ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА КАК КУЛЬМИНАЦИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Сочинение

События в романе-эпопее Л. Толстого “Война и мир” начинаются в 1805 году и заканчиваются в 1820 году. Из петербургского салона Анны Павловны Шерер писатель переносит нас в московский дом Рос­товых, в дом графа Безухова, в имение Болконских, в Австрию. Мы становимся свидетелями именин Ната­ши Ростовой, присутствуем при умирании старого гра­фа Безухова, на смотре войск под Браунау, видим от­ступление русских войск вниз по Дунаю и наблюдаем за Шенграбенским сражением.

Перед нами проходит нескончаемая галерея художественных образов –

по­сетители салона мадам Шерер, Кутузов, Багратион, русские солдаты и офицеры, император Франц, Напо­леон и его генералы.

Несмотря на подобную насыщенность самыми раз­ными сценами и эпизодами, кульминационным цент­ром произведения является Отечественная война 1812 года. По убеждению Л. Толстого, именно она сломала “прежние условия жизни” в России, разру­шила, пусть даже временно, социальные перегородки и выдвинула на передний план главную силу истори­ческого прогресса – народ.

О ломке прежних условий жизни говорят и дума­ют главные герои романа “Война и мир”. Очень точно смысл этой ломки

отражают слова князя Андрея, ска­занные Пьеру накануне Бородинской битвы: “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игруш­ка.

А то война – это любимая забава праздных и лег­комысленных людей… Цель войны – убийство, ору­дия войны – шпионство, измена и поощрение ее, ра­зорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые во­енными хитростями; нравы военного сословия – от­сутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, не­вежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и то­му, кто больше убил народа, дают большую награду…

Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, пере­бьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом бу­дут служить благодарственные молебны за то, что по­били много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше по­бито людей, тем больше заслуга. Как Бог оттуда смот­рит и слушает их!.. Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить.

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем ... отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, ... Тогда, сразу после войны, наверно, не понимали ... ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в ...

Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла…”

Все события и все герои произведения охаракте­ризованы по их отношению к Отечественной войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Так, граф Пьер Безухов после виденного и пережитого на Бородинском поле не в силах избавиться от “ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они”. По возвращению в Моск­ву он решает также вступить в борьбу с захватчика­ми.

А чтобы быть ближе к народу, чтобы стать частью его, Пьер переодевается в простую одежду – мужицкий кафтан.

Общее чувство с народом определяет и компози­цию романа, и систему образов, и развитие сюжетных линий, и наличие пространных авторских рассужде­ний, и особенности языка. Композиционным средст­вом, обеспечивающим целостность эпопеи, является оригинальная, свойственная только писательской ма­нере Л. Толстого, “система сцеплений” эпизодов и картин. В романе “Война и мир” все эпизоды и кар­тины эстетически равноценны. Они выражают такие ситуации, которые соотнесены с главной ситуацией романа – Отечественной войной.

12-й год сместил силы и переосмыслил ценности. Настоящая сила, от которой зависит национальная жизнь, – народ – поднимается из безвестности и становится хозяином положения.

Состояние своих героев в 1812 году Л. Толстой ха­рактеризует такими словами: “Распадение прежних условий жизни”. Из этого распадения прежних усло­вий жизни возникают новые отношения людей и их но­вое самочувствие. На совсем иной основе, невозможной до войны и после нее, созидаются новые отношения между людьми. Такие отношения, которые должны бы быть всегда, – “общая жизнь”, человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных лю­дей, yо связующей их задачи.

Вспомним смоленского купца Ферапонтова, Москву, которую оставляет рус­ская армия, сборы Ростовых, душевное состояние Пье­ра, спасающего в пожаре трехлетнюю девочку и защи­щающего от французов незнакомую армянскую де­вушку в уже занятой Москве.

Основополагающая для романа “Война и мир” си­туация проступает также в сцене охоты. Поведение ловчего Данилы на охоте не что иное, как миниатюр­ный прообраз ситуации 12-го года. Облик Данилы очень близок и неразрывен с образом “дубины народ­ной войны”. На охоте в имении Ростовых, где он был главной фигурой, от него зависит успех дела.

На ко­роткое время крестьянин-охотник становится господи­ном над своим барином, который на тот момент оказы­вается бесполезным. И, может быть, именно поэтому впоследствии писатель лишает Николая Ростова по­четного права участвовать в ключевом событии Отече­ственной войны – Бородинской битве, отсылая его на поиски провианта.

В эпопее Л. Толстого перекличка между поведени­ем героев на охоте и на войне имеет глубокий смысл. Ведь Отечественная война 1812 года – необычная в новейшей истории, война “не по правилам”, – не фех­товальным оружием, а дубиной. Эта война возрождает по-своему древний обычай защиты своей земли не го­сударством и его орудием – армией, а всем народом.

2 стр., 798 слов

Гражданская война в романе Шолохова Тихий Дон

... негативно относится к гражданской войне, что он и описывает в своём ранее упомянутом, замечательном произведении “Тихий Дон”. ` Гражданская война в романе Тихий Дон Популярные сочинения Каждое лето всей семьей ... воинской силой, честью и доблестью умирающего в муках имперского государства. Сочинение 2 В своих произведениях Шолохов очень часто затрагивает темы человеческой натуры, которая, ...

Не случайно Л. Толстой вводит сцену, когда накануне Бородинской битвы Пьер слышит от раненого солдата: “Всем народом навалиться хотят”. То есть всем ми­ром – громадной общиной, какой у Л. Толстого явля­ется русский народ в 1812 году.

Л. Толстой изображает, как в ходе этой войны оказываются бессильными выработанные столетиями государственные способы ведения войн, как уезжает из армии царь и приходит неугодный царю, но нуж­ный в этот момент Кутузов. И хотя под занавес рома­на многое возвращается “на круги своя”, писатель яс­но дает понять, что окончательного возврата к преж­нему положению вещей не будет и не может быть. Слишком многое переменилось в народной жизни, олицетворенной в судьбах главных положительных героев.

И в этом заключается историческая правда, представленная и глубоко раскрытая в романе Л. Тол­стого “Война и мир”.

Глоссарий:

  • СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ВОЙНА 1812 ГОДА
  • сочинение на тему великая отечественная война
  • сочинение на тему отечественная война 1812 года
  • сочинение на тему война 1812 года в романе война и мир
  • сочинение на тему 1812 год

Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5 1

votes, average:

5.00

out of 5)

3 стр., 1258 слов

Список тем для сочинений по роману Толстого «Война и мир»

... под него. Эпопея «Война и мир» отвечает нескольким заданиям одновременно, поэтому прочитав эту книгу и проработав как можно больше тем, можно значительно сократить список ... Толстого добродетелями становятся доброта, честность, правдивость, порядочность. Светское же общество после срывания с него блестящих покровов показывает свою истинную сущность. Сочинения о второстепенных героях , Темы сочинений ...