«Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сочинение — описание по картине А.Н. Комарова «Наводнение»»»
Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию животного по картине А. Н. Комарова «Наводнение».
Тема: Подготовка к сочинению — описанию животного по картине
Алексея Никаноровича Комарова «Наводнение».
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы, наглядный метод (презентация).
Приёмы: диалог, беседа, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.
Технические средства обучения
Ход урока
-
Эмоциональный настрой
Здравствуйте, ребята!
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
(просмотр видео «Эмоциональный настрой на уроке»).
Ребята, с такой положительной нотки мы начинаем наш урок.
-
Просмотр мультфильма «Дедушка Мазай и зайцы»
Ребята, любите ли вы мультфильмы? Сейчас я предлагаю вам обратить своё внимание на экран и посмотреть небольшой фрагмент мультфильма.
Как называется мультфильм, который вы только что посмотрели?
Назовите автора? (Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
С произведением Н. Некрасова вы знакомились в курсе 3 – го класса на уроках чтения. О чём это произведение?
(Дедушка Мазай спасал зайцев во время половодья)
Слайд – репродукция картины А.Н. Комарова «Наводнение»., Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, перед вами репродукция картины А.Н. Комарова «Наводнение»., Что общего в изображении животных и отношении к ним авторов в мультфильме и на картине?
(В мультфильме зайцев, попавших в беду во время наводнения, спасает Дедушка Мазай, а на картине художник изобразил зайца, сидящего на ветке дерева и спасающегося от бедствия. Как в мультфильме, так и на картине общим является нахождение зверей в опасной ситуации).
Подведение к теме
Ребята, исходя из просмотренного мультфильма и репродукции картины, как вы считаете чему посвящён наш сегодняшний урок?
По картине Комарова Наводнение 5 класс
... «Наводнение». Для 5 класса Описание настроения картины Комаров - Наводнение 5 класс Популярные ... Сочинение-описание картины Наводнение Комарова Когда начинаешь рассматривать картину, ... Мазай» помогая попавшим в такую же ситуацию зайцам вывозя их на сушу. Подробное описание картины Наводнение Комарова На картине ... можем видеть, по всей ... 2 Комаров А. Н довольно талантливый художник, множество его картин, ...
Сегодня на уроке мы с вами будем описывать животное, изображённое на картине.
Цели
Обучающая, Развивающая:, Воспитательная:
3. Работа по картине.
(Слайд 4)
Выступление ученика: рассказ о художнике
Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) родился в Тульской губернии. Раннее детство провёл в деревне и ещё в возрасте четырёх-пяти лет рисовал и лепил из хлеба домашних животных. Закончил Школу живописи, ваяния и зодчества. Иллюстрировал детские журналы и книги.
Художник много путешествовал, участвовал в оформлении атласа «Промысловые птицы и звери СССР», проиллюстрировал большой труд «Птицы Советского Союза» и множество научных и популярных книг.
А. Н. Комаров известен как художник-анималист. Изучая животных, их поведение в природе, он делится с нами своими наблюдениями с помощью кисти и холста.
Учитель: — Внимание: вопросы!
-
Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше?
-
Какое слово вы услышали впервые?
4. Словарная работа
(Слайд 8)
АНИМАЛИСТ — а, м. Художник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных. [От лат. animal — животное]. (Малый академический словарь).
— Задание:
(картины «Лиса», «Тревога»)
(Лисичка, видимо, пытается добыть себе пропитание, раскапывая снег).
(Стайка птиц в тревоге вытянула шею, почувствовав какую-то опасность. Картина так и называется: «Тревога»).
5. Ребята, предлагаю вашему вниманию «Письмо – обращение художника». (Слайд 10)
«Все мои произведения проникнуты любовью к родной природе, её живому миру.
Я люблю слушать гневный шум качающихся от ветра елей, когда метель бросает в лицо охапки снега и весь воздух наполнен снежной пылью и не видно дороги, ничего не видно…
Вот так правдиво отражать (думаю, мне это удалось) в набросках и картинах всё многообразие родной природы – было смыслом всей моей жизни!
Дорогой друг! Люби природу, береги её! Относись к ней по-доброму. Она тебе за это воздаст стократ».
Учитель : — Ребята, как вы поняли слова великого художника?
(А. Комаров в своем письме говорит о любви к природе и к её обитателям. С какой теплотой и заботой он говорит о лесных жителях, с каким восхищением он описывает ветку ели, метель, воздух…В своём письме он обращается к читателю с просьбой о защите окружающей природы. Только истинный художник, человек с необыкновенной душой и невероятно добрым сердцем может так относиться к природе и её жителям!)
6. Беседа по картине
А теперь приступим к обсуждению картины.
- Кто изображён на картине?
- Какое время года запечатлено на картине? Докажите это.
- Что такое наводнение и какие синонимы можно подобрать к данному слову? (Слайд 12)
(НАВОДНЕНИЕ
Биография и картины художника И. Шишкина
... Ивановича Шишкина. Изучение истории отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Характеристика темы русского леса, родного края и северной природы в произведениях и живописных этюдах художника. реферат [22,9 ... в Петербурге, путешествия, семейная жизнь. Крымские виды на мольберте. Известные картины художника. реферат [35,8 K], добавлен 31.01.2010 Биография Левитана Исаака Ильича (1860 - ...
НАВОДНЕНИЕ
- В какой момент художник запечатлел зайца?
- Как художник показал, что главный герой картины – зайчик?
- Каким изображён заяц на картине? Опишите его : внешний вид (голова, глаза, уши, шерсть), позу, состояние.
(Слайды 13,14,15)
(Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна. Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади — _______________ . Спинка ______________ . _______________ хвостик поджат).
( Голова у зайчика маленькая, коричневатая . Вокруг глаз – белые пятна. Глаза тёмные, круглые , блестят от испуга. Длинные уши торчком, на их кончиках видны чёрные пятна . У зайца густая шёрстка . На шее она желтовато-коричневая , сзади — серо-белая . Спинка тёмная . Маленький хвостик поджат.)
- Из данных прилагательных выберите те, которые описывают состояние зверька:
грустный, весёлый,
- Что ещё можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя?
(Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Не растерялся в опасный момент, нашёл выход из создавшегося положения.)
- Подберите глаголы, описывающие действия зайчика.
(Бедненький зайчонок
- Что изображено на переднем плане?
- Какие краски и тона преобладают в картине? О чём это говорит?
(неяркие, приглушённые, серо-голубые, оттенки коричневого цвета; это говорит о том, что зверёк оказался в трудной ситуации)
- Действительно, краски помогают передать это событие, всю напряжённость ситуации.
- Что можно сказать об отношении художника к изображённому им зайчику?
- А каково ваше отношение к попавшему в беду зверьку? Какие чувства вызывает картина?
- Какова же основная мысль (идея) картины?
Весна приносит лесным зверушкам не только радость теплых солнечных дней, но и неприятности, и даже настоящую беду.
Картина А. Н. Комарова «Наводнение» проникнута любовью к животному миру и всей природе.
7. Физкультминутка.
8. Запись опорных слов. (Слайд 20)
— Большая вода, суша скрылась под водой, лес затоплен, оказался в беде, запрыгнул на низкий сук, старое корявое дерево, испуганный голодный зайчик, продолговатая голова, посередине тёмно-коричневая полоса, мордочка светленькая, длинные рыжеватые уши, стоят торчком, с чёрными пятнышками, густая пушистая шёрстка, поджал маленькие лапки, прижался спиной к стволу, со страхом смотрит на прибывающую воду, дрожит от холода, чутко, настороженно слушает, не растерялся, догадался запрыгнуть, боится, находчивый, глаза расширены от испуга, тревожно, спинка тёмно-серого цвета, брюшко светленькое, грудка желтоватая, с розовым отливом.
По картине Комарова «Наводнение» (по плану для 5 класса)
... нам необходимо принять меры, чтобы половодье не превращалось в бедствие. План сочинения-описания по картине Комарова «Наводнение»: Вступление: рассказ о творчестве художника; Основная часть: описание полотна; Заключение: ... полотно «Наводнение», чтобы напомнить людям о необходимости решать эту проблему. На картине изображен перепуганный заяц, который едва спасся на дереве от воды. Его глаза расширены ...
9. Работа с доской.
— Чтобы не было речевых ошибок, можно использовать слова – синонимы из рамок. Запишите их.
ХУДОЖНИК КАРТИНА НАРИСОВАЛ, ЖИВОПИСЕЦ ПОЛОТНО ИЗОБРАЗИЛ, АВТОР ПОЛОТНА РЕПРОДУКЦИЯ СОЗДАЛ, МАСТЕР КИСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ ПОКАЗАЛ, ПРЕДСТАВИЛ, РАСПОЛОЖИЛ
10. Корректировочная работа. (Деформация предложений)
- Часто возникают проблемы с составлением предложений. (Слайд 21)
— Из слов составьте предложения, расположив слова в нужной последовательности.
1. Страх, съёжиться, весь, дрожать, зверёк.
2. Вода, зеркало, тёмный, деревья, силуэты, отражаться.
3. Наводнение, спасаться, нижний, догадаться, дерево, он, запрыгнуть, сук.
11. План сочинения.
(Слайд 22)
- Это и будет планом сочинения.
Вступление. (Информация о художнике, история создания картины).
Основная часть
- передний план картины (вода, деревья, заяц)
- описание зайца (туловище, поза, цвет шёрстки, голова, глаза, уши, состояние)
- задний план картины
- цветовая гамма, общее настроение картины
3. Заключение (Какие чувства вызывает эта картина? Авторское и ваше отношение к изображённому на картине.)
IV. Домашнее задание. Оценки за работу на уроке.
Ребята, дома вам предстоит написать сочинение – описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение»
V. Рефлексия.
- Над чем заставила задуматься картина?
- Что нового вы узнали на уроке?