Любовная лирика Н. А. Некрасова

Сочинение

Рассуждая о творчестве Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося поэта XIX столетия, мы в первую очередь вспоминаем о том, что он вошел в русскую литературу как «певец свободы», «поэт и гражданин», посвятивший лиру «народу своему», трагической судьбе своей родины. На протяжении всего творческого пути поэта в центре его внимания была народная Россия с ее бедами, страданиями, лишениями; с ее стремлениями, надеждами, мечтами и постоянной борьбой. Но не стоит забывать, что Некрасов велик не только своими свободолюбивыми взглядами и мастерством воплощения народных мыслей. Его поэзия наполнена высокими и глубокими чувствами, лиризмом, нежностью и страстью, многие строки посвящены красоте родной природы и таким прекрасным чувствам, как любовь и дружба.

О некрасовской «поэзии сердца» долгое время не писали и не говорили, находя ее не специфичной для этого художника слова. И совершенно напрасно, ведь лирика любви отличается таким же новаторством и оригинальностью, как и все творчество поэта.

Любовную лирику Н. А. Некрасова условно можно поделить на несколько циклов, которые отличаются своеобразием и соотносятся с различными периодами его творчества. Стихи 1830-х годов проникнуты духом романтизма и изображают, например, полет от «бедствий жизни бурной» беспорочной души «юной девы в край лазурный», где она непременно повстречает другую, родственную ей, душу. А вот лирическая пьеса 1847 года «Ты всегда хороша несравненно…» написана уже в совершенно иной, реалистической, манере.

Стихотворение это посвящено женщине, с которой поэт был близок до встречи со своей будущей супругой, А. Я. Панаевой, и представляет собой портрет возлюбленной лирического героя, с которой тот делит «настоящее горе». Это произведение все пронизано светом, лаской и нежностью, противопоставлением «темному морю жизни».

В каждой строке чувствуется неподдельное восхищение героиней, любование ее красотой, молодостью, жизнелюбием. Отдается дань ее уму, звучит глубокая признательность за ее доброту, за ее нежность, за понимание и поддержку.

Особое место в любовной лирике Н. А. Некрасова занимает так называемый «панаевский цикл», куда вошли стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой, союз с которой длился около 20 лет. Авдотья Яковлевна была женщиной умной, талантливой и красивой, поэтому рядом с лирическим героем теперь оказывается образ героини, отличающейся сильным характером, волевой и независимой. Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделенные современными взглядами, причастные к творческому труду.

7 стр., 3430 слов

Вечное в гражданской лирике некрасова. «Гражданская лирика Н. ...

... Некрасова. 2.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и ...

Стихотворение «Когда огонь в твоей крови…» (1848) — это своеобразный договор о тех новых отношениях, которые должны быть установлены между двумя любящими, вступающими в союз. Это любовь-страсть, горящая огнем, и вместе с тем союз единомышленников, придерживающихся передовых взглядов. Это «действительная любовь», союз «по сердцу», основанный на единстве убеждений, на свободе, на безусловном равенстве мужчины и женщины. Ведь «Если страсть… слаба и убежденье не глубоко», то женщина попадает в положение «вечной рабыни», когда чувства перестают быть возвышенными, а отношения воспринимаются как «насильственное бремя » » постыдных » уз (автор намеренно усиливает контраст яркими эпитетами).

А вот если женщина осознает свое человеческое достоинство, имеет равные права с мужчиной и пользуется ими, то есть по-настоящему свободна, то такому союзу не страшны ни клевета завистников, ни людская молва…

В лирике «панаевского цикла» раскрываются довольно сложные отношения. Стихотворения показывают, как постепенно меняются, становятся все более напряженными и нелегкими взаимоотношения двух любящих людей. «Да, наша жизнь текла мятежно…» — подтверждает поэт, но тем большим чувством наполнены его стихотворения, тем сильнее «бьется сердце беспокойное».

В стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» (1850) лирический герой переживает сложные, противоречивые чувства.

Не так давно объединились два «так горячо любивших» сердца, герой признается, что «пока еще кипят» в нем «мятежно ревнивые тревоги и мечты», но он уже с тревогой чувствует неизбежность развязки. Ему неприятна ирония любимой, он хочет с надеждой смотреть в будущее, но в сердце его уже поселились «тайный холод и тоска…», которые невозможно скрыть за внешним «кипением» и видимой полнотой «жажды». Эта «жажда» «последняя», как последние теплые дни уходящей осени, что подчеркивается в последнем пятистишии ярким сравнением остывающих чувств с осенней «бурливой рекой», которая катит еще бушующие, но уже холодные волны.

Н. А. Некрасов не был певцом идеальной любви, без ссор, размолвок, взаимных мучений и расставаний, у него «проза» и «поэзия» в любви неразделимы. Лирическое признание «Мы с тобой бестолковые люди…» (1851) — красноречивое тому подтверждение. И тут же призыв к полному и откровенному проявлению своих чувств:

Говори же, когда ты, сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

«Проза» — «неразумное», в сердцах сказанное «резкое слово». Однако, примиряюще подмечает поэт, «если проза в любви неизбежна», можно взять «и с нее долю счастья»:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

А чтобы не было слишком горько, он дает совет «сердиться открыто», тогда и примирение легче и ссора «скорее наскучит».

Лирическая миниатюра «Прости» (1856), написанная с намерением примириться с А. Я. Панаевой после размолвки, насыщена самыми разными чувствами.

15 стр., 7454 слов

Роберт Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта». Исполнительский ...

... самим. Эмоциональная насыщенность стихов была необычайно близка самому Шуману. Вокальный цикл «Любовь поэта» Вокальный цикл «Любовь поэта» может быть заслуженно назван одной из вершин вокального творчества Шумана. Его популярность в несколько раз превосходит ...

Стихотворение это очень эмоциональное, слова идут от самого сердца, каждый стих заканчивается восклицанием. Лирический герой одновременно исповедуется, вспоминает о прошедших днях, просит простить ему нанесенные прежде обиды; умоляет забыть, не помнить «тоски, унынья, озлобленья», «бурь», «слез», «ревности угроз», но сохранить в памяти все светлое и прекрасное, что связывало любящие сердца.

Разрыв с А. Я. Панаевой, неизбежность которого поэт предчувствовал с самого начала, произошел в 1863 году, но отношения эти еще не раз эхом отзовутся в творчестве поэта, в частности в драматических «Трех элегиях» (1874).

Любовную лирику Н. А. Некрасова дополняют лирические обращения к «Зине» (Ф. А. Викторовой), с которой поэт обвенчался незадолго до своей смерти. Пронизаны они чувством безграничной благодарности молодой женщине за ее ласковое, нежное и сострадательное отношение к больному мужу («В сердце твоем стоны мои отзываются»), за ее чуткость, отзывчивость и самоотверженность.

Конечно, у поэта, посвятившего свою лиру страдающему народу, его нелегкой судьбе, не так уж часты светлые строки о любви и нежности. Но, тем не менее, они есть и они по-своему прекрасны. В этих строках заключены сильные чувства: любовь и нежность, мечты и надежды, печаль о несбывшемся, радость встреч, боль разлук, благодарность за единомыслие и сострадание, сожаление об ошибках и искреннее раскаяние. В них такая пронзительная искренность и откровенность!

Я думаю, некрасовская «поэзия сердца» сегодня как никогда заслуживает нашего пристального внимания.