Крестьянский мир в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» / Бежин луг / Тургенев Иван Сергеевич

Сочинение

Крестьянский мир в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

План

Введение

В центре «Записок охотника» — судьба русского крестьянства.

Основная часть

Главные герои «Бежина луга» — крестьянские мальчишки.

Наблюдая за ребятами, рассказчик даёт общее представление о крестьянской жизни:

  • портрет ребят;
  • рассказы ребят.

Заключение

Жизнь ребят наполнена душевной красотой.

В середине 19 века И.С. Тургенев создает свой знаменитый сборник охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника — судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.

Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа — крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика — охотника, случайно заблудившегося во время охоты в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.

Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.