»
Ж.Ж. Руссо
«
Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость
»
Б. Джонсон
«
Отвага заменяет крепостные стены
»
Саллюстий
«
Смелость не зря счита
ется высшей добродетелью
—
ведь в смелости
залог остальных положительных качеств
»
У. Черчилль
«
Смелость
—
это сопротивление страху, а не его отсутствие
»
М. Твен
«
Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит
»
Овидий
«
Трус опаснее всякого другого
человека, его надо бояться более всего
»
Л. Берне
«
Нет ничего страшнее самого страха
»
Ф. Бэкон
«
Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных
действий
»
Р.
Декарт
«
—
плохой наставник
»
Плиний Младший
«
Испуган
—
наполовину побежден
»
А.В. Суворов
«
Бояться любви
—
значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть
на две трети мёртвым
»
Бертран Рассел
«
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя
»
Цицерон
Смелость и трусость как абстрактные понятия, черты характера;
- смелость и трусость в обыденной жизни, в любви.
Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на
сопоставлении противоположных проявлений личности
–
от решительности и
смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти
от отв
етственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая
может привести даже к предательству.
Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически
в любом произведении классической литературы.
А.С. Пушкин
«
Капитанская дочка
»
В качеств
е примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина:
первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию
Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй
испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага.
П
о
по направлению «Смелость и трусость»: что писать и не писать
... переносят боль»? Какие качества человек проявляет на войне? Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»? Почему творчество требует смелости? Почему люди на войне ... законам совести, по законам храброго человечного сердца. 9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение ...
настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова.
«
Трусиха
»
Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости,
www.ctege.info
проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям
Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, заня
той пугачевцами.
Заглавный герой романа
А.С. Пушкина
«
Евгений Онегин
»
по сути
оказался трусом
–
он полностью подчинил свою жизнь мнению общества,
которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может
предотвратить её, он не делает этого, так
как боится мнения света и сплетен о
себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга.
Яркий пример истиной смелости
–
главный герой романа
М.А.
Шолохова
«
Тихий Дон
»
Григорий Мелехов. Первая мировая война
подхватила Г
ригория и закрутила в вихре бурных исторических событий.
Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко
берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера.
Свидетельство его мужества
—
Георгиевские кресты
и медали, офицерское
звание.
Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится
кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой
женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит
об этом. Он готов круто изм
енить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий
Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она
–
не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого
бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством
ма
леньких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую
обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не
останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале
романа сделав свой выбор.
Не боится полностью п
оменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы
М.Ю. Лермонтова
«
Мцыри
»
Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре,
силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном
монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно
решается на
отважный поступок
–
побег из монастыря в надежде вернуться на родину.
Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось
всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в
достижении поставленной цел
и, несгибаемая сила воли, мужество, презрение
к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество,
волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как
он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но ю
ность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна.
www.ctege.info
Мцыри не удалось достигнуть своей цели
Сочинения. чем близок и дорог мне образ мцыри Чем близок мне герой мцыри
... Лермонтова «Мцыри». В 8 классе принято писать сочинение по поэме Мцыри. И, конечно, нельзя обойти вниманием главного героя. Чем близок нам Мцыри? ... “могучий дух”, “огненная душа”... Мцыри, как романтический герой С самого детства Лермонтов был влюблен в Кавказ, а герои, ... их поступков, изображенных собы тий. Лермонтов открыто прославляет сво бодолюбие Мцыри, его мужество, жажду жизни, полной «тревог ...
—
найти родину, свой народ.
«
На мне печать свою тюрьма оставила
»,
—
так он объясняет причину своей
неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его
(устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова).
Но он умирает
непреклонным, дух его не сломлен.
Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в
условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и
представлений, в том чис
ле, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре.
Вопрос о смелости и трусости
–
один из центральных в романе
М.А.
Булгакова
«
Мастер и Маргарита
»
Словами героя романа Га
Ноцри утверждается мысль о том, что одним
из главных человеческих пор
оков является трусость. Эта мысль
прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд,
приоткрывая нам
«
занавес
»
времени, показывает, что ход истории не меняет
человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во
все времена. А
ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость
—
порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих
тяжких грехов. Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если
человек врет, он ведь тоже чего
то боится. Еще
в XVIII веке французский
философ К. Гельвеций утверждал, что
«
после храбрости нет ничего более
прекрасного, чем признание в трусости
».
В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за
совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучасти
я не
приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру
не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель
истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил
—
отказался от
своей книги. Он сломлен обрушившимис
я на него невзгодами, но сломал он
себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского,
когда уверил себя, что
«
не нужно задаваться большими планами
»,
он обрек
себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и
даров
ан только
«
покой
».
Иешуа
—
странствующий молодой философ, который пришел в
Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но
вместе с тем он
—
духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при
каких обстоятельствах не отказывается
от своих взглядов. Иешуа верит, что
человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно,
поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и
происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то
Данко из повести Старуха Изергиль (характеристика и образ)
... что означает это выражение? Каким должен быть человек с красивой душой? Ответы на эти вопросы можно найти, прочитав замечательный рассказ ... и оно превратилось в искры. Данко – герой. Это человек, живущий не эгоистичными целями, он вывел людей не для того, чтобы ... прав в том, что Данко лучший из людей. Сочинение 2 Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным ...
www.ctege.info
такое до
бро всесильно. Сумел же
«
бродяга
», «
слабый человек
»
перевернуть
жизнь Понтия Пилата,
«
всемогущего правителя
».
Понтий Пилат
—
представитель власти императорского Рима в Иудее.
Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га
Ноцри.
Понтий Пилат
не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к
компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу
помиловать Га
Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий
Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. И
менно страх
определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от
государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М.
Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от
Иешуа, он губит и себя, и
свою душу. Даже после физической смерти он
обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только
Иешуа.
Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного
преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельств
а.
Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит
дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех
времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою
любовь. Не зря же Булгаков в основу ч
еловеческих отношений призывает
положить именно любовь и милосердие.
В романе
«
Мастер и Маргарита
»,
по словам А.З. Вулиса, присутствует
философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок
—
трусость
—
обязательно повлечет за собой возмезди
е: муки души и совести.
Еще в
«
Белой гвардии
»
М. Булгаков
предостерегал:
«
Никогда не убегайте
крысьей побежкой в неизвестность от опасности
».
Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно,
более слабых,
тоже большое мужество. Таков Данко
–
герой легенды из
рассказа
М. Горького
«
Старуха Изергиль
»
Гордый,
«
лучший из всех
»
человек, Данко умер ради людей. В основе
рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке,
спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко
обладал
волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то
же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без
привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее
богатство, истинное совершенст
во в библейских сказаниях воплощались во
внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление
человека о духовной и физической красоте:
«
Данко
Футлярные люди в рассказах а. п. чехова
... проживая свои дни. Однако, такой образ жизни неверен, что и хочет нам донести А.П. Чехов через свои рассказы. Сочинение Образы футлярных людей Чехова Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело ... элементы наряда имели темные тона. Главный герой рассказа спрятался в свой мирок, в который никого не пускает, а наоборот, старается избегать людей. Даже в гостях у своих друзей, ...
—
один из тех людей,
молодой красавец. Красивые
—
всегда смелы
».
Данко верит в собственные
www.ctege.info
силы,
поэтому не хочет их тратить
«
на думу да тоску
».
Герой стремится
вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой
характер, он берёт на себя роль лидера, и люди
«
дружно все пошли за ним
—
верили в него
».
Герой не боялся трудносте
й во время нелёгкого пути, но он не
учёл слабоволие людей, которые вскоре
«
стали роптать
»,
так как не обладали
стойкостью Данко и не имели твердой воли. Кульминационным эпизодом
повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью
пути
, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера:
«
Ты
—
ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты
погибнешь!
»
Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать
ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их н
есчастьях.
Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут,
«
разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его
над головой
».
Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим сердцем,
Данко вывел людей из тьмы ту
да, где
«
сияло солнце, вздыхала степь, блестела
трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река
».
Данко взглянул на
открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым
смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читат
еля
задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была
гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ
«
осторожного
»
человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего
то и
наступившего
«
на гордое сердце ногой
».
Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно,
основные черты характера героя
—
душевная стойкость, сила воли,
бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он
пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из лес
а, но и ради
себя: он не мог поступить по
другому, герою необходимо было помочь людям.
Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его
натуры, поэтому М. Горький называет героя
«
лучшим из всех
».
Исследователи
отмечают связь образа Данко
с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя
Данко связано с однокоренными словами
«
дань
», «
дам
», «
дающий
».
Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде:
«
Что сделаю я для
людей?!
»
Многие произведения классической русской литературы поднимают
вопрос
страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме
Чем отличается Данко от окружающих его людей? (7 класс)
... к сочинению Чем отличается Данко от окружающих его людей? Популярные сегодня темы Главный герой одного из самых известных произведений Антона Чехова, рассказа Человек ... поступок и такая неблагодарность. В этом и отличие Данко от окружающих его людей, а именно в бескорыстной помощи, которую дал герой и не смог дать народ. Этот поступок ... Музыка окружает человека каждое мгновение жизни. Колыбельная, ...
страха, трусости посвящены многие произведения
А.П. Чехова
:
«Страхи»,
«Казак», «Шампанское», «Красавицы», «Огни», «Степь»,
«
Человек в
футляре
», «
Смерть чиновника
», «
Ионыч
», «
Дама с собачкой
»,
«
Хамелеон
», »
Палата № 6″, «Страх», «Черный монах» и др.
www.ctege.info
Герой рассказа
«Страх»
Дмитрий Петрович Силин боится всего. По
мнению автора рассказа, он «болен боязнью жизни».
Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое.
Например, Силин боится ужасны
х событий, катастроф и самых обыкновенных
событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для
него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его
вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том,
что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя
своим собственным страхом.
Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто
убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из
за того, что испытывает
чувства стра
ха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут
он получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда
он узнает об измене, страх гонит его из дома: «Руки у него дрожали, он
торопился и оглядывался на дом, вероятно, ем
у было страшно».
Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой,
чья жизнь состоит из одних ужасов.
В рассказе
«
Палата №6
»
тема страха также выходит на первый план.
Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего
он
остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной.
Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: «Вот она
действительность!
подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и
тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в к
остопальном заводе».
Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе »
Человек в
футляре
«. Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа
Беликов все время пытается
«
спрятаться от жизни
»
в футляр. Его футляр
сделан из циркуляров и пред
писаний, за выполнением которых он постоянно
следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего
конкретного. Самое ненавистное для него
–
невыполнение правил и
отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в
мисти
ческий ужас. «Действительность раздражала его, пугала, держала в
Почему люди боятся перемен? (2 варианта)
... -за попыток преобразовать жизнь. Почему большинство людей боится что-то менять? Одни являются замкнутыми с детства, не выходят за собственные «рамки» и проносят этот страх через года, другие ... любил Асю. Перемены грозили герою разрушением его личного пространства и уютного мира, где все было для него и по его прихоти. Таким образом, люди боятся перемен, потому что ...
постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою
робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего
никогда не было; и древние языки, которые он п
реподавал, были для него, в
сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».
Если Силин из
за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе,
то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и
огих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.
www.ctege.info
Герой рассказа »
О любви
» Алехин тоже всего боится и также
предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была
хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей лю
бви
и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину.
Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка
М.Е. Салтыкова
Щедрина
«
Премудрый пескарь
»
Перед читателем проносится жизнь
пескаря, несложная по своему устройству, основанная на ст
рахе перед
потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили
долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной,
завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да
и человек, в любой момент могут
его погубить. Юный пескарь так хорошо
усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё
он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки
«
дрожал
»
—
лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет,
дейст
вительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой,
которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась.
Сбылась и другая его мечта
—
прожить так, чтобы никто так и не узнал о
существовании премудрого пескаря.
Перед смертью герой
задумывается о том, что было бы, если бы все
рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо
него прошли все возможности
—
завести друзей, создать семью, вырастить
детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это пе
ред
смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает
границы своей норы:
«
рыло его
»
из норы показывается наружу. А дальше
—
простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что
случилось с героем, а констатирует лишь, что
он вдруг исчез. Свидетелей
этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить
незаметно была достигнута пескарём, но и
«
сверхзадача
»
—
так же незаметно
исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя:
«
Жил
–
дрожал, и умирал
–
дрожал
».
Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях.
Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа
Роль искусства в жизни человека — -рассуждение
... в мир! Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/jesse-na-temu-rol-iskusstva-v-zhizni-cheloveka/ Сочинение на тему «Роль искусства в жизни человека» Многие пренебрегают искусством и не видят в нем достаточно пользу. Намного важнее наука. ...
А.И.
Куприна
«
Белый пудель
»
В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто.
Пес
–
один из артис
тов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит
и говорит про собаку:
«
Он кормит, поит и одевает нас двоих
».
Именно с
помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения.
Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к др
угу и
члену семьи. Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать
www.ctege.info
любимую собачку. А вот мать Трилли считает:
«
Все продается, что
покупается
».
Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала
артистам баснословные деньги и даже слушат
ь не хотела, что собака не
продается.
Когда Арто не смогли купить, его решили украсть. Вот тут, когда
дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и
идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни
стало вернуть
пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он
освобождает друга.
К теме трусости и смелости неоднократно обращались и современные
писатели. Одно из наиболее ярких произведений
–
повесть
В. Железникова
«
Чучело
»
В одну из провинциальных школ прих
одит новая ученица Лена
Бессольцева. Она внучка художника, ведущего замкнутый образ жизни, что
стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники открыто дают
понять новой девочке, чьи здесь правила.
Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее
доброту и
мягкосердечность, одноклассники дают ей кличку
«
Чучело
».
У Лены добрая
душа, и она всячески пытается наладить контакт с одноклассниками, пытаясь
не реагировать на оскорбительное прозвище. Однако жестокость детей,
ведомых лидерами класса, не имеет
границ. Только один человек испытывает
чувство жалости к девочке и начинает с ней дружить
–
Дима Сомов. Однажды
дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вернулся в класс, чтобы
забрать забытую вещь. Его встретила учительница, и мальчик вынужден бы
л
рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали с уроков. После этого
дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена,
сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и
начинает оправдывать его. Одноклассники быст
ро забывают грех Димы и
переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить
ее. Жестокие дети сжигают чучело, символизирующее Лену. Девочка не в
силах больше выдерживать такого гнета, просит дедушку покинуть этот город.
После того как
Бессольцева уехала, дети испытывают мучения совести, они
понимают, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что
либо предпринимать уже поздно.
Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение
За жизнь необходимо бороться . За что в этой жизни нужно бороться. ...
... сочинении. Обратите внимание на выделенные цитат. Их можно запомнить. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна. Источник: 8 ВЕЩЕЙ, ЗА КОТОРЫЕ ВАМ СТОИТ БОРОТЬСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В жизни нужно бороться за ... и одновременно уверенность, что оно необходимо, что всякое надвигающееся несчастье помогает ... обычно это единственный ключ, доступный человеку. (Макс Фрай, литературный псевдоним современных ...
определяется желанием быть особе
нной: волевой, принципиальной. Однако
эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять
лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Лене
и выделяет ее среди остальных:
«
Не ожидала я такого от Чучела,
–
нарушила
www.ctege.info
нак
онец тишину Железная Кнопка.
–
Всем врезала. Не каждый из нас на это
способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась…
А вы все
–
хлюпики. Сами не знаете, что хотите
».
И причину этой симпатии
она осознает лишь в самом конце, в мом
ент прощания с Бессольцевой.
Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть
внутренняя сила, смелость, позволяющая противостоять лжи и сохранить
духовное начало.
Особое место в системе образов рассказа занимает Димка Сомов. На
первый вз
гляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и
этим отличается от своих сверстников. Это проявляется в его поступках: в его
попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании
быть независимым от родителей и зар
аботать денег самому. Но потом
оказывается, что, как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от
него отдельно. Боясь мнения одноклассников, он оказался способным на
неоднократное предательство: предает Бессольцеву, когда не признается в
своем
проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается
напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его
внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде
прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалос
ть. Таким образом, никто
из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого
моральной основы, внутренней силы и смелости.
В отличие от всех персонажей Лена оказывается сильной личностью:
ничто не способно толкнуть ее на предательство
- Несколько раз она прощает
Сомова
–
это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить
все обиды и измены, не озлобиться. Не случайно действие разворачивается на
фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей
вид
имости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.
Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне.
Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются
в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.
Роман Л.Н. Толс
того
«
Война и мир
»
не только и не столько о войне,
сколько о человеческих характерах и качествах, которые проявляются в
сложных условиях выбора и необходимости совершить поступок. Важными
для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве,
героизме и о трусости как чертах личности. Ярче всего эти качества
проявляются в военных эпизодах.
Рисуя героев, Толстой использует прием противопоставления. Какими
разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном!
www.ctege.info
Багратион посылает Жеркова
с приказом об отступлении на левый фланг, то
есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков отчаянно трусит и поэтому
скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников
«
в более безопасном месте,
где их быть не могло
».
Таким образом, жизненно важный приказ э
тим
адъютантом не передан. Но его передает другой офицер
—
князь Болконский.
Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе
малодушничать.
До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и
беззастенчиво смеялся над удив
ительным героем, но смешным и робким
человеком
—
капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала
батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из
офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без
прикры
тия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской
армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана,
но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым
то и обязаны
войска успехом.
Тимохин, незаметный и ничем не
выдающийся в обычных
обстоятельствах, также демонстрирует истинную храбрость: «Тимохин с
отчаянным криком бросился на французов… с одной шпажкой, набежал на
неприятеля, так что французы… побросали оружие и побежали».
Один из главных героев романа, Андрей
Болконский, обладал такими
качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале
романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную
службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг
и заслужить нар
одную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость,
солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера.
На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время
Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает
выпавшее
из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике солдат.
Еще один герой, который проходит через испытание своего характера
–
Николай Ростов. Когда сюжетная логика приводит его на поле
Шенграбенского сражения, наступает “момен
т истины”. До этого времени
герой абсолютно уверен в своей смелости и в том, что не опозорится в бою.
Но, увидев истинное лицо войны, подойдя к смерит вплотную, Ростов осознает
невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить
меня”,
—
думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы
стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Его страх
—
это не страх
перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую
жизнь”.
www.ctege.info
Петя
–
самый младший в семье Ростовых, лю
бимец матери. Он попадает
на войну совсем юным, и главная цель для него
–
совершить подвиг, стать
героем:
«…
Петя находился в постоянно счастливо
возбужденном состоянии
радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не
пропустить к
акого
нибудь случая настоящего геройства
».
У него мало боевого
опыта, но много юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу
боя и попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет),
Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в
служении отечеству.
Великая Отечественная война дала много материала для размышлений
о смелости и трусости.
Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только
солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в
ворот событий. Такая история простой женщины описана в
романе
В.А. Закруткина
«
Матерь человеческая
»
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь
советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались
оккупированными. О
стался на занятой немцами территории и затерянный в
степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и
их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все
разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Вася
тку
повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться
за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.
Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии,
ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она
совершенн
о не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную
фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни
Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает,
Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дал
ьнейшего
существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.
Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого
молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за
сына и за мужа. Но немец, беззащи
тный мальчик, крикнул:
«
Мама! Мама!
»
И
сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души
предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию,
поэтому стала собирать урожай с
колхозных полей не только для себя, но и
для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга
поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое
хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии
www.ctege.info
стек
алось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли,
матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем
незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла
принять под свой кров семерых ленинградских сирот,
волею судеб занесённых
на её хутор.
Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми.
И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии
показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех
обездоленных войной
детей мира…
В повести
В. Быкова
«
Сотников
»
подчеркнута проблема подлинного
и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии
произведения. Главные герои повести
Сотников и Рыбак
в одних и тех же
обстоятельствах вели себя по
разно
му. Рыбак, струсив, согласился вступить в
полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд.
Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с
обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о
себе, о своей
собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель
Сотникова стала его нравственным триумфом: » И если что
либо еще заботило
его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям».
Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и рад
и своего спасения
согласился стать полицаем: «Появилась возможность жить
–
это главное. Все
остальное
–
потом».
Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел
принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли,
кото
рой поддался Рыбак.
Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом
деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта
мысль прослеживается в повести
В. Распутина
«
Живи и помни
»
Перед героями повести Настеной и
Гуськовым стоит проблема
нравственного выбора. Муж
дезертир, который и дезертиром стал случайно:
после ранения следовал отпуск, но его почему
то не дали, сразу отправили на
фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не
выдерживает. Он бе
жит домой, поддается страху смерти, становится
дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так
любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся
Настена не выдерживает той тяжести, которая свалилась на
нее. Не
выдерживает потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее
нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова
то такого не знает. И
она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в
www.ctege.info
воды Енисея, потому что жить так на све
те стыдно. И не только дезертиру
адресует Распутин свое
«
живи и помни
».
Он обращается к нам, живым:
живите, помня, что у вас всегда есть выбор.
В повести
К.Д. Воробьева
«
Убиты под Москвой
»
рассказывается о
трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных
на смерть во время
наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. В повести писатель
показывает
«
беспощадную, страшную правду первых месяцев войны
».
Герои повести К. Воробьева молоды… Писатель рассказывает о том,
чем является для них Родина, война, враг
, дом, честь, смерть. Весь ужас войны
показан глазами курсантов. Воробьев рисует путь кремлевского курсанта
лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь
обретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически
жес
током мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и
человечность, добродушие и любовь к родине. Гибель роты, самоубийство
Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков, уцелевших после налета
курсантов
–
все это завершило переоценку ценностей
в сознании главного
героя.
В повести
В. Кондратьева
«
Сашка
»
раскрывается вся правда о войне,
пропахшей потом и кровью. Бои под Ржевом были страшными,
изнурительными, с огромными человеческими потерями. И война предстает
не в картинах героических сражений
–
это просто трудная, тяжкая, грязная
работа. Человек на войне находится в экстремальных, бесчеловечных
условиях. Сумеет ли он остаться человеком рядом со смертью, кровью,
перемешанной с грязью, жестокостью и болью за поруганную землю и
погибших друзей?
Са
шка
–
рядовой пехотинец, воюет он уже два месяца и увидел очень
много страшного. За два месяца от ста пятидесяти человек в роте осталось
шестнадцать. В. Кондратьев показывает несколько эпизодов из жизни Сашки.
Вот он добывает валенки для ротного, рискуя
жизнью, вот под огнем
возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат, вот
ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они его сами разыщут, вот
берет в плен немца и отказывается его расстрелять… Отчаянную храбрость
проявля
ет Сашка
–
берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск
он отдал ротному. Но война не убила в нем доброту и человечность.
Не хотели войны и обыкновенные девчонки
–
героини книги
Б.
Васильева
«
А зори здесь тихие…
»
Рита, Женя, Лиз
а, Галя, Соня вступили в
неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала
мужественными воинами, потому что всегда
«
в важные эпохи жизни … в
самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…
».
www.ctege.info
Рита Осянина, волевая и нежная, о
на самая мужественная и
бесстрашная, ведь она
—
мать! Она защищает будущее своего сына, а потому
готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова
—
веселая, смешливая,
красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и
любви, до
лгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не
задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет
сама.
«
И ведь могла схорониться,
–
говорит позже Васков,
–
но не захотела
».
Не захотела, потому что осознавала, что спасает
других, что Рита нужна
своему сыну
–
она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого
–
не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич
—
воплощение ученицы
отличницы и поэтическая натура,
«
прекрасная незнакомка
»,
вышедшая из
томика стихов А. Блока,
–
бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки
фашиста. Лиза Бричкина…
«
Ах, Лиза
Лизавета, не успела, не смогла одолеть
трясину войны
».
Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим
за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот…
но надо
–
и
пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?
Главный герой произведения
Б. Васильева
«
В списках не значился
»
–
лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это
восторженный юноша, полный надежд и с
читающий, что
«…
каждый
командир должен сначала послужить в войсках
».
Рассказывая о короткой
жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.
Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как
на крыльях прилетел о
н в город Брест
Литовск, торопясь скорее определиться
в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая
помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по
полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время
раздался
первый взрыв… Так для Плужникова началась война.
Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход
на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг,
с гордостью думая:
«
Я ходил в настоящую атаку и, кажется
, кого
то убил. Есть
что рассказать…
».
А на следующий же день он испугался немецких
автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.
С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя
за трусость и ставит перед со
бой цель: во что бы то ни стало не дать врагам
захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и
подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности
«
положить
душу свою за други своя
».
И мы видим, как осознание долга ста
новится
движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности
Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным
www.ctege.info
бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что
«
человека
победить невозможно, даже у
бив
».
Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому
долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти
из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не
значился в списках. Плужников понимал
, что защищать Родину
–
его
священный долг.
Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину
Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя
полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником,
старшин
а хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины.
Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни
стало и вернуть алый стяг Бресту.
Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний.
Но никакие беды не смогли
сломить в нем человека и погасить его пламенную
любовь к Отчеству, потому что
«
в важные эпохи жизни иногда в самом
обыкновенном человеке разгорается искра геройства
»…
Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода.
Плужников спрятал зна
мя и вышел на свет, сказав присланному за ним
человеку:
«
Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я
–
последняя ее
капля…
»
Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников
в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима
Свицкого
выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к
музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.
Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого
«
непокоренного сына непокоренной Родины
».
Перед ними
стоял
«
невероятно
худой, уже не имевший возраста человек
».
Лейтенант был
«
без шапки,
длинные седые волосы касались плеч… Он стоял, строго выпрямившись,
высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими
глазами. И из этих немигающих при
стальных глаз неудержимо текли слезы
».
Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали
ему высшие воинские почести.
«
Но он не видел этих почестей, а если бы и
видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей,
выше славы
, выше жизни, выше смерти
».
Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно
рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей
комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом
генерала, участвовавшего в ис
панских событиях. И в условиях войны
необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные
www.ctege.info
решения; когда получил приказ отступать
–
не ушел из крепости. Такое
построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но
и всех мужеств
енных защитников отечества.