Начиная с прошлого года написание итогового сочинения либо изложения является необходимым условием для допуска учащихся 11-12-х классов к государственной итоговой аттестации, в том числе к сдаче ЕГЭ (; далее – порядок проведения ГИА).
В этом году выпускники школ будут писать его 2 декабря (письмо Рособрнадзора от 30 октября 2015 г. № 02-484 ).
Также определены две запасные даты – 3 февраля и 4 мая 2016 года. Они устанавливаются для пересдачи сочинения (изложения) и написания его теми, кто не явился в декабре для выполнения работы или не завершил ее по уважительным причинам, подтвержденным документально (абз. 13 п. 9.1 порядка проведения ГИА ).
С учетом прошлогоднего опыта Рособрнадзор утвердил подробные методические рекомендации по подготовке, проведению сочинения (изложения) и оценке работ учащихся в 2015/16 учебном году ().
Посмотрим, на какие моменты стоит обратить особое внимание выпускникам и как эксперты будут проверять и оценивать их работы.
Порядок проведения сочинения (изложения)
Итоговое сочинение или изложение проводится в школах или в местах, определенных региональными органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление в сфере образования. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение или изложение организуется на дому (; далее – рекомендации для образовательных организаций).
Не позднее чем за две недели до начала проведения сочинения (изложения) учащиеся или выпускники прошлых лет должны подать в образовательные организации заявление для участия в нем (, приложение 2 к методическим рекомендациям
по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения); далее – рекомендации для участников) и дать согласие на обработку персональных данных ( к рекомендациям для участников).
Таким образом, в этом году последний день подачи заявления и сопутствующих документов – 17 ноября.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вместе с заявлением подают копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, инвалиды – оригинал или заверенную копию справки об инвалидности, выпускники прошлых лет – оригиналы документов об образовании, иностранцы – оригинал документа об образовании с нотариально заверенным переводом. Напомним, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, граждане, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, те, кто учится на дому или нуждается в длительном лечении и находится в лечебных или реабилитационных учреждениях, могут писать по своему выбору изложение вместо сочинения ().
Результатом итогового сочинения изложения является
... проверки итогового сочинения (изложения) Даты Проведения Ознакомления с результатами 02.12.2020 не позднее 09.12.2020 03.02.2021 не позднее 10.02.2021 05.05.2021 не позднее 12.05.2021 Итоговое сочинение (изложение). Методические рекомендации 2020г. 1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в ...
Сочинение или изложение начнется в 10.00 по местному времени, продолжительность его написания составит 3 ч. 55 мин. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов – 5 ч. 25 мин. При этом таких детей должны будут покормить, поскольку рекомендациями предусмотрено, что если продолжительность сочинения (изложения) занимает больше четырех часов, должно быть организовано питание его участников (абз. 2 подраздела «» рекомендаций для образовательных организаций).
Необходимо помнить, что время проведения инструктажа участников, заполнения регистрационных бланков и других подготовительных мероприятий не входит в продолжительность выполнения работы.
Особое внимание Рособрнадзор уделил сочинения и изложения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей, обучающихся на дому, а также нуждающихся в длительном лечении и находящихся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, которыми проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Для перечисленных граждан должны быть созданы условия, учитывающие состояние их здоровья. Речь идет как об обеспечении доступа таких лиц в помещения, в которых пишутся работы, и нахождения в них (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и др.), так и об оборудовании кабинетов для комфортного выполнения ими сочинения или изложения. Например, для слабослышащих участников кабинет должен быть оборудован звукоусиливающей аппаратурой, для глухих в случае необходимости может привлекаться сурдопереводчик. Для слабовидящих в кабинете должно обеспечиваться хорошее освещение, выдаваемые им материалы распечатаны в двух экземплярах – стандартные и с использованием большего шрифта и бланков увеличенного формата. Тексты изложений или темы сочинений, предлагаемые слепым участникам, оформляются шрифтом Брайля, этим же шрифтом (с использованием предоставленных необходимых принадлежностей: брайлевский прибор и грифель и т.
д.) либо на компьютере такие участники вправе написать само изложение либо сочинение. На компьютере же могут выполнять работу и участники с нарушением опорно-двигательного аппарата. Глухим участникам, пишущим изложение, текст предоставляется в письменной форме на 40 мин., после чего они должны его сдать и приступить к написанию изложения. Важно, что сочинение или изложение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов может проводиться в устной форме. При этом обязательна аудиозапись ответов и их протоколирование (абз. 25 подраздела » Особенности проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья,детей-инвалидов и инвалидов » рекомендаций для участников).
Оценка сочинения (изложения)
Итоговое сочинение и изложение оцениваются не в баллах, а по системе «зачет»/»незачет». Получившие «незачет» учащиеся могут переписать сочинение или изложение, но не более двух раз в соответствующем учебном году. В этом учебном году, напомним, – 3 февраля и 4 мая 2016 года.
Оценивается сочинение или изложение по специально утвержденным критериям (, приложение 7 к рекомендациям для участников).
Однако перед тем, как приступить к оценке по этим критериям, эксперт определяет, соответствует ли работа требованиям к объему и самостоятельности выполнения. Так, если в сочинении меньше 250 слов, а в изложении меньше 150 (служебные слова: предлоги, союзы, частицы – тоже учитываются), за работу выставляется «незачет» без дальнейшей проверки. То же самое происходит, когда работа написана не самостоятельно, то есть списана у другого участника или из какого-либо другого источника (изложение – с исходного текста).
При этом в сочинении можно прямо или косвенно цитировать фрагменты из произведений, но с обязательной ссылкой на источник, то есть указанием автора и названия (в свободной форме), и так, чтобы объем цитирования не превышал собственный текст.
Если работа отвечает требованиям и к объему, и к самостоятельности текста, эксперт переходит к ее оценке по пяти установленным критериям (см. таблицу).
Таблица. Критерии оценки итогового сочинения (изложения)
Вид работы |
Критерий оценки |
||||
---|---|---|---|---|---|
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
|
Сочинение |
Соответствие теме |
Аргументация. Привлечение литературного материала |
Композиция и логика рассуждения |
Качество письменной речи |
Грамотность |
Изложение |
Содержание изложения |
Логичность изложения |
Использование элементов стиля исходного текста |
И для сочинения, и для изложения наиболее важны критерии № 1 и № 2. Чтобы получить «зачет» за всю работу, необходимо чтобы «зачет» стоял по обоим этим критериям и хотя бы по одному из трех других. «Незачет» по критерию № 1 для сочинения ставится, если работа вообще не соответствует теме или в ней не прослеживается коммуникативный замысел сочинения, то есть конкретная цель высказывания автора (утверждает ли он что-либо или, напротив, отрицает, одобряет или осуждает и т. д.).
Изложение признается не соответствующим критерию № 1 в случае существенного искажения содержания исходного текста. «Незачетом» по критерию № 2 сочинение оценивается, если оно написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или произведения только упоминаются в работе, но не становятся опорой для рассуждения. «Незачет» по критерию № 2 для изложения ставится, только если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного.
Что же касается, например, грамотности, то она тоже может быть далеко не идеальной для получения «зачета» – он не ставится только тогда, когда грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в работе, затрудняют чтение и понимание текста. Для объективности этого критерия Рособрнадзор определил максимально допустимое для получения «зачета» количество ошибок на 100 слов текста: пять для сочинения и 10 для изложения.
Чтобы сделать оценку работ по указанным критериям более понятной, Рособрнадзор привел рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений и изложений (раздел «»; далее – рекомендации для экспертов).
Так, установлено, что при проверке работ учитываются следующие категории ошибок.
1
Фактические ошибки. Связаны с незнанием или слабым знанием текстов художественных произведений, их культурно-исторического контекста, а также неправильным или неточным использованием терминов и понятий. К ним относятся указание неверного времени создания произведения или жизни автора, неверное именование героев, ошибки в установлении причин и следствий событий и др. Фактические ошибки бывают грубыми и негрубыми. Грубая ошибка – когда ученик путает, к примеру, Татьяну и Ольгу Лариных, а негрубая (неточность) – если княжна Мери упоминается как княжна Мэри. Негрубые ошибки не оказывают существенного влияния на понимание текста, поэтому не могут служить основанием для выставления «незачета».
2
Логические ошибки. Представляют собой нарушение законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например при подмене одного суждения другим, неправильном делении текста на абзацы, установлении неверных причинно-следственных связей («Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга») и др.
3
Речевые, в том числе стилистические, ошибки. К ним относятся ошибки в употреблении слов: тавтология (повторение близких по смыслу синонимов), использование слова в несвойственном ему значении, смешение лексики разных исторических эпох, необоснованное применение диалектизмов и просторечий и т. д. Также речевой ошибкой является однообразие синтаксических конструкций и использование такого порядка слов, который приводит к неоднозначному пониманию предложения. Анализ прошлогодних сочинений позволил Рособрнадзору выделить самые частые речевые ошибки:
- неразличение паронимов. Например,употребление слова «взглянуть » вместо «заглянуть», «представили» вместо «предоставили», в результате чего получаются подобные предложения: «Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов» («хищный» – «хищнический»);
- неправильный выбор синонима.»Имя этого поэта знакомо во многих странах» (в данном случае нужно употреблять слово «известно»);
- нарушение лексической сочетаемости.»Леонид вперед меня выполнил задание», «Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект»).
4
Грамматические ошибки. Они выражаются, в частности, в неправильном словообразовании, нарушении согласования, управления в словосочетаниях, неправильном построении предложений с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений («подскользнуться» вместо «поскользнуться» (использована не та приставка), «благородность» вместо «благородство» (не тот суффикс), заплатить за квартплату, удостоен наградой (не соблюдаются нормы управления в словосочетании).
Наиболее типичные ошибки: в употреблении действительных и страдательных причастий («Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (правильно – «стекавшие»), в образовании деепричастий («Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма – «выйдя»), неправильное образование наречий, в том числе под влиянием просторечий и диалектов («Автор тута был не прав» (правильно – «тут»)).
5
Орфографические ошибки – ошибки в написании слов. Их следует отличать от грамматических, то есть от неправильного образования слов. Среди орфографических ошибок выделяются негрубые, например ошибки в исключениях из правил, в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого. При подсчете две негрубые орфографические ошибки считаются за одну. Особые правила установлены для однотипных и повторяющихся ошибок Однотипными считаются ошибки, вызванные нарушением одного правила, если условия выбора правильного написания обусловлены грамматическими («в армие», «в рощи» (вместо «в армии», «в роще»), «колят», «борятся» (правильно – «колют», «борются») и фонетическими («пирожек», «сверчек» вместо «пирожок», «сверчок») особенностями слова. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Повторяющаяся ошибка – та, которая встречается в одном и том же слове или в корне однокоренных слов («валнистый», «вална» («волнистый», «волна»), «перегареть», «сгаревший» («перегореть», «сгоревший»).
Она считается за одну ошибку. Отдельная категория орфографических ошибок – графические ошибки. Это описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания («рабость» вместо «радость», «полпа» вместо «толпа»).
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если их больше пяти на 100 слов текста, работа признается безграмотной, и по критерию «Грамотность» выставляется «незачет».
6
Пунктуационные ошибки – неиспользование необходимого знака препинания либо, напротив, употребление там, где его постановка не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Негрубые пунктуационные ошибки (замена одного знака препинания на другой, пропуск одного из сочетающихся знаков препинания) не имеют существенного значения для характеристики грамотности, поэтому при подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. Правила же подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется, каждая ошибка считается за самостоятельную.
В рекомендациях Рособрнадзора приведены конкретные примеры анализа работ: отрывки реальных сочинений рассмотрены на соответствие тем или иным критериям. Кроме того, дан полный разбор двух полноценных сочинений.
Избежать «незачетов» по сочинению позволит грамотная подготовка к его написанию, способствовать которой, в частности, обязаны учителя в школах. Они должны научить детей и написанию сочинений, и анализу готовых текстов (с определением темы, выделением микротемы, оценкой выбранной лексики и т. д.).
Рекомендуется проводить в течение года не менее трех контрольных сочинений, которые после проверки анализируются в классе по критериям оценки итогового сочинения. В частности, зачитываются самые удачные сочинения или их фрагменты, обсуждается, как можно их доработать (подобрать другие доказательства к тезисам, варианты вступления и заключения и т. д.).
Кроме того, рекомендуется проводить индивидуальное собеседование с каждым учеником для обсуждения замечаний к его работе.
Несмотря на то что конкретные темы становятся известны не ранее чем за 15 минут до начала итогового сочинения, тематические направления, в пределах которых будут сформулированы темы для текущего учебного года, уже установлены: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы» (раздел «» рекомендаций для экспертов), о чем учителя могут рассказать ученикам. При этом необходимо помнить, что любая тема подразумевает использование прочитанной художественной литературы для аргументации своей позиции. Можно использовать всего одно произведение, но так, чтобы его анализ помог раскрыть тему.
Что касается изложения, то процесс его проведения более сложен, поскольку в этом случае речь идет, как правило, об учениках с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах. Поэтому при оценке работ глухих и слабослышащих учащихся необходимо учитывать основные положения специальной методики обучения русскому языку таких детей. Рособрнадзор приводит подробные рекомендации по их подготовке к изложению (подраздел «» методических рекомендаций для экспертов) и анализ трех реальных изложений, в том числе одного, получившего «незачет».
Оценка сочинения вузами
Напомним, итоговое сочинение абитуриент может представить в вуз при поступлении. Последний вправе начислить за работу до 10 дополнительных баллов ().
Каждый вуз может самостоятельно определить процедуру расчета этих баллов, но Рособрнадзор утвердил для них рекомендуемые критерии оценки сочинения. Таких критериев 10, за каждый из них может быть начислено от 0 до 2 баллов. Подробно разъясняется, когда можно поставить максимальный балл, а когда он снижается. Например, нельзя поставить максимальные баллы за сочинение, в котором участник поверхностно рассуждает на предложенную или близкую к ней тему, привлечение литературного материала ограничивается лишь общими высказываниями по поводу художественного произведения или его пересказом, а использованная лексика однообразна. За каждое сочинение может быть начислено до 20 первичных баллов, поэтому утверждены и рекомендации по их переводу в 10-балльную шкалу.
Результат итогового сочинения действителен в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. При этом выпускники прошлых лет могут написать сочинение, даже если они его уже писали и результаты до сих пор действуют. В этом случае такие граждане вправе предоставить вузам результаты сочинения только текущего года (независимо от того, хуже или лучше прошлогодних эти результаты), а результат итогового сочинения прошлого года аннулируется (раздел «» рекомендаций для образовательных организаций).
***
Роман Дощинский
С одной стороны, можно предположить, что учащиеся, сделавшие в работах много ошибок, но получившие «зачет» за сочинение или изложение, все равно вряд ли получат на ЕГЭ по русскому языку хорошие баллы. С другой стороны, такой не очень строгий критерий оценки грамотности (получение «незачета» по которому даже не является основанием для выставления «незачета» по всей работе) точно не способствует стремлению детей к ее повышению. Изменится ли позиция Рособрнадзора по этому поводу, узнаем в следующем году.