Что такое школьное сочинение?
В словаре В. И. Даля сочинение трактуется как «самое произведение, что сочинено», а сочинить — значит «изобрести, вымыслить, придумать, творить умственно, производить духом, силой воображения». Из данного определения вытекает, что в плане общекультурного развития ученика сочинение необходимо для проявления его творческого начала. В плане постижения литературы как учебного предмета это способ более глубокого проникновения в художественный текст.
К сожалению, в практике школьного преподавания нечасто можно встретить сочинения, являющиеся творческим продуктом деятельности ученика. И связано это с тем, что в преподавании литературы можно выделить две линии преподавания.
Первая основывается на понимании того, что литература в школе является учебным предметом и в ней «цепко держится дидактика экзаменационно-переводная», которая стремится к «благополучным показателям любой ценой и внутренне глубоко равнодушна к ученикам». Особенно это проявляется в ученических сочинениях. В них «не исчезла крикливая шаблонность». Может быть, это связано с уроками, на которых можно встретить «унылое пережёвывание текста, без всяких оснований именуемое анализом» и «беседу, которая проводится потому, что положено задавать вопросы»1.
Обратим внимание на то, что размышлениям М. Г. Ка-чурина о проблемах сочинения и связанных с ними трудностях преподавания литературы более двадцати пяти лет. А эти вопросы так и остались неразрешёнными с тех времён, когда выпускной экзамен по литературе был обязательным. Тогда не было ещё и замысла проведения выпускной аттестационной работы в формате ЕГЭ, а источник всевозможных бед, в частности преподавания литературы в школе, широкая общественность, особенно политики, видела в форме экзамена, а не в самом процессе преподавания. Но острые вопросы в практике преподавания литературы имелись, в том числе оставалась проблема письменных ученических работ. Ей, собственно, более 250 лет.
Когда же в 2008 году был отменён обязательный экзамен по литературе, положение с сочинениями ухудшилось. Появились весьма неутешительные прогнозы неравнодушных представителей общественности: низведение литературы до второстепенного предмета будет иметь катастрофические последствия. «Избавив школьников от обязательного экзамена по литературе, их избавили от стимула учиться внятно излагать свои мысли о чём бы то ни было. Людям практически официально позволяется, таким образом, не только несопоставимо меньше читать, но и не учиться писать. Это безумие. Это интеллектуальный холокост. Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научаются думать», — сетовал известный публицист А. Н. Привалов.
«Проблемы преподавания литературы в старших классах в средней ...
... Аннотация Статья посвящена осмыслению проблемы преподавания литературы в старших классах в средней школе (на примере подготовки к итоговому сочинению). В работе раскрывается вопрос о сложностях восприятия детьми ... подробно рассмотрим проблему преподавания учебного предмета «литература» в старших классах в средней школе на примере подготовки к итоговому сочинению 2018 года по направлению отцы и ...
Итак, в пору, когда сочинение было формой одного из обязательных школьных выпускных экзаменов, оно не всегда вело к глубокому постижению литературы. Немало писалось о так называемых пособиях, предлагавших готовые сочинения, появившихся вдруг в невероятном количестве, что стало настоящим бедствием… Эти издания неоднократно подвергались критике со стороны думающих и творчески работающих учителей не только за то, что они предлагались фактически в качестве шпаргалок. Их пагубность заключалась также в том, что большинство представленных в них текстов никак нельзя было назвать сочинениями. Сухая подача материала, схематизм изложения, лишённая образности речь, однообразие жанров, отсутствие индивидуального подхода и т. д. — вот неполный перечень их недостатков.
Затем в печати появились и пособия другого плана. Они представляли собой свод правил, следуя которым можно было написать сочинение на заданную на вступительном экзамене тему.
Справедливости ради отметим, что хороших книг, содержащих конкретные, полезные для создания текста сочинения советы, издано за последние 20 лет предостаточно. Чувствуется, что авторы этих книг хорошо знают теорию вопроса и имеют большую практику преподавания.
В пособиях такого плана определяются этапы подготовки к сочинению.
1. Поскольку главное требование к оценке сочинения — его соответствие выбранной теме, сначала надо провести её анализ, определить границы. Для анализа темы нужно выделить ключевые понятия, входящие в её формулировку.
2. Границы темы определяются идеей сочинения, его основной мыслью. Сформулировать идею сочинения — задача пишущего. Это, пожалуй, самое трудное для ученика. Многие ученики пишут вообще о том, что они знают по изученному произведению, и теряются, если у них спрашивают, какую мысль они хотели выразить, раскрывая тему сочинения. Поэтому умению формулировать идею сочинения надо учить.
На первом этапе обучения написанию сочинения, считают некоторые методисты, удобнее всего формулировать его тему в виде вопроса. Например, по роману «Евгений Онегин» может быть предложена тема «Почему „забав и роскоши дитя» стало чужим для всех?». Сформулированный ответ на вопрос — это и есть идея сочинения.
Затем можно предложить нейтральные темы, к которым, наоборот, следует сформулировать вопрос. Например, к теме «Отец и сын Болконские» можно поставить вопрос: «В чём Андрей Болконский похож на своего отца и чем от него отличается?» И вновь необходимо сформулировать ответ на вопрос, чтобы определить идею сочинения.
«Рождественское путешествие». по литературе ученика 5 класса
... светила ярче всех. В эту же ночь Ангел рассказал малышке одну интересную историю, которая произошла много-много лет назад. «В одном городе под названием Вифлеем ... том, что на Рождество небо открывается, и силы небесные исполняют всё задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми, и тогда они исполнятся. После удивительного рассказа Ангел ...
При этом ученики должны понимать, что идею определяет сам пишущий. Одна и та же тема может иметь и две, и три идеи. От того, какую идею проводит ученик, зависит содержание сочинения.
3. Разобравшись в теме, сформулировав идею работы, ученик определяет жанр сочинения и отбирает материал для раскрытия темы. В первую очередь он обращается к тексту художественного произведения, изучает критические и литературоведческие статьи.
Понимая, как нелегко современному ученику определиться с выбором необходимой литературы, поскольку он ещё не может разобраться во множестве источников по теме, предлагаемых книжным рынком, оценить их качество, а также учитывая засилье готовых рефератов и сочинений в Интернете, хочется посоветовать школьникам обращаться прежде всего к учебным книгам, предназначенным для этой цели. Например, к учебникам по литературе под редакцией В. Ф. Чертова, В. Г. Маранцмана, Г. Н. Ионина, Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого1. Материалы, отобранные в подобных учебных книгах, как раз помогают созданию содержательных работ, способствуют глубине и полноте раскрытия темы.
4. Далее ученик продумывает композицию работы, для чего составляет план сочинения. Причём желательно составить его в черновике и не переносить в чистовик. Ученик должен помнить о необходимости создать логичную,
стройную по композиции работу, в которой нужно сформулировать основные тезисы, подобрать к ним аргументы (в совокупности они направлены на раскрытие идеи сочинения).
Аргументы могут быть записаны в черновике в виде собственных мыслей, указаний на фрагмент текста, цитат. В стройной по композиции работе следует избегать повторов, отклонений от темы, делать обобщения и плавные переходы.
5. Затем следует создание текста в черновике, его проверка, правка и переписывание сочинения в чистовик.
Во многих пособиях предлагаются конкретные задания и упражнения, которые помогут ученику выработать навыки, необходимые для создания текста сочинения.
Все перечисленные подходы к сочинению связаны с отношением к литературе как учебному предмету. Они необходимы и учителю и ученику.
Однако хочется вспомнить о том, что литература, несмотря на свой учебный характер, является искусством. И с этим должна быть связана вторая линия преподавания. В методиках немало сказано о том, что уроки литературы должны носить творческий характер. В своё время Р. Ф. Брандесов активно ратовал за то, чтобы «декларации о необходимости творчества сменить выработкой конкретной методики его организации, чтобы весь процесс преподавания литературы повернуть к „творческому поведению» школьника» . И сочинения ученика должны отражать творческую сторону нашего предмета.
Такой поворот к творческому поведению ученика является путём к постижению литературы, поскольку, считал Л. С. Айзерман, «научить читать литературу как литературу — <путь> один — через активное соучастие в процессе постижения, проникновения, исследования»2.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения , связанную с анализом ...
... 2 3. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (15.2) Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста 2 ... текста, но другими словами. 4. Написание сочинения Напишите сочинение на черновик, перечитайте. Отложите и займитесь другими заданиями. ... не по тексту 6 7. 1. Знакомство с высказыванием: прочитайте фразу выделите главные слова 2. Определение ...
Чтобы написать сочинение самостоятельно, нужен систематический труд, но важна и роль учителя, который заботится о методике анализа произведения, особенно в тех аспектах, которые определяют его глубину, качество и объём.
Во-первых, поговорим о глубине анализа. Учитель не должен замыкаться в собственных представлениях о произведении. В основе школьного анализа лежит литературоведческая концепция. Она вырабатывается учителем на основе собственного видения произведения и изученной литературы.