Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей

Дипломная работа

I. Введение

Театральная деятельность играет важную роль в развитии детей, благодаря возможности эмоционального воздействия напрямую на человека. В отличие от других видов искусства, театр предлагает участие в творческом процессе, призывая зрителей быть «сотворцами», оказывая на них непосредственное воздействие (К. С. Станиславский).

Театр создает эффект присутствия, заставляет зрителя ощущать, что все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени реальной жизни. Именно поэтому театр называют «живым искусством», доступным даже детям.

Социальные изменения также вносят новые требования к формированию детей перед поступлением в школу. Развитие творческих способностей является одним из них.

Творческие способности являются важной составляющей развития личности. Психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие отмечают, что художественно-творческие способности основываются на общих возможностях. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, думать, обобщать, то у него, как правило, высокий уровень интеллекта. Ребенок с такими умениями может быть одарен и в других сферах: художественной, музыкальной, социальной (лидерство), спортивной, творческой, где он обладает способностью генерировать новые идеи. Отечественные и зарубежные психологи, анализируя свойства и качества творческой личности, выделяют общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мышления и оценок, особая чувствительность.

Искусство театра объединяет музыку, танец, живопись, риторику и актерское мастерство в едином процессе, предлагая средства выражения, которые есть в отдельных видах искусства. Таким образом, театр способствует развитию целостной творческой личности и обеспечивает достижение целей современного образования. Театр – это игра, волшебство и сказка!

Театрализованная деятельность и ее связь с развитием речи

Театрализованная деятельность тесно связана с совершенствованием речи у детей. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний, активизируется словарь ребенка и совершенствуется звуковая культура его речи, а также ее интонационный строй.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств и глубоких переживаний у ребенка. Она способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, позволяя ему сочувствовать персонажам и сопереживать разыгрываемым событиям.

3 стр., 1316 слов

Своеобразие творческой деятельности ребёнка. Психологическая ...

... действиями (ребенок действует, как в реальной ситуации). Изображение, речь и игра у дошкольников в процессе изобразительной деятельности слиты в единое неразрывное целое. Психологическая готовность реб ... с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Своеобразие творческой изобразительной деятельности дошкольников заключается прежде всего в том, что маленький ребенок, включаясь в процесс ...

Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию сжатости и развитию чувствования и художественного воображения проходит через игру, фантазирование и сочинительство. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, она приобщает его к духовному богатству.

Постановка сказки заставляет ребенка волноваться и сопереживать персонажу и событиям. В процессе сопереживания формируются определенные отношения и моральные оценки, которые просто сообщаются и усваиваются. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству».

Театрализованная деятельность и развитие личности ребенка

Театральная деятельность играет уникальную роль в развитии художественно-творческих способностей детей и формировании их личности. Для достижения этих целей требуется использование иной технологии и комбинации театральных методик в педагогическом процессе.

На данный момент театрализованная деятельность не является частью системы организованного обучения детей в детском саду. В основном, педагоги используют ее для развития творческого потенциала детей и как инсценировку к праздникам. В повседневной жизни она применяется достаточно бессистемно и эпизодически, чтобы сделать жизнь детей в группе более увлекательной и разнообразной.

Однако театрализованная деятельность обладает большим потенциалом для решения различных задач, связанных с речевым, социальным, эстетическим и познавательным развитием ребенка. В настоящее время эти задачи решаются в процессе организованного обучения, но потенциал театральной деятельности остается неиспользованным.

В настоящее время вопрос использования педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка становится всё более актуальным. Современная педагогическая наука рассматривает образование как воспроизведение духовного потенциала человека и предлагает различные сферы образовательного воздействия на детей. Одной из таких сфер является искусство, которое способствует формированию социально-эстетической активности личности. Исследователи, занимающиеся проблемами дошкольного образования, считают, что синтез искусств наиболее эффективно способствует раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала.

Актуальность

Существует множество подходов к решению проблем, связанных с развитием детей старшего дошкольного возраста, которые часто мало согласуются друг с другом. Исследователи выделяют различные факторы, влияющие на формирование личностного потенциала, а также разнообразные критерии, характеризующие уровень его развития в контексте ведущей деятельности.

Цель исследования — определить роль театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой

Объект исследования — процесс развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

30 стр., 14942 слов

Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном ...

... дети старшего дошкольного возраста, количество детей -19. Практическая значимость исследования - разработанная авторская программа по организации театральной деятельности «Театральные логоминутки» может быть рекомендована воспитателям и логопедам для использования в коррекционно-речевой работе по развитию речи у детей дошкольного ...

Предмет исследования — театрализованная деятельность как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели формулируются следующие задачи:

  1. Проанализировать методическую и историческую литературу по данной теме.
  2. Изучить уровень развития творческих (актерских) способностей.
  3. Изучить роль театрализованной деятельности в развитии актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.
  4. Провести опытно-экспериментальную работу, подтверждающую влияние театрализованной деятельности на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

Театрализованная педагогическая творческая деятельность детей дошкольного возраста является одним из способов развития их творческих способностей. Для более глубокого понимания этого процесса проводится анализ психолого-педагогической, методической и другой научной литературы, которая посвящена данной теме.

Изучение и обобщение педагогического опыта также является важным этапом исследования. Интересуются методами и приемами, которые применяют педагоги в своей работе с детьми, исследуются результаты, достигаемые через театрализованную педагогическую деятельность.

Беседы с педагогами, наблюдение за их работой, изучение детских творческих работ позволяют получить более полное представление о том, как театрализованная деятельность влияет на развитие творческих способностей детей. Также проводится анкетирование, чтобы выяснить мнение и отзывы педагогов и родителей об эффективности театрализованной педагогической деятельности.

Один из основных методов исследования в этом случае – это педагогический эксперимент. Он позволяет проверить гипотезы и оценить эффективность применяемых методов и приемов при театрализованной педагогической деятельности. Для более точных результатов используются методы математической статистики, которые позволяют провести анализ полученных данных и сделать выводы.

Таким образом, для изучения влияния театрализованной педагогической творческой деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста применяется система методов, состоящая из анализа литературы, изучения педагогического опыта, бесед, наблюдений, изучения детских творческих работ, анкетирования, педагогического эксперимента и методов математической статистики.

Результаты исследования

Проведенное исследование представляет собой анализ двух основных видов деятельности – воспроизводящей или репродуктивной и творческой деятельности. Первый вид деятельности тесно связан с памятью человека, заключаясь в повторении уже ранее выработанных приемов поведения и действий. Второй же вид деятельности, являющийся творческим, имеет целью создание новых образов и действий на основе творческих способностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности являются индивидуальными особенностями качества человека, оказывающими влияние на успешность выполнения им различных видов творческой деятельности. Творчество может проявляться не только в художественных направлениях, но также в технической, математической и других областях человеческой деятельности.

5 стр., 2145 слов

Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...

... творческих способностей учащегося. Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала. Школьное сочинение- это особый род творческой деятельности. ... искать формы и приёмы работы со способными детьми, развивать их творческую индивидуальность. А ведь задача воспитания творческой, самостоятельно мыслящей и действующей ...

В отношении детей в театрально-игровой деятельности, творчество проявляется в трех основных направлениях: сюжетной интерпретации заданного сюжета, исполнительских способностях (речевых и двигательных), а также оформленнии (декорациях, костюмах и прочем).

Эти направления часто объединяются, позволяя детям развивать свои творческие способности и участвовать в театральных постановках.

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Дошкольное детство считается благоприятным периодом для развития творческих способностей у детей. Изучение психологических исследований показало, что в возрасте дошкольников формируется любопытство и желание узнавать мир вокруг себя. Кроме того, в этом возрасте дети проявляют больше интереса к театрализованной деятельности.

Роль семьи и педагогического процесса

Структура театрализованной деятельности у детей формируется в семье и в ДОУ. Семья, как правило, является первым местом, где дошкольник начинает заниматься художественной деятельностью. Родители должны поддерживать интерес ребенка, стимулировать его, помогать и рекомендовать определенные действия. Педагогический процесс в ДОУ дополняет воспитание дома. Здесь дети также занимаются художественной деятельностью в форме театрализованных игр, на уроках вокала, музыке, танцах, театральных постановках и пр.

Эффект от театрализованной деятельности

Сведения психологических исследований позволяют сделать вывод о том, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на воспитание у детей творческих способностей и индивидуальности. Наиболее отчетливые результаты прослеживаются у детей старшего дошкольного возраста. Здесь дети переживают сильные эмоции, учатся анализировать поведение и поступки героев литературных произведений, самостоятельно придумывают сюжеты для спектаклей, делают другие творческие шаги. В результате такой деятельности, у детей формируются установки, основанные на санкции, чувству ответственности, уменьшению стереотипов и повышение актерской мастертости.

Формы организации театрализованной деятельности

Важным фактором, который влияет на эффективность театрализованной деятельности, является форма организации. Одними из наиболее привлекательных для детей являются творческие игры. На этой стадии ребенок получает возможность иметь возможность полно проявлять свой творческий потенциал. В рамках данной игровой формы, дети имеют возможность продолжительное время реализовывать свои идеи, выбирать персонажей, являющихся их героями и создавать соответствующие образы. Помимо творческих игр, используются театральные постановки, танцы и вокальные номера, театрализованные представления, в которых участвуют дошкольники.

Вывод

Таким образом, театрализованная деятельность является благоприятным способом развития творческого потенциала и личности дошкольника. Она помогает реализовывать творческую инициативу ребенка и формировать культуру общения и взаимодействия в коллективе.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте имеет значительное значение для развития творческих проявлений у детей. Готовность ребенка к театрализованной деятельности определяется системой знаний и умений, которые обеспечивают способность к совместной работе над созданием спектакля и комфортное участие в нем на всех этапах. Данная система включает в себя знания об искусстве театра и положительное эмоциональное отношение к нему, а также навыки, позволяющие ребенку создать сценический образ в соответствии с поставленными задачами.

13 стр., 6084 слов

Театрализованные игры как средство формирования выразительности ...

... деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка Актуальность, Цель исследования, Объект исследования Предмет использование театрализованных игр как средство ... ребёнка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромную ...

Содержание театрализованной деятельности включает:

  • Просмотр кукольных спектаклей и проведение бесед по ним;
  • Подготовку и постановку различных сказок и инсценировок;
  • Упражнения, направленные на развитие выразительности исполнения как вербального, так и невербального;
  • Отдельные упражнения по этике;
  • Упражнения, способствующие социально-эмоциональному развитию детей;
  • Игры-драматизации.

Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности играет важную роль. Воспитатель должен умело направлять процесс и обладать базовыми навыками актерского мастерства и элементарными режиссерскими умениями. Это способствует повышению его творческого потенциала и совершенствованию театрализованной деятельности детей. Важно, чтобы воспитатель не подавлял застенчивых детей своей актерской активностью, не превращал их только в зрителей. Ребенки не должны бояться выходить «на сцену» или ошибиться. Необходимо избегать деления на постоянных «артистов» и «зрителей».

В процессе реализации театрализованной деятельности ставятся следующие задачи:

#### Развитие творческих способностей дошкольников

Творческие игры имеют важное значение для развития творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольников. Они способствуют воспитанию интереса к различным видам творческой деятельности, развивают импровизационные умения и все компоненты, функции и формы речевой деятельности.

Театрализованная игра является особенно эффективным средством социализации ребенка. В процессе осмысления литературных произведений, она помогает дошкольнику понять нравственный подтекст и создает благоприятное условие для развития чувства партнерства и позитивного взаимодействия. Через театрализованную игру дети знакомятся с чувствами и настроениями героев, а также осваивают способы эмоционального выражения. Они могут проявлять самореализацию и самовыражение, при этом активно изучая окружающий мир через образы, краски и звуки. Это способствует развитию воображения, самостоятельности, инициативности и эмоциональной отзывчивости личности ребенка.

Творческие игры, основанные на театрализованной деятельности, близки к искусству. Многие исследователи называют их «творческими», поскольку они сохраняют все основные компоненты сюжетно-ролевых игр. Среди этих компонентов можно выделить роль, игровые действия, игровое использование предметов и реальные отношения.

Однако театрализованная игра отличается от других видов игр тем, что игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, играют большую роль, так как они помогают ребенку в легком освоении выбранной роли и определяют игровые действия. Также характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа содержания и возможное наличие зрителей.

Итак, творческие игры, основанные на театрализованной деятельности, существенно способствуют развитию творческих способностей и познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Они стимулируют интерес к различным видам творчества, развивают воображение и эмоциональность, а также способствуют социализации и развитию самостоятельности у детей.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, ...

Влияние театрализованных игр на творческое развитие детей

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное — главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество, индивидуальность.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду. Минск, 1953).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М. Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).

В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Театрализованная игра: влияние на развитие и творчество ребенка

В отличие от театральной постановки, театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя или участия профессиональных актеров. В ней зачастую достаточно внешнего подражания, которое позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности.

Театрализованные игры предоставляют широкие возможности для творческих проявлений у детей. Они способствуют развитию творческой самостоятельности и побуждают детей к импровизации при составлении рассказов и сказок. Такие игры поддерживают стремление детей к поиску выразительных средств для создания образа через использование движений, поз, мимики, интонации и жестов.

Драматизация и театральная постановка являются наиболее распространенными видами детского творчества. Они объединяют в себе действие, выполненное самим ребенком, и игру, что делает их очень близкими и естественно связанными с его личными переживаниями.

16 стр., 7689 слов

Игра как средство развития творческих способностей человека

... «игру как средство развития творческих способностей человека». Предметом данного исследования является игра. Объектом – человек с его творческим потенциалом. Практическая значимость работы обусловлена индивидуальным подходом. Материалы работы ... этапе своего развития ребенок занят лишь одной какой-то деятельностью. Сущность игры как ведущей деятельности заключается в том, что дети отражают в ...

Ребенок имеет возможность объединять различные события в игре, вносить новые элементы, которые оказали на него впечатление, и включать эпизоды из сказок, частички реальной жизни, чтобы создать игровую ситуацию. Важное значение в театрализованной деятельности придается слову, которое помогает ребенку выразить свои мысли и эмоции, понять чувства партнеров и эмоциональную сущность сюжета.

Театрализованные игры, побуждающие ребенка к творческому самовыражению и развитию, могут стать основой для возрождения семейной традиции создания домашнего театра. Родители могут привлечь внимание к этим играм, выделять и подчеркивать достижения ребенка, и таким образом способствовать созданию полноценной и содержательной семейной деятельности, наполненной радостными ожиданиями и сотрудничеством.

Источники:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А.
  2. Артемова Л.В., Трусова Е.Л.

Исследование особенностей развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте

В ходе исследования было выявлено, что в режиссерских играх дети играют роль сценариста и режиссера, управляя игрушками и организуя пространство. Интонация и мимика являются преобладающими средствами выражения в этих играх. Было также отмечено, что через режиссерские игры ребенок приобретает умение «видеть целое раньше частей», что является особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

В групповых режиссерских играх наблюдается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий, что также способствует развитию творческих способностей.

Музыкальные творческие способности

Особое внимание в исследовании уделено формированию музыкальных творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Психологи отмечают, что наиболее подходящие для развития этих навыков сроки от полутора до пяти лет. Также была предположена гипотеза о том, что развивать музыкальные творческие способности необходимо с самого раннего возраста в связи с особенностями физиологии.

Дошкольные годы: время наивысшей чувствительности и пластичности

Исследование направлено на изучение роста и развития мозга ребенка в первые годы жизни. Данные показывают, что мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в этот период. Зависимость дозревания от многообразия работы уже существующих структур и стимуляции новых свидетельствует о наивысшей чувствительности мозга к внешним условиям.

Важно отметить, что лучший период для начала развития способностей наступает во время этого дозревания. Благоприятные условия обеспечивают успешное начало развития необходимых способностей. Оптимальные условия стимулируют возможности развития и создают базу для будущих достижений.

Синхронное развитие и его результаты

Если созревание и начало функционирования происходят одновременно и поддерживаются благоприятными условиями, развитие идет без препятствий, с возможным ускорением. Такой гармоничный подход способствует достижению наивысших результатов и может вывести ребенка на новый уровень.

Это время, когда ребенок может проявить свои таланты и потенциал, стать способным и гениальным. Через полноценную разработку способностей в этот период, ребенок сможет воплотить свои навыки и таланты в будущей жизни.

12 стр., 5956 слов

Особенности развития речевой деятельности в дошкольном возрасте

... особенностей развития речевой деятельности дошкольников. Задачи: Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое обоснование проблемы; выявить особенности речевой деятельности дошкольников в процессе развития. Объект исследования: Речевая деятельность дошкольников. Предмет исследования: Особенности речевой деятельности дошкольников. Гипотеза: Особенностями развития речевой деятельности в ...

Выводы

Исследование показывает, что дошкольные годы являются временем наивысшей чувствительности и пластичности для развития мозга ребенка. Этот период представляет собой уникальную возможность для развития всех человеческих способностей.

«Дети имеют бесконечные возможности, их успех зависит от благоприятной среды, которую мы создаем для их развития.»

Губанова Н.Ф.

Исследование музыкально-творческих способностей детей является важным направлением. Однако необходимо учитывать, что возможности развития этих способностей могут утрачиваться, если не используются в нужном направлении. Автор Борис Павлович Никитин осветил эту проблему, называя процесс утраты способностей «Необратимым Угасанием Возможностей Эффективного Развития Способностей» (НУВЭРС).

Никитин отмечает, что влияние НУВЭРС особенно ощущается на творческие способности. Если не начинать развивать музыкальные способности вовремя, возникают трудности и замедление развития этих способностей, что приводит к снижению окончательного уровня музыкально-творческого развития. Следовательно, своевременное развитие музыкальных творческих способностей играет важную роль.

Психологический аспект дошкольного детства также влияет на развитие музыкальных творческих способностей. В этом периоде дети проявляют большую любознательность и стремление к познанию окружающего мира. Поддержка со стороны родителей, поощрение любознательности и передача знаний способствуют расширению опыта детей, что является необходимым условием для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно и независимо, что требует активного развития. Еще одним важным фактором является созревание музыкального творческого воображения, которое также происходит в данном периоде.

В настоящем исследовании рассматривается вопрос о том, как дошкольный возраст способствует развитию музыкальных способностей к творчеству. Важно отметить, что использование этих возможностей в этом возрасте может оказаться ключевым фактором для развития творческого потенциала взрослого человека.

Современная педагогическая наука придает большое значение образованию как средству раскрытия духовного потенциала личности. Она также предлагает различные области образовательного воздействия на детей. Одной из таких областей является искусство, которое способствует формированию активности личности в социально-эстетическом аспекте. Согласно современным исследователям в области дошкольного образования, синтез искусств в наибольшей степени способствует раскрытию внутренних качеств личности и ее самореализации.

Это понимание вопросов воспитания ребенка привело к актуализации проблемы образования и воспитания дошкольников через театральное искусство. Театральная деятельность стало рассматривать не только как самостоятельный аспект художественного воспитания детей, но и как мощное инструмент развития их творческих способностей. Ведь театр является органическим синтезом музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, объединяющим разнообразные средства выразительности. Такое пространство создает условия для развития целостной творческой личности и, таким образом, способствует достижению цели современного образования.

17 стр., 8452 слов

Импровизация как стимул творческой деятельности

... образования - выявить и развить творческие способности в доступной и интересной детям деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной ... школ новый элемент, а именно, импровизация как разновидность творческой деятельности. Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, ...

Современная парадигма дошкольного образования противоречит традиционной концепции развития ребенка через театральную деятельность, которая утверждала, что в этом возрасте взаимодействие с театральным искусством сводится к обучению детей элементарным выразительным навыкам и выполнению определенных исполнительских задач.

Основываясь на вышеизложенном, можно отметить высокую значимость театральной деятельности для развития музыкальных творческих способностей ребенка. Таким образом, наличие программы деятельности по театральному искусству является необходимым и целесообразным не только для одаренных детей, но и для всех воспитанников ДОУ.

1.4 Творческие игры как вид театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова Т.И., театральная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. (Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000).

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Театральная деятельность в детском саду

Театральная деятельность имеет значительное значение в развитии детей дошкольного возраста. Она способствует решению различных задач программы детского сада, начиная от ознакомления с общественными явлениями до формирования элементарных математических знаний и физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения и эмоциональности театрализованной деятельности позволяют использовать ее для всестороннего развития личности и развития творческих способностей детей.

При подготовке к театральной деятельности важно задавать умело сформулированные вопросы, которые побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию устной речи детей. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний детей, активизируется словарь ребенка и улучшается звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. В результате у детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, они начинают активно пользоваться словарем и пополнять его.

Художественная выразительность образов и комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков и событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в театральных играх направлено на создание игровой ситуации и эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует развитию творческих способностей детей и проявляется в том, что они объединяют в игре разные события, вводят новые и недавние, которые произвели на них впечатления. Иногда дети включают в игру эпизоды из сказок, что позволяет им воплотить реальные жизненные ситуации в своем творчестве.

В театральной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов и мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства и перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно важную роль играет слово. Оно помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров и согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, грустят и огорчаются вместе с персонажами, могут плакать над неудачами любимого героя и всегда готовы прийти к нему на помощь.

(Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003).

Влияние театральной деятельности на развитие ребенка

Тематика и содержание театральной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью — это самый частый и распространённый вид театральной деятельности, способствующий развитию детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. Одобрение взрослыми достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое стимулирует их наблюдение за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театральной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает удовольствие и радость при этом.

Воспитательные возможности театральной деятельности усиливаются тем, что её тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Эстетическое влияние на детей имеет оформление спектакля, выполненное со вкусом. Активное участие детей в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус и воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким, вызывая нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус детей.

Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка

Игра в дошкольный период является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие. Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются прежде всего характером действий и их направленностью, такие как дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и другие. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка.

Развитие эстетического восприятия дошкольников через театральное искусство

Театральное искусство играет неоценимую роль в эстетическом развитии дошкольников. Оно обладает особой спецификой, позволяющей одновременно вызывать сопереживание, быть познавательным, эмоциональным, коммуникативным и живым воздействием на личность (Запорожец, Леонтьев, Неверович).

В исследованиях Виноградовой и Мерзляковой было доказано, что театр развивает у детей способность к эмоциональному познанию. В процессе восприятия художественных произведений дети формируют особый вид познания через эмоциональные образы (Божович, Запорожец).

Эти образы отражают как внешнюю картину окружающего мира, так и внутренние ощущения и представления, активизируя способность ребенка воспринимать и понимать окружающую действительность.

Запорожец отмечает, что на определенной ступени психического развития дошкольника, благодаря воспитанию, открывается сторона эстетического восприятия, которая стимулирует развитие его познавательных способностей. Художественные произведения (изобразительные, музыкальные, литературные) знакомят ребенка с новыми явлениями и расширяют его представления, а также помогают осознать художественные образы. Сказки, часто являющиеся основой детского театрального искусства, позволяют детям представить себя в воображаемых обстоятельствах, узнать об обычаях и характере деятельности, стремлениях и идеалах, а также познакомиться с жизнью животных и природным миром.

Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.).

Старшие дошкольники обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и с отрицательным, непривлекательным (Л.Г. Лысюк, С.Г. Якобсон).

Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (Я.З. Неверович, что действие сверстникам и взрослым (Л.И. Божович).

Театрализованная игра — деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т. п. (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и средство развития детей (М.А. Васильева, С.И. Мерзлякова, Н.Ф. Сорокина).

Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, которое опирается прежде всего на его представления. Осуществляются такие обобщения в процессе символико-моделирующих видов деятельности с помощью образных средств: символов, условных заместителей и моделей (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов и др.)

Основные способы развития эмпирического обобщения у детей — наблюдение и экспериментирование, утверждает Н.Н. Поддъяков. Взрослый помогает анализировать и обобщать этот опыт, устанавливать объективные зависимости, определять его важность, затем фиксировать результаты в виде условных знаков. Другим способом развития обобщения у ребенка является «проживание» им различных ситуаций, когда взрослый предлагает ребенку выражать впечатление от музыки языком движений. Театрализованная игра представляется именно такой формой «проживания», хотя и в процессе игры имеется возможность понаблюдать за выделенными автором в сценарии объективными закономерностями действительности и экспериментировать вместе с автором над реальностью, описанной в сценарии.

Некоторые исследователи (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов — замещение является важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой, а следовательно, и театрализованной игры. Основу игры, по словам Л.С. Выготского, составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение видимого и смыслового поля. Ключевая функция воображения заключается в способности мыслить образами и структурировать образ мира (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Особенность игры состоит в том, что в ней используется воображение в наглядно-действенной форме: употребляя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, ребенок осуществляет символизацию. Таким образом, происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

В младшем возрасте заместитель сохраняется сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, в 5-6 лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «опредмеченный» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в 6-7 лет строится способом «включения» в ситуацию, например при сочинении сказок (О.С. Ушакова и др.).

При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения — плана реализации идеи.

Опираясь на идеи П.Я. Гальперина о закономерностях функционального развития деятельности, Д.Б. Эльконин рассматривал игру как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапного развития умственной деятельности на основе многофункциональности игровых действий: от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями — к речевым, а затем — умственным. Формирование внутреннего плана происходит в процессе перехода ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов.

Наиболее изучены вербальные знаки, о двойственности которых пишут многие исследователи (А.Н. Леонтьев и др.).

Менее изучены невербальные знаки — мимические, эмоциональные движения, жесты, графические. Переход от языка жестов к языку рисунка, по мнению А.В. Запорожца, — внутренняя закономерность развития речи в онтогенезе. Примитивные формы схематического рисунка генетически связаны с мимической выразительностью, пантомимой, жестом, что важно для формирования театрализованной игры, подтверждения ее синтетичности и соответствия синкретическому развитию детей (А.В. Запорожец, А.Р. Лурия).

В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение, отмечал А.В. Запорожец.

Таким образом, при общении с искусством человек участвует в этом процессе как личность, реализуя не какой-то элемент знания о действительности, а систему отношений к действительности, включая и эмоциональные переживания.

На основании сходства между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой можно предположить, что линии влияния театрализованной игры на развитие ребенка аналогичны тем, которые определены для сюжетно ролевой игры Д.Б. Эльконин и др.).

Основными из них являются: развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, формирование идеального сознания, интериоризации социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие.

Не вызывает в настоящее время сомнений ценность использования игры в воспитательной и психотерапевтической работе. По мнению представителей вальдорфской школы, чем больше образов пройдет через душу ребенка, чем разнообразнее будут сценические ситуации, тем шире будет мир чувств и поступков, тем совершеннее, гармоничнее станет его душа. Театральный процесс рассматривается как эстетизированная практическая психология, как процесс решающий «проблемы психологической реабилитации личности на театре. (Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошк.восп., 2005.N4).

Театрализованные игры рекомендуется использовать прежде всего в работе по развитию речи. Игра-драматизация рассматривается как действенное средство закрепления знания детьми содержания литературных произведений. Проведение игр-драматизаций обеспечивает лучшее понимание детьми смысла арифметических задач.

Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей.

Таким образом, театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развитие личности ребенка.

Выводы по первой главе

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

2. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

3. Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

4. Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

5. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно- образной выразительности.

6. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

7. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

8. Процесс театрализованной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

9. В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.

10. Театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

2. Методика развития творческих способностей и формирование личности ребенка средствами театра

2.1 Сущностная характеристика театрализованной деятельности старших дошкольников

В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т. д.

Все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Типической основой художественного творчества является театрализованная игра. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой.

Некоторые психологи считают (Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошк. восп. 1999. N11), что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.