Рассуждая о творчестве Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося поэта XIX столетия, мы в первую очередь вспоминаем о том, что он вошел в русскую литературу как «певец свободы», «поэт и гражданин», посвятивший лиру «народу своему», трагической судьбе своей родины. На протяжении всего творческого пути поэта в центре его внимания была народная Россия с ее бедами, страданиями, лишениями; с ее стремлениями, надеждами, мечтами и постоянной борьбой. Но не стоит забывать, что Некрасов велик не только своими свободолюбивыми взглядами и мастерством воплощения народных мыслей. Его поэзия наполнена высокими и глубокими чувствами, лиризмом, нежностью и страстью, многие строки посвящены красоте родной природы и таким прекрасным чувствам, как любовь и дружба.
О некрасовской «поэзии сердца» долгое время не писали и не говорили, находя ее не специфичной для этого художника слова. И совершенно напрасно, ведь лирика любви отличается таким же новаторством и оригинальностью, как и все творчество поэта.
Любовную лирику Н. А. Некрасова условно можно поделить на несколько циклов, которые отличаются своеобразием и соотносятся с различными периодами его творчества. Стихи 1830-х годов проникнуты духом романтизма и изображают, например, полет от «бедствий жизни бурной» беспорочной души «юной девы в край лазурный», где она непременно повстречает другую, родственную ей, душу. А вот лирическая пьеса 1847 года «Ты всегда хороша несравненно…» написана уже в совершенно иной, реалистической, манере.
Стихотворение это посвящено женщине, с которой поэт был близок до встречи со своей будущей супругой, А. Я. Панаевой, и представляет собой портрет возлюбленной лирического героя, с которой тот делит «настоящее горе». Это произведение все пронизано светом, лаской и нежностью, противопоставлением «темному морю жизни».
В каждой строке чувствуется неподдельное восхищение героиней, любование ее красотой, молодостью, жизнелюбием. Отдается дань ее уму, звучит глубокая признательность за ее доброту, за ее нежность, за понимание и поддержку.
Особое место в любовной лирике Н. А. Некрасова занимает так называемый «панаевский цикл», куда вошли стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой, союз с которой длился около 20 лет. Авдотья Яковлевна была женщиной умной, талантливой и красивой, поэтому рядом с лирическим героем теперь оказывается образ героини, отличающейся сильным характером, волевой и независимой. Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделенные современными взглядами, причастные к творческому труду.
Народ в поэзии Некрасова — по лирике Николая Некрасова
... жизни, заставляет и нас трудится, бороться, отдавать свои силы тяжёлому дню настоящего во имя света завтрашнего дня. Николай Некрасов Лирика Стихотворение Сочинение ... мы чувствуем в поэме « Мороз, Красный нос». Она словно продиктована поэту народом. Особенно это выражается в том « ... образ народного мстителя, Некрасов показывает, что народ собирает силы для борьбы: Рать подымается- Неисчислимая! Сила в ...
Стихотворение «Когда огонь в твоей крови…» (1848) — это своеобразный договор о тех новых отношениях, которые должны быть установлены между двумя любящими, вступающими в союз. Это любовь-страсть, горящая огнем, и вместе с тем союз единомышленников, придерживающихся передовых взглядов. Это «действительная любовь», союз «по сердцу», основанный на единстве убеждений, на свободе, на безусловном равенстве мужчины и женщины. Ведь «Если страсть… слаба и убежденье не глубоко», то женщина попадает в положение «вечной рабыни», когда чувства перестают быть возвышенными, а отношения воспринимаются как «насильственное бремя » » постыдных » уз (автор намеренно усиливает контраст яркими эпитетами).
А вот если женщина осознает свое человеческое достоинство, имеет равные права с мужчиной и пользуется ими, то есть по-настоящему свободна, то такому союзу не страшны ни клевета завистников, ни людская молва…
В лирике «панаевского цикла» раскрываются довольно сложные отношения. Стихотворения показывают, как постепенно меняются, становятся все более напряженными и нелегкими взаимоотношения двух любящих людей. «Да, наша жизнь текла мятежно…» — подтверждает поэт, но тем большим чувством наполнены его стихотворения, тем сильнее «бьется сердце беспокойное».
В стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» (1850) лирический герой переживает сложные, противоречивые чувства.
Не так давно объединились два «так горячо любивших» сердца, герой признается, что «пока еще кипят» в нем «мятежно ревнивые тревоги и мечты», но он уже с тревогой чувствует неизбежность развязки. Ему неприятна ирония любимой, он хочет с надеждой смотреть в будущее, но в сердце его уже поселились «тайный холод и тоска…», которые невозможно скрыть за внешним «кипением» и видимой полнотой «жажды». Эта «жажда» «последняя», как последние теплые дни уходящей осени, что подчеркивается в последнем пятистишии ярким сравнением остывающих чувств с осенней «бурливой рекой», которая катит еще бушующие, но уже холодные волны.
Н. А. Некрасов не был певцом идеальной любви, без ссор, размолвок, взаимных мучений и расставаний, у него «проза» и «поэзия» в любви неразделимы. Лирическое признание «Мы с тобой бестолковые люди…» (1851) — красноречивое тому подтверждение. И тут же призыв к полному и откровенному проявлению своих чувств:
Говори же, когда ты, сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
«Проза» — «неразумное», в сердцах сказанное «резкое слово». Однако, примиряюще подмечает поэт, «если проза в любви неизбежна», можно взять «и с нее долю счастья»:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
А чтобы не было слишком горько, он дает совет «сердиться открыто», тогда и примирение легче и ссора «скорее наскучит».
Любовь как высшее чувство
... Любовь как высшее человеческое чувство ... видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что ... высокие чувства нравственного долга. Истинная любовь захватывает все существо человека, наполняет содержанием его жизнь, волю, ум, сердце. Везде и всюду любовь ... Дружба как предшественница любви Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на ...
Лирическая миниатюра «Прости» (1856), написанная с намерением примириться с А. Я. Панаевой после размолвки, насыщена самыми разными чувствами.
Стихотворение это очень эмоциональное, слова идут от самого сердца, каждый стих заканчивается восклицанием. Лирический герой одновременно исповедуется, вспоминает о прошедших днях, просит простить ему нанесенные прежде обиды; умоляет забыть, не помнить «тоски, унынья, озлобленья», «бурь», «слез», «ревности угроз», но сохранить в памяти все светлое и прекрасное, что связывало любящие сердца.
Разрыв с А. Я. Панаевой, неизбежность которого поэт предчувствовал с самого начала, произошел в 1863 году, но отношения эти еще не раз эхом отзовутся в творчестве поэта, в частности в драматических «Трех элегиях» (1874).
Любовную лирику Н. А. Некрасова дополняют лирические обращения к «Зине» (Ф. А. Викторовой), с которой поэт обвенчался незадолго до своей смерти. Пронизаны они чувством безграничной благодарности молодой женщине за ее ласковое, нежное и сострадательное отношение к больному мужу («В сердце твоем стоны мои отзываются»), за ее чуткость, отзывчивость и самоотверженность.
Конечно, у поэта, посвятившего свою лиру страдающему народу, его нелегкой судьбе, не так уж часты светлые строки о любви и нежности. Но, тем не менее, они есть и они по-своему прекрасны. В этих строках заключены сильные чувства: любовь и нежность, мечты и надежды, печаль о несбывшемся, радость встреч, боль разлук, благодарность за единомыслие и сострадание, сожаление об ошибках и искреннее раскаяние. В них такая пронзительная искренность и откровенность!
Я думаю, некрасовская «поэзия сердца» сегодня как никогда заслуживает нашего пристального внимания.