В мировой и, в частности, русской литературе есть множество так называемых «сквозных» тем, «путешествующих» из произведения в произведение и помогающих воспринять данный текст в его взаимосвязи с другими. Таковы тема героя своего времени, тема рода, семьи, дома, тема города, тема снов, тема дуэли и другие.
Тема бала также является «сквозной». Её появление в русской литературе связано с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», где был показан бал в доме Фамусова. К этой теме обращались многие русские писатели: Е.А. Баратынский (поэма «Бал»), А.И. Одоевский (повесть и стихотворение «Бал»), А.С. Пушкин (бал в первой главе «Евгения Онегина»; бал на именинах Татьяны; встреча Онегина и Татьяны на балу), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени», «Маскарад»), Л.Н. Толстой (первый бал Наташи Ростовой в «Войне и мире», рассказ «После бала»), И.С. Тургенев (бал у губернатора в романе «Отцы и дети»).
Образ бала имеет романтическое происхождение, его мифологические истоки — бал Сатаны. Отсюда берут начало и традиционные мотивы: ложь, обман, фальшь, лицемерие. Лица уподобляются маскам, одежда сродни маскарадному наряду — люди предстают куклами.
В поэме «Мёртвые души» эта тема возникает отнюдь не случайно. Именно в сцене бала у губернатора сюжет достигает своей кульминации: Ноздрёв неожиданно разоблачает Чичикова. Картина жизни России тех лет была бы неполной, если бы Гоголь ограничился только изображением помещиков. В сюжет включён ещё один важный общественный слой — чиновничество. И эпизод бала в восьмой главе служит важнейшим в раскрытии образов чиновников.
Губернский город NN — царство чиновников, чьи души мертвы: в них нет ни благородства, ни духовных запросов. Их писатель изображает не так подробно, как помещиков. Если помещики индивидуализированы, то чиновники обезличены. В поэме дан их коллективный портрет, на фоне которого незначительно выделяются некоторые фигуры (губернатор, прокурор, полицмейстер), примечательные только своей сюжетной функцией. Характеры их так же усреднены, как и у всех чиновников.
У чиновников нет фамилий, их имена не передают личностной индивидуальности, повторяются (Иван Иванович, Иван Андреевич), приводятся часто в комических и гротескных контекстах («Шпрехен зи дейч, Иван Андреич», «Иван Антонович — кувшинное рыло»).
Чиновники в поэме Мертвые души Гоголя
... для создания сочинения, чтобы понимать образы и характеры конкретных помещиков в произведении «Мёртвые души». Также читают: Картинка к сочинению Чиновники в поэме Мертвые души Популярные ... и черты служителей. Образы чиновников конкретного города прослеживаются с начала повествования сюжета. Если Чичиков отправляется к конкретному чиновнику, поэтому он знакомит читателя с этой личностью. Чичиков ...
В сцене бала особенно ярко показана мертвенность чиновников: людей не видно — повсюду муслины, атласы, фраки, мундиры, плечи, шеи, ленты. Внешние приметы человека становятся его заместителями в реальном мире. Движутся не люди — манекены, механические безжизненные существа.
Предметом сатирического изображения в поэме является подражание светского общества Западу. Чего стоят только нелепые языковые кальки: «небольшое инкомодите в виде горошинки на правой ноге», «я облегчила нос».
Важным мотивом бала является молва, которая разрастается вокруг Чичикова после бала у губернатора. Весь интерес жизни светского общества города NN сосредоточен на пересудах. Картина возникновения и распространения сплетен о Чичикове аналогична изображению подобной ситуации в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Чичиков оказывается в положении Чацкого, хотя при сходстве ситуации различие в характерах этих героев оказывается ещё более подчёркнутым. Чацкий действительно чужд светскому обществу, которое пытается расправиться с ним, распространяя нелепые слухи о его сумасшествии. Чичиков же составляет единое целое со своим окружением, перед которым он провинился не подлинным преступлением (покупкой мёртвых душ), а жалким подобием любви, что странно встретить в расчётливом подлеце!
Предстающие в произведении Н.В. Гоголя образы помещиков, чиновников, Чичикова наводят на мысль о духовном оскудении, омертвении души человека. Со страниц поэмы писатель напрямую ведёт диалог с читателем, обращаясь к нему с предостережением: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!».
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004