В эпиграф своей повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Пословицы несут в себе народную мудрость, которая складывается веками. Можно не доверять пословицам, считать их банальными словами, но очень часто смысл этих высказываний понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные испытания.
Так случилось и с Петром Гриневым, главным героем повести. Обстоятельства сложились так, что перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы.
Петр Гринев – молодой сын помещика — проходит службу в армии. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петру Гриневу показывали ценность чести, ее важность в жизни.
Но не только воспитание позволяет герою сохранить честь. Гринев — добрый и искренний человек: он дарит заячий тулуп встречному мужику, он любит Машу Миронову и ради нее нарушает военную дисциплину. Гринев любит Савельича и помогает ему выбраться из рук пугачевцев. Прямота и искренность Петра понравились Пугачеву и расположили Гринева к нему.
Молодой человек верен присяге и данному императрице слову. На предложение Пугачева поступить к нему на службу он, после минутного колебания, отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Гриневу, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца.
Честь и верность долгу проявляются в Гриневе в его противопоставлении Швабрину. Этот образованный, красноречивый, остроумный человек равнодушен к окружающим, думает только о себе. Ради собственной выгоды он готов перейти на сторону врага, держать взаперти беззащитную девушку. Швабрин пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Без раздумий этот герой вступает в ряды пугачевцев, когда победа была на их стороне. Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия.
Чувство долга, искренность, преданность – из этих качеств складывается личность Гринева. Нет, он не герой, он иногда боится и сомневается, но он старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей. Есть служба, есть долг, и это очень важно, но Гринев всегда остается человеком с добрым сердцем. Даже в Пугачеве он видит, прежде всего, умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот.
Сочинение капитанская дочка от лица гринева
... со временем люди узнали, кто автор такого правдивого и настоящего романа. «Долг и честь в повести Капитанская дочка» − сочинение Вариант 1 ... множество раз переписывался, менялся план событий, главные герои, от лица которых могло пойти повествование. Все три года Пушкин ... последняя версия «Капитанской дочки» вышла без одной главы, автор исключил ее. Она была посвящена бунту в селе Гринева. Для чего ...
Нравственная проблематика повести тесным образом связана и с образом Маши Мироновой. Героиня появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на Гринева никакого впечатления.
Но все дальнейшее повествование в произведении строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию. «Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости — даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название — «Капитанская дочка» — Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.
Береги честь смолоду… Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь – по большому счету, взращивание плодов юности. Петр Гринев и Маша Миронова, по моему мнению, вступают в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений.
180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): «Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева… У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике… По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели… благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут…»
Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове «честь», а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля.
О чести и бесчестии вспоминают теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о «Капитанской дочке» с ее эпиграфом «Береги честь смолоду».
«Вы мне дадите сатисфакцию»
Письмо Пушкина было написано как раз в те дни, когда он работал над «Капитанской дочкой» — повестью о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о любви и ненависти. По большому счету русскому человеку достаточно иметь под рукой одну лишь эту книгу, чтобы в любой момент сверить свои нравственные часы. Стоит хотя бы перечитать диалог Пугачёва и Гринёва:
Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести ...
... сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» часть 5 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПУТЬ ЧЕСТИ ... Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со ... Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, ... по времени, но значительную для развития характера, приобретения опыта на дороге чести, ...
«- Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины. Как ты думаешь?
Нет, — отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице…»
«Капитанская дочка» — не только историческая повесть. Это послание Пушкина дворянству, которое после восстания декабристов прониклось страхом, потеряло независимость в мыслях, засуетилось перед монаршим престолом, который решил сделать своей опорой не дворянство, а полицию.
Александр Сергеевич поставил точку в повести 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины. В тот же день он переписал набело стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…», чтобы вечером прочесть его однокашникам-лицеистам. «Была пора… мы жили все и легче и смелей…» — вот одна из самых горьких строк в этом последнем послании Пушкина друзьям.
Поэт видел, как испуганное общество теряет способность к самостоятельным мыслям и отважным поступкам, как страх связывает всех и каждого в отдельности, а понятие чести становится декоративной условностью. Пушкин не мог, не хотел присоединиться к притихшему большинству.
Дуэль Петра Гринёва и мерзавца Швабрина была написана человеком, который уже шел на Черную речку.
«- А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование.
А потому, — отвечал он с адской усмешкою, — что знаю по опыту ее нрав и обычай.
Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым постыдным образом.
Швабрин переменился в лице. Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию.
Изволь, когда хочешь! — отвечал я, обрадовавшись…»
Николаю I вряд ли понравилась эта глава («Капитанская дочка» появилась в печати в декабре 1836 года), ведь он всеми средствами боролся с дуэлями в армии, называя их «варварскими», беспощадно карая и правых, и виноватых, и дуэлянтов, и секундантов. Правила русской дуэли и правда были необыкновенно жесткими, это был «сумасшедший с бритвою в руке», но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчезал и «вопрос чести».
«Береги честь смолоду» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 8 класс
«Береги честь смолоду» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 8 класс
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.
Опережающие задания:
1. Выяснить значение слова «честь».
2. Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»
Цели урока:
образовательные:
- обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
- проследить развитие характера Петра Андреевича;
- обучение сравнительной характеристике героев;
- познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
- дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;
развивающие:
Образ и характеристика Петра Гринева из повести Капитанская дочка ...
... -grinevu-kapitanskaya-dochka/ «Береги честь смолоду» — этот завет является главным в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно ему следует Петр Гринев. Родителями героя были небогатые дворяне, ... любых значимых государственных событий. Еще больше сочинений на тему: «Характер Петра Гринёва»: Наряду с другими важными вопросами роман “Капитанская дочка” ставит проблему воспитания молодого поколения ...
- развивать умение учащихся анализировать текст;
- развивать способности к умозаключениям;
- развивать навыки работы со словарями;
воспитывающие:
- воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
- включить учащихся в философский поиск;
- воспитывать любовь к художественным произведениям.
Словарная работа:
Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.
Ход урока.
Береги честь смолоду.
Пословица.
I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.
- Здравствуйте, садитесь.
– Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
- На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.
II. Вступительное слово учителя.
170 лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года… Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.
В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.
Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.
Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.
Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.
Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье — это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».
Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.
И вечно будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»
Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.
III. Обсуждение прочитанного.
(Пётр Андреевич Гринёв.)
− Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. — Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — образ Митрофанушки.
Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)
− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?
(С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)
− Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)
(Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)
(С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)
(Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)
(Пожаловал ему заячий тулупчик.)
− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)
− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)
(Верно, Алексей Иванович Швабрин.)
− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)
IV. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».
− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.
(Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.
Разное.
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова |
1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)
(Тепло, выказывали заботу.)
– Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей — мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).
– Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)
− Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? ( Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова | С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. | Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. |
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
2. Поведение на поединке |
2) – Из-за чего возникает дуэль? ( Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело — Пётр влюбился.)
(Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.
(Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)
− Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
2. Поведение на поединке | Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. | Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. |
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами |
3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами | Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку. | Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу. |
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
4. Отношение к Маше Мироновой |
Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)
- Какой ответ они получают? (Отказ.)
- Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)
- Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)
(Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
4. Отношение к Маше Мироновой | Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство. | Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву. |
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
5. Поведение с Пугачёвым | Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. | Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение. |
5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».
Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» — говорит он Швабрину.)
– Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
5. Поведение с Пугачёвым | Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. | Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение. |
В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.
Гринёв и Швабрин – антиподы.)
V. Составление схемы взросления главного героя.
− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.
(Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).
6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
4) Отказ присягнуть бунтовщику.
3) Поединок за честь девушки.
2) Благодарность за спасение.
1) Уплата долга за проигрыш.
– Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.
VI. Понятие чести. Работа со словарями.
(Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:
Дело чести, долг чести.
Честь семьи, честь мундира., Девичья честь, Воздать честь
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:
1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.
2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.
3. Высокое звание, чин.
4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.
5. Оказание почтения, почёта.
В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)
− Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.
− А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)
VII. Опрос домашнего задания.
Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)
VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
− Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.
На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.
И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.
А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.
«Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы — такой, как она сложилась.
Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».
IX. Домашнее задание.
Подготовить сообщения по группам:
1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».
2 группа – «Отношение автора к народной войне».
3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».
«Благородство души и чистая совесть»
И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов?..
Итак, «ЧЕСТЬ — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью… Знал бы ты честь… Поле чести… Честь моя требует крови…»
Честь требует крови. Вот почему за словом «честь» эхом следовало слово «дуэль». Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
Нравственность быстрого реагирования!
Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее — завтра утром. Пошляк остерегался говорить двусмысленности вслух, боясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. Негодяй таился и соблюдал приличия.
В грозном свете дуэльных правил слова быстро отливались в свинец. За оскорбление или неисполненное обещание требовалось отвечать сразу. Богатый повеса прежде, чем бросить обесчещенную девушку, невольно вспоминал об участи императорского флигель-адьютанта Новосильцева, которого от пули не спасло ни богатство, ни принадлежность к аристократии (подробности знаменитой дуэли поручика Чернова, вступившегося за честь сестры, и Новосильцева были известны даже детям).
И опять, и главное — Пушкин!
Какая непоправимая и бессмысленная гибель… Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, «невольник чести», но ведь чести, а не чего-то другого!
«Клянусь честью!»
«Швабрин переменился в лице». Дуэль с Дантесом должна была переменить не только наглое лицо заезжего гастролера, но и лицо тогдашней общественной жизни, столь похожей на нынешнюю. Сорвать маски приятных деловых улыбок, патриотического пафоса, притворной озабоченности мировыми проблемами и хамской снисходительности к собственному народу.
Но маски остались, а наглец спокойно покинул Россию, так и не поняв, что произошло и кого он погубил.
Всё в тот же день 19 октября 1836 года (вот уж поистине: «и дольше века длится день»!) Александр Сергеевич написал письмо Петру Чаадаеву в ответ на его публикацию «Философического письма»: «Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству поистине могут привести в отчаяние…»
Но Пушкин не был бы русским дворянином, если бы не продолжил свою мысль: «Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»
И уже совсем незадолго до дуэли Пушкин написал князю Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».
Вот и все, что остается детям: честь и имя.
1. Жанр произведения. 2. История создания. 3. Замысел и основной сюжет. 4. Судьбы героев и смысл эпиграфа. 5. Значение произведения для современного читателя.
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина — произведение оригинальное и спорное. Это и историческая повесть, задуманная еще в 1833 году, и семейная хроника рода Гриневых, и захватывающая история любви двух молодых сердец. Произведение можно причислить также к жанру романа-притчи, так как судьбы главных героев являются прямым подтверждением народной мудрости, вынесенной в эпиграф. Также это роман-воспитание или роман-становление характеров, один из первых в российской литературе, в котором психологически точно и весьма обоснованно описывается изменение характера главного героя под напором жизненных обстоятельств.
Повесть «Капитанская дочка» не даром называют исторической хроникой. В ней представлены не просто исторически значимые лица, но и само действие имеет документальную основу — приказы, выписки, письма, которые с такой тщательностью Пушкин разыскивал в архивах.
Описываемые события происходят на протяжении нескольких лет — с 1772 по 1775 год. Ведется рассказ от имени Петра Гринева, потомственного дворянина, искренне преданного императрице Екатерине II и родине, убежденного в необходимости самодержавия. Воспоминания Гринева (а повесть представляет собой мемуары или воспоминания главного героя) связаны с одним их страшнейших событий российской истории — восстанием Е. И. Пугачева. Это яркая и сложная историческая личность — в центре романа, к нему стремятся все основные сюжетные линии, с ним взаимодействуют практически все герои произведения, только мало кому из них удается уйти живым после встречи с ним.
Гринев не только свидетель, но и участник происходящего вокруг него. Становление характера, признаться, довольно стойкого и прямолинейного, молодого дворянина связано с постоянным испытанием его чести и совести. После отъезда из дома молодой барин постоянно попадает в ситуации сложного нравственного выбора, абсолютно правильного, несмотря на жалкий жизненный опыт. Он заключался только во фразе, сказанной сыну на прощание и вынесенной автором в эпиграф: «береги честь смолоду».
Весь нравственный потенциал героя окончательно раскрывается во время народного бунта. За один только день, проведенный в Белогорской крепости, Гриневу приходится несколько раз выбирать между жизнью и смертью. Молодой, неопытный дворянин, однако, ни разу не идет на предательство во имя спасения собственной жизни в отличие от некоторых, не столь чистых духовно, как он, героев. Но, увидев «русский бунт», «бессмысленный и беспощадный», Гринев серьезно задумался о судьбе русского дворянства. Петр приходит к мысли, что во многом его судьба зависит от отношения к «черному люду», умения принять этот люд если не как равный, то не лишенный самобытности и человеческого достоинства. С точки зрения главного героя, уберечь, спасти Россию от кризиса, способно только мирное и гуманное сосуществование сословий. А это первый толчок к расшатыванию идеального образа монархии и самодержавия.
Символичен и сон Гринева, в котором «страшный мужик, весело поглядывая, приглашает его под свое благословение». Самое главное, решающее и судьбоносное нравственное испытание настигает героя уже в Оренбурге. Получив от Маши письмо, Петр должен сделать выбор между долгом и честью — спасти любимую из осажденного города, где она оказалась в руках негодяя Швабрина или остаться в Оренбурге и выполнять долг солдата, зная, что невинную девушку мучают, и никто не сможет придти ей на помощь. Отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную» стал решающим. Гринев-человек победил Гринева-солдата, дававшего присягу императрице. Он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.
Судьбы героев во многом трагичны, однако финал романа — счастливое воссоединение Маши и Петра — светел и радостен. Пугачева, как это известно из курса истории, поймали и казнили. Большое значение в развязке романа имеет образ Екатерины II, которая пришла на помощь влюбленным, снизошла до «предателя» и пожалела «сиротку». Только благодаря ей и безрассудной смелости Маши, приходившей к императрице во имя спасения своей любви, эта история имеет счастливый финал.
Понятие чести для Гринева превыше всего. Он воспринимает честь как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения в своей правоте. Подобное понимание чести было и у отца главного героя, и у капитана крепости, отца возлюбленной Петра.
«Береги честь смолоду, а платье снову» — так говорит народная пословица. Что же хотел сказать автор, вынесший народную мудрость в заглавие своей повести? То что единожды запятнав свою совесть, более не отмоешься. То что следует слушать голос сердца, но полагаться на собственную мудрость холодный ум. То, что каждый человек в состоянии выбрать между честью и долгом и либо сохранить, либо запятнать навеки честь — лучший «наряд» для любого.
Так соблюдал ли Гринев совет отца? Запятнал он свое имя или нет? Конечно, нет, ведь обвинения в предательстве оказались мнимыми. Знакомство с Пугачевым имело подсобой вполне обыденное человеческое желание обогреть ближнего своего, делящего с тобой дорогу и помогающего тебе в непогоду. Да и не мог Гринев сделать другой выбор, зная, что несчастная, безвинная жертва в руках предателя, и нет спасения, никто не поможет ей.
Честь в романе — мерило человечности и порядочности героев, их нравственности и душевной чистоты. Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и Швабрина. Открытость и искренность героя привела к встрече с Пугачевым — человеком по-своему честным и чистым. В любой истории можно открыть качества характера, ранее неизвестные. Подлые и низкие поступки делают любого человека законченным негодяем. У каждого есть шанс даже в самых тяжелых испытаниях найти выход, не замарав чести.
В своём романе Пушкин ставит во главу угла вопросы чести и морали, являвшиеся в те времена одними из самых важных и самых сложных.
Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. У героев романа Пушкина различное понимание чести.
Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью — качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? — говорит Андрей Петрович своей жене. — Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: » Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг — Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: » Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается. Человек чести всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.
Честь для Гринёвых — это человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.
Свое представление о чести имеет и предводитель крестьянского восстания Пугачев. Он может зверски расправляться с теми, кто отказывается ему присягать, он жесток и безжалостен. Однако на милость он отвечает милостью. Гринев отдает вожатому заячий тулуп из милосердия, не рассчитывая на награду.
Пугачев в ответ милостиво сохраняет ему жизнь и устраивает его судьбу. Награда значительно превышает оказанную Гриневым услугу. Но Пугачев живет по правилу — «Казнить так казнить, миловать так миловать». Он, как орел из калмыцкой сказки, готов жить недолго, но ярко. Его честь своеобразна, но своему представлению о человеческом достоинстве он не изменяет.
Понятие чести и долга у Мироновых не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия — примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Она свою жизненную задачу видела в том, чтобы всегда быть рядом с мужем. Она до последнего момента жизни мужа оставалась вместе с ним и погибла, потому что после его смерти уже ничего не боялась и могла называть Пугачева «беглым каторжником». Маша Миронова также видела женскую честь в преданности любимому человеку. Эту преданность она сохраняет и тогда, когда ее мучает Швабрин, и тогда, когда Петруша попадает в немилость. Верность, доброта, искренность, внутренняя чистота — вот главные черты, присущие женщинам в пушкинском романе и сделавшие их настоящими героинями.
В романе есть лишь один герой, не имеющий какого бы то ни было представления о чести, — Швабрин. Причем он бесчестен во всем — и в частной жизни, и в делах общественных. Пушкин полагает, что человек, способный оскорбить женщину, не может быть настоящим дворянином и офицером.
Он нарушает законы чести, человеческого достоинства и тогда, когда оговаривает Машу перед Гриневым; и тогда, когда во время дуэли ранит беззащитного противника; и тогда, когда присягает Пугачеву, конечно же, не веря в его царское происхождение; и тогда, когда принуждает Машу стать его женой; и тогда, когда выдает Пугачеву правду о ее происхождении; и, наконец, тогда, когда в тюрьме оговаривает Гринева. Этот человек не может иметь каких-то черт, оправдывающих его, делающих понятным. Нарушение законов чести для Пушкина было страшнейшим грехом.
Швабрин — полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча». Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя, выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин — когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу.Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина.
Низость души, зависть и подлость превращают этого человека в тирана, негодяя и предателя. Жизнь воздаёт ему должное, заслуженное наказание за все его гадкие, бесчестные поступки: его, как и Пугачёва, арестовывают, обвиняют в предательстве и приговаривают к казни.
В чём же состоит смысл заглавного эпиграфа романа «Береги честь смолоду»? А именно в том, что человек должен оставаться человеком в любых обстоятельствах, не смотря ни на что сохранять верность своим моральным устоям и принципам, отстаивать их, поступать справедливо по отношению к другим людям. Только правдивый, добросердечный, бескорыстный, отзывчивый и смелый человек и имеет право носить это гордое звание. Человечность — это и есть проявление всех лучших качеств как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. У героев — мужчин в этом романе (Андрея и Петра Гринёвых, капитана Миронова) понятие чести также сопряжено с воинским долгом, верностью и защитой родного края, своего государства, служением императрице. У женщин (Василисы Егоровны, Маши Мироновой) — с верностью любимому человеку, искренностью чувств и внутренней нравственной чистотой.
Именно эти качества в героях оказались сильнее противоположным им злу, лживости, подлости, поэтому добро смогло победить. Главные герои смогли устроить и отстоять собственное счастье. Это послужило им наградой за их мужество, способность выдержать все нелёгкие испытания судьбы, преодолеть опасности и собственный характер.
Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: “вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную”. Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, – он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева. Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же “человеческое измерение” чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь “почитал святынею своей совести”. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. Литература – 9 классА. С. Пушкин. “Капитанская дочка”. Судьбы героев и смысл эпиграфа “Береги честь смолоду”. Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева (“Моя искренность поразила Пугачева”).
В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова).
Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин).
История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден. “Капитанская дочка” – это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского “недоросля”), и роман-притча (судьбы героев – подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: “Береги честь смолоду”).Гринев – свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт).
Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.
Смысл эпиграфа в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
В эпиграф своей повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Пословицы несут в себе народную мудрость, которая складывается веками. Можно не доверять пословицам, считать их банальными словами, но очень часто смысл этих высказываний понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные испытания. Так случилось и с Петром Гриневым, главным героем повести. Обстоятельства сложились так, что перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы. В эпиграфе автор как бы ставит вопрос, а сможет ли главный герой сохранить свою честь? К счастью, случилось именно так. Петр Гринев – молодой сын помещика — проходит службу в армии. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петру Гриневу показывали ценность чести, ее важность в жизни. Но не только воспитание позволяет герою сохранить честь. Гринев — добрый и искренний человек: он дарит заячий тулуп встречному мужику; любит Машу Миронову и ради нее нарушает военную дисциплину; любит Савельича и помогает ему выбраться из рук пугачевцев. Прямота и искренность Петра понравились предводителю восстания и расположили Гринева к нему. Молодой человек верен присяге и данному императрице слову. На предложение Пугачева поступить к нему на службу он, после минутного колебания, отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Гриневу, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца. Честь и верность долгу проявляются в Гриневе в его противопоставлении Швабрину. Этот образованный, красноречивый, остроумный человек равнодушен к окружающим, думает только о себе. Ради собственной выгоды он готов перейти на сторону врага, держать взаперти девушку. Он пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Без раздумий Швабрин вступает в ряды пугачевцев, когда победа была на их стороне. Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия. Чувство долга, искренность, преданность – из этих качеств складывается личность Гринева. Нет, он не герой, он иногда боится и сомневается, но он старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей. Есть служба, есть долг,и это очень важно, но Гринев всегда остается человеком с добрым сердцем. Даже в Пугачеве он видит, прежде всего, умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. Образ Гринева в повести дан в развитии. Каждое событие дает ему проявлять себя с разных сторон, укрепляет его характер. Береги честь смолоду… Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь – по большому счету, взращивание плодов юности. Гринев, по моему мнению, вступает в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений.