Введение
Актуальность. Эстетическое воспитание школьников, их всестороннее и гармоническое развитие является одной из важных задач школьного образования на современном этапе. В связи с этим коррекционно-развивающая работа расширяется, и проблема развития музыкального восприятия становится все более актуальной, как в плане исследовательской, так и в плане педагогической работы.
Современное общество предъявляет высокие требования к личности как субъекту общественных отношений и общественной деятельности. Человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть не только образованным, но и всесторонне развитым, культурным человеком.
Роль музыки в эстетическом воспитании
По словам известного психолога Б.М. Теплова, музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Главная сила музыки — в воспитании эмоций, своего рода «облагораживание» эмоций, придание им пластичности, гармоничности. Обладая огромной эмоциональной силой, музыка воздействует на человека целостно, широко и глубоко захватывая самые различные стороны психики человека — не только эмоции и чувства, но и мысль, и воля.
Наслаждаясь музыкой, человек удовлетворяет духовную потребность в эстетическом наслаждении, в красоте. Но духовное воздействие музыки на ребенка плодотворно только тогда, когда музыка становится доступной его пониманию, когда у ребенка вырабатывается стойкая потребность в общении с музыкой.
Развитие музыкального восприятия у детей с нарушениями слуха
В коррекционных учреждениях уделяется большое внимание эстетическому воспитанию детей с нарушениями слуха. Несмотря на значимость развития музыкального восприятия у детей с нарушениями слуха, работ по развитию музыкального восприятия очень мало.
Обзор литературы
В нашем исследовании мы будем опираться на работы Е.З. Яхниной, Г.И. Яшунский, Н.Е. Яшунской, И.С. Белик и других педагогов и учёных, которые занимались данной проблемой.
Заключение
Всестороннее развитие школьников, включая развитие музыкального восприятия, является ключевым аспектом современного образования. Эстетическое воспитание через музыку способствует формированию гармоничной личности, способной к полноценной жизни в обществе.
Таким образом, наблюдается противоречие между значимостью проблемы музыкального восприятия для теории и практики музыкально-эстетического воспитания слабослышащих школьников и ее неизученностью. Исходя из данного противоречия, определена проблема исследования, которая заключается в выявлении потенциальных возможностей внеклассной музыкально-педагогической деятельности в развитии музыкального восприятия слабослышащих школьников.
Развитие музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки
... восприятия младших школьников. Установка показателей и критериев сформированности музыкального восприятия у младших школьников. Выявление условий формирования музыкального восприятия младших школьников. Глава 1. Теоретические и методические аспекты развития музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки 1 Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших ...
Объектом исследования является музыкальное развитие младших слабослышащих школьников в условиях внеклассной деятельности.
Предметом исследования является педагогическая работа по развитию музыкального восприятия слабослышащих учащихся начальных классов.
Целью исследования является определение, обоснование, экспериментальная проверка педагогических условий развития музыкального восприятия слабослышащих младших школьников и разработка методических подходов к его оптимизации во внеклассной деятельности.
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Разработать диагностическую программу, способствующую развитию музыкального восприятия.
3. Выявить особенности восприятия слабослышащих детей.
4. Проверить эффективность диагностической программы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие музыкального восприятия слабослышащих школьников возможно при условии специально организованных внеклассных музыкальных занятий. Педагогические методики, которые помогают развивать музыкальное восприятие детей с нарушениями слуха, позволяют развить эмоционально-осознанное восприятие музыки.
Методологическую основу исследования составили концепции музыкальных способностей (Б. Теплов, В. Медушевский, Е. Назайкинский) и педагогических условий их развития (А. Алексеев, Л. Баренбойм, Г. Коган, Г. Нейгауз, А. Николаев, С. Савшинский, М. Фейгин, А. Щапов), теория психологической «установки», влияющей на активизацию деятельности (Д. Узнадзе), концепции структурной модели музыкального восприятия (Л. Бочкарев, Г. Цыпин) и эмоционального познания музыки (С. Раппопорт, Г. Тарасов), обоснование роли средств выразительности в музыкальном восприятии (Л. Мазель, В. Малышев, М. Ройтерштейн).
Музыкальное воспитание слабослышащего школьника является важной задачей, где педагог имеет важную роль. Педагог закладывает фундамент развития музыкальных способностей своих учеников. Для успешного выполнения этой задачи необходимо обладать знаниями в области дидактики и психологии, а также обладать интуицией и педагогическим талантом. Важно уметь понять и влиться в индивидуальную психику ребенка, в его мир воображения, чувств, переживаний и мечтаний, чтобы сделать правильный выбор методики развития музыкальности ученика.
Основной целью учебного процесса в музыкальном воспитании слабослышащих детей является развитие способности музыкального восприятия. Это связано с организацией творческого познания музыки. Познавательные процессы в области музыкального искусства тесно связаны с эмоциональным миром учащихся. Как отмечает пианист Генрих Нейгауз, всякое познание является переживанием и становится неразрывной частью музыки. Отсутствие таких переживаний или их отсутствие приводит к бездушной и формалистической музыке и неинтересному исполнению. Вся «нерастворимая» и несказуемая часть, которая постоянно живет в душе человека, является царством музыки. Здесь находятся ее истоки.
Курсовая работа влияние музыки на человека
... М. Бехтерев стал изучать влияние музыки на организм человека с точки зрения медицины. В результате своих исследований Бехтерев пришёл к выводу, что музыка хорошо воздействует на детей с отставанием в ... болезнях сердца, кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта помогает при болезнях лёгких и бронхов. Однако, не все мелодии подходят для музыкальной терапии. Чаще всего для ...
Как свидетельствуют результаты педагогических исследований, начальный этап развития музыкального слуха и слуховых представлений осуществляется в процессе слушания и исполнения прежде всего мелодии.
Сделать новую для ребенка мелодию доступной восприятию можно лишь с помощью приобщения к ее образно-интонационному содержанию. Исполнение мелодии без предварительной аналитической подготовки слуха зачастую превращается у многих детей просто в исполнение нот, лишенных музыкально-художественного смысла.
Роль музыки в эстетическом воспитании детей
Музыка занимает особое место в эстетическом воспитании детей. Эстетики и музыковеды, такие как М.С. Каган, М. Марков, Л.Н. Столович, А. Сохор, Р.А. Тельчарова и другие, выделяют главные особенности музыкального искусства. Они подчеркивают его интонационную выразительность, гносеологическую природу и конкретно-чувственное физиологическое воздействие на человека, что позволяет определить влияние, которое музыка способна оказать на развитие личности.
Прежде всего, музыка оказывает влияние на эмоциональную сферу человека, развивая его специфическую чувственность и эстетическое восприятие действительности. Музыка способствует не только развитию эмоциональных аспектов личности, но и интеллектуальных качеств, таких как творческие способности, фантазия и воображение.
Музыка способна формировать не только отдельные знания, умения и навыки, а универсально и целостно воздействовать на личность, способствуя гармоничному развитию. Благодаря своей многогранной эстетической, гуманистической и познавательной природе, музыкальное искусство становится уникальным инструментом приобщения человека к опыту социальных отношений, идеологии, морали и эстетическим идеалам.
Интонационная природа музыки
Главная особенность музыки заключается в ее интонационной природе. Музыка становится близкой и понятной человеку благодаря сходству с интонациями человеческой речи. Б.В. Асафьев глубоко исследовал интонирование в музыке и считал, что через интонирование человек выражает свои чувства, мысли и отношение к миру.
Музыкальную речь, состоящую из ряда интонационных единиц, можно рассматривать как «образно-познавательную деятельность сознания», связанную с выражением звукообразов и звукоидей. Эстетическое восприятие музыки предполагает ее связь с речью, и через нее — с мыслями и чувствами человека.
Выразительность музыки
Музыка обладает меньшей понятийной конкретностью по сравнению с другими видами искусства, однако она способна более ярко и разнообразно передавать переживания человека, его внутренний мир, эмоции и психологические состояния. Внутренние, тончайшие аспекты человеческой души, которые иногда невозможно выразить обычными словами, становятся доступными через музыкальные звуки и составляют основу образности в музыке.
Таким образом, музыка играет важную роль в эстетическом воспитании детей, развивая их эмоциональную, интеллектуальную и эстетическую сферы, а также обогащая их внутренний мир.
Музыкальное восприятие как важная часть эстетического воспитания детей
Таким образом, в философской и эстетической литературе музыкальное восприятие рассматривается как важная часть эстетического воспитания детей, средство их всестороннего и гармонического развития.
Плодотворное воздействие музыки на духовный мир человека возможно при условии ее полноценного эстетического восприятия. Умение воспринимать музыкальное искусство, понимать его духовное содержание развивается в процессе художественно-эстетической деятельности человека. Эти положения эстетической науки мы берем как методологическую основу нашего исследования.
««Музыкальное восприятие как центральный вид музыкальной ...
... В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки ... наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее ...
Музыкальное восприятие и его развитие у детей младшего школьного возраста
Проблемы музыкального восприятия, его развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста исследовали ученые О.А. Апраксина, Т.А. Барышева, В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Л.А. Гарбер, И.Л. Дзержинская, Г.А. Ильина, Е.А. Мальцева, Г.А. Ригина, М.А. Румер, К.В. Тарасова, В.К. Шацкая, С.Х. Шоломович и др.
Педагогические исследования показывают принципиальную роль музыкального восприятия в музыкальном воспитании ребенка, важность развития музыкального восприятия именно на первых этапах музыкального обучения — в дошкольном и младшем школьном возрасте. Восприятие музыки не сводится только к слушанию музыки. Активное, полноценное восприятие музыки — основа любой формы музыкальной деятельности, музыкально-эстетического развития ребенка в целом.
В педагогической литературе музыкальное восприятие рассматривается как способность ребенка к сопереживанию и пониманию эмоционального содержания музыки. Музыкальное восприятие — это «процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно-окрашенного постижения эмоционального содержания музыки» [4, стр. 9].
Современная музыкальная педагогика рассматривает проблему развития музыкального восприятия детей младшего школьного возраста в двух тесно связанных между собой направлениях:
- в широком плане, когда у детей формируется способность осознавать роль музыки в жизни человека, ее богатство и разнообразие, способность осознавать и систематизировать впечатления, получаемые из окружающей жизни;
- и развитие музыкального восприятия в целом и отдельных его компонентов как собственно музыкальных способностей, как психологического процесса.
Педагогические исследования показывают, что становление музыкального восприятия основывается на развитии у детей комплекса умений и качеств:
- эмоциональной отзывчивости на музыку;
- умения различать компоненты музыкального языка и понимать их выразительное значение;
- умения осмыслить свои переживания, дать оценку музыкальному произведению, мотивировать ее.
Все эти компоненты развиваются в единстве и взаимосвязаны, в то же время, каждому из них свойственны свои особенности развития.
Проблему музыкальных эмоций исследовали Г.Н. Гаврилова, И.В. Груздова, Т.Г. Зайцева, П.Н. Каргапольцев, Г.А. Ригина и др. Педагоги отмечают, что изначально детям младшего школьного возраста свойственна непосредственная эмоциональная реакция на музыку, но эмоции детей отличаются неустойчивостью и недифференцированностью, проявляются эпизодически. Дети не осознают своих эмоциональных переживаний и ничего не могут о них рассказать. Неразвитость, поверхностность эмоциональных переживаний не позволяет детям глубоко прочувствовать музыкальный образ, а значит — понять содержание музыкального произведения.
«Музыкальное развитие в ДОУ»
... Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. Прослеживание «чувственной программы» музыкального ...
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей
Исследования музыкальных эмоций детей показывают, что эмоциональная отзывчивость на музыку как способность и личностное качество ребенка развивается в процессе музыкальных занятий и требует внимания и целенаправленного развития.
Учеными установлено, что эмоциональная отзывчивость на музыку у детей младшего школьного возраста связана с несколькими факторами:
- Развитием познавательных процессов освоения структуры музыкального языка.
- Развитием музыкального мышления.
- Музыкальными потребностями детей.
- Опытом музыкальной деятельности.
Возникающие в процессе восприятия музыки эмоции определяются степенью дифференцирования музыкальной ткани, глубиной постижения музыкальной структуры произведения — чем понятнее ребенку музыкальный язык, тем ярче эмоциональные проявления.
Развитие эмоций также связано с зрением детей и их способностью осмыслить воспринимаемое. Облеченные в словесную форму мысли, переживания и впечатления ребенка делают эмоции более направленными и осознаваемыми.
Следует отметить, что развитие эмоций напрямую связано с опытом музыкальной деятельности детей. Чем разнообразнее и богаче опыт, тем чаще возникает эмоциональный отклик на музыку.
Исследованиями выявлено, что развитие музыкальных эмоций у детей движется от непосредственной эмоциональной реакции к опосредованному опытом и знаниями эмоциональному переживанию музыки. Под воздействием музыкальных занятий эмоции детей становятся более устойчивыми, направленными и дифференцированными. Диапазон эмоциональных переживаний в ситуации восприятия музыки значительно расширяется.
Дети начинают ощущать не только общее эмоциональное настроение музыки, но и его оттенки. Существенно, что при эмоциональном восприятии музыки у детей чаще возникают ассоциации [20, 21, 22].
Развитие эмоций происходит во всех видах музыкальной деятельности — пении, слушании музыки, движении под музыку. Педагоги отмечают, что развитию эмоций у детей младшего школьного возраста способствуют такие методы и средства, которые стимулируют эмоциональный отклик ребенка, особенно на начальном этапе музыкального воспитания. Это и активная музыкальная деятельность, музыкальные игры, разнообразный художественный репертуар, содержащий яркие и доступные пониманию ребенка образы, средства моделирования музыки цветовое, пластическое.
Важное значение для развития эмоций у детей имеет «живое «исполнение педагогом музыкальных произведений [23, 24, 26].
Педагогическими исследованиями выявлено, что эмоционально-интуитивный уровень музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста в большой степени связан с неразвитостью у них дифференцированного восприятия музыки [6, 9, 13]. Большинство детей младшего школьного возраста не замечают своеобразия конкретного музыкального произведения, различают (да и то в общем плане) только одну линию изменений в музыкальном звучании.
Между тем, полноценное восприятие музыки предполагает выделение разноплановых изменений в звучании — регистра, динамики, тембра, мелодических, ритмических особенностей. Благодаря непосредственной эмоциональной реакции на музыку дети легко определяют общий характер музыки, но источником эмоций чаще всего является не музыкальная ткань, а сюжетная канва, возникающая под влиянием названия произведения, яркие музыкальные образы [6, 8, 13].
Русская музыка ‘серебряного века’, музыкальный модернизм ...
... В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в ... буржуазной культуры. Эта оценка находится как бы в противоречии с двумя фактами. Во-первых, основателями модернизма в прошлом веке были поэты и художники ...
С целью установления, на какие средства музыкальной выразительности ориентируются дети при восприятии музыки были проведены специальные исследования.
Исследования показывают, что ведущими, ориентирующими восприятие музыки (прежде всего с точки зрения ее содержания) у детей младшего возраста являются такие средства музыкальной выразительности как темп, динамика, регистр, в меньшей степени — мелодия и ритм.
При восприятии музыки большинство детей ориентируются на скорость движения музыки — темп. Характер мелодического движения различают не все дети, ритмические особенности различает половина детей, гармонические изменения — некоторые дети. Ориентация восприятия на отдельные средства музыкальной выразительности (большей частью не главные, смыслообразующие) позволяет ребенку определить общий характер музыки, но не обеспечивает глубокого проникновения в содержание музыкального произведения.
Исследования позволяют проследить динамику развития дифференцированного восприятия музыки у детей. Первоначально дети ориентируются на скорость движения музыки — темп, затем, по мере развития дифференцированного восприятия музыки, начинают различать динамические и тембровые особенности, ту часть ритма, которая связана с восприятием акцентированных и неакцентированых долей — метр, затем у них появляется чувствительность к восприятию ритмического рисунка, и в последнюю очередь — восприятие особенностей мелодического изложения и гармонии.
Качественный скачок в развитии музыкального восприятия детей происходит при преодолении ориентировки на отдельные средства музыкальной выразительности и увеличение роли их комплексов. Постепенно значение темпа, как ведущего средства музыкальной выразительности снижается, дети начинают различать одновременно два (темп и тембр, темп и ритм), затем три средства музыкальной выразительности (темп, мелодия, тембр и т.д.).
Ориентация на четыре компонента музыкального языка наблюдается редко.
Показателем того, что дети начинают ориентироваться на комплекс средств музыкальной выразительности является способность детей к различению основных музыкальных жанров — марша, танца, песни. Эти данные мы будем использовать при построении формирующего эксперимента.
Влияние Развития Дифференцированного Восприятия Музыки на Целостное Восприятие Музыкального Образа
Педагоги отмечают, что развитие у детей дифференцированного восприятия музыки положительно сказывается на целостном восприятии музыкального образа — дети начинают различать не только существенные характеристики музыкальной ткани, но и нюансы. Восприятие музыкального образа становится более точным и глубоким, оценки и их мотивировки отражают не только общее эмоциональное впечатление, но и ориентацию детей на средства музыкальной выразительности при восприятии музыки [6, 23, 17].
Использование Моделей в Процессе Обучения Музыкальному Восприятию
Ученые полагают, что для развития у детей дифференцированного восприятия музыки целесообразно использование на занятиях различных способов моделирования музыки. Эти способы выступают как ориентировочные действия по обследованию музыкальной ткани произведения — картинки, жесты, пластическое, графическое моделирование и др. Благодаря использованию моделей восприятие музыки у детей становится качественно иным. Они усваивают существенные характеристики музыкальной ткани и в то же время получают представления о выразительном значении компонентов музыкального языка. Педагоги отмечают, что дети быстро осваивают способы моделирования, а по мере развития музыкального восприятия анализируют музыкальную ткань без опоры на модели [14, 11].
Роль Обучения Элементарному Анализу и Оценке Музыкальных Произведений
Важное значение для развития дифференцированного восприятия музыки имеет и обучение ребенка приемам элементарного анализа и оценки музыкальных произведений. Это включает в себя умения сравнить, сопоставить контрастные музыкальные произведения, анализировать отдельные части, проследить изменения в музыкальной ткани и связать наиболее характерные средства музыкальной выразительности с характером музыки [6, 24, 8,17].
В итоге, эти методы обучения способствуют глубокому пониманию музыкальных произведений, что формирует основу для развития творческого восприятия и интерпретации музыки у детей.
Воспитание эмоционально-осознанного восприятия музыки у детей младшего школьного возраста
Для детей младшего школьного возраста важно развивать не только эмоциональную отзывчивость на музыку, но и способность к дифференцированному восприятию музыки. Этот процесс также включает в себя умение анализировать и осмысливать музыкальный материал, а также выражать свои впечатления от прослушивания.
Анализ и осознание музыкального материала
Осознанное восприятие музыкальных произведений требует от детей анализа и выделения отдельных аспектов музыкального языка. Через внимание к осознанным аспектам музыкального восприятия, дети развивают свое музыкальное мышление и становятся способными анализировать и оценивать музыку.
Сознательные суждения о музыке
Сознательные акты музыкального восприятия наиболее явно проявляются в суждениях детей о прослушиваемой музыке. Однако стоит отметить, что проблема эстетической оценки и суждения в области музыкального воспитания детей до сих пор не полностью исследована.
Необходимость развития оценочных навыков
Исследования показывают, что у детей младшего школьного возраста часто наблюдается мало детализированное рассмотрение художественного объекта. Дети могут выбирать один признак или общее эмоциональное отношение к музыке в качестве основных критериев оценки. Однако у них часто отсутствуют навыки и приемы оценки музыкальных произведений, и большинство из них не умеют делать самостоятельные выводы о художественных особенностях музыки.
Эмоциональный фактор играет существенную роль в музыкальной оценке детей, и это может влиять на их способность к более глубокому анализу и суждениям о музыке.
Развитие музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
Одной из важных задач педагогики является развитие осознанности и осмысленности музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста. В этом процессе ключевую роль играет руководство опытным учителем. Он помогает ученикам фокусировать внимание на различных аспектах музыкального произведения, таких как художественный образ и средства музыкальной выразительности. Это способствует активизации восприятия и развитию навыков оценивания музыкальных произведений.
Исследователи отмечают, что для формирования способности к эстетической оценке музыкальных произведений необходимо развить у детей оценочное отношение к музыке. Оценочное отношение представляет собой эмоционально-волевую установку слушателя на осознание художественно-эстетической ценности произведения в процессе восприятия. Сформированное оценочное отношение влияет на дальнейшее развитие способности ребенка к эстетической оценке и суждению.
Важно отметить, что взаимодействие и взаимовлияние эмоциональной отзывчивости детей на музыку, целостно-дифференцированного восприятия музыки и музыкального мышления требуют комплексного развития. Исследования показывают стадиальность развития музыкального восприятия в детском возрасте. Это связано с неравномерностью развития компонентов музыкального восприятия.
В педагогической литературе выделяются следующие стадии развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста, соответствующие уровням его развития.
Первая стадия музыкального восприятия у детей характеризуется эмоционально-интуитивным восприятием. В этом возрасте их восприятие музыки еще не совсем развернуто и они получают лишь общее представление о музыкальном образе. Однако, когда ребенок впервые слушает новое музыкальное произведение, он проявляет непосредственный интерес и эмоциональную реакцию, обычно положительную. Дети выражают свое отношение к музыке с помощью мимики, жестов, пластических движений и, иногда, односложных суждений о характере и настроении прослушанной музыки. Однако, также встречаются случаи, когда ребенок остается равнодушным к музыке из-за неполноценного восприятия.
Вторая стадия музыкального восприятия характеризуется более глубоким и дифференцированным восприятием музыки. На этой стадии дети начинают более детально вникать в содержание музыкального произведения, анализировать его с помощью слуха и мысли, выделять наиболее яркие особенности и осознавать различные средства музыкальной выразительности.
На третьей стадии восприятия взаимодействуют целостное эмоциональное впечатление от музыки и осмысленное восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это позволяет детям иметь более творческое отношение к музыке и выражать свое личное отношение и оценку к произведению.
Данные о различных стадиях музыкального восприятия будут использоваться для построения формирующего эксперимента.
Музыкальное восприятие в детском возрасте: эффективные средства и методы
Рассматривая проблему музыкального восприятия в детском возрасте, исследователи выделяют ряд эффективных средств и методов, способствующих его формированию у детей.
Как уже отмечалось выше, это разнообразные методы моделирования музыки (графическое, пластическое, цветовое), методы и средства, активизирующие развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков элементарного анализа и оценки музыкальных произведений.
Практически все исследователи отмечают важность использования на музыкальных занятиях различного типа наглядности. Специальных работ, посвященных исследованию наглядности и конкретных приемов ее использования в музыкально-эстетическом воспитании детей, крайне мало (СМ. Каргапольцев, Г.Г. Леквеишвили, В.Е. Щербатко В.Е. и др.).
Основными видами наглядности являются:
- Слуховая («мимическая») наглядность — живое и непосредственное восприятие музыкального произведения.
- Жестовая или двигательная наглядность, которая в отличие от наглядности слуховой обращена к взгляду воспринимающего (разнообразные виды двигательного моделирования).
- Зрительная наглядность.
Общепринятым в педагогике является рассмотрение ее как дополнительной, которая не принадлежит собственно музыке, а потому употребляется с такими уточнениями как «внемузыкальная», «способствующая», «содействующая», «вспомогательная». Это все виды наглядно-иллюстративного дидактического материала — цветового, структурно-музыкального, сюжетно-изобразительного.
На фоне подавляющего внимания ко вторичной наглядности в теории и в практике музыкально-эстетического воспитания детей сравнительно редки обращения исследователей к первичной наглядности — непосредственному («мимическому») наблюдению музыки. О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, СМ. Каргапольцев подчеркивают, что самым желательным является «живое» исполнение музыки, когда учитель настолько хорошо знает музыку, что может, исполняя ее, смотреть в класс.
Педагоги отмечают естественность ориентации взгляда детей при исполнении и слушании музыки на лицо учителя. Поскольку интерес к мимике исполнителя-педагога отмечается у всех детей, вряд ли можно назвать его случайным.
Заключение
Исследования в области музыкального восприятия детей выявляют важность использования разнообразных методов моделирования музыки и различных видов наглядности на занятиях. Первичная наглядность, основанная на «живом» исполнении музыки, играет значительную роль в формировании интереса к музыке у детей.
Интерес к мимике исполнителя-педагога является естественным и способствует более глубокому пониманию и восприятию музыкальных произведений в детском возрасте.
Литература:
- Каргапольцев, С.М.
- Леквеишвили, Г.Г.
- Щербатко, В.Е.
Роль зрительной наглядности в музыкальной педагогике
В современной музыкальной педагогике особое внимание уделяется роли зрительной наглядности в процессе обучения. Исследования в этой области показывают, что зрительная наглядность является важным аспектом, способствующим углублению музыкального восприятия. Одним из ведущих исследователей в этой области была Н.А. Ветлугина, которая рассматривала зрительную наглядность как дополнительный элемент, обогащающий музыкальный опыт. Согласно ее исследованиям, зрительная наглядность совместно с движением углубляет восприятие музыки, делая его более полным, конкретным и запоминающимся [7].
Другой выдающийся ученый, В.Е. Щербатко, также внес значительный вклад в изучение роли зрительной наглядности в музыкальной педагогике. Его исследования показывают, что зрительная наглядность играет ключевую роль в развитии восприятия музыки у младших школьников. Согласно его теории, зрительная наглядность активизирует процессы восприятия музыки, уточняет и конкретизирует эмоциональное содержание музыкальных произведений. Кроме того, она способствует появлению у детей познавательного интереса к музыкальной деятельности и формирует устойчивое произвольное внимание на уроках музыки. Эти факторы повышают степень осознанности восприятия музыки, делая учебный процесс более эффективным и интересным [16, стр. 15].
Таким образом, зрительная наглядность играет неотъемлемую роль в формировании музыкальной грамотности у детей. Понимание этого аспекта позволяет музыкальным педагогам разрабатывать более эффективные методики обучения, которые способствуют более глубокому и осознанному восприятию музыки в младшем школьном возрасте.
Важность наглядно-иллюстративного материала в музыкальном образовании
Исследования В.Е. Щербатко свидетельствуют, что при использовании различного рода наглядно-иллюстративного материала в процессе восприятия музыки (до и после прослушивания музыкальных произведений) значительно увеличивается число адекватных восприятий музыкального образа, повышается эмоциональная отзывчивость на музыку, увеличивается число детей, способных высказать свое впечатление от прослушанной музыки [46, стр. 12].
СМ. Каргаполцев подчеркивает, что при использовании двигательной и зрительной наглядности важно, чтобы она была связана с человеком. «Как элементы дидактических игр, и как смысловые начала постижения музыкальной интонации, средства музыкальной выразительности должны выступать перед детьми в своем исходном (природном) человеческом облике» [18, стр. 30].
Умение слышать и понимать музыку развивается у ребенка под воздействием приобретенного им в практике музыкальной деятельности опыта общения с музыкой. На основании опыта ребенок еще до прихода в школу накапливает музыкальные впечатления, усваивает отдельные понятия («песня», «танец» и др.).
Опыт музыкальной деятельности дает ребенку необходимую базу для развития музыкального восприятия — запас музыкальных впечатлений, представлений о музыке. Музыкальные впечатления детей младшего школьного возраста еще незначительны и, главное, недостаточно осознанны и осмысленны. Внести осознанность в их представления, научить детей разбираться в музыкальных впечатлениях — задача музыкального воспитания [6,7,8,9,25,13].
Целенаправленное развитие музыкального восприятия
Целенаправленное развитие музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста включает в себя комплекс педагогических воздействий — ознакомление детей с разнообразным музыкальным репертуаром, развитие навыков слушания музыки, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, представлений о музыке, элементарной ориентировки в получаемых музыкальных впечатлениях, формирование навыков дифференцированного восприятия музыки, элементарного анализа и оценки музыкальных произведений [21, 22, 23,24, 25].
Глава 2. Особенности музыкального воспитания слабослышащих школьников
В данной главе рассматриваются особенности музыкального воспитания у школьников с нарушением слуха — слабослышащих. Для проведения эксперимента были выбраны четверо детей с этим нарушением.
Ирина |
слабослышащая |
|
Владимир |
слабослышащий |
|
Ольга |
слабослышащая |
|
Юрий |
слабослышащий |
|
Эксперимент состоял из трех этапов:
2.1 Организация и методика проведения эксперимента
На данном этапе участвовали четверо детей с нарушением слуха, все они были слабослышащими. Их имена представлены в таблице выше.
Данный этап эксперимента был направлен на изучение специфики музыкального восприятия у детей с нарушением слуха. Организация работы включала в себя…
Особенности реакций Ирины
Ирина проявила особую чувствительность к музыке. В ходе эксперимента наблюдалось…
Особенности реакций Владимира
Владимир выделялся своим активным интересом к звуковому материалу. Его отклики на различные музыкальные произведения были…
Особенности реакций Ольги
Ольга проявила высокую концентрацию внимания к звуковым сигналам. Ее способность различать нюансы музыки была…
Особенности реакций Юрия
Юрий демонстрировал выраженный эмоциональный отклик на музыку. Его реакции были насыщенными и разнообразными…
Данные результаты говорят о том, что слабослышащие дети обладают своими индивидуальными особенностями в музыкальном восприятии. Понимание этих особенностей позволяет разрабатывать эффективные методики музыкального воспитания, адаптированные к их потребностям.
Констатирующий эксперимент: определение исследовательских задач
Констатирующий эксперимент является первым этапом исследования, призванным выявить и описать факты и особенности музыкального восприятия учащихся, а также отношение слабослышащих школьников к музыке. Задачи данного этапа можно сформулировать следующим образом:
- Определение особенностей музыкального восприятия учащихся.
- Выявление отношения к музыке слабослышащих школьников.
Для достижения указанных задач была разработана соответствующая методика исследования. При её создании мы опирались на теоретические основы психологии и педагогики, такие как работы В.К. Белобородова, И.Л. Вахнянской, Б.М. Теплова и других исследователей. Они подчеркивают необходимость всестороннего и систематического исследования процессов восприятия музыки для получения целостной картины о уровне музыкального восприятия детей на данном этапе развития.
Важным аспектом является использование как вербальных, так и невербальных методов исследования, особенно при работе с детьми младшего школьного возраста. Невербальные методы предпочтительны, так как они позволяют более полно оценить музыкальное восприятие без зависимости от уровня речевого развития.
Разработка диагностических методик
При создании содержания диагностических методик мы учитывали не только музыкальные аспекты, но и возрастную и степень музыкальной подготовленности детей. Мы стремились, чтобы методики отражали уровень развития исследуемых умений и качеств.
Выбор методов диагностики также зависел от уровня речевого и психического развития слабослышащих школьников начальных классов. Поэтому диагностика включала как вербальные, так и невербальные методы исследования, а также диагностические задания на восприятие музыкального образа.
Исследование восприятия компонентов музыкального языка
Особое внимание уделялось изучению восприятия различных компонентов музыкального языка, таких как ритм, мелодия, тембр и динамика. Это было необходимо для определения, на какие средства музыкальной выразительности ориентируются слабослышащие дети при восприятии музыки.
Таким образом, констатирующий эксперимент и разработка методики исследования позволили нам подготовить основу для более глубокого анализа музыкального восприятия слабослышащих школьников и выявления их особенностей в понимании эмоционального содержания музыки.
Важно отметить, что для подробных результатов и выводов необходимо обратиться к полной версии исследования.
Музыкальное восприятие основывается на развиваемой в процессе музыкальной практики способности детей эмоционально откликаться на музыку, различать характерные особенности музыкальных произведений, понимать смысл музыкального высказывания. Исходя из этого, нами определены показатели развитого музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.
Ими являются: наличие у детей эмоциональных проявлений в ситуации восприятия музыки; адекватное восприятие эмоционального содержания музыки (музыкального образа); умение выразить содержание музыки в словесной форме или посредством других художественных форм; умение различать основные компоненты музыкального языка (средства музыкальной выразительности) — тембр, ритм, динамику, мелодию и ориентироваться на них при восприятии музыки; умение дать оценку музыкальному произведению и мотивировать свою оценку.
На эти показатели мы ориентировались при проведении констатирующего эксперимента. Констатация исходного уровня музыкального восприятия слабослышащих школьников младших классов включала 3 вида исследований:
- восприятие компонентов музыкального языка: ритма, мелодии, тембра, динамики;
- восприятие музыкального образа;
- отношение слабослышащих школьников к музыке — анкетирование.
2.2 Восприятие компонентов музыкального языка слабослышащими школьниками
Исследование компонентов музыкального языка слабослышащими школьниками было направлено на выявление — на какие средства музыкальной выразительности ориентируются слабослышащие дети при восприятии музыки. Мы исследовали восприятие школьниками ритма, мелодии, тембра, динамики.
Исследование восприятия ритма слабослышащими школьниками включало следующие задания:
- воспроизвести изолированный ритмический рисунок,
- воспроизвести ритмический рисунок мелодии.
При диагностике восприятия детьми изолированного ритмического рисунка образец (4 такта повторной структуры на одном звуке) давался учителем за экраном на ксилофоне. Образец предлагался 3 раза. После каждого предъявления ребенку предлагалось прохлопать, простучать или воспроизвести на ксилофоне предложенный ритмический рисунок.
При исследовании восприятия ритма мелодии детям предлагалось прослушать фрагмент из детской песенки (4 такта повторной структуры) с сопровождением. Образец для прослушивания проигрывался на фортепиано 3 раза. После прослушивания ребенку предлагалось прохлопать или простучать (как удобнее) ритмический рисунок мелодии.
Критерии оценки:
Низкий уровень — не смог (ла) повторить ритмический рисунок; Средний уровень — воспроизводит ритмический рисунок частично; Высокий уровень — точно воспроизводит ритмический рисунок.
Для исследования восприятия мелодии слабослышащими школьниками мы предлагали детям проинтонировать мелодию, предложенную учителем. Мелодия (4 такта повторной структуры) предлагалась для прослушивания 3 раза: на фортепиано без сопровождения, голосом, на фортепиано с аккордовой поддержкой.
После каждого прослушивания ребенку предлагалось повторить мелодию (на «ля-ля-ля», или любой другой слог).
Критерии оценки:
Низкий уровень — не интонирует мелодию.
Низкий уровень (отдельные интонации) — интонирует отдельные мелодические ходы.
Средний уровень — интонирует мелодию частично.
Высокий уровень — воспроизводит мелодию с незначительными погрешностями в интонации.
При изучении восприятии динамических отношений слабослышащими школьниками детям предлагалось показать жестом (отразить в жесте) контрастные динамические изменения в музыке, усиление и уменьшение громкости звучания музыки.
Музыкальный фрагмент (небольшой отрывок из музыкальной пьесы) предлагался для прослушивания 3 раза.
Исследование позволило выделить 3 уровня восприятия динамики слабослышащими школьниками.
Низкий уровень — не реагируют на контрастные изменения динамики. Средний уровень — реагируют на смену динамики, но неточно, неуверенно, с опозданием.
Высокий уровень — адекватно реагируют на смену динамики звучания.
Исследование восприятия слабослышащими школьниками контрастных тембров заключалось в определении детьми — к какому герою музыкальной сказки относится предлагаемый для прослушивания музыкальный фрагмент — медведю, мышке, лягушке или петуху (с музыкальной сказкой «Теремок» В. Красева дети знакомились накануне).
Каждый фрагмент предлагался для прослушивания 3 раза.
При оценке результатов учитывалось — определяют дети принадлежность музыкального фрагмента тому или иному персонажу или не определяют.
2.3 Восприятие музыкального образа слабослышащими школьниками
Для исследования адекватности восприятия музыкального образа и характера эмоциональных переживаний, испытываемых слабослышащими детьми в ситуации восприятия музыки, мы использовали методику «словарь эстетических эмоций».
Детям предлагалось прослушать музыкальный фрагмент и выбрать (подчеркнуть) из предложенных вариантов слов-определений характера музыки те, которые соответствуют настроению музыки:
«Послушай музыку. Какое у музыки настроение? Подчеркни то, что подходит больше всего: радостно весело смело нежно ласково спокойно грустно жалобно шутливо».
Музыкальный материал: П. Чайковский «Старинная французская песенка», П. Чайковский «Новая кукла» (из «Детского альбома»).
Критерии оценки:
Адекватное восприятие — ребенок подчеркивает слова, соответствующие настроению музыки.
Неадекватное восприятие — ребенок подчеркивает слова, контрастные настроению музыки.
Не определяет характер музыки — ребенок ничего не подчеркивает, или подчеркивает все определения (этот вариант ответа мы
Для исследования восприятия слабослышапщми школьниками музыкального образа в условиях самостоятельного определения содержания музыкального произведения детям предлагалось прослушать один музыкальный фрагмент и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, о чем эта музыка? Напиши». Репертуар: С. Прокофьев «Прогулка».
Критерии оценки:
Адекватное восприятие — ребенок дает название музыкальному произведению, или обозначает характер, ассоциации, возникшие в процессе слушания музыки, адекватные содержанию музыкального произведения. Неадекватное восприятие — ребенок обозначает название, характер или ассоциации, неадекватные содержанию музыкального произведения. Не определяет характер музыки — ребенок оставляет вопрос без ответа (оценивается как неадекватное восприятие).
С целью выявления отношения слабослышащих школьников экспериментальной группы к музыке, выявления форм общения с музыкой, музыкальных предпочтений детей, осознания детьми своих эмоциональных состояний в ситуации восприятия музыки мы использовали метод анкетирования, беседы с детьми, наблюдения за школьниками в процессе констатирующего эксперимента. При исследовании отношения слабослышащих школьников методом анкетирования детям предлагалось ответить на вопросы анкеты, выбрав из предлагаемых вариантов ответов тот, который соответствует мнению испытуемого.
Результаты исследования восприятие музыкального ритма слабослышащими школьниками.
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Имена |
Ирина |
Владимир |
Ольга |
Юрий |
|||||
1зад. |
2зад. |
1зад. |
2 зад. |
1зад. |
2зад. |
1зад. |
2зад. |
||
Критерии |
Высок. |
Сред. |
Низ. |
Сред. |
Сред. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
|
Согласно данным, приведенным в таблице 1, низкий уровень восприятия ритма отмечается у большей части слабослышащих школьников.
Исследование восприятия ритма показывает, что слабослышащие дети лучше воспринимают на слух «изолированный» ритмический рисунок, вне мелодического движения. При восприятии изолированного ритма (образец предлагался на ксилофоне) большинство учащихся запоминают и могут повторить только начало предлагаемого образца — 1-2 такта.
2-е задание — восприятие ритма мелодии, вызывает большие затруднения у школьников. Слабослышащим детям трудно вычленить ритмический рисунок мелодии и запомнить его. Поэтому при выполнении 2-го задания возрастает число детей, показавших низкий и средний уровень восприятия ритма. Точно повторить ритм мелодии (с 3-й попытки) смогла только одна учащаяся — Ирина, частично воспроизвести ритм мелодии смогли 2-е детей.
Таким образом, можно констатировать, что восприятие ритма у слабослышащих школьников находится на начальной стадии развития, дети лучше воспринимают изолированный ритмический рисунок и плохо различают ритм мелодии. Следовательно, большинство слабослышащих школьников в ситуации восприятия музыки не различают ее ритмические особенности.
Восприятие мелодии слабослышащими школьниками.
Результаты исследования восприятия мелодии слабослышащими школьниками представлены в таблице 2.
Таблица 2
Имена |
Ирина |
Владимир |
Ольга |
Юрий |
|
Критерии |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
|
Данные исследования показывают, что подавляющему большинству слабослышащих школьников свойствен низкий уровень восприятия мелодии. Все детей не запоминают и не различают рисунок мелодии.
При воспроизведении мелодии больше половины детей не укладываются даже во временные рамки — повторяют мелодию, укорачивая или, наоборот, удлиняя ее протяженность.
Дети не поют, а проговаривают слоги, чаще всего вообще без интонации, на одном звуке.
Результаты исследования восприятия детьми мелодии подтверждают данные исследования восприятия ритма — частично различают ритмический рисунок при восприятии мелодии (как правило, только начало) лишь некоторые учащиеся
Восприятие слабослышащими школьниками динамических отношений.
Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Имена |
Ирина |
Владимир |
Ольга |
Юрий |
|
Критерии |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
|
Данные исследования показывают, что большинство слабослышащих детей не слышат контрастные динамические изменения в звучании — 3 человека, или реагируют на смену динамики неточно, неуверенно, с опозданием.
Адекватно реагируют на контрастные изменения звучания только 1 человек от общего числа испытуемых.
Неточная, запоздалая реакция на смену динамики даже у детей с небольшой потерей слуха говорит о том, что у них нет навыка вслушивания в музыкальное звучание, реакции на динамические изменения в звучании.
Исследование восприятия слабослышащими школьниками контрастных тембров.
Результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Имена |
Ирина |
Владимир |
Ольга |
Юрий |
|
Критерии |
Адекватно |
Адекватно |
Адекватно |
Неадекватно |
|
Результаты исследования показывают, что трое детей из четырех хорошо различают резко контрастные регистры — узнают медведя и мышку, остальных героев (петуха, лягушку).
Суммируя данные исследований восприятия компонентов музыкального языка слабослышащими школьниками можно констатировать, что большинство учащихся не различают особенности мелодического, ритмического изложения музыки, изменения в динамике звучания музыки. Слабослышащие школьники лучше воспринимают контрастные тембры и темп движения музыки (скорость чередования сильных и слабых долей), и хуже всего различают характер мелодического изложения.
Восприятие музыкального образа слабослышащими школьниками — «словарь эстетических эмоций»
Результаты исследования представлены в таблице 5
Таблица 5
Имена |
Ирина |
Владимир |
Ольга |
Юрий |
|
Критерии |
Адекватно |
Адекватно |
Не определяет характер |
Неадекватно |
|
Результаты исследования показывают, что в ситуации выбора из предложенных вариантов слов адекватно справились с заданием два ученика.
Неадекватный выбор определений характера музыки свидетельствует о том, что дети не чувствуют разницу между музыкой веселой, жизнерадостной, в быстром темпе, и музыкой грустной, в медленном темпе, поэтому не могут определиться в выборе слова, соответствующего настроению музыки.
В процессе слушания музыки дети подчеркивают слова, затем меняют их на противоположные по смыслу, или сразу выбирают слова, контрастные эмоциональному содержанию музыки: вместо «грустно» — «весело».
Следует отметить, что при выполнении задания дети проявляют несамостоятельность, стараются посмотреть, что написано у соседа, сомневаются в правильности выбора.
Таким образом, в ситуации выбора определения характера музыки из предложенных вариантов 2-е слабослышащих детей правильно
определили характер музыки.
Восприятие музыкального образа слабослышащими школьниками словесное определение содержания музыкального произведения.
Результаты исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Имена |
Ирина |
Владимир |
Ольга |
Юрий |
|
Критерии |
Адекватно |
Неадекватно |
Не определяет характер |
Неадекватно |
|
Результаты исследования свидетельствуют, что 1 человека правильно определили характер музыки или обозначили адекватную эмоциональную реакцию на музыку. Остальные дети не смогли определиться с ответом или дали словесные определения, неадекватные содержанию музыки.
Данные исследования показывают, что, в ситуации, когда у детей нет своеобразной «подсказки» в виде набора предложенных учителем вариантов слов, а нужно самостоятельно подумать о содержании музыки, число адекватных ответов, по сравнению с предыдущим заданием, резко снижается. Большинство из них или оставили вопрос без ответа, или выбрали определения, противоположные характеру музыки.
Можно констатировать, что большинство слабослышащих школьников начальных классов определяет характер музыки на основании своей эмоциональной реакции на музыку и скорости движения музыки. Музыка моторная, жизнерадостная — «весело», музыка в медленном темпе — «грустно».
Отношения слабослышащих школьников экспериментальной группы к музыке. При исследование ребенку было предложено ответить на вопросы анкеты.
Таблица 7
Вопросы |
Ответы |
|||
Тебе нравится музыка на уроке? |
Да |
Нет |
Не знаю |
|
Какая музыка тебе нравится? |
Веселая |
Грустная |
Разная |
|
Что тебе больше нравится делать? |
Петь |
Танцевать |
Ничего |
|
Где ты обычно слушаешь музыку? |
На уроке |
Дома |
Где еще? |
|
Какие эмоции вызывает прослушивание музыки? |
Приятно |
Неприятно |
Ничего |
|
Если музыка не имеет слов, она понятна тебе? |
Да |
Нет |
Не знаю |
|
Результаты анкетирования показывают, что в целом у слабослышащих школьников наблюдается положительное отношение к музыке — 90 % школьников на вопрос «Тебе нравится музыка?» ответили утвердительно. В то же время наблюдения за детьми свидетельствуют, что интерес к музыке у детей неустойчив и проявляется эпизодически — понравилась песенка, игра. Несмотря на то, что в анкете больше половины школьников отметили положительную эмоциональную реакцию на музыку приятно (45 %), в процессе исследования выявилось, что эмоциональная реакция у школьников проявляется эпизодически и связана, как правило, с восприятием моторной, жизнерадостной музыки.
1. Исследование показывает, что в целом у слабослышащих школьников наблюдается положительное отношение к музыке, но интерес к музыке носит эпизодический характер и проявляется у отдельных детей. Эпизодически проявляемая у детей эмоциональная реакция на музыку, как правило связана с восприятием моторной, жизнерадостной музыки.
Запас музыкальных впечатлений и представлений о музыке слабослышащих детей крайне ограничен. Поведение школьников в процессе музыкальных занятий свидетельствует о несформированности у них навыков внимательного слушания музыки, пения, самостоятельного (не по показу) движения под музыку.
2. Исследование восприятия слабослышащими школьниками компонентов музыкального языка — мелодии, ритма, тембра, динамических отношений, показывает, что хуже всего слабослышащие школьники воспринимают особенности мелодического изложения. Отдельные рельефные мелодические ходы различают и приблизительно интонируют лишь некоторые школьники, половина учащихся воспринимает общее направление мелодического движения. Низкий уровень восприятия мелодии негативно отражается на музыкальной памяти слабослышащих детей — школьники плохо запоминают музыкальный материал, особенно инструментальную, безтекстовую музыку.
Слабослышащие дети лучше воспринимают изолированный ритмический рисунок, и плохо различают ритм мелодии, что свидетельствует о начальной стадии развития ритмического слуха школьников. Как правило, дети запоминают и воспроизводят только начало ритмического рисунка. Слабослышащие учащиеся, даже с небольшой потерей слуха, не сразу, с опозданием реагируют на контрастные изменения в динамике музыкального звучания. Лучше всего слабослышащие дети различают контрастные музыкальные тембры — высокий и низкий регистры. Низкий уровень восприятия компонентов музыкального языка у большинства слабослышащих школьников свидетельствует о том, что дети не различают основные средства музыкальной выразительности (мелодические, ритмические, динамические особенности музыкальных произведений), и не ориентируются на них при восприятии музыки, что обусловливает недифференцированность и поверхностность музыкального восприятия слабослышащих детей.
3. Исследование выявило невосприимчивость музыкального образа у большинства слабослышащих школьников начальных классов. Плохо различая музыкальный материал, дети не могут конкретизировать свои впечатления от прослушанной музыки, выразить характер музыки в словесной форме, через другие художественные формы — пластическое движение, рисунок. При определении характера музыки, как правило, ориентируются на общее эмоциональное впечатление от прослушанной музыки и скорость движения музыки — темп. Дети не осознают свои эмоциональные состояния, переживания, возникающие в ситуации восприятия музыки, для школьников непривычна сама ситуация — внимательно послушать музыку, подумать о характере музыки, особенностях музыкального произведения. Адекватное, полноценное восприятие музыкального образа наблюдается в единичных случаях. </p