Должен ли человек сам выбирать своё будущее? (По И. Грековой)

Сочинение

Исходный текст

(1)Моими соседями в купе были мужчина и паренёк лет девяти-десяти.

(2)Мальчик достал книгу и при свете электрического корытца

погрузился в чтение. (3)Мужчина спросил его:

  • (4)Донат! (5)Что читаешь?

(6)Мальчик послушно ответил:

  • (7)Артур Конан Дойль, «Долина ужаса».
  • (8)Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл».

(9)Повтори, пожалуйста,

имя автора.

  • (10)Артур Конан Дойл, — с покорностью повторил мальчик.
  • (11)Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на конце?
  • (12)Так ребята говорят…
  • (13)Не надо подражать «ребятам». (14)Мы должны быть

не хуже их, а лучше. (15)Не ниже их по развитию, а выше.

(16)Понял?

  • (17)Понял, — чуть слышно отозвался Донат.
  • (18)Не слышу. (19)Громче.
  • (20)Понял, — почти крикнул мальчик.
  • (21)Так ты весь вагон разбудишь. (22)Повтори ещё раз, умеренным

голосом: «(23)Понял тебя, папа».

  • (24)Понял тебя, папа, — чуть помедлив, повторил мальчик.

(25)Еле заметное раздражение скрипнуло в его голосе.

  • (26)Учись себя контролировать, — резюмировал отец.

(27)Когда отец вышел умыться на ночь, Донат достал ручку

и лист бумаги и стал писать. (28)С верхней полки мне было хорошо

видно: аккуратным, красивым почерком он выводил, строка

за строкой, одни и те же слова: «(29)Долина ужаса. (30)Долина

ужаса. (31)Долина ужаса…» (32)Вдруг, услышав шум в коридоре,

мальчик схватил лист и, скомкав, сунул его в карман и нырнул

с головой под одеяло…

(33)Утром Доната в купе не было, отец сидел на месте.

(34)В коридоре стояла очередь к единственному туалету — там

увидела Доната.

  • (35)Кто последний? — спросила я. (36)Донат ответил:
  • (37)Я!

(38)Я встала к окну. (39)Рядом стоял мальчик, мне страх

как хотелось с ним поговорить, понять, зачем он упорно писал

«Долина ужаса». (40)Но между нами был забор, ограда, нет — целая

полоса отчуждения… (41)Бежевые глаза Доната, сбоку почти

янтарные, прилежно отслеживали бегущие за окном предметы;

2 стр., 863 слов

Артур Конан Дойл — «Миры Конан Дойла» [13 книг] (2008-2010) FB

... и славных подвигов. Том 7. Возвращение Шерлока Холмса. Долина ужаса (сборник) В книгу вошли 13 рассказов и повесть "Долина Ужаса" - о приключениях знаменитого сыщика и его друга ... героем его многочисленных творений - Шерлоком Холмсом, талантливым сыщиком. Однако в настоящей книге Конан Дойл - это человек, глубоко изучивший спиритуализм, участник и свидетель удивительных спиритических сеансов. ...

светлые ресницы на бледной, почти бесцветной щеке казались

нематериальными.

(42)Вдруг я спросила:

  • (43)Знаешь, что такое электроэнцефалограмма?

(44)Он отрицательно покачал головой, но в глазах мелькнула

искра заинтересованности. (45)И я рассказала о своей работе.

(46)Он слушал — сперва недоверчиво, насторожённо, но постепенно

появлялся интерес.

  • (47)Здорово про эти ваши биотоки, — сказал он. —

(48)Записал на какую-то кривулю — и всё ясно. (49)Только не

верится: наложил электроды, а другие угадали, что я чувствую?

  • (50)В какой-то мере.
  • (51)Даже если…

если я изо всех сил скрываю?

(52)Он поднял глаза, и вдруг на мгновение в них сверкнула такая

неистовая ненависть, что я отшатнулась. (53)Миг — и вспышка

погасла.

  • (54)Тебе надо самому посмотреть опыт! (55)Приходи ко мне

в лабораторию. (56)Вдруг это — твоё будущее! (57)Вот мой телефон

  • позвони накануне.

(58)Адрес и телефон я записала на листке из блокнота участника

конференции, с которой возвращалась. (59)Он взял. (60)Потом

тяжело вздохнул.

  • (61)Моё будущее? — переспросил он. — (62)Это от меня не

зависит.

  • (63)От кого же?
  • (64)Всё решено. (65)Давно.
  • (66)Как это? (67)Человек сам вправе распоряжаться своим

будущим. (68)Донат засмеялся. (69)Смеялся взрослый, разочарованный

человек. — (70)Вправе?.. (71)А вы знаете, что такое

«Долина ужаса»?

  • (72)Приблизительно.
  • (73)Вы этого не знаете и не узнаете никогда…

(74)Смотрите:

туалет освободился. (75)Теперь я вам уступлю очередь. (76)Видите,

какой я воспитанный, — добавил он с горечью.

77)Когда я вышла, Доната и его отца в купе уже не было.

(78)Поезд прибывал в Москву, и пассажиры пробирались к выходу.

(79)Тут я заметила на своём чемодане листок бумаги. (80)Это

оказалась моя записка с адресом института и номером телефона…

(81)Может быть, ещё не всё пропало? (82)Может быть, мне

удастся отыскать в безднах Москвы мальчика со странным, редким

именем Донат? (83)Мальчика, который оказался лишён детства.

(84)И своего собственного, выбранного душой будущего.

(85)Непонятого и закрытого ребёнка. (86)Живущего в своей, никому

не ведомой «долине ужасов».

(По И. Грековой*)

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена

Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников

по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик,

доктор технических наук, профессор.

Сочинение

Должен ли человек сам выбирать своё будущее? Эта проблема

была актуальна во все времена, и именно её ставит автор текста,

математик, профессор и прозаик И. Грекова.

Рассуждая о проблеме самостоятельности и свободы выбора

6 стр., 2801 слов

Человек будущего сочинение по биологии 5 класс

... Будущее всегда за нами! Будущее человечества зависит от того, о чем думают, что делают люди сегодня. Стремитесь быть лучшими, и мир станет лучше. Похожие сочинения: Сочинение по ... и о гармонии в жизни, человек будущего не будет терпеть утеснение ... Такого человека нельзя назвать в полной мере счастливым. Выбирать профессию ... факультативы, мини-лаборатории, мастер-классы можно понять свои предпочтения ...

человеком своего жизненного пути, автор повествует о мальчике

по имени Донат, который уверен, что его будущее «давно решено»

и от него «не зависит». Во-первых, в диалоге Доната и рассказчицы

мальчик говорит, что он «изо всех сил» скрывает свои

чувства, а это значит, что его собственные желания и мысли не

имеют никакого значения и даже осуждаются в его семье. Вовторых,

рассказчица с жалостью отзывается о Донате как о мальчике,

который «лишён детства и своего собственного, выбранного

душой будущего».

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что «человек

сам вправе распоряжаться своим будущим».

Я согласен с автором текста, потому что тоже считаю, что каждый

волен сам выбирать свой жизненный путь и идти к своей

мечте.

Многие писатели поднимали вопрос о самостоятельности выбора

своего будущего ребёнком в своих произведениях. Например,

Д. Фонвизин в своём произведении «Недоросль» описывал подростка,

чью жизнь заранее предопределили его родители. Ребёнку

не давали возможности по-настоящему проявить себя и свою самостоятельность.

Это привело к тому, что любимое дитя стало

несамостоятельным и не приспособленным к жизни «недорослью».

Всё это доказывает, что лишение человека ответственности за свою

жизнь может привести к тому, что он так никогда и не станет

взрослой и зрелой личностью.

Такую же проблему рассматривал и И. Гончаров в романе

«Обломов». Детство Илюши Обломова прошло в атмосфере неторопливости,

сна и чрезмерного спокойствия, и привыкший к такой

жизни главный герой из поначалу активного и деятельного

мальчика в результате превратился в безынициативного и ленивого

человека, предпочитающего проводить своё время дома,

лежа на диване. Это лишний раз говорит о том, что подавление

проявления у ребёнка своего «я» может привести к тому, что он

примет поставленные перед ним условия и станет несчастным

человеком.

Таким образом, каждый человек должен сам выбирать своё

будущее и строить свою жизнь в том ключе, который ему нравится,

ведь только так он сможет заниматься любимым делом

и получать удовольствие от жизни. А получение удовольствия от

жизни — неотъемлемая составляющая счастья.