Поэтическое творчество Некрасова

Дипломная работа

«Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа». И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она….»

«… Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба».

Н.А.Некрасов

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт – гражданин, всю свою жизнь, весь огромный талант отдавший служению народу.

С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

Творческое наследие Некрасова составляет драгоценную страниц истории русской литературы. Его произведения дороги и близки современному читателю, традиции некрасовской поэзии продолжают жить в лучших поэтических созданиях советских поэтов и сегодня.

Тема нашего исследования: «Основные мотивы поэтического творчества в лирике Н.А.Некрасова: гражданственность и патриотичность» определила и цель работы, которая заключается в следующем:-выявить основные особенности гражданственной и патриотичной лирики поэта-демократа, жанровое и идейное их своеобразие, а также влияние произведений на формирование молодого гражданина

-рассмотреть ещё раз и изучить творчество Н.А. Некрасова в начальной школе, а также попытаться на базе глубокого анализа изученного материала предложить свои наработки для более продуктивного педагогического процесса Предмет исследования – произведения Некрасова «Школьник» «Родина» «Несжатая полоса» «Накануне Светлого праздника». «Элегия», «Крестьянские дети» «Весенний шум» и другие, вошедшие в круг изучения начальной школы.

На протяжении данного исследования предстоит решить такие задачи:

  • Выявить особенности стихотворений поэта, вошедших в круг детского чтения начальной школы,
  • Рассмотреть содержание школьного курса начальной школы творчества Некрасова;
  • Выявить наиболее эффективные формы и приемы работы в работе с детьми по изучению некрасовских произведений;
  • Изучить труды методистов, специализирующихся на творчества Н. А. Некрасова.

На протяжении данного исследования мы также коснемся форм и приемов работы, которые используются педагогами города Дербента, а также приведем примеры планов-конспектов уроков по творчеству Некрасова, разработанных отечественными методистами.

7 стр., 3189 слов

Романтическая лирика начало 19 века.В. А. Жуковский. Баллада ...

... творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру. Теодор Жерико Плот «Медузы» (1817), Лувр В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты ... и не испорченного цивилизацией. На Кавказе Интересно, что в свой первый приезд Пушкин провел совсем немного времени в Екатеринославе. Даже не успев приступить к своим ...

Актуальность произведений Некрасова, вошедших в круг детского чтения, в частности «Школьник», «Дед Мазай и зайцы», «Несжатая полоса», «На Волге» и других, состоит в том, что они затрагивают проблемы неутратившие злободневности и в настоящее время. Это проблемы гражданственности и патриотизма столь актуальные сегодня.

Совершенно очевидно, что избранная тема актуальна не только в настоящее время, но будет интересовать всех, кто выбрал себе очень ответственную профессию – учителя словесности, на протяжении вечности, ибо поэзия Некрасова злободневна своей бессмертной тематикой – любви к родине. Разработкой данной проблемы в творчестве Некрасова занимались многие известные литературоведы. Это и К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и другие. И всё же, как ни значительны достижения в преподавании поэзии Некрасова в школе, мы не можем ими довольствоваться. Целый ряд аспектов данной проблемы настоятельно требует уже новых подходов и иных решений.

В своей исследовательской работе мы попытались систематизировать имеющийся материал по проблеме преподавания поэзии Некрасова в школе. Исходя из этого, мы составили следующий план работы: введение, в котором мы поставили вышеизложенные цели и задачи; первая глава, в которой проанализированы основные мотивы поэтического творчества в лирике поэта; вторая глава, в которой представлено основное творчество поэта с его тематическим многообразием, вошедшим в круг детского чтения, третья глава демонстрирует, как могут проводиться современные интегрированные уроки чтения; заключение содержит в себе ответы на поставленные вопросы.

Глава 1. Основные мотивы поэтического творчества в лирике Н.А.Некрасова: гражданственность и патриотичность. Истоки поэзии.

«…Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.»

Н.А.Некрасов

«Поэт в России — больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет.»

Евгений Евтушенко

1.1.Своеобразие гражданской лирики поэта.

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности — таковы особенности лирики Некрасова.

Близость к революционерам- демократам сказалась на взглядах Некрасова на сущность искусства, на место и роль поэзии в жизни общества. Сторонники «чистого искусства» были его идейными противниками. Некрасов заявил: «Нет науки для науки, нет искусства для искусства — все существует для общества, для облагорожения человека…»

Сын богатого помещика Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет крестьянского труда. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе испытав их тяготы.

2 стр., 604 слов

Сочинение тема поэта и поэзии в поэзии некрасова

... Творческое наследие Некрасова велико. В течение всей жизни этот автор отстаивал интересы народа, что нашло отражение во многих лирических произведениях, в том числе касающихся проблемы поэта и поэзии в обществе. ... Но даже определяя Некрасова в один ряд с гениями русской культуры, хочется отметить, что тема простого народа, проблема поэта, являющегося частью этого народа, в творчестве данного автора ...

В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание. Панаев вспоминает, что Белинский полюбил молодого поэта за его «резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые испытал он столь рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, который вынес он из своей труженической и страдальной жизни.» По своим взглядам был он близок и к Чернышевскому, Добролюбову – именно их он сделал идейными руководителями журнала, который он стал редактировать с года, — это был основанный еще Пушкиным «Современник». Как и его друзья – демократы, Некрасов придавал огромное значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предлагал издать отдельной книгой. Донести до ребенка свою любовь и свое уважение к простому человеку, сделать крестьянина близким и понятным для своего читателя – вот, что руководило поэтом, что вдохновляло его.

Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам «не имущих хлеба».

«Иди в огонь за честь отчизны

За убежденность, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром — дело прочно,

Когда под

Через сердце поэта проходят «боли народные». Вот от «парадного подъезда» гонят вот разоренные голодные деревни; тройки, мчащиеся по бездорожью; вот бурлаки со стонами тянут баржу; вот Россия, где «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Некрасовская Россия — это поэтическое размышление о судьбе народа.

Муза поэта была спутницей «бедняков, рожденных для труда, страданья и оков». Она раскрывала бездны насилия и зла, призывала к борьбе.

Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Пафос гражданственности, революционный настрой — главное отличие таких стихотворений. Но также для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях-революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.

Борцам за светлое будущее России посвящены стихотворные строки, ставшие хрестоматийными:

«Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни.»

Стихотворение «Родина» открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:

  • Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

15 стр., 7451 слов

Образ матери в поэтическом творчестве Н.А. Некрасова

... Н.А. Некрасова в становлении темы матери в русской поэзии - поэты XX века шли в создании образа матери именно от Некрасова. Его поэтическое наследие предоставляет богатый материал решения этого образа, как в романтическом, ... и внутренний мир. Таков образ матери прежде всего в плачах матерей по детям, где мать непосредственно выражает свою скорбь, отчасти и в колыбельных, в которых заложена мысль ...

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой матери горе — потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия, нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу.

Поэт считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. «Не бойся», — скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни.

Не бойся горького забвенья:

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

Дар кроткой родины твоей..

Недаром женщину-мать Некрасов называет «многострадальной» матерью «всевыносящего русского племени». Такая женщина в стихах Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором всегда живы в сердце русского человека.

И с тем же чувством, которым проникнуты строки о святых, искренних «слезах бедных матерей», поэт будет говорить о «слезах» русской земли:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым бог тебя ведет…

Поэта искренне волнует судьба народа, способного изготовлять не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Сам поэт был величайшим Гражданином свой Отчизны. До последних дней он воспевал красоту русской земли, красоту души человеческой. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Он верил в прекрасной будущее России.

Да не робей за Отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

Некрасовская лирика является, неистощимым источником жизненной силы и мудрости.

1.2. Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова.

Имя Н. А. Некрасова неразрывно связано в нашем представлении с крестьянской Россией. Пожалуй, никто из поэтов не смог так постичь душу народа, его психологию, высокие нравственные качества. Стихи Некрасова наполнены могучим чувством сострадания к своему народу, его бесправной, подневольной судьбе, огромным желанием сделать его будущее светлым и прекрасным. Некрасова называют «певцом народного горя». Его «кнутом иссеченная муза» служила делу пробуждения многомиллионных масс трудящихся к борьбе за свои права.

28 стр., 13653 слов

Природа в творчестве русских поэтов

... на эту красоту. И как только рука поднялась? Осознание серьезности экологической проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не сжечь природу и себя огнем бездушия и глухоты. И ... непутевая и такая счастливая девочка – мать, охотники и рыбаки ... писатель. Он мучается тем, как сохранить в ... и жизненной силы, умения выкладываться до конца. В этих характерах – того же Акимки, его матери, ...

Творчество Некрасова охватывает значительный период русской истории. В его произведениях предстает и крепостническая, и пореформенная Россия, в которой неизменным оставалось нищенское и бесправное положение народа. Чем же была родина для Некрасова? Идиллическим «дворянским гнездом», с которым связаны светлые детские воспоминания?