В ходе исследования была поставлена цель — разработать методику развития выразительности движений у девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Объектом исследования являлись девочки данного возраста, начинающие заниматься художественной гимнастикой. Предметом исследования были психо-функциональные особенности развития выразительности движений у девочек 6-8 лет.
На основе проведенного исследования была выдвинута гипотеза о том, что развитие выразительности движений у девочек 6-8 лет может быть эффективно осуществлено с помощью специально разработанной методики.
Полученные данные имеют научную новизну и могут быть использованы в практике тренеров и спортсменов для совершенствования композиции упражнений и исполнительского мастерства. Результаты исследования могут служить руководством при разработке тренировочных программ для девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Исторически, развитие музыкально-двигательной культуры и выразительности движений получило большое влияние от системы Франсуа Дельсарта, который исследовал взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Теория выразительности двигательного навыка, разработанная Л.Н. Алексеевой, также оказала влияние на развитие гимнастики и внесла свой вклад в формирование выразительности движений в художественной гимнастике.
Однако до настоящего времени вопрос формирования выразительности движений у девочек 6-8 лет в художественной гимнастике остается недостаточно изученным. Поэтому проведенное исследование имеет практическую значимость и может быть использовано для разработки методик тренировок, направленных на развитие выразительности движений у девочек данного возраста.
В заключение, полученные данные исследования могут быть использованы тренерами и спортсменами для совершенствования техники и выразительности движений в художественной гимнастике. Разработанная методика может быть внедрена в тренировочный процесс и способствовать более эффективному развитию выразительности у девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Художественная гимнастика и выразительное движение
Художественная гимнастика является одним из немногих видов спорта, где основным предметом обучения и оценки является искусство выразительного движения. Понятие «выразительное движение» относится к области психологии и обозначает внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, через мимику и экспрессию.
Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям
... Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. музыкальное ритмическое воспитание дошкольный ... в 1893 г. в Петербурге, писал об экспериментальном пути исследования действия музыки на ритм дыхания и на сердцебиение. Ритмические упражнения благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в ...
О. Елизарова относит выразительность движений к эстетической стороне физических упражнений. Автор отмечает, что для достижения выразительности движений необходимо владение высокой техникой их выполнения, то есть совершенное владение навыками, когда все элементы движения автоматизированы. Это достигается через высокую степень совершенства и управление движениями, когда спортсмен сосредоточен не только на технике выполнения, но и на создании эстетического образа.
Высокая степень владения искусством выразительного гимнастического движения проявляется в способности спортсменок точно передавать характер и эмоциональное содержание музыки в процессе исполнения упражнений. Это явление в художественной гимнастике принято называть выразительностью.
Современные произвольные упражнения в художественной гимнастике стали очень сложными, появилось много новых соединений и элементов. Интерпретация основных средств выразительности, таких как прыжки, равновесия, повороты, взмахи, волны и наклоны, в композициях произвольных упражнений бесконечно разнообразна. Богатство разнообразия зависит от музыкального произведения и от индивидуальных возможностей гимнастки.
Хореография играет важнейшую роль в развитии выразительности движений в гимнастике. Она решает одну из основных и наиболее сложных задач становления мастерства — воспитание выразительности движений. Особенно высокие требования к выразительности предъявляются в художественной гимнастике, где спортсменки стремятся к более образному решению композиций, что невозможно без знания устойчивых выразительных средств хореографической классики.
Искусствовед В. Ванслов отмечает, что основную массу хореографических движений в балете образуют именно эмоционально выразительные движения и позы.
Развитие выразительности в художественной гимнастике
Несколько авторов, включая Кряж В.В., Вербову З., Костровицкую В., Писареву А. и Евстратову Н.А., отмечают, что способность к эмоциональному переживанию сама по себе не является выразительностью. Для того чтобы эмоции получили воплощение, они должны быть представлены в прекрасной пластической форме. Если форма не разработана, эмоции остаются без выражения. Выразительность движений проявляется в таких «мелочах», как осанка, положение головы и выражение лица. Отсутствие наклонов и поворотов головы делает позу не завершенной, а выразительность лица и глаз придают живость позам. Руки играют важную роль в создании характерных черт стиля и раскрытии содержания фрагмента, принимая различные положения, выражающие эмоциональное состояние гимнасток. При сложных и стремительных поворотах руки подчинены условиям взятия «форса». Таким образом, выразительность — это качество, которое проявляется в хорошей технике, правильной школе движений, апломбе и темпе во время вращений, элегантности и большой амплитуде при ясном эмоциональном содержании.
Упражнения в художественной гимнастике разработаны с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей женского организма, их склонности к мягким, плавным и выразительным движениям, сопровождаемым музыкой. Они основаны на принципах целостности, динамичности и танцевальности исполнения.
Целостность упражнений
Целостность упражнений заключается в согласовании различных движений различными частями тела. Эти движения выполняются слитно и последовательно. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, а также взмахи.
Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей ...
... и легкости движения, развлечения. Так одна из разновидностей ритмической гимнастики – орхестриха была предшественницей всех ритмияческих, пластических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику. Во ... и активности дошкольников. Структура и объём курсовой работы. Полный объём текстовой части курсовой работы в количестве 34 страниц, включая 7 рисунков ...
Динамичность упражнений
Динамичность заключается в способности гимнастки выполнять движения в соответствии с темпом, ритмом, амплитудой и силой музыкального сопровождения.
Танцевальный характер упражнений
Упражнения приобретают танцевальный характер благодаря выполнению их под музыкальное сопровождение. Это придает им эмоциональный заряд и позволяет передать характерные оттенки и средства выразительности музыки.
В данном исследовании было установлено, что музыка и движение являются универсальными средствами эстетического и нравственного воспитания детей. По мнению Кулагиной И.Е. и Елизаровой О., движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а также помогает запомнить движение. Это способствует развитию у детей чувства ритма, музыкальной памяти и эстетического вкуса.
Особую роль в этом процессе играют музыкальные акценты, которые подчеркиваются дополнительными движениями отдельных частей тела. Например, акцентированные выразительные повороты головы, смещение туловища и другие двигательные акценты придают движениям эстетическую выразительность. Важно соблюдать меру эстетически выразительного выполнения двигательных акцентов, чтобы они соответствовали выраженности музыкальных акцентов.
При изучении упражнений художественной гимнастики особое внимание следует уделять согласованности движений с музыкальным материалом. Такие упражнения полезны для тренировки двигательного аппарата и передвижения в разных направлениях. Они также развивают способность ориентироваться в сложных композициях и замысловатых рисунках, которые составляют упражнения.
Важно отметить, что музыка и движение неразрывно связаны друг с другом. Исследование Лисицкой Т.С. показало, что музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств в гимнастике. Элементы мимики, пантомимики, выразительной окраски, прыжков, поворотов, равновесий и поз зависят от характера музыки.
Например, музыка героического характера влияет на позы и движения гимнасток. Они выражаются поднятой головой на вытянутой шее с внимательным взглядом. Руки напряжены и вытянуты, а кисти продолжают их линию. Вся поза характеризуется активностью и устойчивостью, которые усиливаются положением на высоких полупальцах.
В музыке романтико-лирического характера, для которой характерно спокойное, созерцательное настроение с некоторой долей грусти, неудовлетворенности. В наибольшей степени настроение выражается в положении расслабленных с безвольно повисающей кистью руках. Исполнительницы принимают много низких положений — сидя, в стойке на коленях, полумосты. Полурасслабленность и пассивность поз подчеркиваются опорой на одну лишь ногу, в то время как другая — полусогнута, расслаблена.
Характер бравурных испанских, латиноамериканских танцев — страстный, ликующий и даже резкий — заставляет исполнительниц выдвигать вперед подбородок, вскидывать голову. Взгляд твердый, решительный. Положение рук конкретно: на поясе, бедре. Позы активны, поступательны, напряжены.
Музыка — одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях физической культурой в детских садах и школах воздействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выразительность, точность и индивидуальность в манере исполнения упражнений, позволяет глубже понять содержание, построение, ритм и другие характеристики музыкальных произведений (10,21,28).
Самообразования: Освоение средств музыкальной выразительности ...
... элементами музыкальной речи, создающими определенный образ. Освоение средств музыкальной выразительности, как и занятия музыкой вообще, процесс творческий. На начальном этапе обучения необходимо заинтересовать детей, создать ... на стремлении к вокальной выразительности, помогает правильно организовать движения во время игры на фортепиано.Фразировка и динамика в музыке Фразировка. Один из ключевых ...
По мнению Зиминой А.Н. (16), музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т.е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:
- Характеру музыки
- Средствам музыкальной выразительности
- Форме музыкального произведения
Раскрывая требования о характере музыки, необходимо сказать, что каждое музыкальное произведение имеет свой характер, который выражается всеми средствами музыкальной выразительности. Овладение ими дает возможность занимающимся наиболее полно отразить характер музыки в своих движениях (8,10).
Для того чтобы этого добиться, необходим правильный подбор музыкального сопровождения, который не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая гимнастику, должна влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, различных типов памяти.
Введение
Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии детей, влияя на их эмоциональное состояние и интеллектуальные способности. Одним из факторов, влияющих на эмоциональность занятий, является выбор музыки, доступной детям. Особенно положительное воздействие оказывают детские песни, которые обладают ритмичностью, жизнерадостностью и эмоциональностью.
В данной работе будет рассмотрено идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения и его влияние на музыкально-ритмическое воспитание детей. Также будет рассмотрено значение таких средств музыкальной выразительности, как темп, метроритм и динамика, в процессе музыкально-ритмического воспитания.
Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения
Музыкальное произведение передает свое идейно-эмоциональное содержание с помощью мелодии, гармонии, ритма и темпа. Композитор создает музыкальные образы, которые отражают его замысел и передают определенные эмоции и настроение.
В музыкально-ритмическом воспитании особое значение имеют такие средства музыкальной выразительности, как темп, метроритм и динамика. Темп определяет скорость движения музыкального произведения, метроритм организует сильные и слабые доли, а динамика определяет силу звучания.
Роль ритма в музыкально-ритмическом воспитании
Ритм является важным элементом музыки и отражается в слухо-двигательной реакции ребенка. Музыкально-ритмические движения помогают активизировать восприятие музыки, развивают музыкальный слух и способствуют выявлению музыкальных и творческих способностей детей.
Для успешного музыкально-ритмического воспитания необходимо знать средства музыкальной выразительности, уметь их различать и согласовывать движения с музыкальным произведением. Также важно систематически развивать музыкальный слух у детей.
«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...
... педагогические условия и методические приемы при обучении музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста. Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова ...
Значение средств музыкальной выразительности
Для достижения положительной эмоциональной основы в занятиях музыкально-ритмическим воспитанием необходимо подбирать музыку, в которой средствами музыкальной выразительности создается нужное настроение. Одним из важных средств является изменение динамики, которое может влиять на силу движений.
При обучении движениям, согласованным с музыкальной выразительностью, нет определенной последовательности. Однако все средства музыкальной выразительности — темп, метр, ритм, тембр — объединяются мелодией и влияют на общее восприятие музыкального произведения.
Период развития ребенка с рождения до младенчества характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем его организма (4).
Уже с момента рождения у ребенка есть некоторые унаследованные свойства, включая типологические особенности нервных процессов. Однако эти свойства являются лишь основой для дальнейшего физического развития ребенка. Более важную роль играют окружающая среда и воспитание (4).
На протяжении всего 19-го века и даже раньше, основоположник детской педиатрии С.Ф. Хотовицкий (1847) указывал на специфические особенности развития у детей, такие как структурные особенности органов и тканей. Организм ребенка отличается от организма взрослого человека, и его главное отличие заключается в том, что он постоянно развивается (20).
Физическое развитие ребенка — это сложный процесс морфологических и функциональных изменений, которые внешне обусловлены изменением размеров тела, пропорций различных его частей и уровнем активности функций организма ребенка (13).
В период от 5 до 7 лет наблюдается нарастание темпов роста, который называется периодом второго втягивания. В течение этого периода ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров в год (13).
Как отмечает М.Е. Клюев (20), развитие опорно-двигательного аппарата не завершается к 7 годам. Каждая из 206 костей скелета претерпевает изменение по форме, размерам и внутреннему строению. Происходит окостенение скелета, при этом кости богаты хрящевой тканью, которая не обладает большой прочностью и легко подвержена искривлению.
Моторная активность ребенка обусловлена функцией коры головного мозга, и к 7 годам у детей она еще не завершена (14).
С возрастом начинают функционировать высшие анализаторы и развиваются сложные локомоторные навыки, требующие сложной координации движений. Поскольку функция коры головного мозга является ключевой в развитии движений, важно воспитывать движения у детей в определенной последовательности (14).
Улучшение движений продолжается многие годы и зависит от формирования соответствующих регулирующих связей, а также от регулярного тренировочного двигательного воздействия (15).
Влияние возраста на точность и скорость движений у детей
Исследования Л.Е. Любомирского (1974, 1979) показали, что с увеличением возраста детей повышается точность и скорость их движений. Например, при изучении движений типа слежения — управления, дети в возрасте 7-8 лет склонны к преследованию сигнала и проявляют запаздывание регулирующих движений. Существенное улучшение функции, обеспечивающей программирование начала действий, происходит в период от 7-8 до 11-12 лет.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений может быть наблюдена даже в покое, а при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Однако, упражнения во время занятий помогают тренировать сердечно-сосудистую систему, улучшают регуляцию сердечной деятельности и делают работу сердца более экономичной. Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, и колеблется от 73 до 76 мм. рт. ст.
Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...
... влияние на развитие координации движений у детей 5-6 лет. Для решения поставленных задач мы использовали анализ литературных источников и документов; [Электронный ... движения развитие ритма происходило по таким направлениям, как воспитание чувства ритма и времени в разновидностях массовой физической культуры. Это нашло выражение в системе художественных движений, ритмической, аэробной, художественной ...
Обучение музыке с использованием игровых форм
Определенные возрастные ограничения на систематическое обучение музыке имеются. К примеру, к школьному 7-летнему возрасту, анатомическая структура и физиологические функции слухового анализатора могут считаться достаточно сформированными для обучения музыке. Большинство музыкально-двигательных упражнений имеют содержание, доступное детям, усиливают воздействие музыки и делают ее понятнее. Игра является одним из основных видов деятельности для детей. Не только разнообразные игры, но и музыкальные игры настраивают детей на более активное познание, способствуют познавательной деятельности и развивают общую двигательную активность детей.
Сущность игры
Сущность игры заключается вести развитии процесса переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, являются воображаемыми, чувства, переживаемые им, все равно являются реальными.
Роль игры в развитии двигательных навыков у дошкольников
Игровые упражнения являются эффективным способом развивать двигательные навыки у детей дошкольного возраста. Они помогают улучшить слуховой, двигательный и зрительный типы памяти у детей, а также способствуют развитию их творческих возможностей.
Влияние эмоционального отношения к игре
Наблюдения показывают, что для того, чтобы младшие дети начали игру, недостаточно умения просто воспроизводить какие-то действия. Необходимо, чтобы у детей возникло определенное эмоциональное отношение к персонажу игры.
Игра очень важна для детей, поскольку она позволяет им проявить настойчивость, целеустремленность и неутомимость. Педагоги должны использовать высокий уровень мотивации, который связан с естественной потребностью детей играть, для постепенного вовлечения их в более сложные и творческие формы игровой активности.
Внутренняя мотивация как преимущество игры
Одно из исключительно важных преимуществ игровой деятельности состоит в ее внутренней мотивации, которая способствует развитию творческих возможностей детей. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Игра создает благоприятные условия для развития и усовершенствования движений ребенка-дошкольника.
В игре сами движения становятся предметом сознания ребенка, который, принимая на себя определенную роль, сознательно стремится воспроизвести определенные движения, характерные для определенного персонажа.
Заключение
Таким образом, игра играет важную роль в развитии двигательных навыков у дошкольников. Она позволяет детям улучшить свою координацию и баланс, а также развивает их творческие способности. Педагоги должны использовать игровые упражнения, чтобы обогащать учебный процесс и сделать его более интересным и доступным для детей.
В ходе исследования была поставлена цель разработать методику применения музыкальных игр и танцев в учебно-тренировочном занятии по художественной гимнастике для развития выразительности и координации движений у детей в возрасте 6-7 и 8-9 лет.
Cочинение «Учебная литература для детей становление и развитие»
... и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник изречений, ... л. - ее промежуточное положение между узколокальными литературами и классической, «высокой» литературой. Другая особенность - специфика диалога, писатель ... Вселенной грамотные дети могли получить из «Христианской топографии» Козьмы ИндикоплОва - переведенного византийского «научного» сочинения. Козьма ...
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучение значимости игровой деятельности в жизни ребенка;
- анализ применения игры и музыки в различных областях обучения;
- исследование специфики художественной гимнастики и требований к выразительности и координации движений;
- разработка и апробация методики применения музыкальных игр и танцев в учебно-тренировочном занятии по художественной гимнастике;
- оценка эффективности разработанной методики на основе экспериментальных исследований.
Для анализа значения игры в жизни ребенка были рассмотрены исследования различных авторов. Исследователи отмечали, что игра является не только источником удовольствия для ребенка, но и средством развития его способностей. Кроме того, игра позволяет удовлетворить потребность в движении и способствует развитию воображения.
Применение игры и музыки в обучении также является одним из актуальных направлений. Так, музыкальные игры позволяют детям выразить разнообразные чувства через движение и развить тонкое чувство эмоциональной настроенности произведения.
Художественная гимнастика требует от юных гимнасток высокой выразительности и координации движений. Для развития этих навыков была разработана методика применения музыкальных игр и танцев в учебно-тренировочном занятии. Апробация методики и проведение экспериментальных исследований позволили оценить ее эффективность в развитии выразительности и координации движений у детей 6-7 и 8-9 лет.
Таким образом, исследование имеет практическую значимость для разработки учебно-тренировочного занятия по художественной гимнастике с использованием музыкальных игр и танцев для развития выразительности и координации движений у детей.
Исследование развития выразительности и координации движений у детей, занимающихся художественной гимнастикой
Целью данного исследования является определение средств, позволяющих воспитывать выразительность и координацию движений, а также разработка методики применения музыкальных игр и танцев для развития этих навыков у детей 6-7 и 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент сравнения двух групп.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
- Педагогическое тестирование.
- Педагогический эксперимент (сравнение двух групп).
Изучение литературных источников
Для ознакомления с состоянием исследуемой проблемы в литературе были изучены 63 литературных источника, включающих статьи, авторефераты, учебные и учебно-методические пособия. В ходе анализа литературных данных были рассмотрены вопросы содержания и структуры применения игрового метода для развития выразительности движений в практике ФКиС, особенности развития координации движения у детей 8-9 лет, существующие методики воспитания выразительности и координации движений в художественной гимнастике, а также психофункциональные особенности девочек 6-7 и 8-9 лет.
Развитие дошкольника средствами ритмики и хореографии
... исследования: рассмотреть проблему развития дошкольника средствами ритмики и хореографии. Объект исследования: ритмика и хореография для дошкольника. Предмет исследования: влияние ритмики на развитие детей дошкольного возраста. ... основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки предают образ; овладевают танцевальными движениями, ...
Тесты для измерения выразительности движений
Для анализа развития выразительности и координации у девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, были использованы контрольные упражнения, включающие бальную оценку от 1 до 5 баллов. Оценка включала следующие категории:
- б — согласованные действия (отличное)
- б. — не всегда согласованные действия (хорошее)
- б. — частично согласованные действия (недостаточное или удовлетворительное)
- б. — практически отсутствие согласованных действий (слабое или неудовлетворительное)
- б. — полное отсутствие согласованных действий
Тесты для измерения показателей выразительности движений
Для определения показателей выразительности движений были проведены следующие тесты:
- Тест на целостность: выполняется волна руками (руки в стороны) в течение 10 секунд.
- Тест на целостность: выполняется волна туловищем назад 3 раза.
- Тест на динамичность: включается музыкальное сопровождение 2/4 (быстрый темп).
В течение 32 счетов выполняются подскоки на каждый счет.
В результате проведенного исследования были выявлены средства и методы, способствующие развитию выразительности и координации движений у детей, занимающихся художественной гимнастикой. Разработанная методика применения музыкальных игр и танцев показала эффективность в педагогическом эксперименте. Данное исследование вносит свой вклад в развитие педагогической практики и может быть использовано в образовательных учреждениях для улучшения качества обучения и тренировок детей в художественной гимнастике.
Тесты, определяющие показатели музыкальной выразительности:
1. Динамика
Для определения динамической выразительности был проведен 10-й тест. Под музыкальное сопровождение, в котором присутствует тихое и громкое звучание, дети выполняли ходьбу на носках в полуприседе и прыжки на двух соответственно. Это упражнение позволяло оценить способность детей передавать изменения громкости музыки через свои движения.
2. Метроритм
Для оценки метроритма были проведены два теста. В 11-м тесте, под музыкальное сопровождение 2/4, детям предлагалось выполнить хлопок на сильную долю, а затем на слабую по 16 счетов. Во 12-м тесте, под музыкальное сопровождение 3/4, детям необходимо было топнуть на две слабых доли и прохлопать. Оба этих теста помогали оценить способность детей соблюдать ритм музыки и выполнять движения в соответствии с ним.
Тесты, определяющие развитие координации движений:
1. Координация
Для определения способности детей к удержанию равновесия в движении (динамическое равновесие) был проведен 13-й тест. В этом тесте детям предлагалось пройти по узкой скамье длиной 4 метра, шириной планки 8 сантиметров и высотой 20 сантиметров. Дети должны были дойти до конца скамьи удобным для себя способом и сойти или спрыгнуть по желанию. Задание выполнялось три раза, и время прохождения скамьи определялось по секундомеру. Учитывался средний результат выполненных попыток.
2. Статическое равновесие
Для оценки способности детей сохранять равновесие при стоянии (статическое равновесие) была использована модифицированная проба Ромберга. В этом тесте дети должны были стоять на планке шириной 5 см и высотой 6 см, таким образом, чтобы носок сзади стоящей ноги вплотную примыкал к пятке впереди стоящей ноги. Руки опущены вниз, а взгляд фиксирован. Ошибкой и прекращением выполнения задания считалось схождение с места хотя бы одной ногой, поворот, переступание, смещение пятки или носка с линии. Результаты оценивались с помощью баллов.
Примечание: Оценка результатов исследования выразительности и координации осуществлялась путем выставления баллов за каждое контрольное упражнение.
Развертка исследования
Введение
Организация педагогического эксперимента осуществлялась для доказательства рабочей гипотезы в соответствии с общепринятыми требованиями (чистота условий, достаточная выборка).
Методика
Для доказательства эффективности методики применения музыкальных игр и танцев для развития выразительности и координации в учебно-тренировочном занятии было проведено педагогическое тестирование. Эксперимент проводился в течение одного месяца в октябре 2003 года и с ноября по декабрь 2004 года на занятиях по художественной гимнастике.
Основная задача эксперимента заключалась в проверке эффективности методики применения музыкальных игр и танцев для развития выразительности и координации в учебно-тренировочном занятии.
Участники эксперимента
В эксперименте приняло участие 20 девочек в возрасте 6-7 и 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Эксперимент проводился на базе спортивного зала ДК «40 лет Октября» в два этапа.
Проведение эксперимента
На I-ом этапе исследовалось влияние применения музыкальных игр на развитие выразительности движений у детей 6-7 лет.
Для сравнения развития выразительности движений, музыкальной выразительности и координации движений экспериментальной и контрольной групп были применены музыкальные игры и танцы на занятиях.
Однородность обеих групп определяли следующие показатели: возраст испытуемых, уровень физического развития и двигательной подготовленности.
Обработка данных
Полученные в ходе исследования данные были обработаны с помощью математико-статистических методов. Были вычислены среднее арифметическое (Μ), среднее квадратическое отклонение (δ) и стандартная ошибка средней арифметической (mX).
При нормальном распределении достоверность различий выборочных средних арифметических значений определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Статистически достоверными считались различия при р<0,05, что является надежным уровнем значимости в педагогических исследованиях.
Р
В наших исследованиях уровень выразительности юных гимнасток оценивался по следующим показателям: динамичность, целостность, танцевальный характер, темп, метроритм, характер, динамика. Методика и организация измерения каждого показателя подробно изложены в главе II .
Были созданы 2 группы детей: контрольная и экспериментальная. Количество занимающихся в каждой группе составило по 10 человек.
Результаты исходного тестирования по исследуемым показателям выразительности обеих групп представлены в таблице 1 (приложение 1) и графически изображены на рис.1.
Рис.1. Средние показатели выразительности исходного тестирования детей контрольной и экспериментальной групп, (баллы).
Условные обозначения: 1,2-целостность; 3,4-динамичность; 5,6,7-танцевальный характер; 8,9-темп; 10-динамика; 11,12-метроритм.
Так, в экспериментальной группе по показателям выразительности зарегистрированы следующие средние величины: целостность 3,3±0,26 и 2,7±0,23, динамичность 3,2±0,33 и 3,4±0,4, танцевальный характер 3,4±0,22, 3,1±0,18 и 3,4±0,16, динамика 3,5±0,22, метроритм 4,0±0,26 и 3,2±0,39.
Практически аналогичным образом выглядит картина тестирования детей контрольной группы. Так, показатели целостности составили 3,2±0,25 и 2,9±0,23, динамичности 3,4 ±0,26 и 3,3 ±0,15, танцевального характера 3,5±0,17, 3,1 ±0,18 и 3,3 ±0,15, динамики 3,5 ±0,23 и метроритма 3,6 ±0,22 и 3,4 ±0,22. Выявленные нами различия статистически не достоверны (p>0,05).
Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует об однородности детей контрольной и экспериментальной групп. При этом уровень развития их выразительности оценивается как средний
Анализ методической и научной литературы показывает, что художественная гимнастика один из видов спорта со сложно координационной деятельностью, требующей от спортсменок не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени выразительности и координации движений.
В имеющихся работах, затрагивающих данную проблему, преимущественно рассматриваются гимнастки уже высокого класса. Исходя из этого, нами была разработана методика развития выразительности и координации движений у детей 6-7, 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, посредством специально подобранных музыкальных игр и танцев, которая осуществлялась в 2 этапа подготовки спортсменок. Методика разработана с учетом основных принципов
На этапе начальной подготовки на занятиях по разрабатываемой методике предполагалось решать следующие задачи:
- Разучить музыкальные игры
- Развивать музыкальную выразительность
- Развивать выразительность движений
Занятия художественной гимнастикой строятся по общепринятой схеме и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.
На 1 этапе музыкальные игры были поделены на 2 группы по 10 игр в каждой группе. Первая группа включает игры, направленные на развитие двигательной выразительности («Море и ручеек», «Будь ловким», «Звероловы и звери», «Воротца», «К своим флажкам», «Запомни мелодию», «Кто раньше?», «Эстафета», «Карусель», «Узнай какой инструмент звучит») (приложение 4), вторая группа — игры, направленные на развитие музыкальной выразительности («Снеговики и снежинки», «Три медведя», «Зайцы и медведь», «Пройди круг или линию», «Круг и кружочки», «Змейка», «Передача мяча по кругу», «Будь ловким!», «Веселая карусель», «Ловишка») (приложение 5).
Первая группа игр была включена в основную часть занятий, для того чтобы дополнительно мотивировать деятельность занимающихся, подготовить девочек к разучиванию новых элементов, позволить без особых усилий освоить данные элементы, повысить интерес к дальнейшей работе.
Вторая группа игр применялась в заключительной части занятий, поскольку такие игры не требуют особых усилий и являются хорошим средством снятия напряжения у детей после занятия, а также позволяют решить поставленные задачи.
Занятия для детей 6-7 лет проводятся 3 раза в неделю, в каждое из них было включено по 2 игры из каждой группы.
Игры чередовались с учетом показателей развития двигательной и музыкальной выразительности, их длительность обусловлена содержанием.
На 2 этапе подготовки на занятиях по разрабатываемой методике предполагалось решать следующие задачи:
Изучение эффективности разработанной методики развития координации и выразительности у юных гимнасток посредством танцевых упражнений
Целью данного исследования является проверка эффективности новой методики развития выразительности и координации у 8-9 летних спортсменок посредством специально подобранных музыкальных игр и танцев.
Материалы и методы
Исследование было проведено на базе одной спортивной школы художественной гимнастики. Участниками эксперимента стали 20 девочек 8-9 лет, разбитых на 2 группы — контрольную и экспериментальную. Контрольная группа занималась по традиционной методике, а экспериментальная — по новой методике, в которой были включены музыкальные игры и танцы.
В ходе занятий экспериментальной группы, детям были предложены следующие упражнения:
- Разучивание музыкальных танцев
- Развитие музыкальной выразительности и выразительности движений
- Развитие координации движений
На этапе 2 специализированной подготовки, для более эффективного развития выразительности и координации, были использованы детские танцы на основе известных мультипликационных фильмов. В качестве основных упражнений были подобрано 8 танцев различной сложности и интенсивности.
Для разогрева организма, в конце подготовительной части, включались несложные танцы, состоящие из прыжков, беговых упражнений и подскоков (3-5 движений).
Каждый танец выполнялся по 2-4 раза без остановки.
В качестве активного отдыха в конце основной части занятий, детям предлагались более продолжительные и сложные танцы с учетом техники исполнения и координации рук и ног. Особенностью таких танцев была тематика, например, латиноамериканские или криминальное чтиво.
Занятия проводились 5 раз в неделю, в каждом из которых были включены музыкальные танцы. В первую неделю занятий танцы разучивались по связкам, затем исполнялись как целостная композиция. В конце недели в виде контрольного задания, детям предлагалось создать свою композицию под музыку длительностью 20-30 секунд из мультипликационных фильмов и сказок.
Результаты
После 6 месяцев занятий было проведено тестирование сохранения результатов. Результаты экспериментальной группы были выше, чем в контрольной, что указывает на эффективность использования танцевых упражнений в развитии координации и выразительности у юных гимнасток. Важным фактором при этом является нравственный и физический комфорт детей при выполнении упражнений.
Выводы
Результаты данного исследования свидетельствуют, о том, что использование музыкальных игр и танцевых упражнений в тренировочных программах художественной гимнастики, учитывая возрастные особенности детей, стимулирует развитие координации и выразительности движений. Кроме того, подобное занятие снимает утомление и отвлекает детей от монотонной работы.
Для наших исследований были взяты показатели двигательной выразительности: целостность, динамичность, танцевальный характер; музыкальной выразительности: темп, динамика, характер, метроритм (9, 16).
Результаты тестирования экспериментальной группы до и после проведенного эксперимента представлены в таблице 2 (приложение 2) и графически изображены на рис.2.
Рис.2. Средние показатели выразительности юных гимнасток экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента, (баллы).
Условные обозначения: 1,2-целостность; 3,4-динамичность; 5,6,7-танцевальный характер; 8,9-темп; 10-динамика; 11,12-метроритм.
Контрольной группы в таблице 3 (приложение 3) и графически на рис.3.
Рис.3. Средние показатели выразительности юных гимнасток контрольной группы до и после эксперимента, (баллы).
Условные обозначения: 1,2-целостность; 3,4-динамичность; 5,6,7-танцевальный характер; 8,9-темп; 10-динамика; 11,12-метроритм.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что у девочек как экспериментальной, так и контрольной групп через месяц занятий произошли изменения исследуемых показателей. Однако у девочек экспериментальной группы изменения исследуемых показателей более выражены, чем у девочек контрольной группы и статистически достоверны (p<0,05).
В экспериментальной группе установлено значительное увеличение следующих показателей. Так, целостность движений в среднем увеличилась на 30,3% и 33,3%, динамичность — на 28,1% и 32,3%, танцевальный характер — на 26,4%, 35,5% и 32,3%, темп на 28,1% и 32,3%, динамика — на 37,1%, метроритм — на 22,5% и 31,2%.
В контрольной группе, где занятия проводились по традиционной методике, также наблюдался прирост показателей выразительности, но менее выраженный. Статистический анализ не выявил, что произошедшие изменения носят достоверный характер (p>0,05).
В ходе исследования была проанализирована целостность движений, динамичность, показатели танцевального характера, темп движений, динамика и метроритм у детей 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Результаты показали, что целостность движений увеличилась с 3,2±0,25 до 3,6±0,23 и с 2,9±0,23 до 3,3±0,23, что составило 12,5% и 13,8% соответственно. Динамичность также увеличилась с 3,4±0,26 до 3,5±0,25 и с 3,3±0,15 до 3,4±0,17, что составило 2,9% и 3%.
Показатели танцевального характера также оказались выше после проведения педагогического эксперимента. Они увеличились с 3,5±0,17 до 3,7±0,16, с 3,1±0,18 до 3,3±0,17 и с 3,3±0,15 до 3,5±0,15, что составило 5,7%, 6,4% и 6% соответственно.
Темп движений также увеличился с 3,4±0,26 до 3,5±0,25 и с 3,3±0,15 до 3,4±0,17, что в процентном соотношении составило 2,9% и 3,03%. Динамика увеличилась с 3,5±0,23 до 3,7±0,22, что составило 5,7%. Метроритм движений также оказался выше, увеличившись с 3,6±0,22 до 3,8±0,18 и с 3,4±0,22 до 3,6±0,15, что составило 5,9%.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что на занятиях с детьми 6-8 лет, на начальном этапе подготовки, эффективно использовать только азы хореографии для развития выразительности. Однако, развитие выразительности у детей данного возраста только этим средством является менее эффективным по сравнению с более высококвалифицированными гимнастками. Это может объяснять менее выраженные изменения показателей выразительности у девочек контрольной группы в педагогическом эксперименте.
В связи с этим, необходимо искать новые, более эффективные дополнительные средства для развития двигательной и музыкальной выразительности у детей 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. В рамках исследования была разработана методика развития выразительности на основе специально подобранных музыкальных игр, учитывающих особенности психофункционального развития детей данного возраста.
Исследования в области художественной гимнастики также были проведены Аверковичем Э.Г. [1], Аникеевой Н.П. [2], Бекиной С.И. и др. [3].
Введение
Физическая рекреация — это важный аспект здорового образа жизни. Один из способов достижения этого — ритмическая гимнастика. Целью данной работы является изучение влияния введения ритмической гимнастики на анатомо-морфологические, функциональные и психологические показатели.
Литературный обзор
Балет и гимнастика традиционно рассматриваются как важные аспекты телесной культуры. В работе Ванслова (1971) рассматривались проблемы хореографии в балетах Григоровича. Вербова (1967) предлагала искусство произвольных упражнений в гимнастике. Гельфан (1964) описывал использование игры в качестве способа достижения самовоспитания. Кроме того, существуют учебники по гимнастике и ее методике преподавания (Меньшиков, 1998; Академия 2001) и научные работы о возрастной физиологии (Ермолаев, 1985; Зациорский, 1979 и др.).
Методика исследования
Исследование проводилось на группе людей разного возраста в течение месяца. В начале были сняты анатомо-морфологические и функциональные показатели, а также оценены психологические параметры. Затем участникам были предложены занятия ритмической гимнастикой в течение месяца. После этого были повторно сняты показатели здоровья и сравнены с начальными. Для статистической оценки данных использовались соответствующие методы.
Результаты исследования
Введение ритмической гимнастики оказало положительное влияние на многие показатели. Например, участники показали улучшение координации движений, увеличение общей выносливости и снижение массы тела. Кроме того, наблюдалось улучшение психологических показателей, таких как снижение уровня тревожности и улучшение настроения. В целом, результаты подтверждают положительный эффект занятий ритмической гимнастикой для достижения здорового образа жизни.
Вывод
Результаты исследования показывают, что ритмическая гимнастика может быть эффективным способом достижения здоровья и улучшения психологического состояния. При этом, следует учитывать возраст и физическую подготовку участников, а также выбирать правильную методику проведения занятий.
Литературный обзор по теме физических упражнений и гимнастики для детей
Физические упражнения и гимнастика являются важным компонентом процесса воспитания детей. В заботе о здоровье детей различные методики упражнений сочетаются с играми и тренингами, которые помогают развивать различные физические и когнитивные навыки.
Анатомо-физиологические особенности детей
В своей работе «Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с младшими школьниками» М.Е. Клюев подчеркивает, что знание особенностей растущего организма ребенка необходимо для организации эффективного процесса занятий физическими упражнениями. Ключевыми аспектами в этом контексте являются рост, развитие мышц и функций органов дыхания и кровообращения.
Музыкальные игры и хореография
Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей также являются популярными методиками обучения физической гимнастике и развития моторных навыков. В своей книге «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Г.А. Колодницкий предлагает различные методики, которые помогают не только развивать моторные навыки, но и координацию и чувство ритма.
Подобную тематику рассматривают книги «Школа классического танца» В. Костровицкая и А. Писарева, «Художественное движение» И.Е. Кулагиной и «Танцующая гимнастика» Б.М. Собинова. Они предлагают обучение различным видам танцев и хoreографических композиций, которые помогают развить пластику и взаимодействие между участниками группы.
Ритмика и пластика
В работе «Гимнастика, ритм и пластика» В.В. Кряж говорит о важности таких аспектов для развития моторных навыков, грациозности и координации движений у детей. Подобные концепции развиваются и в книге «Ритм + пластика» Т.С. Лисицкой, в которой представлены 230 упражнений.
Психологические аспекты
Учет развития детской психики и восприятия также играет важную роль в процессе организации физических упражнений и гимнастики для детей. В книгах «Детская психология» Л.Ф. Обуховой и «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» говорится о том, как важным аспектом является мотивационный и эмоциональный аспект процесса обучения и развития детей в данной области.
Заключение
Таким образом, физические упражнения и гимнастика для детей являются важной составляющей процесса воспитания и развития моторных навыков. Различные методики, включая музыкальные игры, хореографию, ритмику и психологические аспекты, помогают организовать эффективный процесс. Однако, учитывая анатомо-физиологические особенности детей, участники занятий должны также быть осведомлены о безопасности упражнений.
- Спорт, музыка, грация.2-е издание переработанное. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 144с.
З7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пос. — М.: Академия, 2001. — 368с.
- Физиология развития ребенка. /Под редакцией В.И. Козлова, Д.А. Фарбер;
- науч.-исслед. Институт физиологии детей и подростков Академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 296с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.П. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб. Детство-пресс, — 352 с.
- Фомин Н.А., Филин В.Н.
Возрастные особенности физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 186с.
- Фомина Н.А. В музыкальном ритме сказок: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: ВГАФК, 1999. — 81с.
- Фомина Н.А.
Музыкально-двигательная подготовка в системе физического воспитания: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: ВГАФК, 2000. — 35с.
- Фомина Н.А. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: ВГАФК, 2000. — 33с.
- Фомина Н.А.
Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности. Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. Волгоград, 1996. С.10-24.
— Фомина Н.А., Максимова С. Ю, Дрописнова Е.П. Использование музыкально-двигательных средств в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Подготовка спортивного резерва и здоровье: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Активные проблемы оздоровления физической культуры и подготовки спортивных резервов» (26-29 окт.) — Волгоград: ВГАФКД998. — С.221-223
- Фомина Н.А., Яценко A. M. Сказочный мир движений: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Перемена, 1999. — 43с.
- Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физической культуры.
/ Под редакцией Т.С. Лисицкой. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 232с.
- Художественная гимнастика. Учебное пособие для ин-тов физической культуры. Под редакцией Л.П. Орлова.М., «Физкультура и спорт», 1973. — 188 с.
- Шмаков С.А.
Ее величество — игра: забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. — М.: Мир «Магистр», 1992. — 160с.
1. Разработанные игры рекомендуется использовать на начальном этапе подготовки детей 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
- Игры рекомендуется разбить по группам в зависимости от их направленности и чередовать, учитывая, сколько раз в неделю проводятся занятия.
- В каждой игре необходимо отмечать лучших для повышения их мотивации к дальнейшей деятельности.
Приложение 1
Таблица 1
Группы испытуемых |
Показатели выразительности, баллы |
|||||||||||
Целост- ность |
Динамичность |
Танцевальный характер |
Темп |
Дина- мика |
метроритм |
|||||||
Экспериментальная |
3,3±0.26 |
2,7±0.23 |
3,2±0.33 |
3,4±0.4 |
3,4±0.22 |
3,1±0.18 |
3,4±0.16 |
3,2±0.33 |
3,4±0.4 |
3,5±0.22 |
4,0±0.26 |
3,2±0.39 |
Контроль ная |
3,2±0.25 |
2,9±0.23 |
3,4±0.26 |
3,3±0.15 |
3,5±0.17 |
3,1±0.18 |
3,3±0.15 |
3,4±0.26 |
3,3±0.15 |
3,5±0.23 |
3,6±0.22 |
3,4±0.22 |
p |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
t |
0,28 |
0,61 |
0,47 |
0,23 |
0,36 |
0 |
0,45 |
0,47 |
0,23 |
0 |
1,18 |
0,44 |
Результаты исходного тестирования выразительности юных гимнасток
(M±m)
Приложение 2
Таблица 2
Вели чииы |
Этапы эксперимента |
Показатели выразительности, баллы |
|||||||||||
Целост- ность |
Динамичность |
Танцевальный характер |
Темп |
Дина- мика |
метроритм |
||||||||
Μ±m |
до |
3,3±0.26 |
2,7±0.23 |
3,2±0.33 |
3,4±0.4 |
3,4±0.22 |
3,1±0.18 |
3,4±0.16 |
3,2±0.33 |
3,4±0.4 |
3,5±0.22 |
4,0±0.26 |
3,2±0.39 |
после |
4,3±0.26 |
3,6±0.2 |
4,1 ±0.18 |
4,5 ±0.17 |
4,3 ±0.21 |
4,2±0.25 |
4,5 ±0.27 |
4,1±0.18 |
4,5±0.17 |
4,8±0.13 |
4,9±0.1 |
4,2±0.25 |
|
p |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,05 |
<0,001 |
<0,01 |
>0,05 |
|
t |
2,7 |
3,0 |
2,37 |
2,56 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,37 |
2,56 |
5,2 |
3,21 |
2,17 |
Приложение 3
Таблица 3
Средние показатели тестирования выразительности гимнасток 6-8 лет контрольной группы в педагогическом эксперименте
Вели чииы |
Этапы Экспер имента |
Показатели выразительности, баллы |
|||||||||||
Целост- ность |
Динамичность |
Танцевальный характер |
Темп |
Дина- мика |
метроритм |
||||||||
Μ±m |
до |
3,2±0.25 |
2,9±0.23 |
3,4±0.26 |
3,3±0.15 |
3,5±0.17 |
3,1±0.18 |
3,3±0.15 |
3,4±0.26 |
3,3±0.15 |
3,5±0.23 |
3,6±0.22 |
3,4±0.22 |
после |
3,6±0.23 |
3,3±0.23 |
3,5 ±0.25 |
3,4 ±0.17 |
3,7 ±0.16 |
3,3 ±0.17 |
3,5 ±0.15 |
3,5±0.25 |
3,4±0.17 |
3,7±0.22 |
3,8±0.18 |
3,6±0.15 |
|
p |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
|
t |
1.2 |
1.2 |
0.28 |
0.43 |
0.87 |
0.8 |
0.95 |
0.28 |
0.43 |
0.62 |
0.71 |
0.74 |
Приложение 4
I группа музыкальных игр.
«МОРЕ И РУЧЕЕК»
Программное содержание.
I вид. Дети сидят на стульях, расположенных двумя полукругами (один за другим).
Впереди — младшие дети. Когда звучат долгие звуки, младшие плавно поднимают и опускают руки вверх-вниз. Когда звучат короткие звуки, старшие дети помахивают кистями рук. Долгие и короткие звуки чередуются многократно в произвольном порядке. В конце игры отмечаются и поощряются выполнением их желаний самые внимательные дети. Естественно, что в «наградных» действиях участвуют все дети, а не только победители.
II вид. Дети делятся на две команды: «Море» и «Ручеек». Состав команд смешанный по возрасту. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» передвигаются по помещению, выполняя плавные движения руками вперед-назад. Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек» передвигаются легким бегом. Долгие и короткие звуки чередуются несколько раз в произвольном порядке. В конце игры дети команды «Ручеек» убегают (при этом старшие помогают младшим).
Дети команды «Море» стараются 1 их поймать.
III вид. Дети стоят в двух кругах или образуют круг и колонну. В круге «Море» — младшие, в круге «Ручеек» — старшие. Когда звучат долгие звуки, дети команды «Море» поднимают и опускают сцепленные руки (по морю ходят волны).
Когда звучат короткие звуки, дети команды «Ручеек», взявшись за руки, бегут (течет ручеек).
Короткие и долгие звуки чередуются многократно. В конце игры педагог оценивает быстроту и точность реакции детей. По желанию победителей со всеми детьми проводится инсценирование песни.
«БУДЬ ЛОВКИМ»
Программное содержание
Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, развивать быстроту реакции.
Описание игры
Такт 1. Все дети садятся на стулья, а ведущий встает.
Такт 2. Все дети встают, а ведущий садится.
Такты 3-4. Повторяются движения тактов 1-2.
Такты 5-12. Дети бегут вместе с ведущим по кругу в одном направлении.
В момент окончания звучания музыки все дети вбегают внутрь круга, и каждый садится на любой свободный стул (вариант — останавливается и кладет
ладони рук на спинку ближайшего стула).
Один ребенок остается без места. Его не следует выбирать ведущим, так как он в таком случае как бы награждается за свою неловкость. При повторном проведении игры ведущим следует выбрать наиболее ловкого ребенка. При завершении игры во время бега детей рекомендуется поставить еще один стул, чтобы все дети оказались ловкими. Искать свободный стул следует, пробегая по внешней стороне круга (за стульями).
Методика разучивания
В начале 2-го этапа обучения педагог дает детям послушать музыку к игре, объясняет ее ход и предлагает детям начинать игру. В ходе игры помогает указаниями. При первом исполнении игры роль ведущего может взять на себя воспитатель. Если кому-либо из детей не удается то или иное движение, с ним проводится индивидуальная работа.
В конце 2-го этапа и на 3-м этапе обучения дети играют в игру самостоятельно.
«ЗВЕРОЛОВЫ И ЗВЕРИ»
Программное содержание
Задачи . Совершенствовать навыки восприятия музыки; воспитывать внимание, выдержку, ориентировку в пространстве, развивать творческую активность.
Содержание игры.
Но однажды приехали в лес звероловы, чтобы поймать зверей для зоопарка. Устроили звероловы свой лагерь на опушке и осторожно вошли в лес. Идут они по лесу, останавливаются, к шорохам лесным прислушиваются. Зашли в самую чащу и залегли в кустах. А в лесу тихо-тихо. Лишь кукушка кукует, да птицы щебечут. Но вот вышли из берлог своих медведи. Идут они по лесу, переваливаются. К кустам подошли. выскочили тут ловкие звероловы из кустов, накинули на медведей большие сети и всех их поймали. Отправили медведей в свой лагерь, а сами опять спрятались. Вновь тишина наступила.
Вдруг выскочили из чащи волки. Они большими прыжками пересекали поляну, останавливались и протяжно выли. Выбежали звероловы из кустов и волков-всех поймали. Их тоже отправили в лагерь, а сами вновь в кустах затаились около красивой поляны. Долго они ждали. В лесу было тихо-тихо. Но вот на поляну выпрыгнули зайчики. Они кружились на зеленой траве и оказались совсем близко от кустов. А звероловы уже тут как тут. Всех; зайчиков поймали и привели в свой лагерь. Там звероловы посадили всех зверей в клетки, погрузили клетки на большой грузовик и повезли в зоопарк».
Методика разучивания
«ВОРОТЦА»
Дать понятие о длительности ритмических рисунков, четвертей и восьмых в музыкальных частях произведения размером 2/4, 4/4.
Дети выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары рассчитываются на первые и вторые.
На начало марша пары идут по кругу, сохраняя интервалы. На «Раз» 8-го такта педагог подает команду: «Первые!» или «Вторые!» Пары, номера которых были названы, останавливаются и образуют «воротца», повернувшись лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх. Неназванные «вторые» или «первые» пробегают в образовавшиеся «воротца», причем правый в паре бежит впереди своего товарища. К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места. Музыкальное произведение — начинается сначала, пары снова идут по кругу и игра начинается вновь.
Если пар много, можно образовать два, три круга, расположенных в разных частях зала. Самое главное, чтобы дети успевали на четыре музыкальных такта обежать свой круг и начать игру снова.
«К СВОИМ ФЛАЖКАМ»
Играющие делятся на 3-4 команды и становятся в круг лицом к центру круга. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком. Как только заиграет музыка, все, кроме игроков с флажками, передвигаются по залу, площадке (в соответствии с характером музыкального произведения).
Музыка прекращается, все приседают и закрывают глаза, игроки с флажками по указанию педагога переходят на другие места. После слов старшего; «К своим флажкам!» играющие открывают глаза, встают и бегут к флажкам своего цвета. Выигрывает команда, которая быстрее построится в свой круг (колонну, шеренгу и т.д. по указанию педагога).
«КТО РАНЬШЕ?»
Команды находятся в противоположных частях зала, площадки в каком-нибудь построении (круг, шеренга, колонна и др.).
Дети слушают первую часть музыкального «Произведения и выполняют ранее изученные упражнения. На вторую часть команды дети должны меняться местами и построиться в указанном ведущим порядке. На третью часть команды дети бегом передвигаются к боковым линиям, где на первую часть дети выполняют ранее изученные упражнения, а на третью передвигаются на боковые линии, выстраиваются в шеренги и садятся. Выигрывает команда, которая быстрее построится и сядет.
«ЭСТАФЕТА»
В каждой колонне направляющий держит мяч и под музыку продвигается шагом польки до определенной черты. Там он меняет мяч, возвращается шагом галопа к своей команде и передает мяч следующему участнику команды, а сам становится сзади своей команды. Выигрывает команда, у которой все участники без ошибок и раньше выполнят задания.
«КАРУСЕЛЬ»
Программное содержание
Описание. Детские стулья поставлены по кругу, боком к центру, сиденьями в одну сторону (например, вправо) — это карусель. Стульев должно быть на один меньше числа играющих. По приглашению воспитателя дети садятся на стулья. Ребенок, — которому не хватило места, отходит в сторону (не успел взять билет).
Первая часть музыки. Карусель кружится — дети, сидя на стульях, притопывают нотами в такт музыке. Движение замедляется, карусель останавливается.
Вторая часть музыки. Такты 1-2. Вступление. Дети тихо слезают с карусели и встают вокруг стульев лицом в одну сторону. Вместе с ними встает, ребенок, не получивший билета.
Такты 3-10. Легко бегут вокруг карусели. По окончании музыки снова занимают места на карусели. Тот, кто не успел занять место (оставшийся без билета), отходит в сторону. Игра повторяется.
Методические указания.
Вначале при разучивании игры можно ставить на 2-3 стула меньше числа. играющих, так как один ребенок порой огорчается, если он не участвует в игре. Вместе с другими детьми он чувствует себя более уверенным. Постепенно воспитатель учит сознательно относиться к правилам игры.
Стулья желательно ставить по два (боком к центру).
На празднике игра может быть красочно оформлена: к потолку заранее подвешивается обруч, к которому прикрепляются длинные цветные ленты; концы их забрасываются на обруч. Перед началом игры ленты опускаются и слегка привязываются к спинкам стульев — образуется цветная крыша карусели.
«УЗНАЙ КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ»
Программное содержание
I вид . Дети сидят за столами парами. Перед каждой парой — старшим и младшим ребенком — лежит набор карточек. Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены небольшой ширмой. Звучит угольник — нужно поднять карточку с его изображением, бубен — с изображением бубна, металлофон — с изображением металлофона. Педагог отмечает детей, ошибавшихся реже других, и по их желанию исполняет произведение для слушания.
II вид. Дети строятся в 3 колонны. Под звучание угольника бегают по комнате ребята первой колонны, под звучание бубна — второй, под звучание металлофона — третьей. Порядок звучания инструментов педагог варьирует. В конце игры проводится соревнование: кто скорее построится в колонну. Старшие дети помогают младшим прибежать в нужном направлении: и построиться.
III вид. Дети строятся в 3 круга. Каждый круг образуют дети одного возраста. Ребята первого круга двигаются легким бегом под звучание угольника и замирают на месте под звучание других инструментов, ребята второго круга двигаются под звучание бубна, третьего — под звучание металлофона. Порядок звучания инструментов варьируется. В конце игры отмечается круг-победитель, и по желанию детей этого круга исполняется хороводная игра или пляска.
«ЗАПОМНИ МЕЛОДИЮ»
Группа или класс делится на команды по 5-6 человек и выстраивается в колонны. Перед каждой командой на расстоянии 8-10 м лежит предмет (мяч, булава, кегля).
Каждая команда рассчитывается по порядку:
1-полька
2-вальс
3-галоп
4-марш
5-русский танец
Дети, услышав свою мелодию, продвигаются вперед танцевальными движениями или выполняют в движении действия, указанные педагогом.
Приложение 5
II группа музыкальных игр.
«СНЕГОВИКИ И СНЕЖИНКИ»
Программное содержание
I вид . Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино.
Под музыку Польки «снеговики» хлопают в ладоши, под музыку Вальса «снежинки» должны плавно вращать кистями рук. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. Выявляются победители, и по их желанию исполняется песня зимней тематики.
II вид. « Снеговики» и «снежинки» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса — кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания «снеговики» ловят «снежинок».
III вид . Те же задания дети выполняют в двух кругах, победившие исполняют свою любимую песню о зиме.
«ТРИ МЕДВЕДЯ»
Программное содержание, Игровые пособия
I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем — медведи побольше, а когда в низком — самые большие. Смена регистров варьируется. В конце игры отмечаются дети, точнее других выполнявшие задание.
II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны
и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным
изображением).
Когда произведение звучит в низком регистре, из дома
выходят и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем — Анастасии Петровны, а в высоком — Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.
III вид. Идентичные задания выполняются в трех кругах. По окончании игры победители загадывают побежденным загадки о животных.
«ЗАЙЦЫ И МЕДВЕДЬ»
Программное содержание
Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творческую активность.
Описание игры, Методика разучивания
При проведении игры предлагает послушать следующий рассказ: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только зайчики распрыгаются, а он тут как тут — идет-бредет переваливаясь. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что. медведь идет, быстро прискакали и в норки спрятались. Сидят, ни ушками, ни лапками не шевелят. Ушел медведь, и снова весело запрыгали зайки по полянке». После рассказа педагог исполняет музыку и предлагает детям поиграть. Сначала воспитатель может сыграть вместе с детьми, взяв на себя роль медведя или одного из зайцев. При повторных проведениях игры роли исполняют сами дети. После окончания игры педагог дает пояснения о ее ходе.
«ПРОЙДИ КРУГ ИЛИ ЛИНИЮ»
Группа или класс делится на 3 команды. Каждая команда делится пополам и строится в колонны друг против друга. Между двумя половинами команды на полу нарисованы (обозначены) восемь кружков или линий, положены гимнастические обручи. Расстояние между ними 30-60 см. Капитаны команд, имеющие в руках флажки, стоят направляющими в своих командах. По первому сигналу капитаны в заданном ритме передвигаются шагом, бегом или прыжками по кружочкам или линиям. На каждую музыкальную длительность ритмического рисунка делается один шаг. Капитаны противоположной части команды, получившие флажки, в том же ритме проходят, пробегают или прыгают по кружочкам (линиям) передают флажки следующим детям, а сами становятся конце противоположной колонны.
За каждое нарушение ритма команда получает штрафные очки. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.
«КРУГ И КРУЖОЧКИ»
Группа или класс делится на четыре команды. Команды строятся в углах зала плотными кружочками лицом к центру круга, взявшись за руки. По команде педагога или музыкальному сигналу все выстраиваются в середине зала в общий круг и под вальс выполняют простые танцевальные шаги, продвигаясь по кругу. Когда мелодия звучит громче, все разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других. Игра начинается снова.
«ЗМЕЙКА»
Группа или класс делится на три команды и выстраивается колонны, в указанных местах зала. Педагог выбирает две мелодии, например, польку и вальс. Под польку все дети передвигаются в зале «змейкой», под вальс выполняют прыжки на месте или стоят и дирижируют. Как только музыка прекратилась, все бегут на свои места. Выигрывает колонна, которая раньше
«ПЕРЕДАЧА МЯЧА ПО КРУГУ»
Дети построены в круг лицом к центру. У каждого из играющих в руках резиновый мяч (если круг большой, то можно дать 2-3 мяча).
Музыкальное произведение исполняется в медленном, среднем и быстром темпе.
При медленном темпе мяч перебрасывается соседу вправо по кругу; при среднем — передается по кругу влево, а при быстром — перекатывается по полу вправо. Играющий, допустивший ошибку, получает штрафное очко и продолжает игру. Победителем считаются дети, не допустившие ошибок в определении темпа.
«БУДЬ ЛОВКИМ!»
Программное содержание
Описание. По широкому кругу стоят стулья, спинками наружу. За каждым стулом встает ребенок. В центре — водящий, он приседает на корточки.
Такт 1. Все дети присаживаются за стульями, как бы прячась, а водящий встает, стараясь, не сходя со своего места, заглянуть за спинки стульев.
Такт 2. Дети встают, водящий присаживается на корточки, как бы прячась.
Такты 3-4. Движения повторяются.
Такты 5-12. Все играющие бегут в одном направлении по кругу (за стульями).
Водящий бежит со всеми вместе в общем кругу.
С окончанием музыки все садятся на любой стул. Оставшийся без места становится водящим. Игра повторяется.
Методические указания
«ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ»
Программное содержание.
Описание . Дети стоят по кругу боком к центру. У каждого в руках палочка с султанчиком на концах и с колокольчиком, привязанным к середине палочки.
В центре круга на скамейке стоит ребенок с бубном — музыкант. Дети держат палочки двумя руками перед собой. Можно заменить палочку погремушкой или цветным флажком.
Такты 1-8. Вступление. Карусель приходит в движение. Дети шагают на месте, высоко поднимая колени и оттягивая носки. Палочку. держат перед собой.
Первая часть музыки. Такты 9-12 (13-16-гповторение).
Карусель двигается вперед. Дети чётким шагом, высоко поднимая ноги, идут вправо по кругу. Музыкант ударяет в бубен в ритме музыки.
Такт 17. Все поднимают палочки с колокольчиками (или погремушки) вверх, звенят ими и кладут их перед собой на пол (перпендикулярно центру).
Музыкант кладет свой бубен на скамейку и становится. В общий круг.
Вторая часть музыки. Карусель постепенно ускоряет движение. Дети легко бегут по кругу, ускоряя темп бега. С концом музыки каждый быстро поднимает палочку. Если перед ребенком не окажется палочки, он может перебежать в другое место круга, где она лежит. Оставшийся без палочки выходит из игры. Воспитатель выбирает нового музыканта.
«ЛОВИШКА»
Программное содержание
Описание. Дети или воспитатель выбирают ловишку. Он становится, повернувшись к стене. Остальные дети — у противоположной стены лицом к нему.
Такты 1-4 (с затактом).
Дети тихо подбегают к ловишке.
Такты 5-8. Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»
Дети убегают, ловишка догоняет их.