ПРАКТИКА 19. ОХ, УЖ ЭТИ ОБОРОТЫ! (часть 1)

Сочинение

Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1. Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции.

2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.

4. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка.

5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.

6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.

9. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

10. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба.

2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.

3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти.

4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет.

5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью.

6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.

7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня.

8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.

9. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.

Подсказка 1

1. Ошибка в употреблении времени причастия.

2. Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо «сын, воспитывающийся отцом» сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что частица -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо «коровы, отправляющиеся на убой» нужно …отправляемые на убой.

4 стр., 1633 слов

Синтаксические единицы. и подчинение. Предикативность. Словосочетание ...

... словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами. Сочинение и подчинение В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение. При сочинении По значению сочинительная связь подразделяется на следующие ...

3. Ошибочны формы причастий на -ший от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует («сделающий», «вздумающий» и т. п.).

4. Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют («выступление, вызвавшее бы возражения» и т п.).

5 Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом («лежащая книга на столе»).

6. Неправильный порядок слов в предложении с обособленный причастным оборотом.

7. Замена невозможна, потому что в главном предложении имеется соотносительное слово (форма указательного местоимения то).

8. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени.

9. Замена невозможна, если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже (замена возможна, если слово который стоит в именительном или винительном падеже без предлога).

10. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме сослагательного наклонения.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.

3. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.

4. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.

5. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.

6. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

7. Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко.

8. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.

9. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.

2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело.

3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков.

4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.

5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул.

6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами.

7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.

8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики.

2 стр., 942 слов

Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения

... слов в начальной форме _____________ ________________ Составление предложений из слов в начальной форме (в том числе с предлогами), порядок слов ... произношение, замены, смешения) _________________________________________ ________________ ________ Способность правильно воспроизводить звукослоговую структуру изолированных слов и слов в составе предложений: ___________________________________ ...

9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.

10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

Подсказка 2

1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам; например: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».

3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее, например: «Подходя к лесу, мне стало холодно».

4. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают, например: «Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода».

5. Нагромождение деепричастий, создающее неблагозвучие.

6. Замена невозможна, потому что главное предложение безличное.

7. Замена невозможна, потому что в главном и в придаточном предложениях разные подлежащие.

8. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия.