Текст все метафоры применимые к языку верны по своему

Сочинение

Конец эпохи.

Увы, мы никогда не будем говорить на языке Тургенева. Что Тургенева — на языке Трифонова никогда мы уже не будем говорить вместе с нашими детьми! Так что живем мы сейчас в стрессовых условиях языкового разрыва поколений и многоязычия, и единственное, что можно посоветовать культурному люду, так это терпения и терпимости. Еще через десяток-другой лет наступит период стабилизации, и мы наконец без всяких законов обретем единый общий язык, без которого невозможна общая культура. Но это в другой жизни.

1 В текстах И. Денежкиной, современной писательницы и номинанта ряда литературных премий, слово “децл” используется как приблизительный синоним “человека”.

2 Позднее статьи вошли в сборник “День” (М., 2001)., Алексия: десять лет спустя

Новиков Владимир Иванович — литературовед, критик, прозаик. Родился в 1948 году в Омске. Доктор филологических наук, профессор МГУ. Автор книг “Диалог” (1986), “В. Каверин. Критический очерк” (в соавторстве с О. Новиковой; 1986), “Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове” (в соавторстве с В. Кавериным; 1988), “Книга о пародии” (1989), “Заскок. Эссе, пародии, размышления критика” (1997), “Роман с языком” (2001), “Высоцкий” (2002).

В “Новом мире” печатается с 1980 года.

Tu sais, j’ai beaucoup chang

Уточнение диагноза, или Пять процентов

ЛЕКСБИЯ (от а — отрицат. приставка и греч. lйxis — слово, речь), утрата способности читать или понимать прочитанное вследствие поражения височно-теменно-затылочной области лев. полушария. ”2

Таким медицинским термином в начале девяностых годов я условно обозначил новую культурную ситуацию, когда вслед за читательским бумом с фантастическими тиражами толстых журналов и перманентным книжным дефицитом наметился резкий спад интереса к современной словесности. Посвященный этой новой и неожиданной напасти цикл эссе “Алексия” в 1992 году публиковался в “Независимой газете”. Главная мысль была проста: наша элитарная проза с ее эстетской ориентацией слишком скучна и нечитабельна. Она сама повинна в эпидемическом распространении алексии и должна как-то измениться, сделаться поинтереснее.

За минувшие десять лет общественное равнодушие к “высокой” словесности только усугубилось и стало почти нормой. “Я современную литературу давно не читаю и вообще считаю, что ее не существует”, — заявляют былые поклонники толстых журналов и серьезных книг, не замечая очевидного логического противоречия в подобных суждениях. “Никто ничего не читает”, — с гиперболизированным отчаянием жалуются мастера прозы, такие же странные ламентации можно иной раз услышать и от критиков, чье профессиональное существование в отсутствие читателя вообще не имеет смысла. Потому-то и захотелось мне по-новому посмотреть на нашу ситуацию, а заодно поразмышлять о том, что такое “интересно” и что такое “скучно”.

6 стр., 2711 слов

Красная книга Липецкой области

... этого вида животного. В России Красная книга должна издаваться хотя бы один раз в десять лет. В 1978 году она впервые появилась в ... виды животных; Доклад на тему Красная книга Создана эта книга того чтобы люди могли оценить ситуацию и понять что флора и ... охотничьими видами, запрещены к добыванию в Московской области, так как занесены в нашу Красную книгу. Запрещён отлов (без специального разрешения) ...

Оказалось, что эта оппозиция так же проблематична и субъективна, как антитезы “хорошо — плохо”, “художественно — нехудожественно”. Вот газетный обозреватель заявляет, что такой-то роман “читается на одном дыхании”. Я принимаюсь за эту книгу, и мне, чтобы с нею справиться, нужно не меньше десяти дыханий, причем искусственных, держащихся на волевом усилии. В свою очередь то, что мне показалось захватывающим и увлекательным чтением, другой человек, даже сходной со мной вкусовой ориентации, может обозвать занудством или тягомотиной.

Вариант 22 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020

Содержание:

Тест ОГЭ по русскому языку 2020. Решать вариант 22.

↑ ЗАДАНИЕ 1. ИЗЛОЖЕНИЕ

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

АУДИО ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ:

↑ ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) среда постоянно меняется (предложение 1)

2) нарушения вызывают (предложение 2)

3) они способны адаптироваться (предложение 3)

4) понимается приспособление (предложение 4)

5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

↑ ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.

↑ ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

↑ ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

6 стр., 2789 слов

Задание с развёрнутым ответом — задание № 25. — рассуждение

... нескольких или одного предложения, которые могут содержать и риторические вопросы. Схематичная структура вашего сочинения: Советы и рекомендации ... он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. Предлоги В силу жизненных обстоятельств мы ... Нарушен порядок предложений, что является обычно следствием логических ошиок Точность и выразительность речи Важно! Сочинение пишется в ...

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.

2) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.

3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.

5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.

(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

(7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей.

(9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье.

(11)В один из «суровых дней» я пришёл из школы голодный и усталый. (12)Швырнул портфель. (13)Разделся. (14)И сразу за стол. (15)На тарелке лежал розовый кружок колбасы. (16)Я съел его мгновенно. (17)Он растаял во рту. (18)Его как бы и не было. (19)Я сказал:

  • (21)Мама промолчала. (22)Я повторил свою просьбу. (23)Она подошла к окну. (24)Потом, не оглядываясь, тихо сказала:
  • Больше нет. колбасы.

(25)Я встал из-за стола. (26)Я даже не сказал «спасибо». (27)Мало! (28)Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. (29)Я подумал, что она, наверное, разглядывает что-то, и тоже подошёл к окну. (30)Но ничего не увидел. (31)Я хлопнул дверью – мало! – и ушёл.

(32)Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у неё нет. (33) И негде взять. (34)И она уже отдала тебе свой кусок. (35)Тогда можно рассердиться и хлопнуть дверью. (36)Но пройдут годы, и стыд настигнет тебя. (37)И тебе станет мучительно больно от своей жестокой несправедливости.

(38)Ты будешь думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!» (40)Нет ответа.

(41)Некому прошептать милосердное слово «прощаю».

(42)Когда мама стояла у окна, её плечи слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей двери.

3 стр., 1418 слов

Задание №1. Работа с текстом (задание ( )

... и для написания своего сочинения! Критерий План К1. Формулировка проблем исходного текста 1) Понята ли тема и проблематика исходного текста? ... и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И ... нас»! Разные языки, ... и мир», постоянно ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои средства ... и о ...

(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48) Они распирают мне грудь, стучат в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.

(50)Прости меня, родная!

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

↑ ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мама умеет скрывать свою боль и страдания.

2) Мама не дала сыну ещё колбасы, потому что он вёл себя грубо.

3) Рассказчик пожалел плачущую мать.

4) Рассказчик повёл себя эгоистично и жестоко по отношению к маме.

5) Став взрослым, рассказчик раскаялся в своём проступке.

↑ ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.

2) Я встал из-за стола, не сказав «спасибо».

3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.

4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.

5) Он [кружок колбасы] растаял во рту.

↑ ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

↑ ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Сочинение 9.2

Прости меня, родная!

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Отбор упражнений и заданий для работы над средствами художественной изобразительности на уроках русского языка в классах старшего звена

В разработке представлены основные виды упражнений и заданий при изучении изобразительно-выразительных средств языка в курсе средней школы применительно к классам старшего звена.

Просмотр содержимого документа

«Отбор упражнений и заданий для работы над средствами художественной изобразительности на уроках русского языка в классах старшего звена»

Отбор упражнений и заданий для работы над средствами художественной изобразительности на уроках русского языка в классах старшего звена

Упражнения и задания для работы над средствами художественной изобразительности на уроках русского языка в классах старшего звена должны охватывать следующие взаимосвязанные направления: 1) наблюдение за эстетическим потенциалом языковых единиц всех уровней в текстах разных стилей (прежде всего художественного и публицистического); 2) формирование представления об эстетической ценности языка (постижение истоков его образности и выразительности); 3) осуществление эстетической речевой деятельности учащихся.

10 стр., 4501 слов

Анализ воздействия музыкальных средств язык и речь музыки на ...

... неудивительны и разногласия исследователей в отношении языкового подхода к анализу природы музыки. И хотя очевидно, что музыка выступает средством общения, звуковые музыкальные объекты в меньшей ... музыкального знака, исследователь отмечает особенности анализируемого предмета, связанные с грамматикой музыкального языка: «Целостные знаки по своей сложности сопоставимы с целостными иконическими знаками ...

При этом в разработке упражнений и заданий подобного характера важно учитывать следующие факторы: 1) необходимость осуществления функциональной направленности в изучении языковых явлений; 2) опора на современные дидактический и лингводидактический принципы обучения родному языку, личностно-ориентированный и сознательно-коммуникативный подходы, которые являются необходимым условием для осуществления исследовательской деятельности учащихся. В методике сознательно-коммуникативного, личностно-ориентированного и функционального подходов система упражнений должна учитывать грамматическую и речевую природу употребления языковых явлений, включать задания, направленные на формирование различных учебно-языковых и коммуникативных умений.

Рассмотрим основные виды упражнений и заданий при изучении изобразительно-выразительных средств языка в курсе средней школы применительно к классам старшего звена.

1. Упражнения, направленные на формирование учебно-языковых умений, Опознавательно-аналитические упражнения

В работе над изобразительно-выразительными средствами языка это могут быть следующие задания:

Выпишите из текста метафору (эпитет, оксюморон, олицетворение).

Определите их роль в тексте.

  • Составьте перечень тропов и стилистических фигур, представьте его в виде таблицы, заполнив одну из ее граф примерами из художественных произведений.

Выпишите отрывок из текста художественного произведения (не менее 150 слов).

Какие средства языковой выразительности используются в данном тексте? Определите, какими способами выражено сравнение. Найдите в тексте звуковые и фонетические средства художественной изобразительности.

Соотнесите лингвистический термин и средство художественной изобразительности., Классификационные упражнения

Проанализируйте данный текст с точки зрения употребления в нем изобразительно-выразительных средств разных языковых уровней:

Мне холодно. Прозрачная весна, В зеленый пух Петрополь одевает,, Но, как медуза, невская волна, Мне отвращенье легкое внушает., По набережной северной реки, Автомобилей мчатся светляки,, Летят стрекозы и жуки стальные,, Мерцают звезд булавки золотые,, Но никакие звезды не убьют, Морской волны тяжелый изумруд., Распределите их по группам:, Какова их роль в создании поэтического образа (в выражении авторской позиции)?

Проведите анализ одного из стихотворений С. Есенина. Покажите мастерство поэта в использовании выразительных средств языка (метафор, сравнений, эпитетов, аллитерации).

С какими языковыми уровнями (фонетическим, словообразовательным, лексическим, синтаксическим и т.д.) они соотносятся?

Анализ текста при выполнении данного типа заданий предусматривает определение роли целой группы языковых явлений в организации связного высказывания. Использование упражнений классификационного типа позволяет, например, выявить возможности языковых средств и одного уровня (одной группы) в создании определенной стилевой окраски текста, в передаче значений, необходимых для создания образа, выражения основной мысли текста. Рассмотрим данный тип упражнений на примере заданий на работу с различными типами повтора:

11 стр., 5290 слов

Языковые средства создания экспрессивности

... экспрессивной лексики в художественном произведении; определить в каждой группе средств основные способы, приёмы, аспекты, с которыми связано создание и усиление экспрессивности. Объектом настоящего исследования является язык художественного ... ркиванием, „выдвижением” некоторого передаваемого языковыми средствами смысла. Под выдвижением понимается наличие в тексте каких-либо формальных признаков, ...

  • Определите разновидности повтора в следующих отрывках художественных произведений:

Русалка плыла по реке голубой,, Озаряема полной луной

(фонетический повтор, ассонанс);

И старалась она доплеснуть до луны, Серебристую пену волны.

(фонетический повтор, аллитерация)

2) Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,, Холодная высь, уходящие дали.

3) Жди меня, и я вернусь,

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,, Возок несется чрез ухабы., Мелькают мимо будки, бабы,, Мальчишки, лавки, фонари,, Дворцы, сады, монастыри,, Бухарцы, сани, огороды,, Купцы, лачужки, мужики,, Бульвары, башни, казаки,, Аптеки, магазины моды,, Балконы, львы на воротах, И стаи галок на крестах.

5) Все метафоры, применимые к языку, верны по-своему. Язык – это тюрьма, из которой нам никогда не удастся сбежать. Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык – это слуга и господин. Язык – наш друг и враг одновременно. (синтаксический повтор, анафора, синтаксический параллелизм) (М. Кронгауз).

При этом, анализируя разные виды повтора, учащиеся должны обратить внимание на то, что каждый из них играет определенную роль в создании художественной образности, в выражении авторской позиции.

Дополнительными в этом случае могут стать следующие вопросы:

  • Определите функцию каждой разновидности повтора. Можно ли выделить наиболее экспрессивные виды повтора? Велико ли их значение в создании образной ткани и структуры повествования?

2. Упражнения реферативного плана

  • Подготовьте реферат на основе материала упражнений учебника и самостоятельно изученной научной литературы по теме «Эстетическая функция русского языка».

3. Упражнения описательно-обобщающего

  • Выполните лексический анализ слова;
  • укажите, на базе каких значений возможно образование различных тропов, приведите соответствующие примеры;
  • Подберите небольшой художественный текст для лексического анализа и составьте задания, определяющие содержание и последовательность анализа.

4. Упражнения сравнительного плана

  • Проведите лингвостилистический эксперимент – измените порядок слов в тексте. Покажите преимущества авторского варианта;
  • Расскажите о «жизни» метафоры в текстах художественного, публицистического и научного стилей. В чем разница употребления изобразительно-выразительных средств в текстах художественного и публицистического стилей?
  • Сопоставьте черновой и окончательный вариант авторского текста, понаблюдайте за тем, как осуществлялся выбор изобразительно-выразительных средств, как это соотносится с авторским замыслом, идеей произведения;
  • подготовьте на основе проделанной работы устное (письменное) сообщение.

5. Проблемные вопросы

По образному определению В. Хлебникова, поэта серебряного века, «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…». Другое мнение приводит К. И. Чуковский в своей книге «Живой, как жизнь», он пишет, что многие считают использование образных средств «вопиющей безграмотностью», приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В. Сергеева: «Он мог бы сеять, плотничать, ковать, / Но вот не вышло – жизнь дала осечку…». Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, «давать осечку может только ружье». Так, по вашему мнению, придают ли изобразительно-выразительные средства, в частности тропы, особое звучание художественной речи?

2 стр., 709 слов

Сочинение описание изобразительные средства

... его похоже – «звездится снег» и «снег… обсыпался хрустальными звёздами».) Отметьте, какие изобразительные средства языка использует Н. В. Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи? (Н.В.Гоголь ... в своей работе? Попробуйте устно составить пейзажную зарисовку на тему «А за окном зима…». 3. Задание на дом Следуя инструкции, составленной на уроке, напишите сочинение-описание зимнего ...

6. Упражнения исследовательского плана

  • Сравните два текста, объединенные одной темой «Итоги прожитой жизни». Сделайте вывод о содержании прочитанного.

В трудном ритме прошли года…

Я обрел свое имя!

Я друзьями горжусь всегда,

Рад бы быть вместе с ними!

Все тогда на земле своей

Дружно делали дело

Для своих войсковых частей

И – в разумных пределах!

Горд – мне также выпала честь

Быть на службе в те годы!

У меня, значит, право есть

Позабыть все невзгоды!

2) А я вам говорю, что нет

Напрасно прожитых мною лет,

Ненужно пройденных путей,

Впустую слышанных вестей.

Нет невоспринятых миров,

Нет мимо розданных даров,

Любви напрасной тоже нет –

Любви обманутой, больной, –

Ее нетленно чистый свет

Всегда во мне, всегда со мной.

И никогда не поздно снова

Начать всю жизнь, начать весь путь,

И так, чтоб в прошлом бы – ни слова,

Ни стона бы не зачеркнуть.

Какай из текстов Вам понравился больше? Почему?, Какие языковые отличия Вы нашли в текстах?, У кого из авторов получились стихи, а у кого «рифмованные строчки»? Почему?, В каком стихотворении есть подтекст? О чем он говорит?

С помощью каких языковых средств создается образность во втором стихотворении? Найдите примеры в тексте.

Запишите кратко ответ в тетрадь, аргументируя свое мнение., Попробуйте мысленно исключить тропы из текста отрывка. Что изменилось? Сделайте вывод.

  • Опираясь на свои наблюдения, ответьте на вопрос: «Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?» .

Более сложные и объемные задания, как было отмечено выше, могут послужить основой для организации проектной и проектно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Как видим, дополнительные к представленным в современных учебниках по русскому языку для старших классов упражнения и задания для работы над средствами художественной изобразительности обнаруживают свое многообразие и разнотипность. Среди них можно отметить: упражнения, направленные на формирование учебно-языковых умений (опознавательно-аналитические, классификационные); упражнения реферативного плана; упражнения описательно-обобщающего плана; упражнения сравнительного плана, проблемные вопросы и упражнения исследовательского плана, выполнение которых может предполагать организацию проектной или проектно-исследовательской работы. Включение разнотипных заданий в содержание урока по изучению изобразительно-выразительных средств языка в рамках текстоориентированного и личностно-ориентированного подходов будет способствовать появлению хорошего импульса к осуществлению самостоятельной исследовательской работы данной направленности, а также повышению познавательного интереса учащихся к данной проблеме, активизации их работы на уроке в целом.

5 стр., 2300 слов

Инструкция по выполнению работы 10 вариантов заданий

... такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание ... воспитать у себя сильную волю и характер? Эти качества утверждаются в человеке при преодолении различных препятствий — внутренних и ... сомнениями. Внешние могут создаваться другими людьми или трудностями выполнения задачи. С чего следует начинать воспитание сильной ...