Н. А. Некрасов — редактор и издатель «Современника»

Курсовая работа

Более

известное его исследование о великом русском поэте Н. А. Некрасове и о самом значительном органе революционно-демократической печати прошлого века — журнале «Современник».

Учебное пособие С. Я. Махониной «История журналистики XX века». В книге впервые систематизированно исследуется история русской журналистики начала XX в. При описании отдельных журналов и газет, типологических групп изданий автор использовал материалы периодической печати этого времени, а также дневники, мемуары, воспоминания.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделении журналистики, для всех, кто интересуется необычайно драматичной историей прессы начала XX в.

Н. Н. Скатов «Некрасов». Монография известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н. А.Некрасова, замечательного не только своим поэтическим творчеством, но и тем вкладом, который он внес в отечественную культуру, будучи редактором крупнейших литературно-публицистических журналов. Некрасов предстает в исследовательской работе как «русский исторический тип», по выражению Достоевского, во всем блеске своей богатой и противоречивой культуры.

Актуальность курсовой работы. Редакторская деятельность Н. А. Некрасова в журнале «Современник» недостаточно изучена. Курсовая работа позволит более подробно исследовать данную область и переосмыслить публицистское наследие Н. А. Некрасова ради извлечения полезного опыта для современного поколения журналистов.

Объектом данного исследования является статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты».

Предметом исследования является публицистическая деятельность Н.А. Некрасова в журнале «Современник».

Цель курсовой работы – анализ журналистской и редакторской деятельности Н.А.Некрасова.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

  • проследить историю журнала «Современник»;
  • рассмотреть деятельность Н. А. Некрасова как редактора журнала «Современник»;
  • проследить за изменением редакторской деятельности Н.

А. Некрасова в «Современнике» 1847-1866 гг.

  • выявить особенности редакторской деятельности Н. А. Некрасова;
  • проанализировать статью Н. А Некрасова «Русские второстепенные поэты».

Методология и выбор использованных методов были определены теоретическим аспектом и задачами исследования. В основе исследования — структурно-типологический и историко-типологический методы исследования.

17 стр., 8411 слов

Исследование деятельности меценатов и покровителей Тюмени

... Тюменского попечительского общества о бедных. Цель квалификационной работы: исследование деятельности меценатов и ... и становление Тюмени как крупного административного и промышленного центра. Современники восторженно восхваляли его бескорыстие, доброту и щедрость. Но известен и ... была обычным состояние многих рабочих и их семей. Сам ... 1890-х. С началом деятельности театра внимание Текутьева переключается ...

Теоретико-методологической базой исследования являются труды специалистов в области истории литературы и журналистики, обращавшихся к проблеме редакторской и издательской деятельности Н. А. Некрасова: Антонова С. Г., Бархатова Е. В., Евгеньев-Максимов Е. П., Майков В. Н., Скатов Н. Н.

Практическое значение работы заключается в возможности ее использования студентами журналистами для подготовки курсовых работ и рефератов.

Объем работы. Работа состоит из 30 страниц.

Библиографический список представлен 20 наименованиями.

Глава 1. История журнала «Современник»

Журнал «Современник» был создан Александром Сергеевичем Пушкиным, издавшим 18364 книжки журнала. В 1837 г. П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский и П. А. Плетнев издали следующие 4 тома.

В пушкинском «Современнике» близкое участие приняли более двух десятков авторов, однако круг претендентов был гораздо шире. Не вышли в свет стихи барона Е. Розена и князя П. Шаликова, исторические статьи М. Погодина. Осталось без ответа предложение Розена написать статью о Кукольнике. Иные из литераторов, приглашенные Пушкиным, не смогли исполнить его просьбы. Ссыльный поэт Кюхельбекер отправил в «Современник» рукопись статьи «Поэзия и проза», которую перехватили, и она не дошла до редактора. Пушкин просил М. Щепкина и П. Нащокина написать воспоминания для журнала.

Среди сотрудников «Современника» были такие известные лица, как П. Козловский — дипломат, популяризатор естественных наук; Д. Давыдов — герой Отечественной войны 1812 г., поэт. Появились и новые имена: Гоголь, Н. Дурова, Кольцов, Тютчев. Эти писатели и поэты обратили на себя внимание Белинского, указавшего на их несомненный талант.

Журнал не имел права касаться политических вопросов. Направление «Современника» определяли прежде всего художественные и публицистические произведения А.С.Пушкина («Пир Петра Великого», «Капитанская дочка», «Мнение М.Е.Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Вольтер», «Письмо к издателю»).

Журнал пропагандировал необходимость просвещения, научных знаний, боролся за независимую реалистическую литературу, против идеологии «официальной народности» и ее пропагандистов — реакционных публицистов и литераторов.

Материалы журнала помещались без разбивки на разделы, была только рубрика Новые книги. Кроме художественных и литературно-критических произведений, печатались экономические и исторические статьи, этнографические очерки. Значительное место занимали документальные материалы (мемуары, записки, документы).

Особое место в журнале занимали художественные произведения и публицистика, посвященные Отечественной войне 1812 года. В частности, в «Современнике» были опубликованы записки Н. Дуровой и Д. Давыдова. С этой темой соприкасалась и другая — тема народного восстания, пугачевского «бунта».

Программа «Современника» гласила: «Журнал под названием „Современник» выходит каждые три месяца по одному тому. В нем будут помещаться стихотворения всякого роду, повести, статьи о нравах и тому подобное; оригинальные и переводные критики замечательных книг русских и иностранных; наконец статьи, касающиеся вообще искусств и наук. Цена за годовое издание 25 р. асе, с пересылкою 30 р. асе». При жизни Пушкина вышло четыре номера журнала [14, 182].

5 стр., 2261 слов

Анализ хорового произведения П.И. Чайковского, ст. А.Пушкина ...

... из хоровых сочинений, наравне с его симфониями, операми, камерными произведениями, составляют ценнейшую часть русской классической музыки. В критических статьях и письмах Чайковского имеются высказывания о хоровом производстве ... на тексты которых они созданы. Композиторы 20 века, оценивая наследие великого Пушкина, его патриотизм, яркую национальную окраску, богатство русского языка, создали более ...

В соответствии с программой и предписанием цензуры «Современник» но внешнему виду не отличался от альманаха. В оглавлении указывались два отдела: «Стихотворения» и «Проза». Однако по содержанию он представлял собой литературно-общественный журнал, в котором художественная проза и поэзия перемежались с публицистикой и литературной критикой. Многие статьи начинались с указания даты события. Исключительной оперативностью отличался библиографический отдел «Новые книги». При всем разнообразии опубликованных материалов «Современнику» как журналу свойственны композиционная стройность, целенаправленность.

В.Г. Белинский высоко оценил первую книгу «Современника», особенно отметив статью Н. В. Гоголя «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годах». Однако В.Г. Белинский и в первой, и особенно во второй книге отметил «светские» тенденции журнала, указав на их несоответствие характеру творчества А.С.Пушкина. Значение журнала в первые годы после смерти Пушкина определяется публикацией его неизданных произведений и отрывков («Медный всадник», «Русалка», «Арап Петра Великого», «История села Горюхина», «О Мильтоне и шатобриановом переводе «Потерянного рая»»).

В 1838 году публиковались также материалы, подготовленные для «Современника» еще при жизни А.С.Пушкина [15, 306].

После смерти поэта по одному номеру журнала выпустили П. А. Вяземский, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский и П. А. Плетнев.

С 1838 журнал полностью перешел в руки профессора Петербургского университета, поэта и критика П. А. Плетнева. «Современник» под редакцией П.А.Плетнева сторонился важных общественных и литературных вопросов, чуждался участия в полемике и литературных спорах и постепенно стал бесцветным изданием. Журнал не сумел выдержать ни направления, ни строгой периодичности: «Современник» нередко запаздывал с выходом, страдал эклектичностью содержания. В 1843 г. Плетнев попытался наладить ежемесячное издание, однако и это на фоне растущей популярности «Отечественных записок» не помогло, и тираж журнала не превышал 300-400 экземпляров. Журнал заполнялся произведениями второстепенных поэтов и прозаиков; лишь изредка и случайно появлялись в нем произведения Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, Н. М. Языкова. Статьи Плетнева и Я. К. Грота посвящались почти исключительно историко-литературным темам. Библиографические обзоры были сухи и невыразительны. «Современник» при П. А. Плетневе не пользовался никаким влиянием, число подписчиков постоянно убывало, дойдя в 1846 до 233.

К этому времени ближайшие соратники В.Г. Белинского по «Отечественным запискам» Н. А. Некрасов и И. И. Панаев твердо решили создать собственный журнал. С помощью А. И. Герцена и Н. П. Огарева удалось найти необходимые средства, но задача осложнялась тем, что с 1836 г. в России действовало распоряжение, согласно которому частным лицам запрещалось издание новых научно-литературных журналов. Поэтому Некрасов и Панаев обратились к Плетневу отдать им «Современник» в аренду на очень выгодных для бывшего редактора условиях.

30 стр., 14618 слов

Белинский. Сочинения Александра Пушкина Статья пятая

... вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко! Сочинения, в которых люди ничего не узнают своего и в которых все принадлежит ...

1.2 «Современник» 1847 – 1866 гг.

В конце 1846 года с переходом в руки Н. А. Некрасова, И.И.Панаева и В.Г. Белинского «Современник» повёл ожесточённую борьбу с дворянской «светской» литературой. Официальным редактором стал либеральный профессор, член петербургского цензурного комитета А. В. Никитенко. Идейным руководителем, душой журнала был В.Г. Белинский. Основные сотрудники «Современника» в это время — известные писатели, публицисты и ученые 40-х годов: А. И. Герцен, Н. П. Огарев, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, В. И. Даль, Н. М. Сатин, А. В. Дружинин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, П. В. Анненков, А. Д. Галахов, Е. Ф. Корш, С. М. Соловьев, В. А. Милютин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, К. Ф. Рулье.

Редакция реорганизовала журнал, сделав его действительно современным изданием, и придала ему новое направление. «Современник» стал органом антикрепостнического блока, внутри которого началось формирование революционно-демократической идеологии. В журнале были следующие отделы: Словесность, Науки и художества, Критика и библиография, Смесь.

Появление «Современника» вызвало враждебные отклики всей реакционной печати, однако число подписчиков журнала стало быстро увеличиваться. «Современник» отвечал запросам передового русского общества, и в этом были его сила и историческая ценность. Журнал стал проводником новой, демократической литературы. Начиная с первого номера, на его страницах печатались рассказы И.С.Тургенева, составившие книгу «Записок охотника». «Современник» печатал «Обыкновенную историю» И.А. Гончарова, «Кто виноват» и «Сороку-воровку» А.И.Герцена — произведения, в которых отразились передовые мысли и настроения эпохи. Острую социальную направленность придавали журналу стихотворения руки Н.А. Некрасова и публицистические статьи В.Г. Белинского. Знаменитое письмо В.Г. Белинского к Гоголю было негласной программой «Современника».

Центральное место занимала антикрепостническая тема, пронизывающая все отделы, все материалы журнала. К борьбе с крепостничеством, со всякого рода угнетением и принижением личности призывали программные статьи В.Г. Белинского («Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года»), и публицистические выступления сотрудников журнала («Письма из Avenue Marigny» Герцена, «Ирландия» Сатина и др.), и научные работы («Мальтус и его противники» Милютина).

В различных отделах «Современника» помещались статьи и заметки, доказывавшие невыгодность крепостного труда, указывавшие на экономическую и культурную отсталость России, на необходимость развития промышленности и транспорта, преобразования сельского хозяйства, создания и улучшения работы научных и культурных учреждений, развития народного образования, ликвидации сословных различий.

Смерть В.Г. Белинского была тяжёлой утратой для «Современника». В.Г. Белинский был одним из первых в России, кто воспринял и проповедовал идеи социализма. «Весть о февральской революции (1848 года во Франции) ещё застала его в живых, — писал А.И.Герцен. — Он умер, принимая зарево её за занимающееся утро…» [1, 195].

Но утро социализма наступило в России ещё не скоро. Царь учинил жестокую расправу над петрашевцами. По словам Авдотьи Яковлевны Панаевой, смерть избавила В.Г. Белинского «от больших неприятностей». «Только по удостоверению его доктора, что дни больного сочтены, В.Г. Белинского оставили в покое. Носились слухи, что ему грозила высылка из Петербурга и запрещение писать. Не было ли это для него равносильно смерти?» [4, 36].

1 стр., 414 слов

В 1871 году в россии произошло важное событие

... Тверского бульвара свой памятник. И вот 6 июня(старого стиля,по новому стиля-18 июня)1880 года состоялось торжественное открытие памятника. Казалось,вся Москва собралась сюда! Грянула музыка,показалась колонна ... авторов этих работ решили наградить и отметить в числе лучших. Оказалось,что обе модели были подписаны незнакомой фамилией-Опекушин. Прошёл год. Скульпторы готовились к новому конкурсу. На ...