Готовый список мнений историков по Сахарову

Сочинение

Мнения историков

(на основе школьных учебников А.Н. Сахарова)

Скачать подборку мнений в pdf —

Дискуссия о происхождении Древнерусского государ­ства.

Регулярное появление варягов в восточнославянских землях, утверждение варяжской династии на древнерус­ском престоле стали не только знаменательным фактом в истории России, но и не менее знаменательным фактом в российской и мировой историографии.

Так кто же такие были варяги? К какой национальнос­ти они принадлежали? От ответа на эти вопросы зависят оценки исторического пути славянства в древности, уров­ня их политического развития, их международных контак­тов, особенно в контексте общеславянской истории.

Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности началось еще в середине XVII в. и продолжается до сих пор.

Одни считали варягов норманнами, скандинавами, ис­ходя из того, что это была эпоха норманнских морских нашествий на богатые европейские страны, куда грабите­ли — норманны отправлялись за добычей. Объектом этих нападений могли быть и земли восточных славян.

Долгое время господствовала точка зрения, что именно норманны — Рюрик и варяги создали государство в землях славян. А сами славяне были неспособны создать госу­дарственные структуры из-за своей дикости и отсталости.

Эта теория появилась во время противостояния Шве­ции и России в период Смутного времени, когда шведы захватили часть русских северо-западных земель с Новго­родом, Карелию и искали исторические обоснования для своей экспансии. В дальнейшем всякий раз, как обостря­лось противостояние стран Запада с Россией, эти взгляды немедленно всплывали на поверхность в зарубежных сочи­нениях.

норманистами

Противниками норманизма

в XIX в. С. А. Гедео­нов в двухтомнике «Варяги и Русь», Д. И. Иловайский и

Казалось, что вопрос решен. Но нет. И сегодня сущест­вуют норманисты и антинорманисты. Только спор в основ­ном идет по вопросу — кто были варяги по национальнос­ти.

4 стр., 1911 слов

«История Конституции — основа демократии России»

... отечественными конституционалистами мало внимания уделяется вопросам не только истории создания Конституции РФ, но и условиям и идеям, которые сопровождали ... и рабочей комиссии мы имеем сейчас единый проект Конституции России... Вариант, который мы сегодня имеем, во многом отличается ... власти и местного самоуправления. Демократия (в переводе с греческого) означает власть народа. Принцип

сборнике «Древняя Русь в свете зарубежных источников» (М., 1999).

книге «Антинорманизм. Сборник рус­ского исторического общества» (М., 2003, т. 8 (156).

Главный аргумент сегодняшних норманистов — это на­ходки в северо-западных славянских землях вещей, кото­рые они трактуют как скандинавские. Антинорманисты опираются при отстаивании своих позиций на данные рус­ских летописей, сведения иностранных письменных источ­ников, материалы лингвистических, антропологических изысканий.

Так, Нестор-летописец пишет о происхождение Рюрика и призванных в 862 г. варягах: «Те варяги назывались русью», точно так же как свои этнические названия име­ли шведы, норманны (норвежцы), англичане и др.

Варяги, по мнению летописца, «сидят» к востоку от за­падных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийс­кого) моря. «А славянский язык и русский одно есть», — подчеркивает он. Это значит, что те князья, которых при­гласили приильменские словене и кривичи, были им родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое вне­дрение пришельцев в восточнославянскую среду, отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками.

Дискуссия об уровне социально-экономического разви­тия Древней Руси.

Б. Д. Гре­кова,

Смысл ее заключался в том, что общественные отноше­ния в Древнерусском государстве носили в основном фео­дальный характер уже с X в. Складывался класс феода­лов, появилась феодальная земельная собственность, за­рождались классовые отношения и классовая борьба. Элементы рабства на Руси были спорадическими. По су­ществу, Греков и его последователи почти автоматически переносили уровень и масштабы развития феодальных от­ношений в Западной Европе на Древнюю Русь.

Эта точка зрения господствовала в течение долгого вре­мени. Имеет она поддержку среди широких кругов исто­риков и поныне.

И. Я. Фроянов

И. Я. Фроянов полагал, что Б. Д. Греков и его после­дователи искусственно завышали уровень развития фео­дальных отношений и классовой борьбы в Древней Руси. Ничего подобного на Руси не было ни в X, ни в XI в. И лишь в конце XI в. забрезжил свет раннего феодализма со всеми характерными чертами этих общественных отноше­ний. До этого времени преобладал патриархальный, родо­племенной уклад. Большинство населения были свободны­ми собственниками земли на общинной основе. Одновре­менно в обществе существовали и рабовладельческие отно­шения. Спор между «школой Грекова» и «школой Фроянова» продолжается и по сей день.

Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель.

9 стр., 4343 слов

От Руси к России (XIII-XVII вв.)

... внешняя политика русских земель. Сохранив в руках князей власть в их княжествах, ханы потребовали официального признания ими вассальной зависимости от Орды. Получая от хана ярлыки (грамоты) на свои княжения, ... пастбищ, рабов и добычи приступила к завоеванию Восточной Европы, в первую очередь Руси. Зимой 1237 г. нападению подверглось Рязанское княжество. Несмотря на героизм и мужество защитников ...

Вопрос о путях и центрах объединения русских земель в XIV — первой половине XV в. в течение десяти­летий был бесспорным.

Как в дореволюционной историографии (возможно, за исключением С. М. Соловьева), так и в советских исторических исследованиях и научно-попу­лярной литературе не было сомнения в том, что сама история, сама судьба предначертала именно Москве, Мос­ковскому княжеству явиться миру в качестве собирателя русских земель, а впоследствии стать инициатором и создателем Русского централизованного государства.

Прав­да, в зарубежных работах отмечалось, что процесс этот был сложным и противоречивым, что не только Мос­ковское княжество, но и другие политические центры средневековой Руси, а также сопредельных стран, в пер­вую очередь Литва, претендовали, и небезуспешно, на эту роль в российской истории. Однако этим взглядам трудно было пробиться через толщу официальной ис­ториографии.

Лишь в 90-е гг. XX в. стала формироваться и другая точка зрения.

Д. Н. Александрова, А. Н. Сахарова, С. В. Думина

Все эти авторы отметили важную историческую роль, которую сыграло в данном процессе Великое Литовское и Русское княжество в XIV в. При этом ученые полагают, что катализатором объединения во многом были отноше­ния русских земель и Золотой Орды. Литовско-Русское го­сударство, независимое от Орды, именно этим во многом и притягивало к себе другие русские земли. Тверь в нача­ле XIV в. стала подниматься к роли объединителя русских земель также на антиордынской и антимосковской основе, поскольку Московское княжество шло прочно в фарвате­ре политики Орды.

И лишь когда в Литве произошел поворот в сторону ка­толицизма и унии с Польшей, а Москва прочно взяла в свои руки инициативу борьбы с Ордой и добилась на этом пути впечатляющих успехов при Дмитрии Донском, объ­единительная поступь Москвы, к которой потянулись все антиордынские и антилитовские силы, стала безапелляционной.

Б. Н. Флоря, А. Л. Хорошкевич,

Дискуссии о характере опричнины.

В неудачном исхо­де Ливонской войны и разорении страны немалую роль сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного. В то же время она заняла важное место в политической жизни страны, в развитии ее государственности.

Опричнина была сложным, многоплановым обществен­но-политическим и социально-экономическим явлением в истории России, в истории развития и укрепления Русско­го централизованного государства.

Н. М. Карамзина

Это нашло отражение в исторических трудах, литературных произведениях, в художественных фильмах, в учебной исторической литературе. В «послесталинский» период изучение опричнины приняло научный, менее иде­ологизированный характер, хотя сталинские оценки еще давали себя знать в виде некоторой идеализации опрични­ны в учебной литературе.

7 стр., 3330 слов

История России в произведениях Пушкина и Лермонтова

... на трагедии одного ребенка. Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в ... в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских ... […] Тема свободы в лирике Лермонтова (сочинение) Зададим ... творил в эпоху формирования периода жестокого ...

А. А. Зимин и Р. Г. Скрынников., С. А. Нефедов

Как и в Турции, вся земля была поделена Иваном Грозным в период опричнины на две части; ана­логичным образом проводилась и политика на опричной территории в интересах укрепления государства (см. статью С. А. Нефедова «Реформы Ивана III и Ивана IV: Османское влияние» в журнале «Вопросы истории», 2002, № 11, с. 30—53).

Дискуссии о причинах Смутного времени.

Смута как определенный период в русской истории получила различ­ное толкование в исторических работах.

В дореволюционной историографии причины и ход Сму­ты в основном объяснялись династическим кризисом, пресе­чением династии Рюриковичей, появлением Лжедмитрия I, происками Речи Посполитой, что и породило «смятение умов» в Российском государстве, появление разного рода авантюристов и честолюбцев, которые играли судьбами со­тен тысяч людей.

С. М. Соловьев и особенно С. Ф. Платонов

И. И. Смирнов

Р. Г. Скрынников

В известной степени позиция Р. Г. Скрынникова ниве­лировала классовый акцент, проставленный на событиях Смуты рядом авторов.

«Спорные проблемы вос­стания Болотникова» в журнале «История СССР» (1989, № 5)

Н. И. Павленко

Смуту американс­кий историк Ч. Даннинг, А. Н. Сахаров

Споры о Новом периоде русской истории.

XVII век час­то называют началом Нового периода русской истории, на­чалом Нового времени. Такое определение, появившееся в одной из работ В.И. Ленина (который отталкивался от не­которых концепций, существовавших в историографии конца XIX — начала XX в.), долгие годы заставляло исто­риков нашей страны искать признаки, которые выделяли бы XVII век как важную грань в периодизации истории нашей страны.

В российской исторической науке до сих пор сущест­вуют острые споры в подходе к периодизации всей рос­сийской истории. Одна часть историков за основу этой периодизации берет признаки социально-экономические, способ производства и соответствующую ему политиче­скую надстройку. Основой здесь являются труды К. Марк­са, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Ученые делят историю по формационному принципу: рабовладельческий строй, фео­дализм, капитализм, социализм. Начало Нового времени в данной схеме отождествляется с зарождением капита­лизма.

Другие ученые полагают, что формационные признаки имеют право на жизнь и свойственны в основном запад­ноевропейским странам, где они проступали на протяже­нии веков в достаточно чистом виде. Но даже там, не го­воря о других регионах, они, учитывая многоукладный характер многих стран, недостаточны, не проступают в них в кристаллизованном виде, переплетаются друг с другом и не дают возможности четко характеризовать тот или иной крупный хронологический период. Эти ученые предлагают периодизировать историю по цивилизацион­ному принципу. В основу его кладутся не только социаль­но-экономические и политические признаки, но и куль­тура, образ жизни, психология, обычаи людей, качество их жизни. Отсюда вся человеческая история делится на Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшую историю.

15 стр., 7385 слов

Русская музыкальная культура XVII века

... на основе национальных русских традиций, а во второй половине века под влиянием западноевропейского многоголосия. История музыки XVII в. делится на ... Отрепьеве и убиенном царевиче Димитрии, о Петре I. Россия XVII в. переживала длительные войны, разруху и серьезные ... и даже в языке. Проблемы богословские, языковые, лингвистические — споры по поводу новых переводов священных книг, сделанных при ...

В этой связи споры о Новом периоде русской истории целесообразно рассматривать в двух аспектах.

1) Споры между сторонниками формационного подхо­да к истории. Большая группа отечественных историков (Л. В. Черепнин, А. А. Зимин, А. А. Преображенский, С. М. Троицкий, Е. И. Индова, Ю. А. Тихонов и многие другие) доказывают, что капиталистический уклад (а именно его признаки клали они в основу периодизации Нового периода русской истории в отличие от феодализ­ма) начал формироваться в России в XVII в. (первые приз­наки находят еще в XVI в.), продолжал свое развитие в XVIII и первой половине XIX в. Но лишь после реформ 60—70-х гг. XIX в. капитализм в России победил как об­щественный строй.

Другие ученые (Н. И. Павленко, И. Д. Ковальченко, Л. В. Милов

Но для всех этих историков Новый период русской истории отождествляется с наступлением эпохи капита­лизма, как это было на Западе с XVI в.

2) Споры между сторонниками формационного и циви­лизационного подходов к периодизации истории. Так, ес­ли сторонники формационного подхода отождествляют (и применительно к России) наступление Нового времени с пришествием капитализма, то сторонники цивилизацион­ного подхода такого тождества не усматривают. Они пола­гают, что нельзя переносить характерные для Запада черты как формационных, так и цивилизационных признаков на Россию, поскольку в нашей стране существовало такое пе­реплетение как формационных, так и цивилизационных признаков, которое не дает возможности проводить пря­мые аналогии со странами Запада. А потому термины «Средневековье» и «Новое время» к России либо вообще не применимы, либо охватывают совсем другие хроноло­гические периоды, чем на Западе.

А. Б. Камен­ский

Автор приходит к выводу, что лишь в XVIII в., со време­ни реформ Петра I в России начало медленно и неуверен­но разрушаться Средневековье, для которого были свой­ственны, прежде всего, обусловленность его социальной ор­ганизации и жизни религиозными и мифологическими представлениями, но отнюдь не научными, коллективист­ский характер общества (община), отсутствие суверенной личности, авторитарный характер власти и т. д.

6 стр., 2586 слов

Академическое художественное образование в России в XVIII веке

... рисунка, в том числе и в российских ака­демиях художеств. Академическое художественное образование в России в XVIII веке. В 1758 г. по инициативе И. Шувалова была основана «Академия трех ... до 12, третий - с 12 до 15 и четвертый - с 15 до 18 лет. В первом возрасте изучали закон божий, грамматику, иностранные языки, арифметику, геометрию, ...

Характер­ными же чертами капитализма являются частная собствен­ность на все средства производства, механизация производ­ства, рациональная организация труда, свободный рынок, универсальные законы, становление свободной личности, наличие гражданских прав и свобод. Лишь к концу XVIII в. в России стали проявляться некоторые из этих признаков. Поэтому допетровский период А. Б. Каменский предлагает определять как традиционное общество, пери­од с XVIII в. до первой половины XIX в. — как раннее Новое время и лишь с 1861 г. считать наступление в Рос­сии Нового времени, и то с большими оговорками.

Продолжение см. в файле.

Полное название используемых учебников:

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / под ред. Сахарова А.Н. / 18-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – 336 с.

Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII XIX век. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / под ред. Сахарова А.Н. / 18-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – 336 с.

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» .