СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ИЗУЧАЕМОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ
На подготовку к сочинению по изученной на уроках литературы теме, как правило, нет возможности выделять отдельные уроки, поэтому эту работу целесообразно проводить в ходе изучения произведения.
Система подготовки может быть следующей:
-
Сочинение ученики будут писать по окончании изучения творчества писателя, а основная подготовка пройдет на уроках по изучению творчества и в домашнем задании к нему, поэтому тема урока и тема сочинения должны звучать очень «похоже». Нужно научить ученика находить общее в теме сочинения и урока. На первом уроке по изучению творчества поэта или писателя учитель сообщает все темы будущих сочинений. Объявляя тему урока, просит определить, к какому сочинению будет проведена подготовка.
-
Выбирать для анализа тот материал художественного произведения, который «будет работать» на тему сочинения. В объяснении учителя и ответах учеников должно прозвучать на уроке будущее сочинение. А если на следующем уроке идет опрос по домашнему заданию, то главные мысли будущего сочинения можно воспроизвести еще раз. Учить писать сочинение по принципу: чётко сформулированный тезис, мысль, которую учится формулировать ученик, её анализ, т.е. рассуждения по поводу тезиса, потом доказательство текстом произведения, а устный анализ на уроке наоборот, сначала должен прозвучать текст, а потом его анализ. Это обеспечивает развитие речи, способствует формированию умений анализировать и оценивать прочитанное.
составлять планы к сочинениям
Три части сложного плана к сочинению. Вступление
1) в теме есть какое-нибудь понятие, требующее разъяснения;
2) тезис имеет относительный смысл, то есть может относиться к части произведений писателя или к группе авторов;
3) необходимо предупредить читателя о том, в каком ракурсе будет раскрыта тема. Например, во вступительной части сочинения «Отец и сын Болконские» надо бы оговорить, о ком именно будет сочинение: в романе два отца и два сына.
Во вступлении можно написать о направленности творчества писателя, если этому посвящена тема сочинения, об эпохе, изображённой в произведении, исторический экскурс в проблему.
Урок: «Художественные открытия Толстого и мировое значение ...
... войны. 7. Роль полководцев в войне. 8. Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной. Наташа Ростова на ... для исследований, изучения, для открытий. Мировое значение творчества писателя. 1.Один из наиболее сложных и самобытных мастеров ... глубин морских». 2. Подготовка к сочинению. Возможные темы для итогового сочинения: «Изображение Толстым Отечественной войны 1812 ...
4. В заключении, обязательной части сочинения, придающей ему законченный вид, содержится то, ради чего писалось сочинение. Заключение — это вывод по сочинению, высказывание собственного мнения по теме. Под выводами понимается простое, краткое повторение аргументов главной части сочинения, но несущее в себе новую мысль, хотя и возникшую на основе вышеизложенного. Это может быть разговор о влиянии данного литературного произведения или автора на весь литературный процесс или общественное явление, о распространенности литературного явления, о предшественниках или последователях автора.
5. Учить учеников подбирать к сочинению эпиграфы, цитатный и фактический материал.
6. В домашнем задании — продолжение этой работы.
Возможные варианты домашнего задания по работе над сочинением:
- устное сочинение по составленному в классе плану;
— по вариантам и группам: каждая группа учеников пишет часть сочинения по одному конкретному пункту плана. В классе во время проверки читают написанные части по очереди в соответствии с планом. Таким образом, в классе звучит всё сочинение. Это пример, по которому ориентируются все остальные.
- подобрать эпиграф к сочинению и цитатный материал к каждому пункту плана;
- выписки из критической литературы, подходящие к данной теме;
- формулировка главной мысли всего сочинения или каждого пункта плана;
— Как эту систему претворить в дело на практике показываем на примере изучения творчества Н.А. Некрасова. Здесь нет разработок целых уроков, а только система подготовки к сочинению.
Темы уроков по изучению творчества поэта можно спланировать так.
1 урок. Биография Н.А.Некрасова. Личность и творческая судьба поэта. Повторение лирики, изученной ранее.Чтение стихов.
2 урок. Изображение жизни русского народа в лирике Некрасова. Подготовка к сочинению «Я лиру посвятил народу своему» или «Изображение народной жизни в лирике Н.А. Некрасова».
3 урок. Н.А. Некрасов – певец печальной женской доли. Начало работы над сочинением «Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать» или «Изображение судьбы русской женщины в творчестве Некрасова».
4 урок. (продолжение по поэме)
На 1 уроке
На 2 уроке
Все эти стихи на уроке прочитать невозможно. Прочитать можно одно, об остальных спросить:
-О чём это стихотворение?
-Какова главная мысль в нём?
Параллельно в тетрадях ведём запись возможных пунктов плана будущего сочинения.
По стихам «Несжатая полоса», «Калистрат», «На Волге», «Железная дорога», «Душно без счастья и воли» говорим о тяжелой жизни, беспросветной нужде, безысходности положения народа.
По стихам «Школьник», «Железная дорога» о высоких умственных и духовных силах русского народа.
По стихам «Соловьи», «Дед Мазай и зайцы» об умении народа ценить, любить и беречь окружающую природу.
По стихотворению «Эй, Иван» о разлагающем влиянии крепостного права на крестьян.
Пункты плана главной части сочинения:
1. Бесправие крестьянства перед лицом крепостников-помещиков и чиновников.
2. Безысходность положения русского народа.
3. Вера поэта в высокие умственные и духовные силы народа.
4. Умение народа любить, ценить, понимать и беречь природу.
5. Разлагающее влияние крепостного права на крестьян.
Н.А. Некрасов – певец народа
... с ними так, как будто у народа нет души. Но не только жалел и сочувствовал народу Некрасов. Поэт и любил, и уважал их ... хоть сколько-то облегчить тяжелую жизнь крестьян. В его стихах удивительным образом сочетается сострадание и сочувствие народу, безграничная любовь к нему ... в его поеме «Мороз, красный нос». Героиня – «величавая славянка», жизнь которой показана и в радостях, и в горе. Очень точно ...
В главной части этого сочинения могут быть освещены и другие стороны крестьянской жизни, нашедшие свое отражение в лирике. Некрасовские стихи, а значит, и темы учитель может выбрать по своему усмотрению.
Если учитель берет для анализа стихи «Крестьянские дети», «Плач детей», то пунктом плана может быть «Дети, лишенные детства». Стихотворение «Орина, мать солдатская» позволит записать пункт «Рекрутчина — страшное социальное зло XIX века» или «Рекрутчина- одна из трагических сторон народной жизни».
Конечно, формулировки могут быть и другими, расположение их по степени значимости учитель может сделать тоже иным. Но в классном сочинении ученики за 2 урока вряд ли успевают осветить больше 3-4 пунктов. Каждый ученик может выбрать для своего сочинения то, что он больше понимает, что вызвало его интерес.
Если у детей имеется навык в составлении планов, то они знают, о чем можно писать во вступлении и заключении.
Для вступления к этому сочинению
-
Н.А. Некрасов-поэт, «воплотивший свои убеждения в замечательных поэтических образах».
-
«Это…было раненное в самом начале жизни сердце».
-
Народ — главный герой лирики Н.А. Некрасова.
-
Что значит «некрасовское направление» в литературе?
В заключении
1. Что дала реформа 1861 года крестьянину (по стихотворению «Элегия»).
2. Духовное единство автора и лирического героя поэзии Некрасова.
3. Что нового я узнал о прошлом моего народа из лирики Н. А. Некрасова.
4. Когда я читал эти стихи…
5. Каждая лирическая миниатюра поэта — своеобразная художественная драма.
Домашнее задание
-
Устное сочинение «Я лиру посвятил народу своему» по плану, составленному в классе.
-
Прочитать стихи по теме следующего урока. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.
Список стихов:
«В полном разгаре страда деревенская», «Тройка», «Родина», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос», «Затворница», гл. «Крестьянка» из поэмы.
Все остальные задания не обязательны, но возможны по вариантам, чтобы домашнее задание не было слишком объёмным. Такие задания нужно давать при изучении творчества любого писателя, если учитель учит писать сочинения.
3. Заменить формулировки пунктов плана цитатами из стихотворений Некрасова, то есть создать цитатный план.
4. Подобрать эпиграф к этому сочинению.
5. Сформулировать и записать в тетрадь главную мысль этого сочинения. Вариант такой записи:
«В лирике Некрасова отражены страдания русского народа, изнывающего в угнетении, безысходном горе и нищете, но поэт верит в его могучие нравственные и духовные силы.»
Таким образом, в результате насыщенной классной и домашней работы ученики будут подготовлены к письму этого сочинения.
Рассуждение : «Нравственный человек для меня». «Нравственный ...
... согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Анализ стихотворения «Нравственный человек» Некрасова Н. Некрасов прославился своими произведениями в жанре гражданской лирики, основным мотивом которых было ... половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников ...
На 3-ем уроке
В ходе анализа стихотворения Некрасова обратим внимание на изображение тяжкого физического труда женщины и ее судьбу как жены и матери.
Мое любимое стихотворение Некрасова:
«Возможные вопросы-подсказки»:
1. Почему я обратил внимание на это стихотворение?
— Каким настроением проникнуто это стихотворение?
— Чем оно взволновало меня?
— Какие мысли возникли у меня, когда я читал?
— Что-то перевернулось во мне от этих слов…
2. Место этого стихотворения в творчестве поэта.
3. История создания, время написания, чему посвящено, тема, идейный смысл.
4. Жанровые, стилевые, композиционные особенности.
На 4-м уроке:
— Рассмотрение изображения тяжкого физического труда женщины.
— Рассмотрение судьбы жены и матери.
На 5-м уроке:
— Дальнейшее изучение стихотворения.
— Детальный анализ изображения тяжкого физического труда женщины и ее судьбы.
На 6-м уроке:
— Рассмотрение места этого стихотворения в творчестве Некрасова.
На 7-м уроке:
— История создания стихотворения и время его написания.
— Посвящение и тематика данного стихотворения.
На 8-м уроке:
— Жанровые особенности стихотворения.
— Стилевые особенности стихотворения.
— Композиционные особенности стихотворения.
На 9-м уроке:
— Группировка класса на 4 группы для работы над сочинениями.
— Опережающее задание для каждой группы: подбор материала по одной из тем сочинения по всей поэме.
На 10-м уроке:
— Проведение анализа главы поэмы.
— Отработка одной темы сочинения на каждом уроке.
— Каждая группа использует в своих ответах материал всей поэмы.
III. Мечта Некрасова о счастливой жизни для народа.
К уроку 6:
«Судьба русской женщины в творчестве Некрасова».
В подготовке этого сочинения нужно идти от главной мысли. Её формулировку можно найти у Некрасова: «Три тяжкие доли имела судьба…», или «Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны», или «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать».
План:
-
Проблема женского счастья в произведениях русской литературы второй половины ХIХ века (по творчеству А.Н. Островского, И. С. Тургенева и Н.А. Некрасова).
-
«Три тяжкие доли имела судьба».
1. «..с рабом повенчаться, …до гроба рабу покоряться».
(о положении женщины в семье)
2. «…быть матерью сына раба».
(о материнской доле)
-
Беспрестанный физический труд и нужда убивали в женщине стремление к счастью.
III. Счастлива ли моя современница?
К уроку 7:
Тема: «Сатирическое изображение врагов русского народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
-
Изображение развращающего влияния эксплуататорского общества на крепостников и крестьянство в русской литературе ХIХ века.
2 стр., 929 словСочинения | . «Следовать за мыслями великого человека — ...
... пытаясь спасти свое детище. Нам нравится следовать за мыслями Великого человека, ведь он не допускает ни тени ... мы будем», «запируем на просторе». Время оправдало ожидания и мысли Великого человека: Прошло сто лет, и ... поэме — это возмездие человеку за причиненное ей насилие. Пушкин противопоставляет в «Медном всаднике» двух людей: Евгения и Петра, создавая тем самым острый конфликт. Между «Великим» ...
-
«В груди у них нет душеньки, в глазах у них нет совести».
I. Кто они такие?
2. Что присуще врагам народа:
- а/ хищники-эксплуататоры, паразитирующие на труде народа;
- б/ деспотическая жестокость, бездушное отношение к людям;
- в/ эгоизм и лицемерие.
3. Развращающее влияние крепостного права на крестьян, или «Крестьянский грех».
III. Нравственный смысл главы: «О двух великих грешниках».
Художественное своеобразие поэмы.
План
I. Поэма Н.А. Некрасова — народная книга, или Книга о народе и для народа.
II. Народно-поэтическая основа поэмы.
В данной работе представлено изучение нескольких тем, связанных с творчеством Николая Алексеевича Некрасова. Основной акцент делается на анализе его поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Во введении были указаны некоторые особенности поэмы, такие как необычность сюжета и композиции, а также использование образного народного языка. Также были отмечены различные элементы в поэме, такие как мотивы волшебной сказки, отражение крестьянской жизни в песнях и причитаниях, а также использование пословиц, поговорок, загадок и плачей для выражения мыслей автора об описываемых событиях.
В следующей части работы было рассмотрено влияние творчества Некрасова на последующие поколения поэтов.
Таким образом, в работе представлены семь уроков, включающих анализ содержания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», составление плана к устному сочинению, цитатный и фактический материал, формулировка главной мысли и эпиграф.
Ученикам также может быть предложено чтение и анализ стихов Некрасова в качестве самостоятельного чтения.
Кроме того, в работе предлагается возможность замены одной из изученных тем другой, а именно образ народного заступника в поэзии Некрасова.
В.Г.Белинский, «Памяти Добролюбова», «Пророк»,/Н.Г Чернышевский/. «На смерть Шевченко»,»Не рыдай так безумно над ним», «Памяти Белинского « «Медвежья охота», «Песня Еремушке», «Поэт и гражданин».
Примерный план к сочинению
-
От «лишнего человека» к «особенным людям» в русской литературе XIX века.
-
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
1. Кто они такие — «особенный люди»?
2. Борьба за счастье народа — главная цель их жизни.
3. Некрасовское представление о «сокровищах душевной красоты»:
а) беспредельная любовь к родине.
б) суровый аскетизм, способность отдать жизнь за народ.
в) нравственная чистота.
4. Трагичность судеб реальных прототипов.
-
«Мало их, но ими расцветает жизнь всех».
Как избежать списывания? В Интернете можно найти сочинение на любую тему, списать и не утруждать себя муками творчества. Попробуйте потребовать от учеников написать сочинение именно по тому плану, который составили на уроке, и оно обязательно будет отличаться от того, что они могут найти в Интернете. Им придётся искать много разных сочинений, читать их, находить подходящие, т.е. учиться и получать знания.
Литература языковедение : Некрасов Н.А. Лирика, поэма «Кому ...
... демонстрация. Несколько тысяч человек провожали его гроб до Новодевичьего кладбища. ЛИРИКА. СТИХОТВОРЕНИЕ Н. А. НЕКРАСОВА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ». Издавна дороженька в сознании русского народа связывалась с горем и ... Н. Некрасова» выходит в свет 15 октября 1856 г., а уже 5 ноября Чернышевский сообщил поэту, находящемуся на лечении за границей: «Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, ...
В последнее время очень любят «закручивать» темы сочинений. Может быть, некоторым предложенные темы покажутся простыми, банальными. Но это школа, где нужно учить всех.
Когда отработана основа тем, их звучание можно несколько видоизменить, «закрутить». Для того, чтобы дать возможность сильным ученикам проявить самостоятельность, можно предложить такие темы:
1. Понимание Некрасовым человеческого счастья.
-
«Три дольщика» народной жизни в творчестве Н.А. Некрасова
-
Проблема выбора жизненного пути в произведениях Н. Некрасова
-
Тема исторической обреченности дворянства в произведениях Некрасова и Тургенева.
фундаментальные знания классического литературоведения.
Основные требования к сочинению
В тетрадях у учащихся 8-9 класса должны быть записаны основные требования к сочинению. Ниже приведены примерные требования:
1. Раскрытие темы и основной мысли
Всё сочинение должно раскрывать тему и основную мысль. Их нужно определить и сформулировать по предложенной теме. Эти фразы не всегда могут звучать в самом сочинении (особенно основная мысль), но мыслями этих фраз должно быть пронизано всё сочинение.
2. Жанр сочинения
Сочинение пишется в определенном жанре: описание, рассуждение, повествование (рассказ), письмо, эссе, реклама и др.
3. Соотношение частей сочинения
Соблюдать соотношение частей сочинения: вступление — 1/3 часть, главная часть — 1 часть, заключение — 1/3 часть.
4. Цитирование в сочинении
Использовать 2-3 цитаты из произведения, 1-2 цитаты из критической литературы или цитаты-афоризмы известных людей.
5. Не пересказывать содержание
Не сбиваться на пересказ содержания художественного произведения. Любой эпизод, необходимый для доказательства высказанной мысли, можно пересказать в одном предложении. В сочинении по литературной теме (рассуждение) писать нужно так: тезис (чёткая формулировка мысли данной части) — рассуждение по этому тезису, доказательства из текста произведения, цитата — вывод.
6. Соответствие материала теме
Не отвлекаться от темы, весь использованный материал должен быть подчинен теме. Придерживаться пунктов плана. Трудностью для пишущих является переход от одного пункта плана к другому (связь между частями).
Формулировать эти переходы нужно учиться на конкретных примерах.
7. Эпиграф к сочинению
Эпиграф к сочинению показывает, как автор понимает и будет раскрывать тему. Сам эпиграф должен соответствовать теме или главной мысли сочинения.
8. Оригинальное начало
Начало не должно быть штампом — начни оригинально. ( лирическое признание, назывное предложение, цитата с оценкой этого произведения, риторический вопрос или что-то другое)
По произведению Гончарова “Обломов”;. Часть
... только лежит да кушает на здоровье. И что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове. Так о нем и толковали везде, где его знали ... которую тот отчитывает его, и дела нет, поэтому и в характере Захара уже давно сформировалось равнодушие к своим обязанностям. Упреки Обломова он встречает однообразным отговорками (“… За ...
-
Правильно оформляй сочинение, соблюдай абзацы, пиши разборчиво, фразы, предложения должны быть четкими, правильными, язык красивым.
-
Все мысли сочинения пропусти через призму своего сердца, то есть описывать свое отношение к тому, что излагаешь, имей своё мнение. Но чтобы его иметь, нужно хорошо изучить тему по тексту художественного произведения, учебнику, критической литературе.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1. Полнота раскрытия темы в соответствии с планом.
2. Правильное понимание темы сочинения.
3. Наличие плана, построенного логически правильно.
4. Соразмерность частей сочинения.
5. Верная подача фактов.
6. Аргументированность основных положений сочинения.
7. Привлечение необходимого фактического материала.
8. Умение делать выводы и обобщения.
9. Точность цитирования. Умение включать цитаты в текст.
10. Богатая лексика. Умение пользоваться изобразительными средствами языка.