и видит лишь странность, капризность, загадочность и противоречивость ее натуры. Именно через оценку и отношение господина Н.Н. происходит знакомство читателей с Асей.

Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой «тургеневской девушки». В облике героинь Тургеневу всегда были важны личное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что-то свое, особенное в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…». За совместным ужином Н.Н. отмечает особенности в поведении Аси, которая вела себя не так, как должна держаться благовоспитанная светская барышня в присутствии гостя: «Ни одно мгновенье, он ни сидела смирно: вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала в полголоса, часто смеялась…». Быстрота и подвижность — главные черты облика героини. «Я не видал существа более подвижного», — признается Н.Н.

Натура художественная, романтическая Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. Об этом говорит и выбор места жительства: брат и сестра поселились за городом в «небольшом домике», стоявшем «на самом верху горы», и не устают восхищаться прелестью окружающей обстановки; и ее крик Н.Н.: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!». Но, там где Ася видит лунное сияние, ассоциирующееся с поэзией и светом любви, рассказчику открывается лишь непроницаемая чернота волн. И этот двойной угол зрения на пейзаж углубляет образ героини и обнаруживает различие в мировосприятии героев.

Ася не приемлет никаких условностей, не выверяет свои действия в соответствии с канонами этикета и остается всегда самобытной. В наивности и непосредственности поведения героини есть порыв к чему-то важному, настоящему, что должно составлять суть человеческого бытия.

Характер героини соткан из противоречий и крайностей. Все ее свойства и черты даны в предельном выражении. Таковы, прежде всего, ее искренность и прямота, которые сразу же смущают Н.Н. Смущает окружающих и максимализм всех ее чувств и желаний. Мечты о любви сливаются с идеалом жертвенного героизма, с мыслью о молитве, о трудном подвиге, и, в конце концов, — с тоской по чему-то запредельному. Эти черты «великой души» (как у пушкинской Татьяны, с которой Ася явно соотнесена) обнаруживают народный, и иногда и простонародный колорит.

Не случайно общение с этой «переполненной жизни девочкой» заставляет героя по-новому взглянуть на себя самого. Мир в буквальном смысле расцвечивается для него новыми красками. Даже запахи воспринимаются героем теперь как-то иначе. «Сильный, знакомый», «степной запах» конопли внезапно напомнил ему о родине. Эта совершенно «русская девушка», сама того не подозревая, помогла герою повести осознать собственную неприкаянность. Впервые за годы молодости он испытывает сожаление оттого, что так бессмысленно растрачивает в скитаниях свои силы: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?»

В поведении героини присутствуют некие элементы театральности. В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему усмотрению. Наиболее показателен в этом плане эпизод с цветком герани, где брошенная ветка — это своего рода приглашение принять «условия игры». Но, придавая своему облику и манерам черты то одного, то другого персонажа, Ася никогда не переигрывала. Она искренна и органична в своих «ролях». Она играет подобно тому, как играют дети или гениальные натуры, всецело отдаваясь роли, увлекаясь «сценическим образом» и перенося воображаемое в действительность.

С любопытством наблюдая за перевоплощениями героини, проделки которой иногда превосходят самые смелые ожидания Н.Н., отмечает в девушке «что-то напряженное, не совсем естественное». Он называет ее «хамелеоном», «полузагадочным», «привлекательным, но странным существом». Загадочность, необъяснимость, непредсказуемость становятся лейтмотивом образа Аси. Эта «загадочность» и «непредсказуемость» возникает оттого, что девушка более свободна от условностей, чем герои-мужчины. У Аси это связано с природной пылкостью натуры («У ней ни одно чувство не бывает впловину», — говорит о ней Гагин), с ее происхождением (Ася незаконнорожденная).

Она требовательна к себе и нуждается в помощи для осуществления своих стремлений. «Скажите мне, что я должна читать? Скажите, что я должна делать?», — спрашивает она у Н.

Время в повести течет неровно. Писатель выхватывает из жизни героев определенные эпизоды, соответствующие разным стадиям любовной истории. Первый период включает в себя три дня. Эта стадия знакомства, неосознанного влечения. Любви бесконечной, как поток, жаждут герои «Аси». «Я еще, — говорит Н.Н.,- не смел назвать его по имени, но счастья, счастья до пресыщения — вот чего хотел я, вот о чем томился…».

Развитие настоящего чувства движется странными скачками, через несуразные, необъяснимые противоречия. Ася лазает по скалам, усаживаясь на опасном камне над крутизной: «…стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе, но я с неприязненным чувством посматривал на нее. Уже накануне я заметил в ней что-то напряженное, не совсем естественное…Ее движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался ее легкостью и ловкостью». «Экая сумасшедшая!» — восклицает Гагин, увидев сестру, примостившуюся на развалинах прямо над пропастью. Но к чувству его восхищения присоединяется немалая доля досады, потому что он отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием. Не случайно Гагин, зная сестру, предупреждает: «Не дразните ее…, она, пожалуй, еще на башню взберется».

Господин Н.Н., встретив Асю, скоро позабыл красивую и умную «молодую вдову», которая предпочла молодому человеку «краснощекого баварского лейтенанта». Однако господин Н. не доводит до своего сознания значения этого мотива, не отдает себе отчета в своем чувстве и в чувстве Аси. Неосознанный внутренний пыл, а потом рождающаяся первая любовь служат причиной и противоположных настроений Аси, волнение ее чувств удивляет и ее самое. В то время как герой не стремится к разгадыванию своих чувств, Ася, напротив, стремится понять таинственный процесс, происходящий в ее душе.

После возвращения героя из трехдневного путешествия в горы у него происходит разговор с Гагиным. Заметив внезапные перепады настроения сестры, переход от смеха к слезам; ее уверения, что она его «одного любит», насторожили Гагина. В откровенной беседе он рассказал господину Н.Н. историю жизни Аси. Видя взаимный интерес молодых людей, Гагин указывая на нравственный максимализм и импульсивность натуры девушки («… у ней ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит!», на высокую требовательность в выборе предмета любви («Они-то (петербургские молодые люди») ей и не нравились вовсе. Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек…»).

Хотя непосредственное сознание Аси не обнажается, тем не менее, чувства девушки захватывают благодаря передаче их через внешнее движение. При раскрытии личности Аси Тургенев обращается к приему замедленной, развернутой экспозиции образа через восприятие и оценку окружающих. Главным способом создания образа Аси являются сцены драматического действия в сочетании с рисунком жестом, мимических изменений лица, внешне выражающих движение чувства и настроения. Так, создав некоторое представление о внешнем, духовном облике Аси, ее образ выразительно раскрывается в рассказе Гагина о ее биографии.

Но история Аси сообщается уже после первого хоть эскизного, но драматического раскрытия героев. Биографическое отступление очень содержательно: оно способствует раскрытию характера в его социально-исторической сущности, в его индивидуальном своеобразии. Хотя мы видим Асю и в дальнейшем с позиции Н.Н., эта позиция оказывается уже не внешней, потому что раскрываются черты внутреннего мира героини. Пока господин Н. в начале произведения видит ее «извне», бросаются в глаза ее странности, необычные жесты. Рассказ Гагина о ней уже приближает читателей к пониманию ее внутреннего мира, и это дает почувствовать возможность трагического финала.

В.М. Маркович отмечает в характере Аси переплетения «с нравственно-психологическими аномалиями, напоминающими о героях и героинях Достоевского. Наиболее очевидная из них — сочетание ущемленности и неистребимой гордости, которое перерастает в мучительное противоречие между стремлениями к самоутверждению и … ощущением собственной неполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое Ася тоже воспринимает подобно героиням и героям Достоевского — как несправедливость абсолютно неисправимую, обрекающую ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда вырастают новые мучительные противоречия: «… она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею. Отсюда же — предельная напряженность душевной жизни и эксцентричность поведения Аси. И в особенности — необузданность ее переживаний и поступков» Маркович В.М. «Русский европеец» в прозе Тургенева 1850-х годов // Памяти Григория Абрамовича Бялого.-СПб., 1996.-С.24-42.. Отсюда и ее лицедейство, которое сродни сложному процессу самопознания и самопостроения личности.

Господин Н.Н., многое поняв в характере девушки, испытывает невероятное облегчение. Былое раздражение сменилось живостью и готовностью к взаимопониманию. Ася предстает теперь перед героем не во внешней привлекательности и необычности облика, а в неповторимой индивидуальности ее драматической судьбы. Внутренний мир героини теперь уже не отталкивает молодого человека своей сложностью и непонятностью: «Теперь я многое понимал в ней, что прежде сбивало меня с толку: ее внутренне беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться — мне все стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде», «ее душа мне нравилась», и далее: «Я чувствовал, что ее образ… втеснился мне в душу».

Первый серьезный разговор Аси и Н.Н., представляющий собою завязку, впервые «обнаруживает ту их внутреннюю духовную общность, которая и становится питательной почвой для зарождающегося чувства» Курляндская Г. Метод и стиль Тургенева — романтиста. — Тула, 1967.-С.207.. Беседа героев отличается от предыдущего общения отсутствием прежней натянутости: впервые девушка отваживается поделиться сокровенными мыслями, заветными желаниями и даже со всей искренностью дать объяснение своим «странностям» («Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня… по тому, что я делаю»)

В воображении Аси возвышенные человеческие стремления, высокие нравственные идеалы не противоречат надежде на осуществления личного счастью, напротив, они предполагают друг друга. Зародившаяся, хотя еще и не осознанная любовь помогает ей в определении своих идеалов. Стремление ощутить восторг полета, самозабвенное упоение вальсом являются лирическими выражениями желания счастья и полноты жизни. Ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности. Ася уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг» — по силам любому человеку. Н.Н. давно разуверился в подобных вещах и, хотя на вопрос героини: «А разве это невозможно?» — он отвечает: «Попытайтесь», про себя же с грустной уверенностью констатирует: «Невозможно…»

Глубинный смысл высказывания рассказчика о крыльях, которые могут вырасти у человека, выходит за рамки любовной тематики, вбирая в себя общефилософское содержание. Окрыленностью может быть и способность человека воспарить над обыденностью, и поэтическая мечтательность, и преобладание возвышенно-романтического мировоззрения над рассудочностью и прагматизмом. Метафора эта настолько понятна и близка Асе, что она тут же «примеривает» ее к себе («Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в ее устремленности к возвышенно-идеальному. На мгновенье героям удалось-таки «взлететь». Плавные звуки ланнеровского вальса словно приподняли их над землей. Музыка и танец раскрепощают героев. Ася становится «мила и проста», исчезает ее угловатость, и сквозь «девический строгий облик» проступает «что-то мягкое, женское». Даже Н.Н. веселится как ребенок.

Именно образ вальса, которым завершается IX глава, является пластическим воплощением возможного духовного сближения героев. Как отметил В.А. Недзвецкий: «В своем пафосе беспредельности и бессмертия любовь тургеневских героев сродни советршенным явлениям искусства… Поэтому классические произведения искусства не только поясняют развитие и драму чувств,.. но и в огромной мере стимулируют их возникновение» см. Недзвецкий В.А. Любовь-крест-долг…//Известия Академии наук. Сер. Литературуры и языка.-1996.-Т.55.-№2.-С.20.. Знакомство героев происходит по вальс, который кажется в квартире Гагиных «слышнее», «слаще и нежнее». Спустя две недели Н.Н. там же читает роман Гете «Герман и Доротея», сообщая, что «Ася сперва все только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца». В другой раз герой читает Гагиным «из Онегина», в связи с которым Ася позднее заметит: «А я хотела бы быть Татьяной…». И едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася ассоциируется у Н.Н. то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гете.

Любовь там же как явление жизни природы подчинена тем же загадочным силам. Ася не осознает в себе капризной игры таинственных сил, и отчасти этим вызваны частые изменения ее настроений. Бессознательно она стремится к полноте жизни, не зная, что это — по концепции автора — недостижимо. Страстный танец Аси выражает именно это желание счастья. Когда же она осознает, что влюблена, новое чувство бременем ложится на ее душу. Тургенев выражает это опять только при помощи психологии: «… хотите, я, по-вчерашнему, сыграю вам вальс?» — спрашивает Гагин. «- Нет, нет, — возразила Ася и стиснула руки, — сегодня ни за что!.. — Ни за что, — повторила она, бледнея». Между «вчера» и «сегодня» появляется огромное психологическое расстояние, за это время Ася осознает свое чувство. Ведь именно его подразумевает Ася, когда на следующий день делает косвенное признание Н.Н.: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда». Большое чувство заставило героиню резко повзрослеть, вырасти как личность. Все поведение Аси во время этой встречи было, в сущности, невысказанным признанием в любви: «Я все буду делать, что вы мне скажете..», сетования на то, что «никогда нельзя сказать всей правды», беспокойство: «Ведь вам не будет скучно со мной?», ребячески искреннее «честное слово» «говорить правду, умоляющий вопрос: «Если б я вдруг умерла, вам было бы жаль меня?»

«Пробудившись, любовь героев захватывает их с силой природной стихии, которой невозможно противиться. Потребность в вечной и неугасающей любви подобна у героев Тургенева тому властному проявлению жизненной воли, которая, согласно немецкому философу А. Шопенгауэру, заложена в человеческую личность самой природой». Недзвецкий В.А. Любовь-крест-долг…//Известия Академии наук. Сер. Литературы и языка.-1996.-Т.55.-№2.-С.20.

Но если они не в состоянии противиться такому чувству, то и сделать его вечным, им не дано. Как не дано увековечить молодость, как не дозволено человеку уравняться с источником всего и прекрасного на земле — природой. Сознание роковой для лучших упований личности несоразмерности итожится повесть «Ася». «Так, — сказано в последней ее фразе, — легко испарение ничтожной травки переживает все радости и горести человека — переживает самого человека».

В «Асе» природа — могучий Рейн, соседствующие с немецкими городками З. и Л. горы — и даже космос в виде столба лунного света над рекой образуют сверхчеловеческие координаты отношений героев. В повести есть прямое уподобление чувства героини этой стихии: оно пришло к ней «так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза».