Из теории вопроса

Сочинение
Разбираем задания. Часть 3

Выполняя задание С, экзаменуемый должен написать сочинение по прочитанному тексту. Это сочинение пишется в соответствии с целым рядом требований: экзаменуемый должен сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста; сформулировать позицию автора, высказать свою точку зрения (согласен ли экзаменуемый с точкой зрения автора) и объяснить собственную позицию, аргументируя свой ответ обращением к жизненному и читательскому опыту.

Сочинение оценивается по определённым критериям, согласованным с требованиями, предъявляемыми экзаменуемому.

Критерии оценивания можно посмотреть >> Термины и понятия

Признаки текста

Слово текст происходит от латинского textum (ткань) и означает «связь, соединение».

Главный признак текста — его информативность, иными словами, текст должен содержать сообщение о чём-либо, передавать сведения, быть насыщенным содержанием. Обычно считается, что в текст должно входить не менее двух предложений. Предложения, входящие в текст, должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.

Кроме информативности, к признакам текста относятся следующие его свойства:

  • тематическое и композиционное единство всех частей текста;
  • наличие грамматической связи между частями;
  • смысловая целостность;
  • относительная законченность.

Предложения в тексте соединяются по определённым правилам.

Различают следующие связи предложений в тексте:

  • цепная;
  • параллельная.

Цепная связь может осуществляться:

  • повтором ключевого слова (оно может обозначать субъект действия, действие, место действия, признак);
  • заменой слова из предыдущего предложения его синонимом в последующем предложении;
  • заменой слова местоимением;
  • повтором того или иного члена предложения;
  • грамматическим повтором;
  • семантическими и ассоциативными связями.

Параллельная связь осуществляется через сопоставление одного предложения с другим.

Параллельная связь усиливается при помощи вводных слов.

При параллельной связи часто используются наречия места.

Как параллельная связь может сочетаться с элементами цепной связи, так и в цепную связь могут войти элементы параллельной.

Стиль — свойство литературного языка обслуживать разные сферы общественной жизни, реагировать на ситуацию общения. Стили отличаются целями употребления, жанрами, языковыми средствами; каждый из них характеризуется собственными стилевыми чертами.

>>

Тезис, комментарий

Тезис — положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.

Комментарии — рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Комментарий к сформулированной проблеме — это необходимый этап анализа текста. Комментируя сформулированную проблему, вы пытаетесь взглянуть на неё с позиции автора и задумываетесь, какие вопросы и почему интересовали писателя. Именно комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно вы поняли эту проблему, сумели ли вы проследить за рассуждениями автора.

Не следует заменять комментарий пересказом или цитированием текста.

Можно использовать два типа комментария. Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Тема, основная мысль текста, авторская позиция

Тема — это предмет какого-либо рассуждения, то, о чём говорится или рассказывается в произведении.

Можно сказать по-другому: тема — основной круг жизненных вопросов, на которых сосредоточил своё внимание автор в произведении.

В любом случае ответ на вопрос, о чём рассуждает автор в произведении, поможет определить тему произведения (текста).

Проблема возникает тогда, когда есть какое-либо затруднение. Иными словами, проблема возникает тогда, когда требуется анализ, оценка, формирование идеи, концепция для поиска ответа. Таким образом, проблемой называется вопрос, не имеющий однозначного решения. Именно тот вопрос, который автор исследует в своём произведении, является проблемой , заявленной в тексте. Совокупность таких вопросов является проблематикой произведения. Ответ на вопрос, что именно автор подвергает анализу, над чем размышляет, помогает верно найти проблему, поставленную в тексте.

Как обозначить проблему текста?

  • Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос, какая идея (мысль) волновала автора. Что побудило его написать именно такой текст? Что он хотел сказать?
  • Поднимаемую автором проблему можно выявить по ключевым словам, по микротемам. Нужно несколько раз прочитать текст и подчеркнуть ключевые понятия. Сформулируйте основной тезис, выдвигаемый автором. Задайте вопрос к этому тезису? На его основе сформулируйте проблему.
  • Помните, что в тексте может быть не одна проблема, а несколько. Ваша задача — сформулировать и прокомментировать одну и ту же проблему. Комментарии, которые не относятся к сформулированной вами проблеме, не оцениваются.
  • Проблема (так же как и авторская позиция) может быть сформулирована разными способами. В некоторых текстах с «прозрачной» структурой проблема формулируется автором в виде проблемного риторического вопроса. Помните, однако, что есть случаи, когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении (вопрос может использоваться как средство описания ситуации или не совпадать с проблемой).
  • История, рассказанная автором, обычно является конкретным примером из жизни и помогает писателю объяснить, какая проблема его волнует.

    Поэтому не следует формулировать проблему исходного текста как «проблему взаимоотношений Петрова и Иванова» и т. п.

  • Формулируйте проблему более масштабно: проблема патриотизма, подвига, воспитания, одиночества, социальной справедливости, милосердия, цели и смысла жизни, сложности жизни, роли искусства (дружбы, любви, книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др.

Подсказка

Прежде чем начать писать сочинение, необходимо разобраться в требованиях к нему. Сделайте это на примере текста «Где выход?» Ф. Абрамова.

Где выход?

(1) Куда у нас девалась антоновка, то дивное яблоко, которое так воспел ещё Бунин? (2) И вообще — где русские яблоки? (3) Почему мы вот уже столько лет перебиваемся венгерским Джонатаном?

(4) Садов нет? (5) Всё ещё даёт себя знать «мудрая политика» тех времён, когда сады под корень вырубали — чтобы налога не платить?

(6) Конечно, это не прошло без следа. (7) Но главная-то причина — современная селекция.

(8) Как выращивается культурная яблоня? (9) Путём прививки яблони

того или иного сорта к дичку.

(10) — Так вот, — рассказывал мне Василий Васильевич Веденкин, хорошо сведущий в этом деле,— раньше семена этих дичков собирали в лесу, с настоящих диких яблонь. (11) А теперь? (12) А теперь — липа, очковтирательство. (13) Вместо дичков семена обычной падалицы сдают. (14) И все это знают. (15) Знают давно — у нас вся Тамбовщина в таких садах. (16) Но копнуть это дело — страшно. (17) Никто не решается. (18) Потому что все подымут вой: и селекционеры, и начальство, и рядовые садоводы, рабочие. (19) У всех рыло в пуху, ордена и звёзды пришлось бы снимать — легион таких людей.

(20) — Но где же всё-таки выход?

(21) — Выход? — Василий Васильевич улыбнулся. (22) — А выход — в селекции.

(Ф. Абрамов)

Итак, согласно требованиям, экзаменующемуся необходимо сформулировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста.

Если вспомнить, что проблема — это вопрос , который исследуется автором в тексте, требует разрешения; вопрос, для разрешения которого автор предлагает свои способы; вопрос, по поводу которого автор имеет свою позицию, свою точку зрения, то проблему, поставленную Ф. Абрамовым, можно сформулировать, к примеру, следующим образом: проблема отношения человека к делу, которым он занимается. Проблему можно сформулировать и более узко: что необходимо сделать, чтобы вернуть в русские сады исконные отечественные сорта яблонь?

Сформулированную проблему надо прокомментировать . Ответьте на вопрос: Что автор сделал, чтобы поставить эту проблему?

Во-первых, автор обратился к собственным наблюдениям, осмыслил их, и это заставило его поставить целый ряд вопросов (предложения 1—5).

В этих вопросах звучит озабоченность автора; кроме того, автор предъявил факт, связанный с особенностями хозяйствования на определённом этапе: сады вырубали, чтобы не платить налогов.

Во-вторых, автор объяснил, как происходит выведение новых сортов яблонь и подчеркнул важнейший для правильной селекции факт, что прививка яблони происходит на дикой яблоне, дичке.

В-третьих, автор привёл свидетельство опытного селекционера, сведущего человека, о том, что технология прививки яблонь нарушается.

В-четвёртых, автор указал, на каком этапе происходит нарушение правил селекции: прививка происходит на саженцах, выращенных из семян яблок —падалицы, и объяснил причину нарушения главного правила: так проще, быстрее; люди, занимающиеся такой селекцией, получают за результаты награды, не заботясь о том, что настоящих, чистых сортов не стало.

В-пятых, автор передал негодование человека, знающего толк в селекции.

Таким образом, целый ряд глагольных конструкций помогает пишущему сочинение прокомментировать поставленную проблему. К данному тексту, к примеру, были подобраны следующие глаголы: автор поставил целый ряд вопросов… , автор объяснил… , автор привёл свидетельство… , автор объяснил причину, автор передал негодование… и т. д.

Со сформулированной и прокомментированной проблемой должна быть согласована позиция автора, то есть его собственное мнение по поводу того, как можно разрешить проблему.
Авторская позиция — точка зрения автора на поставленную проблему. Высказать свою точку зрения в произведении — одна из целей работы автора. Ответ на вопрос, для чего автор создал произведение, позволяет более точно определить авторскую позицию.

Концептуальная, то есть основанная на собственном авторском понимании различных явлений, процессов, причин, мысль автора является идеей произведения.

Как определить авторскую позицию, как найти поставленный автором вопрос?

Не ошибиться вам помогут ваши ответы на следующие вопросы:

  • Какова тема текста?
  • Для чего автор записал свои мысли, опубликовал их, обратился к обществу?
  • Какое явление общественной жизни вызвало его размышления?
  • Какие вопросы нравственного, этического, философского характера взволновали его?
  • За чем (за каким явлением) в жизни общества, окружающего мира наблюдает автор?
  • В каком из предложений открыто звучит позиция автора?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?
  • Есть ли в тексте оценочная лексика? С какой целью она используется?

Иными словами, авторская позиция — идея текста, тот ответ, который даёт автор на поставленный вопрос, это то, в чём автор видит решение поставленной проблемы.

Авторская позиция неразрывно связана с проблемой, поставленной в тексте. Проблема текста — это вопрос, а позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Позиция автора может быть заявлена прямо в каком-либо предложении анализируемого текста или проявляться подбором материала и выбором языковых средств. Отражая авторскую позицию в сочинении, обязательно обосновывайте свои выводы примерами из текста.

В сочинении акцентируйте внимание на том, как вы поняли проблему текста и мнение автора о путях решения этой проблемы.

Помните, что ни в коем случае вы не должны подменять авторскую позицию своей.

>>

Самой важной и в то же время сложной частью сочинения является аргументация собственного мнения по указанной проблеме (К4).

В этой части сочинения вы должны сформулировать своё мнение по выделенной вами проблеме и убедить эксперта в справедливости выдвинутого вами тезиса. В качестве аргументов можно приводить факты, выводы науки, статистику, законы природы, юридические законы, данные экспертиз, свидетельства очевидцев, конкретные примеры (жизненные, литературные), цитаты, мнения специалистов и т. п.

В миниатюре «Где выход?» Ф. Абрамов подчёркивает мысль о том, что знаменитые русские сорта яблонь исчезли из-за корыстных побуждений людей, значит, всё зависит от действий людей: только честное, бескорыстное отношение к труду, а также труд во имя идеи могут привести к возрождению былой славы отечественного производства, в частности труд селекционеров — к возрождению знаменитых русских сортов яблонь.

С позицией автора можно согласиться, можно и не согласиться.

Главное, найти доводы, доказывающие вашу точку зрения.

Что является аргументом?

Аргументами являются:

  • конкретные факты (факт — самое убедительное доказательство);
  • ваше рассуждение, основанное на ваших наблюдениях, в котором устанавливаются причинно-следственные связи;
  • авторитетное мнение, которое вы можете привести в вашем сочинении,— мнение философа, писателя, художника и т. д., зафиксированное им в его сочинениях;
  • экспертная оценка — свидетельство человека, изучающего данный вопрос, зафиксированное им в его работе (статье, очерке, научном труде).
Будьте осторожны в выборе аргументов! Они должны подтверждать главный тезис, а не противоречить ему. Экспертами оцениваются два аргумента, так что лучше ограничиться двумя. Больше всего баллов (2 балла) вам принесёт аргумент, взятый из публицистической, научной или художественной литературы. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т. д.).

За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию — 3.

Как вам известно, текст, по которому вы пишете сочинение, может быть публицистического или художественного, реже — научно-популярного стиля.

Переход к аргументации вашего мнения по проблеме осуществляется через формулирование отношения к авторской позиции, которое должно быть чётким, не расплывчатым. В таком случае эксперт, проверяющий ваше сочинение, сможет написать: «Чётко заявлена собственная позиция».

Согласие Частичное

согласие

Несогласие

Я полностью поддерживаю эту позицию…

Я согласен (согласна) с автором…

Трудно не согласиться с автором…

Я разделяю чувства автора (негодование, неприятие, восторг и т. д.) и думаю…

Я тоже считаю, что…

С этим мнением можно согласиться лишь частично…

В чём-то я согласен (согласна) с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…

Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд…

Позиция автора близка мне, но…

Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору…

Мне кажется, автор не вполне прав…

Я считаю, что автор не прав, потому что…

Я считаю необходимым возразить автору…

Соглашаться или не соглашаться с автором текста?

В основном для экзамена подобраны тексты, в которых утверждаются очевидные истины. Оспаривать их нецелесообразно. Например, автор пишет о том, что человек должен бережно относиться ко всему живому. Или в тексте говорится о необходимости гуманного отношения к окружающим. Пытаясь оспорить очевидное, вы ставите себя в невыгодное положение.

Другое дело, когда точка зрения автора действительно вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку своей позиции.

Основанием для спора могут также служить некоторые сложные философские или социальные вопросы, на которые невозможно дать единственный правильный ответ. Однако текстов такого рода в вариантах ЕГЭ немного.

Спор с автором требует от пишущего вежливости, корректности. Помните, что этическая корректность автора сочинения тоже оценивается экспертом.

В четвёртой части сочинения вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

Рассуждение — это тип текста, который отличается от других особым строением и более чёткой формой. Текст-рассуждение распадается на части: тезис, аргументы и вывод. Рассмотрим композицию сочинения

1. Вступление.

2. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.

3. Комментарий к сформулированной проблеме текста.

4. Формулировка позиции автора по этой проблеме.

5. Аргументация собственного мнения по проблеме:

1) тезис;

2) аргументы:

а) первый аргумент;

б) второй аргумент

3) вывод.

6. Заключение.

Аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте. Развитие авторской мысли — ещё не ваш собственный аргумент. Вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными.

Внимание! Типичная ошибка!

Поскольку точного текста цитаты у вас на экзамене не будет, лучше использовать косвенную речь, вводные конструкции. В таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведённой фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.
Поработаем с текстами

Текст №1

Прочитайте отрывок из повести М. Рощина, относящейся к художественному стилю речи. Сформулируйте проблему, продумайте, как можно прокомментировать сформулированную вами проблему, сформулируйте позицию автора.

(1) Вот моя школа. (2) В кривом, идущем книзу московском переулке. (3) Она стоит, как стояла много лет назад, хотя всё вокруг изменилось. (4) Снесли двухэтажные домики, а школу, прежде самое высокое здание в переулке, зажали новые высокие башни и длинные, «безразмерные», дома.

(5) Всё исчезло, одна память осталась.

(6) Шёл 1949 год. (7) Четвёртый год после войны. (8) Седьмой класс был тогда рубежом. (9) После седьмого половина ребят уходила в техникумы или работать. (10) В войну почти все пропустили кто год, кто два, и в седьмом учились и пятнадцати-, и шестнадцатилетние. (11) Нас оставалось всё меньше. (12) Скажем, седьмых было три, восьмых два, девятый только один, а десятый, выпускной, и подавно один. (13) Десятый — это уже вершина, элита, почти автономное государство. (14) Когда мы перешли в восьмой, то наш десятый, выпускной в тот год класс, казался из особенных особенным. (15) Это были серьёзные усатые «дяди». (16) Потом никогда в жизни так не чувствуется разница в год или два, как в школе. (17) Мы, восьмой, и они, десятый,— небои земля. (18) Правда, там действительно собрались головастые парни, и каждый знал, чего хотел.

(19) Когда они, кто при галстуке, кто во вполне взрослом пальто или костюме, с тяжёлыми портфелями — а мы и портфелей-то не носили: пихнёшь учебник да тетрадки за пазуху, и ладно,— стояли у школы перед уроками, свободно покуривая, важно говоря о своих важных делах, мы прошмыгивали мимо них, будто студенты перед профессорами.

(20) Они иначе ходили (а не бегали), иначе опаздывали (не унижая себя враньём и скрываньем по чердакам и уборным), свободно (а не хихикая, краснея и исподтишка) шутили с нашими молоденькими учительницами и пионервожатой Зоей, разменивали в буфете пятёрки и десятки (а не считали медяки).

(21) Они главенствовали на школьных собраниях, и мы голосовали за предложения, которые они выдвигали. (22) «Десятый «А»-дель»,— шутила наша учительница немецкого Раиса Яковлевна, а «адель» по-немецки «дворянство», «элита». (23) Пока мы «доходили», срывали уроки, упивались сами собой и своей пылкой дружбой — у нас был бешеный и весёлый класс,— эти грызли гранит науки.

(24) Они покинули школу как короли: из тридцати учеников шестнадцать получили медали — невиданно! (25) Все поступили к осени в институты, да не в какие попало, а на физматы, физтехи, филфаки, инязы.

(26) В школе прибили мраморную доску с их золотыми именами, и их примером, их славой, этой доской нас и идущих за нами вечно гвоздили по головам.

(27) Хотелось скорее дорасти, тоже оказаться в десятом. Комментарий

Основные проблемы

Проблема взросления как высокой степени ответственности за себя, своё дело, как выполнение долга.

Как, в чём проявляется у человека чувство собственного достоинства?

Что значила учёба для послевоенных детей? (Учёба как ценность.)

Рекомендации к комментарию

Автор создал образы школьников послевоенной поры…

Автор вспоминает (отрывок из повести основан на воспоминаниях автора)…

Автор передал своё восхищение и всеобщее восхищение школы…

Автор передал то уважение, с которым относились к 10-му «А» в школе…

Автор описывает учеников 10-го «А» с точки зрения ученика-восьмиклассника…

Автор передаёт зависть ученика-восьмиклассника…

Автор подчеркнул взрослость учеников-десятиклассников…

Подчёркивая восхищение учениками 10-го «А», автор сравнивает их с королями…

Позиция автора

Послевоенные дети рано становились взрослыми, и их взрослость проявлялась в высоком чувстве ответственности, заставлявшем делать выбор: работать или учиться; если учиться — так с полной отдачей сил, выполняя свой долг.

Чувство собственного достоинства человека обусловлено тем, насколько полно человек выполняет свой долг, как относится к своему делу, проявляет себя в нём.

Учёба — ценность высокого уровня для послевоенных детей.

1 3 Следующая >

Из теории вопроса 1