События в романе-эпопее Л. Толстого “Война и мир” начинаются в 1805 году и заканчиваются в 1820 году. Из петербургского салона Анны Павловны Шерер писатель переносит нас в московский дом Ростовых, в дом графа Безухова, в имение Болконских, в Австрию. Мы становимся свидетелями именин Наташи Ростовой, присутствуем при умирании старого графа Безухова, на смотре войск под Браунау, видим отступление русских войск вниз по Дунаю и наблюдаем за Шенграбенским сражением.
Перед нами проходит нескончаемая галерея художественных образов –
посетители салона мадам Шерер, Кутузов, Багратион, русские солдаты и офицеры, император Франц, Наполеон и его генералы.
Несмотря на подобную насыщенность самыми разными сценами и эпизодами, кульминационным центром произведения является Отечественная война 1812 года. По убеждению Л. Толстого, именно она сломала “прежние условия жизни” в России, разрушила, пусть даже временно, социальные перегородки и выдвинула на передний план главную силу исторического прогресса – народ.
О ломке прежних условий жизни говорят и думают главные герои романа “Война и мир”. Очень точно смысл этой ломки
отражают слова князя Андрея, сказанные Пьеру накануне Бородинской битвы: “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка.
А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду…
Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как Бог оттуда смотрит и слушает их!.. Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить.
«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»
... моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем ... нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем ... отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, ... Тогда, сразу после войны, наверно, не понимали ... ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в ...
Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла…”
Все события и все герои произведения охарактеризованы по их отношению к Отечественной войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Так, граф Пьер Безухов после виденного и пережитого на Бородинском поле не в силах избавиться от “ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они”. По возвращению в Москву он решает также вступить в борьбу с захватчиками.
А чтобы быть ближе к народу, чтобы стать частью его, Пьер переодевается в простую одежду – мужицкий кафтан.
Общее чувство с народом определяет и композицию романа, и систему образов, и развитие сюжетных линий, и наличие пространных авторских рассуждений, и особенности языка. Композиционным средством, обеспечивающим целостность эпопеи, является оригинальная, свойственная только писательской манере Л. Толстого, “система сцеплений” эпизодов и картин. В романе “Война и мир” все эпизоды и картины эстетически равноценны. Они выражают такие ситуации, которые соотнесены с главной ситуацией романа – Отечественной войной.
12-й год сместил силы и переосмыслил ценности. Настоящая сила, от которой зависит национальная жизнь, – народ – поднимается из безвестности и становится хозяином положения.
Состояние своих героев в 1812 году Л. Толстой характеризует такими словами: “Распадение прежних условий жизни”. Из этого распадения прежних условий жизни возникают новые отношения людей и их новое самочувствие. На совсем иной основе, невозможной до войны и после нее, созидаются новые отношения между людьми. Такие отношения, которые должны бы быть всегда, – “общая жизнь”, человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных людей, yо связующей их задачи.
Вспомним смоленского купца Ферапонтова, Москву, которую оставляет русская армия, сборы Ростовых, душевное состояние Пьера, спасающего в пожаре трехлетнюю девочку и защищающего от французов незнакомую армянскую девушку в уже занятой Москве.
Основополагающая для романа “Война и мир” ситуация проступает также в сцене охоты. Поведение ловчего Данилы на охоте не что иное, как миниатюрный прообраз ситуации 12-го года. Облик Данилы очень близок и неразрывен с образом “дубины народной войны”. На охоте в имении Ростовых, где он был главной фигурой, от него зависит успех дела.
На короткое время крестьянин-охотник становится господином над своим барином, который на тот момент оказывается бесполезным. И, может быть, именно поэтому впоследствии писатель лишает Николая Ростова почетного права участвовать в ключевом событии Отечественной войны – Бородинской битве, отсылая его на поиски провианта.
В эпопее Л. Толстого перекличка между поведением героев на охоте и на войне имеет глубокий смысл. Ведь Отечественная война 1812 года – необычная в новейшей истории, война “не по правилам”, – не фехтовальным оружием, а дубиной. Эта война возрождает по-своему древний обычай защиты своей земли не государством и его орудием – армией, а всем народом.
Гражданская война в романе Шолохова Тихий Дон
... негативно относится к гражданской войне, что он и описывает в своём ранее упомянутом, замечательном произведении “Тихий Дон”. ` Гражданская война в романе Тихий Дон Популярные сочинения Каждое лето всей семьей ... воинской силой, честью и доблестью умирающего в муках имперского государства. Сочинение 2 В своих произведениях Шолохов очень часто затрагивает темы человеческой натуры, которая, ...
Не случайно Л. Толстой вводит сцену, когда накануне Бородинской битвы Пьер слышит от раненого солдата: “Всем народом навалиться хотят”. То есть всем миром – громадной общиной, какой у Л. Толстого является русский народ в 1812 году.
Л. Толстой изображает, как в ходе этой войны оказываются бессильными выработанные столетиями государственные способы ведения войн, как уезжает из армии царь и приходит неугодный царю, но нужный в этот момент Кутузов. И хотя под занавес романа многое возвращается “на круги своя”, писатель ясно дает понять, что окончательного возврата к прежнему положению вещей не будет и не может быть. Слишком многое переменилось в народной жизни, олицетворенной в судьбах главных положительных героев.
И в этом заключается историческая правда, представленная и глубоко раскрытая в романе Л. Толстого “Война и мир”.
Глоссарий:
- СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ВОЙНА 1812 ГОДА
- сочинение на тему великая отечественная война
- сочинение на тему отечественная война 1812 года
- сочинение на тему война 1812 года в романе война и мир
- сочинение на тему 1812 год
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Список тем для сочинений по роману Толстого «Война и мир»
... под него. Эпопея «Война и мир» отвечает нескольким заданиям одновременно, поэтому прочитав эту книгу и проработав как можно больше тем, можно значительно сократить список ... Толстого добродетелями становятся доброта, честность, правдивость, порядочность. Светское же общество после срывания с него блестящих покровов показывает свою истинную сущность. Сочинения о второстепенных героях , Темы сочинений ...