В 2016/2017 учебном году итоговое сочинение одиннадцатиклассники будут писать 7 декабря 2016.
Напомним, что итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников школ впервые ввели в 2014-2015 учебном году. В Самарской области в декабре 2014 в итоге успешно справились с сочинением 13907 учащихся региона (98,8%), 175 обучающихся получили «незачет», были повторно допущены к сдаче итогового сочинения в феврале 2015 г. В декабре 2015 цифра была такой же: по результатам проведения итогового сочинения (изложения) получили «зачет» 98,8%. Самым популярным направлением, по которому писали сочинение школьники, стала «Любовь».
Об организации:
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям:
Проверяют сочинения (изложения) комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Темы. Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года:
- «Разум и чувство»,
- «Честь и бесчестие»,
- «Победа и поражение»,
- «Опыт и ошибки»,
- «Дружба и вражда».
Краткий комментарий
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Сроки проведения итогового сочинения в 2016 2017 году
... сроки*: 1 февраля 2017 г. и 3 мая 2017 г. * В дополнительные сроки вправе участвовать : — обучающиеся, получившие «незачет» (не более 2-х раз); — обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения ... на сочинение (изложение) () Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего года () Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет () ...
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Список рекомендуемой литературы по направлениям.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/v-klasse-v-samarskoy-oblasti/
«Разум и чувство»:
- Иван Сергеевич Тургенев «Ася»;
- Александр Иванович Куприн «Олеся»;
- Иван Алексеевич Бунин «Темные аллеи», «Натали», «Солнечный удар», «Легкое дыхание»;
- Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита».
«Честь и бесчестие»:
- Антон Павлович Чехов «Студент»;
- Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана»;
- Виктор Петрович Астафьев «Печальный детектив»;
- Олег Олегович Павлов «Конец века»;
- Лев Николаевич Толстой «Война и мир».
«Победа и поражение»:
- Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»;
- Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»;
- Борис Львович Васильев «А зори здесь тихие»;
- Михаил Афанасьевич Булгаков «Белая гвардия»;
- Лев Николаевич Толстой «Война и мир».
«Опыт и ошибки»:
- Иван Алексеевич Бунин «Господин из Сан-Франциско»;
- Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон»;
- Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»;
- Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин».
«Дружба и вражда»:
Калмыков, Сергей Иванович
... Сергея Калмыкова в своём романе Факультет ненужных вещей (1978). Сергей Калмыков является главным героем романа Давида Маркиша Белый круг (2004) [1] . Данный реферат составлен на ... (и во многом на основании анализа его творчества) некоторые психиатры (например, ... ел горячей пищи), но тем не менее непрерывно создавал вс ... работ Сергея Калмыков оценивается в 1 500 произведений разного формата, ...
- Надежда Борисовна Васильева «Гагара»;
- Иван Александрович Гончаров «Обломов»;
- Лев Николаевич Толстой «Война и мир»;
- Александр Александрович Фадеев «Разгром»;
- Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»;
- Даниэль Пеннак «Глаз волка»;
- Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»;
- Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин».